Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из книги «Кризис современного мира» 4 глава




Добавим, что эти тотальные войны стали возможными благодаря другому специфически современному феноме­ну — формированию наций, произошедшему как следст­вие разрушения феодальной системы и разложения выс­шего единства средневекового Христианства. Не имея возможности развить здесь эту тему полнее, так как это завело бы нас слишком далеко, укажем лишь, что вещи усугубляются еще и за счет непризнания никакой духов­ной власти, которая в нормальных условиях смогла бы вы­ступить как подлинный арбитр, в силу своей собственной природы находясь выше всех конфликтов чисто политиче­ского уровня. Отрицание духовной власти также является практическим материализмом. Даже те народы, которые теоретически признают эту духовную власть, на практи­ке отказывают ей в каком-либо действенном влиянии или вмешательстве в социальную сферу, подобно тому, как ре­лигия выносится за пределы каждодневного существова­ния простых верующих: и в общественной, и в личной жизни преобладает одно и то же мировоззрение.

Даже если допустить, что материальное развитие име­ет на самом деле некоторые преимущества, хотя и весь-

Рено Геном

ма относительные, рассмотрение его последствий, кото­рые мы упоминали выше, с необходимостью ведет к за­кономерному сомнению: не перевешивают ли негативные результаты такого развития его позитивных результатов? Мы уже не говорим о множестве несравнимо более цен­ных вещей, принесенных в жертву чисто материальной форме развития; о забытом в угоду материализму высшем знании, о заброшенной интеллектуальности и об исчез­нувшей духовности. Мы утверждаем, что даже при оцен­ке современной цивилизации в ее собственных терминах, сравнение ее преимуществ с ее недостатками, скорее все­го, покажет, что преобладающими являются именно не­достатки. Новые изобретения, число которых с каждым днем возрастает, становятся все более и более опасными благодаря тому, что они апеллируют к таким силам, чья истинная природа остается совершенно неизвестной для использующих их людей. И подобное невежество лишний раз доказывает неспособность современной науки объяс­нить что бы то ни было и ее несостоятельность как сфе­ры истинного знания, даже в такой узкой области, как фи­зика. Тот факт, что такое невежество отнюдь не препятст­вует практическим приложениям науки, свидетельствует лишь о том, что, в действительности, она ориентирова­на исключительно на практические цели, и что промыш­ленность и ее проблемы являются единственной подлин­ной заботой всех ее поисков. Опасность, заключенная в подобных изобретениях, даже в том случае, если они не имеют прямого отношения к орудиям массового уничто­жения (что не мешает им быть причиной множества ката­строф, не говоря уже о нарушении экологического балан­са окружающей среды), несомненно, будет все более и бо­лее возрастать до тех пределов, которые довольно трудно предвидеть. И более чем вероятно, что именно благодаря

Из книги "Кризис современного мира"

этим тревожным изобретениям современный мир сам по­родит причину собственной гибели, если движение в этом направлении не будет остановлено в ближайшее время, пока это еще возможно.

Однако при оценке современных изобретений недо­статочно только сдержанности, основанной на понимании заключенной в них опасности. Здесь есть и другая сторо­на дела. Часто можно слышать славословия тем благодея­ниям, которые несет с собой так называемый прогресс, и можно было бы согласиться с самим этим термином «про­гресс», если уточнить, что речь идет исключительно о ма­териальном прогрессе. Но не являются ли эти благодея­ния, которыми так гордятся сегодня, чисто иллюзорными? Современные люди настаивают, что с помощью прогрес­са они значительно повысили свое благосостояние. С на­шей точки зрения, даже если они действительно добились в чем-то своей цели, вряд ли затраченные усилия могут быть оправданы полученными результатами. И более того, достигнуты ли эти цели, это еще вопрос.

Во-первых, следует учесть, что не все люди имеют одинаковые вкусы и одинаковые потребности, и кое-кто, быть может, с радостью избежал бы современной спешки и страсти к большим скоростям, хотя это более не пред­ставляется возможным. Разве можно считать благодеяни­ем по отношению к подобным людям то, что их заставля­ют участвовать в чем-то совершенно противоположном их собственной природе? Могут в ответ на это возразить, что сегодня таких людей немного, и к ним, поэтому, можно от­носиться как к ничтожному меньшинству. И в этом случае, равно как и в области современной политики, большин­ство узурпирует полномочия на подавление меньшинства, которое в его глазах просто не имеет права на существо­вание, так как такое существование идет вразрез с эгали-

Рено Геном

тарной манией униформности. Но если принять во внима­ние все человечество, а не только один западный мир, то вопрос станет совершенно иначе: то, что было большин­ством, станет меньшинством. Поэтому здесь используют иной аргумент, и, несмотря на всю противоречивость дан­ного утверждения, поборники равенства во имя превос­ходства своей позиции стремятся навязать свою цивили­зацию всему остальному миру, привнося тем самым сму­ту в народы, которые сами их никогда об этом не просили. И так как все это превосходство сводится к превосходству чисто материальному, для его утверждения используются самые грубые и материальные средства. Более того, надо прояснить этот вопрос до конца: если широкая публика действительно искренне верит в предлог о необходимо­сти распространения цивилизации, для многих это лишь форма морализаторского лицемерия, прикрывающего чис­то экономические интересы и амбиции. Насколько стран­но выглядит эпоха, в которую людей можно заставить ве­рить, что счастье можно получить ценой своего полного подчинения посторонней силе, ценой разграбления всех их богатств, то есть всех ценностей их собственной ци­вилизации, ценой насильного насаждения манер и инсти­тутов, предназначенных для совершенно иных народов и рас, ценой принуждения к отвратительной работе ради приобретения вещей, не имеющих в их среде обитания никакого разумного применения! Но именно это и про­исходит сегодня: современный Запад не выносит людей, которые заведомо согласны были бы меньше работать и скромнее жить, и поскольку во всем в расчет принимает­ся только количество, а все, что не воспринимается орга­нами чувств, считается просто несуществующим, то вся­кий человек, не пребывающий в состоянии ажитации и не производящий материальных предметов, с неизбежностью квалифицируется как лентяй или бездельник.

Из книги "Кризис современного мира"

В подтверждение этого (не говоря уже о расхожих мнениях относительно людей Востока) достаточно упо­мянуть об оценке, бытующей даже среди людей, считаю­щих себя религиозными, относительно чисто умозритель­ных монашеских орденов. В современном мире нет боль­ше места ни для интеллекта, ни для каких бы то ни было вещей внутренней природы уже потому, что их нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни взвесить, ни сосчитать. Всех за­нимают только чисто внешние действия во всевозможных формах, даже те из них, которые начисто лишены всякого смысла. Поэтому не следует удивляться тому, что англо­саксонская мания спорта с каждым днем распространяет­ся все шире и шире: идеал современного мира — это че­ловеческое животное, развившее свою мускульную силу до последних пределов. Его герои атлеты, даже если они грубы и бессмысленны. Именно такие персонажи вызы­вают всеобщий энтузиазм, и их достижения возбуждают страстный интерес толпы. Мир, в котором процветают подобные вещи, действительно безмерно пал и предель­но близок к своему концу.

Однако посмотрим на вещи с позиции тех, чей идеал действительно состоит в материальном благосостоянии, и кто, поэтому, на самом деле восхищается всеми измене­ниями, привнесенными в жизнь современным прогрессом. Но не обманываются ли и они? Разве в действительности использование средств быстрого сообщения и других по­добных вещей, а также более суетливая и усложненная со­временная жизнь делают сегодняшних людей более сча­стливыми, чем их предки? Напротив, справедливо скорее обратное: отсутствие сбалансированности и уравновешен­ности не может быть условием подлинного счастья. Кро­ме того, чем больше у человека потребностей, тем боль­ше шансов, что ему чего-то будет недоставать, и поэтому

Рено Генон

он будет несчастлив. Современная цивилизация стремит­ся искусственно создавать все новые и новые потребно­сти, и как мы уже сказали, этих потребностей всегда будет больше, нежели она сможет удовлетворить, и раз ступив на этот путь, будет крайне сложно остановиться, а, кроме того, для подобной остановки нет никаких весомых при­чин. Раньше для людей не составляло никакого труда об­ходиться без вещей, о существовании которых они и не подозревали и к которым никогда и не стремились. Сего­дня, напротив, им тягостно выносить отсутствие опреде­ленных вещей, так как они привыкли считать их необхо­димыми, и в конечном итоге, они действительно стали для них необходимы. Поэтому люди всеми возможными пу­тями стремятся приобрести средства для удовлетворения своих материальных нужд, которые одни только и оста­лись у современного человека. Все заинтересованы лишь в том, чтобы делать деньги, поскольку лишь деньги по­зволяют им приобрести все эти вещи, и чем больше этих вещей находится в их распоряжении, тем больше они хо­тят приобрести еще, продолжая постоянно обнаруживать все новые и новые потребности. И эта страсть становит­ся единственной целью в жизни.

С некоторых пор жестокая конкуренция в концепциях некоторых эволюционистов была возведена в статус науч­ного закона под именем борьбы за существование, чьим логическим следствием стало утверждение, что только сильнейший, причем сильнейший в узко материальном смысле этого слова, имеет право на существование. Тогда же появилась зависть и даже бешеная ненависть к тем, кто имеет больше, со стороны тех, кто имеет меньше. И как могут люди, которым постоянно внушаются теории ра­венства, ие восстать, видя вокруг полное неравенство во всем, что касается материальной стороны вещей, то есть

Из книги "Кризис современного мира" именно той, которая затрагивает их более всего? И если современная цивилизация однажды будет уничтожена бес­порядочными и безмерными аппетитами, пробужденными ею же самой в массах, надо быть слепым, чтобы не уви­деть в этом справедливого воздаяния за ее же собствен­ные грехи, или иными, не имеющими отношения к мора­ли, словами, за последствия ее собственных действий в сфере развертывания этих действий.

Евангелие гласит: «Все те, кто возьмут меч, от него и погибнут». Те, кто пробуждают грубые силы материи, сами погибнут, раздавленные теми же силами, над кото­рыми они хотели господствовать. Раз приведя их в движе­ние, глупо затем надеяться, что контроль над ними будет продолжаться вечно. Неважно, будут ли это силы приро­ды или сила людской толпы, или и то и другое одновре­менно. В любом случае это будут силы материи, впущен­ные в мир, и они неизбежно уничтожат того, кто хотел управлять ими, не умея при этом встать надо всем мате­риальным уровнем.

Евангелие также гласит: «Если царство разделится в себе самом, оно не устоит». И это целиком и полностью относится к современной цивилизации, которая в силу своей собственной природы не может не сеять повсю­ду беды, конфликты и разделения. Из всего этого, даже не прибегая к другим доводам, можно со всей уверен­ностью сделать логический вывод, что этот мир, если в нем не произойдет радикального изменения, радикально­го вмешательства, которое перевернет естественный сего­дня ход вещей, должен неизбежно прийти к трагическо­му концу, причем это должно случится в самом ближай­шем времени.

Так как мы настаиваем на том, что современная ци­вилизация является исключительно материалистической и

Рено Генон

материальной, наверняка, многие обвинят нас в том, что мы упускаем из виду некоторые элементы, которые в оп­ределенном смысле смягчают этот материализм. На са­мом деле, если таких элементов вообще не было бы, то, возможно, эта цивилизация в настоящее время уже пре­кратила бы свое жалкое существование и погибла бы. По­этому мы никоим образом не оспариваем наличие подоб­ных элементов, но, с другой стороны, и по этому поводу не следует строить себе никаких иллюзий: во-первых по­тому, что различные философские течения, именующие себя спиритуализмом и идеализмом, а равно такие совре­менные тенденции, как морализм и сентиментализм, не принадлежат к числу этих подлинно нематериалистиче­ских элементов. Мы уже объясняли причины этого и на­помним лишь, что для нас эти течения являются не менее профаническими, нежели сам теоретический или практи­ческий материализм, и вовсе не так уж и далеки от него, как это может показаться.

Во-вторых, если остатки истинной духовности дейст­вительно сохранились, то лишь вопреки всей стихии со­временности и в полном противоречии с ней. Эти остат­ки духовности, если говорить лишь о собственно запад­ной традиции, можно найти только в религии. Но мы уже отмечали, насколько сужена сегодня сфера религии, на­сколько скудное и посредственное представление о ней бытует среди самих верующих, и до какой степени она лишена подлинной интеллектуальности, тождественной истинной духовности. В таких условиях, если религия и содержит в себе еще некоторые возможности, то лишь в латентном, потенциальном состоянии, и ее реальное влия­ние чрезвычайно ограничено. Тем не менее поразительно видеть, с какой жизненной силой держится религиозная традиция, даже сузившись до виртуального, потенциаль-

О

Из книги "Кризис современного мира"

ного состояния, несмотря на все многовековые попытки уничтожить и вытеснить ее окончательно. Те, кто еще спо­собен мыслить, не могут не заметить в этом сопротивле­нии знаки не-человеческой силы. Но мы должны повто­рить еще раз, что эта традиция не принадлежит совре­менному миру, не является одним из его компонентов, и, напротив, совершенно противоположна всем его тенден­циям и целям. На этом следует настаивать, вместо того, чтобы тщетно пытаться примирить эти две непримири­мые вещи: между религиозным сознанием в подлинном смысле этого слова и сознанием сугубо современным не может быть ничего, кроме радикального противостояния, и любой компромисс между ними только ослабит первое и усилит второе. В случае такого компромисса враждеб­ность современного сознания по отношению к сознанию религиозному ни в коем случае не будет усмирена окон­чательно, так как его конечная цель и смысл существова­ния состоит в уничтожении всего, что представляет в че­ловечестве отблески реальности, далеко превосходящей собственно человеческий уровень.

Иногда современный Запад называют христианским, но это совершенно неверно. Современное сознание явля­ется глубоко анти-христианским, поскольку оно сущност-но анти-религиозно. А анти-религиозно оно по той причи­не, что оно анти-традиционно в самом широком смысле этого слова. И именно это качество является его отличи­тельной чертой, делает из него то, что оно есть.

Без сомнения, кое-что от христианства все же оста­лось и в современной анти-христианской цивилизации, так что даже самые передовые, по их собственному опре­делению, ее представители подвержены, хотя подчас не­вольно и бессознательно, определенному, порой косвен­ному христианскому влиянию: каким бы решительным

Рено Геном

ни был порыв с прошлым, он никогда не может уничто­жить вообще всякую связь с ним. Более того, мы утвер­ждаем, что все, имеющее хотя бы малейшую ценность в современном мире, пришло в него именно из христиан­ства, или, по меньшей мере, через посредство христиан­ства, так как христианство принесло с собой все насле­дие предыдущих традиций, оживляло это наследие, пока это было возможно, и до сих пор содержит в латентном состоянии многие подобные возможности. Но разве кто-нибудь сегодня, даже среди тех, кто называют себя хри­стианами, имеет подлинное знание об этих возможностях? Где найти, хотя бы в католичестве, людей, которые соз­навали бы глубинный смысл исповедуемых ими внешне доктрин, и которые, не довольствуясь более или менее поверхностным, скорее сентиментальным, нежели разум­ным верованием, действительно знали бы истины тради­ции, наследниками которой они сами себя считают? Мы бы хотели увидеть доказательство, что такие люди суще­ствуют, пусть даже в ничтожном количестве, и тогда это могло бы быть величайшей, и быть может, единственной надеждой действительно спасти Запад. Но мы вынуждены признать, что до сих пор мы не встречали ничего подоб­ного: быть может, следует предположить, что они живут окруженные тайной в каком-то недоступном убежище, как некоторые мудрецы Востока? А может быть, надо вообще расстаться с этой надеждой на спасение? Запад был хри­стианским в Средневековье, но он более таковым не яв­ляется. Если кто-то скажет, что он снова может стать хри­стианским, мы заметим, что ничего большего мы сами и не желали бы, и что мы искренне хотели бы верить, что это случится раньше, чем того позволяет ожидать внеш­нее течение событий. Но и в этом отношении не следует заблуждаться: если это случится, с современным миром будет покончено навсегда.

Из книги "Кризис современного мира"

Экспансия Запада

Как мы уже говорили, современное смешение коре­нится в западном мире, и вплоть до последнего времени оно имело более или менее локальные масштабы. Но се­годня процесс смешения приобретает такие пропорции, что его значение безмерно возрастает: смешение и хаос распространяются повсюду, и кажется даже, что сам Вос­ток становится их жертвой. Конечно, западная экспансия не представляет собой ничего нового, но в предшествую­щие эпохи она ограничивалась более или менее грубой до-минацией над народами, и воздействие Запада не распро­странялось дальше уровня политики и экономики: несмот­ря на все виды пропаганды, проводимой представителями Запада под любыми предлогами, сугубо восточное мыш-i оиие оставалось незатронутым, и древние традиционные цивилизации продолжали существовать так же, как и пре­жде. Сегодня же, напротив, появляется все больше и боль­ше восточных людей, которые целиком и полностью «вес-тернизированы», которые отрекаются от своих традиций и усваивают все заблуждения, свойственные сугубо совре­менному мировоззрению. Подобные «вестернизирован-иые» элементы, сбитые с пути обучением в европейских или американских университетах, становятся источника­ми смуты и волнений в своих собственных странах. Но при этом, по крайней мере, в настоящее время, не следу­ет преувеличивать их значимость: люди Запада часто во­ображают, что эти шумные, но малочисленные персонажи и представляют собой современный Восток, но на самом деле их влияние не имеет какого бы то ни было широко­го или глубокого резонанса. Это заблуждение имеет весь­ма простое объяснение: истинные представители Востока

7 - 6054

Рено Геном

не имеют ни малейшего желания быть известными и по­пулярными на Западе, тогда как восточные модернисты, если можно так выразиться, постоянно стремятся выдви­нуться на передний план, произносят речи, пишут книги и вступают во всевозможные формы внешней деятельно­сти. Но, тем не менее, это анти-традиционное движение действительно имеет шансы распространиться достаточ­но широко, и эту возможность, какой бы неприятной она ни была, все же следует принимать во внимание. Истинно традиционный дух сегодня имеет тенденцию все более и более замыкаться в самом себе, и центры, хранящие его во всей его полноте, становятся с каждым днем более закры­тыми и труднодоступными. Тотальность смешения точно соответствует тому положению вещей, которое и должно иметь место в последней стадии Кали-юги!.

Следует сказать со всей определенностью: сугубо со­временное мировоззрение является чисто западным, и те, кто затронут им, должны считаться носителями «западно­го» мышления, даже в том случае, если они по происхо­ждению являются людьми Востока. Восточные идеи со­вершенно чужды подобным людям, и их враждебность по отношению к традиционным доктринам объясняется толь­ко их полнейшим невежеством в этой области. Странным и парадоксальным может показаться в данной ситуации тот факт, что сторонники Запада на интеллектуальном, а точнее, на анти-интеллектуальном плане, часто являются

1 Согласно Ведам, Земля в своем развитии последовательно проходит через циклы из четырех веков или эпох, сменяющих одна другую, как вре­мена года. Последний век, Кали-юга, называется Железным веком или Ве­ком машин. В эту эпоху люди отличаются самыми ужасными и отврати­тельными качествами. Наступает общая экономическая и духовная дегра­дация. После окончания века Кали, Господь исправляет положение, восстанавливает религиозные принципы и начинает новый цикл в разви­тии Земли. — Примеч. ред.

Из книги "Кризис современного мира"

противниками Запада в вопросах политики. Но в этом нет ничего удивительного, так как подобные люди стремятся к формированию на Востоке различных «наций», а вся­кий национализм глубоко чужд традиционным воззрени­ям. Даже если такие деятели справедливо хотят противо­стоять иностранной дом и нации, они используют для это­го те же западные методы, что и сами западные народы в своей междоусобной борьбе. Может быть, в этом един­ственно и состоит смысл самого их существования. Если использование подобных методов стало уже неизбежным, то заниматься этим могут только те члены общества, ко­торые порвали всякую связь с традицией. Возможно, по­добные элементы и следует использовать в прагматиче­ских целях, чтобы впоследствии избавиться от них, равно как и от самих западных завоевателей. Кроме того, до­вольно логично было бы обратить против Запада его же собственные идеи, так как такие идеи не могут породить ничего, кроме разделения и разрушения, направленных против тех, кто их впервые выдвинул. Быть может, имен­но в результате подобных идей и суждено погибнуть со­временному миру. Не так уж важно, произойдет ли это в ходе внутренних раздоров на самом Запада, раздоров ме­жду нациями или социальными классами, или, как пред­полагают некоторые, вследствие атак «вестернизирован-ных» людей Востока, или же вследствие катаклизма, вы­званного «научным прогрессом» — как бы то ни было, всякая опасность для Запада исходит от него самого и яв­ляется плодом, порожденным им самим.

Единственный вопрос, который следует здесь поста­вить, состоит в следующем: переживет ли Восток под влиянием Запада лишь временный и довольно поверхно­стный кризис, или Запад вовлечет в свое падение все че­ловечество? На сегодняшний день трудно дать по этому

Рено Геном

поводу какой-либо определенный ответ, основанный на конкретных фактах. Обе эти противоположные возможно­сти рассматриваются сегодня на Востоке, но может стать­ся, что все же духовная сила, присутствующая в тради­ции, — о наличии которой ее враги даже и не подозре­вают, — одержит верх над материальной силой, когда та отыграет свою роль, и рассеет ее, как свет тьму. Но веро­ятно и то, что прежде, чем это произойдет, наступит пе­риод полнейшего мрака. Традиционный дух не может по­гибнуть, будучи по ту сторону изменения и смерти. Но он может полностью покинуть этот мир, и в этом случае свершится настоящий «Конец Света», «Конец Мира». Из всего вышесказанного должно быть ясно, что подобное событие, скорее всего, произойдет в самом ближайшем будущем. Смешение, захлестнувшее сегодня Запад и все больше распространяющееся на Востоке, может быть по­нято как «начало конца», как предупредительный знак о скором наступлении того момента, когда, согласно индуи­стской традиции, вся сакральная доктрина замкнется, как в раковине, из которой она снова появится во всей своей полноте лишь на заре нового мира.

Оставим, однако, предсказания будущих событий и обратимся к настоящему: как бы то ни было, Запад, без всякого сомнения, осуществляет свою экспансию повсю­ду. Вначале его влияние проявлялось только в материаль­ной, наиболее близкой ему, сфере, через насильственные завоевания, торговлю и контроль за природными ресурса­ми других стран. Сегодня же ситуация значительно усу­губилась. Люди Запада, всегда жаждущие прозелитизма, столь им свойственного, преуспели в насаждении своего анти-традиционного и материалистического мировоззре­ния среди других народов. Если вначале их завоевания за­трагивали людей только телесно, то сегодня они проходят

Из книги "Кризис современного мира"

в более тонкой сфере, отравляя умы людей и убивая в них всякую духовность. Конечно, только материальное поко­рение сделало возможным покорение духовное, и поэтому можно утверждать, что Запад, в конечном итоге, навязал себя миру только с помощью грубой силы, что, впрочем, совершенно логично, так как только в грубо материаль­ной сфере состоит единственное преимущество западной цивилизации, какой бы ущербной она ни была с другой точки зрения. Западная экспансия — это экспансия мате­риализма во всех его формах, и она не может быть ни­чем иным. Ничто не способно опровергнуть эту истину — никакие лицемерные предлоги, никакие моралистические оправдания, никакие гуманитарные восклицания, никакие пропагандистские уловки, никакое (подчас довольное лов­кое и искусное) внушение, пытающиеся прикрыть эти раз­рушительные цели. Отрицать ее могут либо законченные простаки, либо люди, непосредственно заинтересованные в осуществлении «сатанинской» в самом прямом смысле этого слова операции1...

Уместно было бы упомянуть здесь и некоторые пред­сказания, имеющие прямое отношение к судьбе современ­ного мира. Ими и следовало бы закончить настоящую ра­боту, если бы ссылки на них не подвергались оиску дать «профаническому» невежеству легко доступный повод для вульгаризации определенных знаний, а к изложению не­которых соображений такого рода следует всегда подхо-

1 Сатана по древнееврейски означает «враг», «противник», то есть тот, кто извращает, переворачивает все вещи с ног на голову. Дух отрицания и переворота фактически совпадает с нисходящей, низводящий все и вся тенденцией, с тенденцией «инфернальной» в этимологическом смысле этого слова (infernus — по-латыни означает «низ», «нисходящий» и одно­временно «ад». — Примеч. перев,), которая вовлекает существ в процесс материализации, лежащий в основе развития современного мира, — При­меч. авт.

Рено Геном

дить с величайшей осторожностью. Мы не принадлежим к числу тех, кто полагает, что обо всем можно говорить совершенно открыто, по меньшей мере, тогда, когда дело касается не самой чистой доктрины, а ее частных при­ложений. Определенные ограничения в этой области со­вершенно необходимы, а, кроме того, всегда следует со­образовываться с конкретными обстоятельствами. Но эта обоснованная и необходимая осторожность не имеет ни­чего общего с ребяческими страхами, проистекающими из простого невежества и подобными ужасу человека, кото­рый, согласно индусской пословице, «принял веревку за змею». Нравится ли это кому-то или нет, но определенные вещи должны быть высказаны только тогда, когда этого требуют обстоятельства. И этому не могут помешать ни эгоистические интересы одних, ни бессознательная вра­ждебность других, но, с другой стороны, и нетерпение третьих — тех, кто захвачен спешкой современного мира и хочет узнать все сразу, — не может ускорить тот срок, в который определенным вещам суждено открыться. Ко этим последним следует утешать себя тем, что все воз­растающая скорость событий в современном мире, несо­мненно, не замедлит удовлетворить их любопытство. Хо­телось бы только, чтобы они не пожалели о своей недос­таточной подготовленности к получению определенных знаний, к которым они стремились скорее эмоционально, нежели обдуманно.

Заключение

Главная задача настоящего труда состояла в том, что­бы показать, как путем приложения данных традиции най­ти прямые ответы на вопросы, возникающие сегодня; ка­ким образом можно объяснить актуальное положение со-

Из книги "Кризис современного мира"

временного человечества, а также как следует оценивать сущность современной цивилизации в соответствии с ду­ховной истиной, а не просто исходя из условных правил или сентиментальных предпочтений. Мы отнюдь не ут­верждаем, что полностью осветили данную проблему или разобрали ее во всех деталях, а также, что мы развили все аспекты этой темы. Уже сами принципы, которыми мы вдохновлялись, обязывали нас придерживаться сущност-но синтетической, а не аналитической точки зрения, на которой настаивает современное «профаническое» обу­чение. Но именно потому, что эта точка зрения являет­ся синтетической, она позволяет дать гораздо более глу­бокие объяснения, нежели какой бы то ни было анализ, в действительности пригодный лишь для описания, а не для объяснения явлений. Но мы считаем, что сказали дос­таточно, и те, кто способен понять суть, смогут теперь сами вывести для себя все те следствия, которые потен­циально содержатся в тезисах данной работы. И они мо­гут быть уверены, что подобный труд будет для них бо­лее ценным, нежели чтение книг, не оставляющих место для самостоятельных раздумий и размышлений. Мы же, напротив, стремились предложить отправную точку для подобных самостоятельных поисков, разработать фунда­мент для возведения интеллектуального здания, способ­ного возвыситься надо всем бессмысленным множеством частных и узко индивидуальных мнений.

Остается добавить несколько слов относительно прак­тической значимости данной работы. Вообще говоря, эта практическая значимость не должна представлять для нас особого интереса, так как мы стоим на точке зрения чис­той метафизической доктрины, по отношению к которой всякое ее приложение остается не важным и условным, а именно о таком приложении здесь и идет речь. Однако, помимо какой бы то ни было практической пользы, это

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...