Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Послетекстовая работа. IV. Задания. Занятие 5.  I. Предтекстовая работа. II. Чтение текста.. III. Послетекстовая работа.




III. Послетекстовая работа.

 Беседа по содержанию текста. Ответьте на вопрос письменно.

  • Что такое двуязычие?
  • Когда оно возникает?
  • Почему двуязычие так распространено в нашей стране?
  • Каким фактором является двуязычие в нашем обществе?
  • Существует ли это явление в других странах?

IV. Задания.

    

1. Подберите синонимы к словам: профессия, здесь, промежуток, работать, деятельный, использовать.                                                                                                                 

2.  Подберите синонимы к подчеркнутым словам в тексте.

 

3. Прочитайте и запомните данные высказывания о слове. Сделайте синтаксический разбор предложений.

       1. Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природы ключ

(Г. Державин). 2. Определяйте значения слов … и вы избавите свет от половины его заблуждений (А. Пушкин). 3. Если бы в мире не было слова, то он не был бы таким, какой он есть (Р. Гамзатов).

Занятие 5

 

 I. Предтекстовая работа.

 

1. Ознакомьтесь с таблицей «Типы простых предложений».   

Типы простых предложений Значение Примеры
По цели высказывания Повествовательное Вопросительное Побудительное Он овладел русским языком в совершенстве. Почему детям необходимо белковое питание? Читайте полезные книги.
По наличию второстепенных членов  Распространенное Нераспространенное Сегодня состоится первое заседание научного кружка. Студент читает.
По наличию главных членов   Двусоставное Односоставное Я учусь на первом курсе. Институту разрешили открыть новую лабораторию.
 По наличию или отсутствию всех членов предложения, необходимых для понимания смысла  Полное  Неполное Терпение и труд все перетрут.   Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

2. Работа по парам. Составьте вопросы по содержанию таблицы и задайте их друг другу. В ответах приводите свои примеры

3. Пользуясь таблицей, дайте характеристику данным ниже простым предложениям. Как вы понимаете смысл этих поговорок и пословиц? Запишите те, которые имеют отношение к теме наших занятий. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

 1). В пословицах и поговорках нашла отражение вся многогранная жизнь народа, все сферы деятельности человека. 2). О себе лучше всего говорят сами пословицы и поговорки:  Красна речь с поговоркой. Поговорка – цветок, пословица – ягодка. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. 3). На отсутствие памяти всяк жалуется, на отсутствие ума никто. 4). Новых друзей заводи, но не забывай и старых. 5). Язык – стяг, дружину водит. 6). Умную речь приятно и слушать. 7). Век живи – век учись. 8). Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 9). Смышлёный умнее красноречивого. 10). Мал язык, а всем телом владеет.

II. Чтение текста.

Язык

Язык – одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Трудно же представить, что стало бы, если язык по каким-то причинам вдруг перестал существовать.

Вспомним фантастические «Путешествия Гулливера», в которых английский писатель Джонатан Сфифт сатирически изображает современное ему общество. В одном из эпизодов Гулливер оказывается среди учёных Летучего острова, которые считали, что все слова надо упразднить. А чтобы выражать  свои мысли, надо носить с собой вещи. Ведь слова – это названия вещей! Он наблюдает местных мудрецов, изнемогающих под тяжестью ноши. Встречаясь на улице, они снимали с плеч мешки, развязывали их и, доставая оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу, потом помогали друг другу взваливать тяжеленный груз на плечи, прощались и расходились.

Слово – единство отвлечённых и конкретных, общих и индивидуальных значений, и его нельзя заменить никакой вещью! И как хорошо, что для того, чтобы рассказать товарищу о недавно прочитанной книге,  совсем не надо носить или возить с собой огромные мешки с вещами, о которых должна идти речь! Подобно чудодейственному дару слово существует в нас как «заместитель» предметов и явлений. Это самый тонкий инструмент выражения мысли и самое совершенное средство общения.

(По Л. Новикову)

III. Послетекстовая работа

1. Беседа по содержанию текста.

       1) Какова основная мысль текста (о чём говорится в тексте? ) 2) Как вы оцениваете «мудрость» учёных Летучего острова. Опровергните с помощью собственных примеров их утверждение «Ведь слова – это название вещей». Что вы используете в качестве аргумента. 3) Как автору «Путешествий Гулливера» удалось посмеяться над мудрецами? В чём вы видите авторскую  иронию в изображении учёных Летучего острова.

2. Перестройте предпоследнее предложение из текста так, чтобы получилось два простых предложения, соответствующие модели Что - это что.

3. Запишите предложения, подчёркивая главные члены. Устно объясните пунктуацию в конце предложения.

Величайшее богатство народа − его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

4. Прочитайте по ролям диалог на тему «Что значит это выражение». Прочитать реплики диалога могут два студента.

Что значит выражение «ни пуха, ни пера»?

- Это пожелание успеха. Дружеское или даже шутливое. Когда вам это сказали?

-  Вчера перед экзаменом.

- Видите? Так принято говорить, если другу или знакомому предстоит трудное дело.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...