Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание новой цивилизации




Старая война аграрных, часто феодальных интере­сов против индустриальных элит, как капиталистических, так и социалистических, принимает иные размеры и све­те нынешнего устаревания индустриализма. Теперь, ко­гда возникает цивилизация Третьей Волны, подразумева­ет ли быстрая индустриализация освобождение от неоко­лониализма и бедности или она, фактически, гарантирует окончательную зависимость?

Этими широким предпосылкам только противоречит то, что мы начнем придавать смысл заголовкам, выбирать наши приоритеты, вырабатывать разумные стратегии для контроля над изменениями в нашей жизни. Теперь, когда мы осознали, что между сторонниками сохранения инду­стриализма и сторонниками его вытеснения бушует ожес­точенная борьба, у нас есть новый инструмент для изме­нения мира. Однако, чтобы использовать этот инструмент, мы должны научиться четко различать те перемены, кото­рые относятся к старой индустриальной цивилизации, от тех, которые содействуют возникновению новой. Иными словами, мы должны различать как старую, так и новую индустриальную систему Второй Волны, во время которой многие из нас родились, к цивилизацию Третьей Волны, в которой нам и нашим детям предстоит жить.

Конфликт цивилизаций

Лишь недавно люди начали осознавать, что индуст­риальная цивилизация подходит к своему закату. Разгадка этого была очевидна уже в 1970 году, когда мы писали в книге «Шок от Будущего», об «общем кризисе промыш­ленности», который приносит с собой угрозу неограни­ченного числа войн нового типа. Многочисленные пере­мены в обществе не могут происходить без конфликтов,

Элвин и Хейди Тоффлер

поэтому мы считаем, что метафора «история как волны перемен» более динамична и показательна, чем разговор о переходе к «постмодернизму». Волны динамичны, поэто­му при их столкновении происходят мощные переходные процессы; когда же сталкиваются волны истории, возни­кает конфликт цивилизации. Это проливает свет на мно­гое, что в других условиях кажется в сегодняшнем мире лишенным смысла или случайным.

Волновая теория конфликтов предсказывает, что ос­новной конфликт произойдет не между Востоком и За­падом или «Между Западом и остальными», как недавно предположил Самуэль Хантингтон. Это не будет и упад­ком Америки, как заявил Пол Кеннеди, или «концом исто­рии», по выражению Френсиса Фукуямы. Всеобщие глу­бокие экономические и стратегические перемены приве­дут к разделению мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации, которые не могут быть оха­рактеризованы традиционными определениями.

Цивилизация Первой Волны была и всегда будет тес­но связана с землей. Какую бы локальную форму она ни принимала, на каком бы языке ни разговаривали люди, ка­кой бы ни была их религия — это результат аграрной ре­волюции. Даже сейчас множество людей живут и умира­ют, роясь в неплодородной земле, подобно тому, как это делали их предки.

Время появления цивилизации Второй Волны нахо­дится под вопросом. Для многих людей жизнь радикально изменилась примерно триста лет назад. В это время появи­лась ньютоновская наука, паровой двигатель был впервые использован в экономических целях и в Англии, Франции и Италии начали появляться первые фабрики. Крестья­не стали переезжать в города. Начали распространяться смелые идеи: идея прогресса, доктрина личных прав, рус-

Создание новой цивилизации

соистское понятие социального договора, идея отделения школы от церкви, отделения церкви от государства и но­вая идея о том, что руководители должны выбираться об­щественностью, а не волей Божьей.

Движущей силой многих из этих перемен был новый способ обогащения — фабричное производство. Задолго до этого множество элементов должны были соединить­ся и сформировать систему массового производства, по­требления, массового образования и средств информации, объединенных вместе и обслуживаемых специализирован­ными институтами: школами, корпорациями и политиче­скими партиями. Изменилась даже структура семьи: из большой, вместе занимающейся домашним хозяйством се­мьи аграрного типа, объединяющей несколько поколений, она превратилась в уменьшенную семью нового типа, ти­пичную для индустриального общества.

Людям, вовлеченным в эти перемены, жизнь долж­на была казаться хаотичной. Тем не менее все переме­ны были тесно взаимосвязаны. Они явились шагами к высшему развитию того, что мы называем современно­стью — обществ массовой индустрии, цивилизаций Вто­рой Волны.

Термин «цивилизация» может звучать претенциозно, особенно для многих американцев, но никакой другой тер­мин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерст­во, системы ценностей, мораль и теория познания. Сдви­ги и радикальные перемены присутствуют на всех этих уровнях общества. При изменении стольких социальных, технологических и культурных параметров одновремен­но возникают не только сдвиги, но и изменения, не толь­ко новое общество, но и зачатки абсолютно новой циви­лизации.

Элвин и Хейди Тоффлер

Эта новая цивилизация с шумом вошла в историю За­падной Европы, встречая на каждом шагу сильнейшее со­противление.

Борьба за сферы влияния

В каждой стране, становящейся на путь индустриаль­ного развития, разразились ожесточенные кровавые вой­ны между промышленными и коммерческими группами Второй Волны и землевладельцами Первой Волны, час­то в союзе с церковью (тоже являющейся крупным земле­владельцем). Множество крестьян было согнано с земель, чтобы стать рабочими на «дьявольских мельницах» и фаб­риках, которые занимали все новые территории.

Стычки и бунты, гражданские войны, территориаль­ные споры, национальные восстания начали происходить, когда война Первой и Второй Волны за интересы пере­росла в борьбу за сферы влияния — основной конфликт, ставший причиной многих других.

Подобная ситуация повторялась во всех странах, всту­пающих в индустриальную эпоху. В США для этого по­надобилась ужасная гражданская война индустриально-коммерческого Севера против аграрной элиты Юга. Всего несколько лет спустя в Японии разразилась револю­ция Мэйдзи. Модернисты Второй Волны в очередной раз восторжествовали над приверженцами традиций Первой Волны.

Распространение цивилизации Второй Волны с ее но­выми методами обогащения дестабилизировало отноше­ния между странами, образуя пробелы в сферах влияния. Индустриальная цивилизация, результат Второй Волны перемен, быстрее всего стала распространяться на север­ных берегах огромного Атлантического бассейна. Атлан-

Создание новой цивилизации

тические державы, вступив в индустриальную эпоху, тре­бовали новых рынков сбыта и дешевого сырья из отда­ленных регионов. Поэтому передовые державы Второй Волны вели колонизаторские войны и добились господ­ства над оставшимися державами Первой Волны и пле­менами по всей Азии и Африке.

Это снова была борьба за сферы влияния — индуст­риальных держав Второй Волны против аграрных держав Первой Волны — но на этот раз на более глобальном, а не на внутригосударственном уровне. Это сопротивление до последнего времени в основном определяло междуна­родное положение.

Племенные и территориальные войны между разны­ми аграрными группами продолжались, как и раньше, на протяжении всего последнего тысячелетия, но важность этих войн была невелика, и они обычно просто ослаб­ляли обе стороны, делая их легкой добычей для колони­затора — индустриальной державы. Так случилось, на­пример, в Южной Африке, когда Сесиль Роде со своими вооруженными силами захватил огромные территории, принадлежавшие местным племенам, которые в это время были заняты войной друг с другом, используя примитив­ное оружие. Где-нибудь в другом месте множество, каза­лось бы, не связанных друг с другом войн на самом деле были проявлением одного глобального конфликта не ме­жду враждующими странами, а между враждующими ци­вилизациями.

Но самыми большими и кровопролитными войнами эпохи индустриализации были войны друг против друга, спровоцированные державами Второй Волны, такими, как Германия и Англия, при том что каждая из них боролась за мировое господство, оставляя при этом в подчинении мировые популяции Первой Волны. Окончательным ре­зультатом стало четкое разделение. Индустриальная эра

Элвин и Хейди Тоффпер

поделила мир на доминирующую цивилизацию Второй Волны и зависимые колонии Первой Волны.

Многие из нас выросли в мире, разделенном между этими цивилизациями. И наиболее влиятельная из них очевидна.

Сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы дви­жемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противопо­ложные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, — мотыга, Второй — конвейер, а Третьей — компьютер.

В разделенном натрое мире сектор Первой Волны под­держивает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечивает дешевый труд и про­изводит массовую продукцию, а быстро растущий сек­тор Третьей Волны использует новый способ доминиро­вания — создание и эксплуатацию знаний.

Народы цивилизации Третьей Волны продают инфор­мацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-куль­туру, новые технологии, программное обеспечение, обра­зование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру. Одной из этих услуг может оказать­ся военная защита, так как силы Третьей Волны являют­ся лучшими. (Это то, что высокоразвитые страны сдела­ли для Кувейта и Саудовской Аравии в войне в Персид­ском заливе).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...