Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из книги «Кризис современного мира» 8 глава




25О

Из книги "Разлад"

же всего к неуловимой сущности подступают внутренние прозрения, пусть они длятся порой секунду, зато переве­шивают всю жизнь и вообще стоят больше, чем время.

«15 октября 1764 года в Риме, когда я, задумавшись, сидел на руинах Капитолия и слушал, как босоногие мо­нахи поют вечерню в храме Юпитера, меня впервые осе­нила идея написать историю заката и падения этого го­рода».

Все империи рано или поздно ждет конец — просто ли распад, катастрофа или то и другое вместе. Такие же варианты предстают перед человечеством в целом. Вооб­разим будущего Гиббона1, размышляющего о том, чем оно было, если, конечно, останется еще какой-нибудь историк по завершении не одной, а всех эпох. Как сможет он опи­сать нашу одержимость, буйные страсти — исгочник на­шей энергии, — он, живущий среди совсем иных людей, которые погружены в святую инертность, дошли до по­следней стадии немыслимого процесса разрушения и на­всегда освободились от маниакальных идей утверждать себя, оставлять после себя след, отмечать свое присутст­вие на земле? Как поймет нас, не способных усвоить ста­тичную картину мира и сообразовываться с ней, отбросив навязчивую идею постоянно действовать? Нас губит — уже погубило! — стремление иметь судьбу, не важно ка­кую; это извращение — движущая сила истории. Однако если оно уничтожило, умертвило нас, то оно же и спасет, поскольку с идеей судьбы сопрягается тяга к трагическо-

1 Гиббон Эдуард (1737—1794) —знаменитый английский историк. По­сле пребывания 1764 в Риме всецело посвятил себя изучению римской ис­тории и после 12-летней работы издал первый том своей «Истории посте­пенного падения и разрушения Римской империи» Блестящий труд Гиб­бона мастерски в широких картинах рисует историю падения Рима и Византии от конца II в. по Р. Хр. до 1453; подвергался сильным нападкам за отношение автора к христианству. — Примеч. ред.

Эмиль-Мишель Чоран

му финалу, к верховному, превосходящему все бывшие прежде событию, величайшему, дотоле небывалому кош­мару. Ну а коль скоро единственно возможной развязкой оказывается катастрофа, единственным выходом, единст­венным шансом — постистория (если допустить, что она достижима), то логично задаться вопросом: не лучше ли человечеству исчезнуть сейчас же, чем томиться и изво­диться ожиданием и обрекать себя на переживание аго­нии, в которой ничего героического — даже героической кончины — не останется?

Часть IV МИРУ НОВОМУ НАЧАЛО?

Элвин и Хейди Тоффлер1

Создание новой цивилизации

(из книги «Третья волна»)

Суперборьба

Наша цивилизация входит в нашу жизнь, но слепой человек всюду старается подавить ее. Она приносит с со­бой новые семейные отношения, изменения в стиле рабо­ты, в любви, в жизни, новую экономику, новые политиче­ские конфликты и, кроме того, изменения в сознании.

Человечество стоит перед гигантским прыжком впе­ред. Оно оказалось перед лицом глубочайших социальных переворотов и творческого переустройства всей эпохи. Мы неосознанно начали строительство новой цивилизации с самого ее основания. Это и есть смысл Третьей Волны.

1 Тоффлер Элвин (р. 1928) — современный американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилиза­ции». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т. е. на смену первой вол­не (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) при­ходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер Хейди — жена и соавтор Элвина Тоффлера.

Элвин и Хейди Тоффлер

До сих пор человечество пережило две великие Вол­ны перемен, каждая из которых практически уничтожала предыдущие культуры или цивилизации и создавала ус­ловия жизни, немыслимые для тех, кто жил раньше. Пер­вая Волна перемен — аграрная революция — заняла це­лое тысячелетие. Вторая Волна — становление индустри­альной цивилизации— по меньшей мере, три столетия. В последнее время темпы развития истории сильно воз­росли, и похоже, что Третья Волна закончится через не­сколько десятилетий. Тем из нас, кому случится разделить с планетой этот переломный момент, в дальнейшем пред­стоит почувствовать влияние Третьей Волны на собствен­ных судьбах. Третья Волна принесла с собой совершенно новый стиль жизни, основанный на возобновляемых энер­гетических источниках, на методах производства, которые доказали несовременность большинства производствен­ных линий, на новом общественном институте, который можно назвать «электронный коттедж», и на радикально измененных школах и корпорациях будущего. Приходящая цивилизация готовит для нас новый кодекс поведения и уводит нас от стандартизации, синхронизации и центра­лизации, от концентрации энергии, денег и сил.

Новая цивилизация имеет свое специфическое миро­воззрение, свои способы контакта со временем, простран­ством, логикой и причинно-следственными связями, а так­же собственные принципы управления будущим.

Революционные предпосылки

Сегодня воображением людей владеют два противо­положных друг другу образа будущего. Большинство лю­дей если и задумывается о будущем, то предполагают, что мир, который они знают, будет вечен. Им трудно даже

Создание новой цивилизации

представить образ жизни, отличный от их собственного. Конечно, они признают, что все меняется, но полагают, что сегодняшние перемены не затронут привычный им образ жизни, а с экономикой и политической структурой ничего не произойдет. Он и уверенно ожидают будуще­го — для них это продолжение настоящего.

События последнего времени серьезно пошатнули это самоуверенное представление о будущем. Распространя­ется более пессимистический взгляд. Многие люди, при­выкшие к постоянному набору плохих новостей, филь­мов ужасов и кошмаров, окончательно решили, что у се­годняшнего общества нет будущего. Для них события Армагеддона могут повториться в любую минуту. Земля решительно движется к финальному катаклизму.

Наше предположение основано на том, что мы назы­ваем «революционными предпосылками». Они исходят из того, что, даже если последующие десятилетия будут пол­ны переворотов и беспорядков, даже если насилие полу­чит широкое распространение, мы все-таки не уничтожим сами себя. Они предполагают, что перемены, которые мы сейчас переживаем, являются не хаотичными или случай­ными, а фактически складываются в точную и ясную мо­дель. Они основаны на том, что эти перемены приближа­ют нас к полному изменению образа жизни, спшя рабо­ты, правил игры и самого мышления и что нормальное и желаемое будущее возможно.

Из предпосылок следует, что все то, что сейчас про­исходит — не что иное, как глобальная революция, ги­гантский скачок.

С другой стороны, наше предположение исходит из гипотезы, что мы — последнее поколение старой цивили­зации и первое поколение новой. Таким образом, большую часть наших личных проблем, боли и неопределенности можно прямо отнести к конфликту, происходящему внут-

Элвин и Хейди Тоффлер

ри нас и внутри политических учреждений, к конфликту между умирающей цивилизацией Второй Волны и возни­кающей цивилизацией Третьей Волны, которая уже нагря­нула, чтобы занять свое место.

Когда мы, наконец, поймем это, многие события, ка­завшиеся нам ранее бессмысленными, станут вдруг понят­ными. Обширные модели перемен начнут отчетливо вы­являться. Выживание вновь окажется возможным и прав­доподобным.

Словом, революционные предпосылки освобождают наш ум и волю.

Один из новых получивших широкое распростране­ние подходов может быть назван анализом социальных те­чений. Этот подход рассматривает историю как последо­вательность волн, несущих перемены, и ставит вопрос о главной идее каждой из волн. Он фокусирует наше вни­мание не столько на самом течении истории (как бы важ­но это ни было), сколько на переломных моментах и ново­введениях. Этот подход определяет возникновение моде­лей основных изменений с позиции наших возможностей воздействия на них.

Подход исходит из простой идеи о том, что подъем сельского хозяйства явился первым поворотным пунктом в социальном развитии общества, а следующим стала ин­дустриальная революция. Он рассматривает каждый из этих моментов не как отдельное событие, а как поток пе­ремен, движущийся с определенной скоростью.

До Первой Волны, принесшей изменения, большин­ство людей жило в маленьких, зачастую мигрирующих группах, питаясь растительной пищей и рыбой, занима­ясь охотой и скотоводством. В то же время, примерно де­сять тысячелетий назад, началась и медленно распростра­нилась по всей планете сельскохозяйственная революция,

Создание новой цивилизации

создавшая поселения, деревни, возделываемые земли и новый образ жизни.

Между тем Вторая Волна, перевернувшая за несколь­ко коротких столетий жизнь в Европе, Северной Амери­ке и некоторых других частях земного шара, продолжает еще распространяться: множество стран, до сегодняшне­го дня являвшихся по сути своей аграрными, сейчас во­всю строят машиностроительные и сталелитейные заво­ды, текстильные и пищевые фабрики, железные дороги. Силы Второй Волны до сих пор еще не исчерпаны.

Но, несмотря на то, что этот процесс продолжается, уже начался процесс более значительный. Как только в первые десятилетия после Второй мировой войны прилив индустриализации достиг своей вершины, начала подни­маться Третья, еще не совсем понятная волна, изменяя все, с чем она соприкасалась. Многие страны, таким образом, ощущают одновременное влияние двух, даже трех совер­шенно разных волн перемен, которые движутся с разны­ми скоростями и с разной силой.

Для удобства будем считать, что эра Первой Волны началась где-то около 8 тысяч лет до нашей эры к доми­нировала в мире вплоть до 1650—1750 гг. С этого момен­та Первая Волна потеряла свою силу, а Вторая Волна, на­оборот, стала ее приобретать. Индустриальная цивилиза­ция, продукт этой Второй Волны, доминировала на нашей планете, пока не потерпела крах.

Последний поворотный пункт истории имел место в США, и время его определяется где-то в районе десяти­летия, берущего свое начало с 1955 года— десятилетия, когда впервые количество служащих превысило количест­во рабочих. Это было то самое десятилетие, когда появи­лись компьютеры, противозачаточные таблетки и другие нововведения. Именно в течение этого десятилетия Третья

Элвин и Хейди Тоффлер

Волна начала набирать силу в США. С тех пор она про­никла и в другие индустриальные державы.

Сегодня позиции всех высокоразвитых индустриаль­ных стран пошатнулись из-за столкновения Третьей Вол­ны с устаревшими экономическими институтами Второй. В осознании этого кроется секрет понимания многих по­литических и общественных конфликтов, имеющих ме­сто в современном мире.

Волны будущего

Всякий раз, когда в данном обществе преобладает от­дельная волна перемен, модель будущего развития срав­нительно легко распознать. Писатели, художники, жур­налисты и другие распознают «волну будущего». Поэто­му в XIX веке многие западные мыслители, бизнесмены, политики и обычные люди имели ясные, в основном пра­вильные представления о будущем. Они чувствовали, что история движется к окончательному триумфу индустриа­лизации через механизацию сельского хозяйства, и с боль­шой точностью предвидели многие изменения, которые принесет с собой Вторая Волна — более мощные техно­логии, города больших размеров, более быстрый транс­порт, массовое образование и т.д.

Эта ясность видения имела непосредственное полити­ческое значение. Партии и политические движения смогли определить свои позиции в расчете на будущее. Доиндуст-риальные аграрные интересы вели арьергардную деятель­ность против индустриализма, против «большого бизне­са», против объединения боссов и «греховных городов». Труд и менеджмент боролись за контроль над основны­ми рычагами управления в возникающем индустриальном обществе. Этнические и расовые меньшинства, опреде-

Создание новой цивилизации

ляя свои права в условиях увеличения их роли в индуст­риальном мире, требовали доступа к работе, корпоратив­ным позициям, жилью в черте города, увеличению окла­да и массовому общему образованию.

Такое индустриальное видение будущего имело значи­тельный психологический эффект. Общее представление об индустриальном будущем определяло выбор, помогало людям понять не только то, кем они являются и кем они были, но и то, кем они, вероятно, станут. Это обеспечи­вало стабильность и чувство самосознания даже в усло­виях экстремальных социальных перемен.

Когда же общество, напротив, подвергается ударам двух или более волн перемен и ни одна еще явно не преоб­ладает, образ будущего ломается. Становится очень труд­но определять смысл перемен и возникающих конфлик­тов. Столкновение волн порождает бушующий океан, пол­ный схлестывающихся потоков, водоворотов и вихрей, в которых кроются более глубокие и значительные истори­ческие течения.

В США — и во многих других странах — столкнове­ние Второй и Третьей Волн создает социальное напряже­ние, опасные конфликты и новые странные политические волны, которые не совпадают с обычным классовым де­лением, разделением по расовому или половому призна­ку и принадлежностью к разным партиям. Это столкно­вение вносит хаос в традиционную политическую тер­минологию и очень затрудняет разделение на новаторов и реакционеров, на друзей и врагов. Все старые разделе­ния и коалиции ломаются.

Очевидная бессвязность политической жизни вызыва­ет распад личности. Психотерапевты и гуру занимаются земельным бизнесом, а люди бесцельно слоняются среди соревнующихся тираний. Они становятся приверженца­ми культов истории или впадают в патологический при-

Элвин и Хейди Тоффлер

ватизм, уверенные, что действительность — это абсурд, безумие или бессмыслица. Жизнь действительно может быть абсурдной в более широком, космическом смысле, но вряд ли это доказывает бессвязность сегодняшних со­бытий. Вообще, существует определенный скрытый по­рядок, который станет очевидным, как только мы научим­ся отличать перемены Третьей Волны от перемен Вто­рой Волны.

События, вызванные этими волнами, влияют на нашу работу, семейную жизнь, сексуальные отношения и лич­ностную мораль. Они выявляются в образе жизни и в вы­боре поведения. Судя по нашей личной жизни и полити­ческим событиям, знаем мы это или нет, но большинство, живущее в богатых странах, является в основном людь­ми Второй Волны, продолжающими поддерживать уми­рающий порядок. А люди Третьей Волны создают ради­кально другое завтра или спутанную самоотрицающую смесь обеих волн.

Конфликт между Второй и Третьей Волной является, в сущности, основной причиной политического напряже­ния в сегодняшнем обществе. Наиболее важный полити­ческий вопрос, как мы увидим, состоит не в том, кто кон­тролирует последние дни индустриального общества, но в том, кто формирует новую цивилизацию, быстро расту­щую на смену старой. С одной стороны, мы видим при­верженцев индустриального прошлого, с другой — расту­щие миллионы тех, кто понимает, что большинство важ­ных мировых проблем больше не могут быть разрешены в рамках индустриального порядка. Этот конфликт и есть «суперборьба» завтрашнего дня. Эта конфронтация между интересами Второй Волны и людьми Третьей пронизыва­ет, как электрический ток, политическую жизнь каждой страны. Даже в неиндустриальных странах мира все ста­рые войны прекратились с приходом Третьей Волны.

26О

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...