Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Послетекстовая работа. IV. Задания. Занятие 4.  I. Предтекстовая работа.  II. Чтение текстов.. Двуязычие




III. Послетекстовая работа.

Вопросы по содержанию текста.

1. Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, а в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете?

2. Как понять это противоречие?

 

IV. Задания.

1.  Прочитать те места в тексте, в которых говорится о языке как о речи.

2.  Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании русского писателя Л. Н. Толстого? К чему призывает Л. Н. Толстой?

    Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.  Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.

 

3. Разберите по членам первое и последнее предложения из 2-го задания

      (высказывание писателя).

4. Выпишите словосочетания, где главным словом является глагол.

 

Занятие 4

 

 I. Предтекстовая работа.

 

1. Запомните синонимы:

Издавна – уже давно, с давних пор, с незапамятных времен, исстари, издревле

Основа – фундамент, база, базис, опора, первоэлемент

Ситуация – положение

Затруднение – трудность, положение, проблема, загвоздка, препятствие

Сфера – область, мир, круг деятельности, влияния, действия; орбита

Потребность – необходимость, нужда, испытывать нужду, спрос

Употребить – прибегнуть, использовать.

 

1. Выпишите по группам данные примеры: а) словосочетания; б) предложения.

     Часто обращаться, выражаемое словом, существовать издавна, двуязычие существует, направленный на взаимопонимание, параллельное употребление, взаимопонимание достигнуто, ощущать потребность, потребность ощущается, необходимость в двуязычии, двуязычие существует, давно известно, крайне важно, очень часто, настойчиво добиваться.

       По какому принципу распределили примеры по группам? Чем словосочетание отличается от предложения? Что называется словосочетанием? Что называется простым предложением? Какие виды предложений выделяются в зависимости от цели и характера высказывания?

 

2. Составьте простые предложения, используя данные словосочетания.

   Человеческое общение, получать знания, изучение языков, человек без языка, на русском языке, затруднения при общении, выполняет функцию.

 

3. Прочитайте диалог. Проследите за интонацией в вопросительных предложениях. Сделайте свои выводы.

- Куда ты так торопишься?

- На вокзал, мне надо встретить подругу. А ты?

- Я в кино.

- Опаздываешь?

- Немного, но думаю, что успею.                                                                                                    

4. Ознакомьтесь с типами интонационных конструкций ( ИК)

 

         Каждое предложение характеризуется определенной интонацией. В русском языке имеется пять основных типов интонационных конструкций: ИК-1, ИК-2, ИК-3,   ИК-4, ИК-5: Студент отвечает(ИК-1--повествовательное предложение). Как отвечает студент? (ИК-2—вопросительное предложение). Студент отвечает? (ИК-3—вопросительное предложение без вопросительного слова).    А группа? (ИК-4—типична для неполного вопросительного предложения с союзом а). Как отвечает студент! (ИК-5 типична для оценочных предложений).

 II. Чтение текстов.

Двуязычие

        К термину «двуязычие» мы прибегаем особенно часто в последнее время. Но явление, выражаемое этим словом, существовало издавна, может быть, даже всегда. Знание любых двух языков и пользование ими в повседневном общении есть двуязычие.

       Основу языковой ситуации в обществе составляет развитие и совершенствование национально-русского двуязычия, направленного на то, чтобы снять возможные

затруднения при общении между людьми разных национальностей, параллельное употребление казахского и русского языков в разных сферах, но с учетом конкретной ситуации общения.

      Использование русского языка человеком нерусской национальности в разных сферах общения не означает отказа от своего родного языка, напротив, оно заставляет осознать его особенности – ведь на самом деле какой бы язык человек ни изучал, он все равно занимается своим языком ….

       В Казахстане проживают более 100 народов разных национальностей, для которых русский язык стал языком межнационального общения. С самого рождения народы, населяющие Республику Казахстан, ощущают потребность и необходимость в двуязычии как в факторе дружбы, взаимопонимания, добрых взаимоотношений народов.

*      *   *

       Потребность в языке межнационального общения возникает в странах, в которых проживает несколько национальностей. Так, в Великобритании живут, помимо англичан, шотландцы, ирландцы, валлийцы и гэлы. Общим языком стал английский язык.                                                                    Помимо этого, наблюдается и другое явление. Как известно, у каждого народа есть свой национальный язык. В мире существуют около двух с половиной тысяч. При этом один и тот же язык может обслуживать разные народы, например, английский – англичан, американцев, канадцев и других; испанский – испанцев, кубинцев, мексиканцев и др.; арабский – сирийцев, ливанцев, алжирцев, египтян и др.   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...