II. Работа с текстом. Экология Семипалатинского полигона. III. Послетекстовая работа. Занятие 12. I. Предтекстовая работа.
II. Работа с текстом.
Экология Семипалатинского полигона Официально Семипалатинский ядерный полигон закрыт указом Президента Казахстана 29 августа 1991 года. Однако он замолчал позже, благодаря протесту людей, живущих в этом регионе. Возглавило эту борьбу антиядерное движение «Невада – Семипалатинск». Территория полигона огромна. С 1949 года по 1989 год 509 раз полигон содрогался от подземных ядерных взрывов. 166 раз вспыхивал в небе красный шар и превращался в гриб… В селе Саржал были обнаружены высокие показатели содержания продуктов ядерного распада стронция – 90, который разрушает костный мозг и нарушает кровообращение. Сотнижителей деревни умирают от лейкемии, анемии, астмы. Число детей уродов растёт, каждый пятый ребёнок рождается мёртвым. У половины населения ослаблена иммунная система, 40% юношей из – за болезней и слабоумия не призываются на военную службу. Поколение, родившееся после ядерных испытаний, унаследовало атомный СПИД от своих родителей. Захоронение ядерных и химических отходов на территории полигона было роковой ошибкой, так как в результате ядерных испытаний возникла новая антропогенная сейсмическая зона. Есть опасность, что радиоактивные элементы могут попасть в подземные воды, а значит, в Иртыш.
III. Послетекстовая работа 1. Определите тип и стиль текста. 2. Передайте содержание прочитанного текста в виде интервью журналиста и эколога. IV. Задания 1. Допишите предложения, основываясь на материале прочитанного текста. 1) Известно, что … 2) Совершенно очевидно, что… 3) Грустно сознавать, что … 4) И вдруг оказывается, что… 5) Экологи опасаются, что …
2. Прочитайте предложения с союзом ли. Обратите внимание на место союза в придаточной части. Определите, какое значение вносит союз ли (см. ниже грамматический комментарий). Образец ответа. Именно, от международного сотрудничества зависит, будут ли заложены основы безъядерной безопасности. (Неуверенность. ) 1. Никто не знает, произойдут ли реальные перемены в экологии. 2. Трудно сказать, смогут ли экологи препятствовать попаданию радиоактивных элементов в подземные воды. 3. Исследователи пытались узнать, не известны ли какие – либо новые факты по этому делу. 4. В конце концов люди задумаются, правильно ли они поступают по отношению к природе.
Грамматический комментарий Союз ли придает предложению оттенок неуверенности, сомнения в реальности фактов. Союз ли стоит не вначале зависимой части, а после первого слова, к которому он относится, выделяя и подчеркивая его.
3. Замените прямую речь косвенной (см. ниже грамматический комментарий). Образец. «Что вы думаете о последних решениях правительства по оздоровлению Аральского региона? » - спросил я. – Я спросил, что он думает о последних решениях правительства по оздоровлению Аральского региона. «Позвольте мне задать ещё один вопрос», - обратилась она с просьбой к присутствующим. – Она обратилась с просьбой к присутствующим, можно ли ей задать ещё один вопрос. 1. Телеведущий спросил главного эколога области: «Как вы оцениваете современную экологическую ситуацию? » 2. Премьер – министр, выступая на конференции, сказал: «Мы пытаемся создать единую концепцию региональной политики по спасению Аральского региона». 3. В Конституции РК говорится: «Государство ставит своей целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека». 4. «Не хотите ли вы рассказать о проблемах Семипалатинского региона? » - поинтересовался журналист.
Занятие 12 I. Предтекстовая работа. 1. Проверьте себя, знаете вы ли значение слов из текста. Для проверки приводятся краткие определения. гемоглобин – красящее вещество крови лейкоциты – бесцветные кровяные тельца тромб – кровяной сгусток II. Работа с текстом. 1. Чтение текстов. В лечебных дозах пчелиный яд действует благотворно на ряд систем и органов. Он расширяет капилляры и мелкие артерии, увеличивая тем самым приток крови к органам и способствуя обмену веществ в них. Апитоксин повышает количество гемоглобина и лейкоцитов в крови, уменьшает вязкость и свёртываемость крови и, следовательно может быть полезным при наклонности к тромбообразованию. Пчелиный яд уменьшает количество холестерина в крови и, следовательно, может применяться при лечении больных атеросклерозом. * Специалисты утверждают: за один – единственный день человек видит так много, что если всё увиденное перевести на киноленту то её понадобится около 19 километров. Глаз, вернее, его оптическая часть, имеет неограниченную воспринимающую способность. Через миллион волокон, каждая из которых способно передавать 20 сообщений в минуту, поток информации поступает в мозг человека. Из всего обилия информации в сознании отфильтровывается наиболее важная часть. * Прекрасна природа нашей планеты. Но ее чистый воздух отравляют дымы бесчисленных заводов. Поля и реки загрязняются стоками промышленных предприятий. Возник конфликт между человеком и окружающей его средой. Так, где же выход? Не надо ли притормозить технический прогресс? Моя позиция: нужно не меньше науки и техники, больше науки и техники, но на разумной основе. III. Послетекстовая работа 1. Определите основную мысль текстов. К какому типу текстов они относятся. 2. Рассмотрите таблицу (см. приложение 1) и расскажите по ней об основных стилях речи. - Какую функцию они выполняют? - В какой сфере используются? - Какие характерные особенности имеют каждый из стилей речи? 3. Сделайте стилистический разбор прочитанных текстов в следующей последовательности: 1. Функция данного текста… 2. Сфера применения данного текста… 3. Для данного текста характерны следующие особенности… 4. Создаются эти особенности следующими средствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|