Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение




 

Моей задачей было рассказать об основных понятиях и проблемах нарратологии, а также о некоторых из тенденций, что получили название нарративного поворота. Теория нарратива интересна тем, что проясняет те неявные представления о рассказывании историй, которыми руководствуется каждый из нас. Насколько плодотворно она этим занималась и занимается — другой вопрос.

 

Дело, во-первых, в том, что, по всей вероятности, одним из бессознательных мотивов, которые движут исследующими нарратив сегодня, является нарастающее подозрение, что само умение рассказать историю наше время ставит под вопрос. Еще в 1930-е годы в очерке «Рассказчик: размышления о работах Николая Лескова» Вальтер Беньямин констатировал, что в век механической репродукции произведений искусства и торжества масс-медиа традиционное искусство рассказывания историй — под угрозой. Жизнь общности, от века цементируемая историями, повествуемыми знатоками традиций, мифов и легенд, более невозможна. Личностно окрашенная, устная передача историй отступает перед мгновенной трансляцией анонимных сообщений. Беньямин и оплакивает исчезновение глубины и аутентичности традиции в становящемся консумеристском обществе, и надеется, что новая эра принесет новые универсальные возможности, высвободив людей из плена, в который тех заключали частные истории локальных общностей. Прошедшие с той поры десятилетия показали, насколько точна была интуиция немецкого мыслителя. Потенции суждения и интерпретации, которые всякий нарратив в себе несет, тогда имеют шанс проявиться в полной мере, когда рассказывание совершается ответственным индивидом. В противном случае нарратив становится средством манипуляции, хорошо продаваемым товаром. Популярная культура, опираясь на хорошо знакомые зрителю образы и нарративные рамки, способна подавать память и историю как источник национальной гордости, удовольствия, осмысленной связности. Нарративы, как они фигурируют в составе массовой культуры, нередко либо «забалтывают» драматическое прошлое, о котором, возможно, лучше вообще ничего не рассказывать, чем пользоваться в его изложении теми схемами, которые ничего, кроме самоуспокоенности, самообмана, образа культуры как средоточия возвышенных ценностей и эмоций, породить не в состоянии. Это происходит, к примеру, тогда, когда травматические события завершившегося столетия помещают в историю типа «все к лучшему в этом лучшем из миров», отрицая тем самым их уникальность и неповторимость.

 

Во-вторых, возможность окончательного исчезновения искусства повествования связана с «бесконечным говорением» (Ж. Женетт) в наши дни собственно литературного дискурса. Кажется, Л. Улицкая в одном из недавних интервью очень просто объяснила, почему ей неинтересны тексты модного писателя, живописующего параллельную реальность, создаваемую политтехнологами и прочими мастерами симулякра. Ему, сказала она, люди-то неинтересны, потому что историю интересную он рассказать не может. Поэтому, когда сегодняшние эпистемологи делают радикальные выводы о том, что ни один из рассказчиков, будь это философ, историк, ученый или романист, не имеет особенных привилегий с точки зрения истинности их текстов, все время хочется уточнять, какого рода романисты имеются в виду.

 

Мы попытались показать, что нарративный поворот побудил по-новому взглянуть на соотношение науки и историй, оценить меру «нарративности» даже некоторых естественнонаучных дисциплин  (в очерке о феминистском прочтении эволюционной биологии). Тем не менее эта проблематика касается настолько глубинных интуиций западной культуры, затрагивая те ее болевые точки, что связаны с осмыслением рациональности, объективности, истинности, что понятно: такие варианты критического прочтения научной теории не вызывают восторга за пределами соответствующего дискурса. Поясню это на таком примере.

 

Давая краткий очерк истории европейской (континентальной) философии, восходящая звезда английской философии, преподаватель университета в г. Эссексе Саймон Критчли провоцирующе заявляет, что, помимо многого замечательного, что в ней происходит, наблюдаются и тревожные тенденции, которым он дает хлесткое название — «Х-files» комплекс». [138] Что же удостоилось такой сомнительной квалификации? Критчли говорит о том, что философию заполонил «обскурантизм». Боже, думает читатель, это напоминает стиль, в каком советские авторы клеймили мыслительные недуги буржуазных недругов. Это нагруженное слово Критчли, безразличный, похоже, к наследию неокантианства, использует, чтобы описать отвержение философией причинных объяснений происходящего, предлагаемых естественными науками, в пользу «альтернативной причинной истории» более высокого порядка, к тому же «оккультной» по природе.

 

Научному объяснению противопоставляется контрнаучное, рациональному — исходящее из неизбежности таинственного, но, тем не менее, остающееся причинным: «землетрясение было вызвано не тектоникой подземных плит, но гневом Бога на наши грехи». Чтобы последней версии объяснения поверило достаточно большое число людей, культура, к которой они принадлежат, должна предпринимать особые усилия, делая историю о том, чем для людей чреват гнев Господа, достоянием своих носителей. Чтобы понять, почему, по этой версии, произошло землетрясение, надо знать смысл отношений людей с Богом, оформленную в историю. Но не нужно ли знать и историю формирования земной начинки, чтобы счесть убедительной первую версию? Предполагает ли, иначе говоря, оформление в виде истории научная тектоническая теория? Конечно, ведь она генетически объясняет сегодняшнее расположение подземных плит, одни события и процессы выдвигая в качестве причин, а другие — в качестве следствий. Отличаются ли эти теории с точки зрения очевидности объяснения, которое предлагают? Вряд ли. Дело в другом: первая научна, вторая — нет: первая объясняет происходящее естественными причинами. Но нельзя ли сказать, что у объяснительной истории, которую предлагает геофизика, просто герой другой: там, где теологи твердят о неисповедимости путей господних, геофизики рассуждают о многофакторности процессов подвижек земной коры. Многочисленные провалы в работе сейсмологов и, как результат, миллионный ущерб, искалеченные или унесенные жизни, и страх, гнездящийся в душах жителей Еревана или Лос-Анджелеса — не может ли это все быть объяснено капризностью и злокозненностью земельных недр? А если скажут, что я одухотворяю и одушевляю, протаскивая мифологическое в научное, то я, парируя, напомню о «пухнущих мембранах» в биологии и «тесноте стихового ряда» в поэтике.

 

И все-таки: неистребимость метафор в научном дискурсе и пропитанность его историями в большей степени, чем мы в этом готовы себе признаться, составляют волнующее, но дополнение к его существу. А вот чем объяснить сегодняшнюю одержимость, если не поглощенность массовой культуры необъяснимым и таинственным? На ум приходят разочарование в возможностях науки, негативные последствия гордыни, с какой ее представители подступались к раскрытию тайн мироздания, раскрыли их, их использовали, и, мало того, что тайн никаких вокруг не осталось, так еще и сколько вреда нанесено. Вот мы и видим столкновение в каждом эпизоде «Х-files», так сказать, герменевтики веры и герменевтики подозрения: что бы таинственное ни стряслось, уравновешенной Скалли и импульсивным Малдером предлагаются две причинные гипотезы, одна научная, другая, как выражается Критчли, «оккультная». Не беда, что вторая в итоге всегда пасует: она-то и оставляет нас озадаченными. Но Критчли, конечно же, прав, говоря, что если как вечернее развлечение «Х-files» безвредны, то последствия «Х-files» комплекса» могут быть достаточно серьезными. Однако мы удивимся, прочитав перечень «кандидатов в обскурантистское объяснение». Названы не только «вездесущность чужеродного разума» и «воздействие звезд на поведение людей», но и «воля Бога». Не обладает ли история, построенная на последней «Причине», рядом достоинств, которые выводят ее далеко за рамки тех или иных проявлений современной мифологии? Но в своих дальнейших рассуждениях Критчли сокрушает и святыни, возможно, более дорогие сердцу современного интеллектуала. Он их называет «менее очевидными, но равно злостными». Это — «драйвы» по Фрейду, «архетипы» по Юнгу, «власть» по Фуко, «реальное» по Лакану, «след Бога» по Левинасу, или «история как эпохальное удаление от бытия» в позднем Хайдеггере». Это, конечно, очень и очень ответственная оценка. Чем же тогда нам всем заниматься, как не толковать «реальное» по Лакану и «существование» по Хайдеггеру?

 

 Критчли — поклонник Витгенштейна — раскрывает карты: не стоит ли опереться на опыт феноменологии? Не стоит ли присмотреться к неявному, скрытому от нас самих запасу наших know-how относительно социального мира? Для его постижения нам вряд ли потребуются как научные объяснения, так и псевдонаучные гипотезы на основе смутных причин. Что потребуется, так это «проясняющие замечания» в отношении тех, главных, сторон вещей, которые скрыты от нас в силу своей простоты и обычности. Скрытые, потому что само-очевидные, и скрытые, но само-очевидные. Опыт феноменологии, состоящий в смене угла зрения, под которым мы смотрим на привычные вещи, в переупорядочении того, что неявно уже было известно, пригодится и нам, когда мы смотрим на повествования, вездесущие, и именно этой своей повсеместностью интригующие и настораживающие.

 

Критический пересмотр канонов происходит почти в каждой дисциплине равно как и междисциплинарных дискуссиях. Одно из главных направлений, которые он принимает, состоит в обмене представлениями о том, каким должен быть научный дискурс. Это приводит к разного рода результатам: от взаимного неприятия сторонников «маскулинного» и «феминного» (варианты «европоцентристского» и «афроцентристского», «гегемонистского» и «контргегемонистского» дискурсов) до трезвого приятия некоторых моментов. Среди таковых следует упомянуть осознание, так сказать, меры риторичности и, в частности, повествовательности, науки. Это обстоятельство связано, в свою очередь, с тем, что в ситуации обостренной социальной критики в адрес науки, утраты наукой былого доминирования, исследователям предстоит уделять столь же внимания передаче и распространению своих результатов, сколь и их получению. Выбор исследователем тех или иных повествовательных моделей из общего запаса социальных представлений предназначен для поддержки более или менее принятого обществом образа науки как источника объективного упорядочивающего знания, а ее создателя — как служителя универсальной истины. В то же время обсуждение задействованных в функционировании научного знания повествовательных стратегий обнажает глубоко «пристрастную» природу научной дискуссии, те, в частности, факты, что выбор тех или иных стратегий воплощает доминирующую в обществе систему социальных смыслов, что кажущиеся на первый взгляд само собой разумеющимися риторические выборы в действительности объясняются не столько научной необходимостью, сколько скрытыми идеологическими приверженностями к существующим в обществе иерархиям ценностей.

 

Большие интерпретативные возможности открывает признание того факта, что в социуме доныне преобладали идеализированные модели научного письма и риторические конвенции и что, напротив, критика скрытой социальной ангажированности традиционного академического дискурса возвращает методологов и социологов науки к анализу феномена авторства в науке и того, в частности, каким многомерным, задействующим все существо исследователя, воплощающим его локализованность в конкретных исторических, культурных, идеологических обстоятельствах, процессом, является научное письмо.

 

Речь, разумеется, не идет о новом витке элиминации нарративов, которые, как можно видеть, столь эффективно размывают границы между «чисто» научным и социальным. Скорее, на повестке дня оказывается вопрос о том, что признание безусловной полезности научных повествований должно быть сопряжено с осознанием их неизбежной ограниченности, тесно связанной с особенностями фигуративного языка как такового. Речь идет о том, что способность такого языка к упорядочиванию достигается весьма дорогой ценой: он выделяет одни этапы процесса, одни стороны явлений ценой отвлечения, «замалчивания» других этапов и сторон нарратива. В силу этого такой язык порождает неопределенность. Хорошо известны неоднократно предпринимаемые в истории науки попытки если не элиминировать эту неопределенность, то свести ее к минимуму. Неудача большинства из них привела к примирению с неопределенностью, что, однако, не освобождает исследователей специфики научного письма каждый раз вновь и вновь задаваться вопросами о том, с какой целью задействуется та или другая повествовательная модель, насколько продуктивна она для воплощения того или иного видения предмета исследования, особенно новых взглядов, что в описываемом феномене или процессе такая модель замалчивает, как данное повествование работает по сравнению с другими научными историями.

 

 

 

[1] Rorty R. Habermas and Lyotard on Postmodernity // Essays on Heidegger and Others: Philosophical Papers. Vol. 2, 164—176. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. P. 167.

 

[2] Kreiswirth M. Tell Me a Story: The Narrativist Turn in the Human Sciences //Constructive Criticism: The Human Sciences in the Age of Theory, ed. by M. Kreiswirth and Th. Carmichael. Toronto: University of Toronto Press, 1994. P. 61—87. Нарративный поворот подготовили следующие работы: Bauman R., Scherzer J. (Eds. ) Explorations in the Ethnography of Speaking. New York: Cambridge University Press, 1974. Bruner J. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge: Harvard University Press, 1986. Kermode F. The Art of Telling. Essays on Fiction. Cambridge: Harvard University Press, 1983.

 

[3] Good J. M. M. and Roberts R. H. Introduction: Persuasive Discourse in and between Disciplines in the Human Sciences // The Recovery of Rhetoric: Persuasive Discourse and Disciplinarity in the Human Sciences, еd. by J. M. M. Good and R. H. Roberts. P. 1—21. Charlottesville: University Press of Virginia, 1993.

 

[4] Ankersmit F. R. Kantian Narrativism and Beyond // The Point of Theory: Practices of Cultural Analysis, ed by M. Bal and I. E. Boer. New York: Continuum, 1994. P. 155-160; 193-197.

 

[5] Iser W. The Art of Reading. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978.

 

[6] Barthes R. Image music text. London: Fontana, 1977.

 

[7] Ricouer P. Interpretation Theory: Discourse and the Surplus of Meaning. Ft. Worth: Texas Christian University Press, 1976. P. 28.

 

[8] Kerney R. Poetics of Modernity: Toward a Hermeneutic Imagination. Atlantic Highlands. N. Y.: Humanities Press, 1995. P. хii.

 

[9] Там же.

 

[10] Рикер П. Мораль, этика, политика // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М., 1995. C. 83.

 

[11] Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ—ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 306.

 

[12] Женетт Ж. Критика и поэтика // Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. М: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 2.

 

[13] Bruner J. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge: Harvard University Press, 1986.

 

[14] Miller H. Reading narrative. Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1998. P. 47.

 

[15] Ibid.

 

[16] Smith B. H. Narrative Versions, Narrative Theories, in On Narrative, еd by W. J. T. Mitchell, 209-232. Chicago: University of Chicago Press, 1981. P. 228.

 

[17] Miller H. Narrarive, in Critical Terms for Literary Study, ed. by F. Lentriccia and T. MaLaughin. Chicago: University of Chicago Pres, 1990. P. 127-140.

 

[18] Ryan M. L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theory. Bloomington: Indiana University Press, 1991.

 

[19] Павел Т. Поэтика сюжета. Случай драмы английского Возрождения. 1985.

 

[20] Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательного текста. 1966. С. 398.

 

[21] Ryan M. L. Possible Worlds, Artificial Intelligence, and Narrative Theory. Bloomington: Indiana University Press, 1991.

 

[22] Барт. Р. Указ. соч. С. 393.

 

[23] Краткий очерк основных понятий и идей нарратологии на русском языке есть в Энциклопедическом справочнике «Современное зарубежное литературоведение». М., 1996. С. 61-81 и в учебном пособии Зенкина С. «Введение в литературоведение. Теория литературы». М., 2000. Я в своем изложении опираюсь, в основном, на статью Барта Р., на работы Женетта Ж. и Рикера П. и на книгу Зенкина С.

 

[24] Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика. М. — Л., 1925. С. 137.

 

[25] Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970. С. 287. См. также Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. М., 2000. С. 173.

 

[26] Brooks P. Reading for the Plot. Design and Intention in Narrative. Cambridge: Harvard, 1984.

 

[27] Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. С. 296. 28 Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. М., 2000. С. 38.

 

[29] Там же. С. 276.

 

[30] Женетт Ж. Границы повествовательности // Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. С. 288—299.

 

[31] Зенкин С. Указ. соч. С. 50.

 

[32] Подробнее о термине «дискурс» см. Греймас А. Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М., 1983, С. 488—493.

 

[33] Барт Р. Введение в структурный анализ... С. 391.

 

[34] Пропп В. Морфология сказки. М., 1969. С. 25. См. также подробнейший анализ морфологии Проппа в кн. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. С. 41—46.

 

[35] Барт Р. Указ. соч. С. 394.

 

[36] Барт Р. Введение в структурный анализ... С. 399.

 

[37] Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. См. также анализ модели Бремона и ее связи с морфологей Проппа в кн. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. С. 46—52.

 

[38] Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. С. 91.

 

[39] Hamburger K. The Logic of Literature. Ann Arbor: Indiana University Press, 1973. P. 17.

 

[40] Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. С. 103.

 

[41] Там же. С. 107.

 

[42] Там же. С. 106.

 

[43] Барт Р. Введение в структурный анализ... С. 411.

 

[44] Успенский Б. Поэтика композиции. СПб., 2000. С. 215.

 

[45] Там же. С. 222, 161.

 

[46] Там же. С. 25.

 

[47] Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. С. 106.

 

[48] Там же. С. 195.

 

[49] Там же. С. 103.

 

[50] Там же. С. 104.

 

[51] Там же. С. 106.

 

[52] Culler J. Story and Discourse in the Analysis of Narrative in The Pursuit of Signs: Semiotics, Literature, Deconstruction. Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1981. P. 169—187.

 

[53] Это замечание принадлежит Мике Бал (профессор Амстердамского университета), отличающейся особенно обостренной рефлексией кризиса, переживаемого нарратологией.

 

[54] Kermode F. The Art of Telling. Essays on Fiction. Cambridge: Harvard University Press, 1977. P. 1.

 

[55] Ibid. P. 2.

 

[56] White H. The Absurdist Moment in Contemporary Literary Theory, in Tropics of Discourse: Essays in Cultural Criticism. Baltimore: John Hopkins University Press, 1978. P. 277—278.

 

[57] См.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1989. С. 250.

 

[58] Bal М. On Story—Telling. Essays in Narratology, еd. by David Jobling. Sonoma, CA: Polebridge Press, 1991. P. 6.

 

[59] Женетт Ж. Фигуры. Т. 2. С. 269.

 

[60] Зенкин С. Преодоленное головокружение: Жерар Женетт и судьба структурализма // Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. С. 11.

 

[61] Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. С. 201.

 

[62] Зенкин С. Преодоленное головокружение. С. 15.

 

[63] См. Русский перевод Барт Р. S/Z. М.: УРСС, 2001.

 

[64] Русский перевод см. Мировое древо/Arbor Mundi, М., 1993. № 2.

 

[65] Женетт Ж. Повествовательный дискурс//Фигуры. Т. 2. С. 68.

 

[66] Ibid. С. 183—184.

 

[67] Ibid. С. 189.

 

[68] Ibid. С. 190.

 

[69] Зенкин С. Преодоленное головокружение. С. 18—19.

 

[70] Женетт Ж. Повествовательный дискурс//Фигуры. Т. 2. С. 192, 196.

 

[71] Ibid. C. 190.

 

[72] Ibid. C. 61.

 

[73] Ibid. C. 270—271.

 

[74] Bal M. On Story—Telling. Essays in Narratology, еd. by David Jobling. Sonoma, CA: Polebridge Press, 1991. P. 7.

 

[75] Ibid. С. 7—8.

 

[76] Ibid. С. 9.

 

[77] Culler J. Framing the Sign: Criticism and its Institutions. Norman, Okla, 1988. Мике Бал развивает свои идеи относительно неразличимости текста и контекста, обращаясь к визуальным нарративам (какими она вообще в последнее время наиболее увлечена), а точнее, касаясь современной художественной критики творчества Рембрандта в кн.: Bal M. Reading Rembrandt: Beyond the Word—Image Opposition. Cambridge, 1991.

 

[78] В отчественной традиции этим термином широко пользовался Ю. Лотман. См. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

 

[79] Baxandall M. Patterns of Intention: On the Historical Explanation of Pictures. New Haven, 1985. P. 26—32.

 

[80] Culler J. On Deconstruction: Theory and Criticism After Structuralism. London, 1983. P. 86. Цит. по: Bryson N. Art in Context, in R. Cohen, ed. Studies in Historical Change. Charlottesville: University of Virginia Press, 1992. P. 24.

 

[81] Ibid. P. 26—27.

 

[82] См. об этом подробнее в замечательной книге Руди Вискера: Visker Rudi. Truth and Singularity: Taking Foucault into Phenomenology. Dordrecht, Cluwer, 1999.

 

[83] Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М. — СПб.: «Алетейя», 1998. С. 69.

 

[84] Lacour Claudia Brodski. Austen’s Pride and Prejudice and Hegel’s «Truth in Art»: Concept, Reference and History, in EHL. vol. 59, #3. [Autumn, 1992. С. 598.

 

[85] Там же. С 598—599.

 

[86] Cм. об этом подробнее в: Parker I. Discourse Dynamics. London: Routledge, 1992. Thomas J. Doing Critical Ethnography, in Qualitative Research Methods Series, 1993. vol. 26. Р. 57—69.

 

[87] См. интересный пример критического исследования, автор которого пытается удерживать в поле зрения два эти направления интерпретации: «источники» и их порождение — взгляды конкретных людей — рассматривая коммуникацию руководителей и подчиненных в: Rosen M. Coming to terms with the field: understanding and doing organizational ethnography // Journal of Management Studies. 1991. Vol. 28. P. 1—24.

 

[88] Harding S. Whose Science? Whose Knowledge?: Thinking from Women’s Lives. Ithaca, N. Y.: Cornell Univ. Press, 1991.

 

[89] Приведено по: Harding S. The Science Question in Feminism. Ithaca: Cornell University Press, 1986. P. 120.

 

[90] Цит. по: Eichler M., Lapointe J. On the Treatment of the Sexes in Research, Social Sciences and Research Council of Canada. Ottawa, 1985. P. 11.

 

[91] Butler J. Gender Trouble. N. Y.: Routledge, 1990. P. 148.

 

[92] Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1982.

 

[93] Martin E. M. The Woman in the Body: A Cultural Analysis of Reproduction. Boston: Beacon Press, 1987.

 

[94] Cм.: Fine M. Beyond Silenced Voices: Class, Race and Gender in the United States. Albany: State University of New York Press, 1993; Haraway D. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective//Feminist Studies, 1988. № 14. P. 575—599; Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N. Y.: Routledge, 1990.

 

[95] Keeton W. T. Biological Science, 3rd ed. N. Y.: W. W. Norton, 1976, процитировано в: Biology and Gender Study Group «The Importance of Feminist Critique for Contemporary Cell Biology»//Feminism and Science, еd. by N. Tuana Bloomington: Indiana Univ. Press, 1989. P. 75.

 

[96] Martin E. The Egg and the Sperm: How Science Has Constructed a Romance Based on Stereotypical Male—Female Roles//Signs. 1993. № 16. P. 490.

 

[97] Ibid. P. 485—501.

 

[98] Tomlinson B. Phallic fables and Spermatic Romance: Disciplinary Crossing and Textual Ridicule// Configurations. 1995. № 2. P. 106. В дальнейшем изложении данного сюжета я следую рассуждениям автора. В данной статье можно найти также исчерпывающую (и частично мною заимствованную) библиографию изданий, посвященных как связи риторики и науки в целом, так и феминистскому осмыслению биологических повествований.

 

[99] Термины взяты из фрагмента статьи: Schatten G., Schatten H. The Energetic Egg //The Science. 1983. № 23, процитированной в: Biology and Gender Study Group «The Importance of Feminist Critique for Contemporary Cell Biology»//Feminism and Science. P. 177.

 

[100] Martin E. P. С. 488—489.

 

[101] Там же. Как источники автор использовала: Mountcastle V. Medical Psychology. L.: Mosby, 1980. P. 1609: Alberts et al. Molecular Biology of the Cell. N. Y.: Garland, 1983. P. 796.

 

[102] Martin E. P. 495—496. Критик использовала такие труды Вассермана P. M.: Wasserman P. M. Biology and Chemistry of Fertilization//Science. 1987. № 235 (4788). P. 553—560; Wasserman. P. M. Fertilization in Mammals//Scientific American. 1988. № 6 (259) P. 78—84.

 

[103] Bushman С. L. America Discovers Columbus: How an Italian Explorer Became an American Hero Hanover. N. H.: University Press of New England, 1992.

 

[104] Berkhofer R. F. Jr. Beyond the Great Story. History as Text and Discourse. Cambridge: Harvard University Press, 1995. P. 44.

 

[105] Novick P. That Noble Dream: «The Objectivity Quest» and the American Historical Profession. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 2.

 

[106] La Capra D. Rhetoric and History, in History and Criticism. Ithaca: Cornell university Press, 1985. P. 17.

 

[107] Там же.

 

[108] Ankersmith F. R. Narrative Logic: A Semantic Analysis of the Historian’s Language. The Hague: Martinus Nijhoff, 1983. P. 66—78.

 

[109] Berkhofer R. F. Jr. Beyond the Great Storу. P. 57.

 

[110] Ibid.

 

[111] La Capra D. Rethinking Intellectual History and Reading texts, History and Theory. 19 (1980). P. 245—276 и «Preface» in History and [Criticism. Ithaca: Cornell university Press, 1985.

 

[112] La Capra D. Rethinking Intellectual History: Texts, Contexts, Language. Ithaca and London, 1983. P. 339.

 

[113] Berkhofer R. F. Jr. Beyond the Great Story. P. 59.

 

[114] С м. об этом классическое исследование Э. Ауэрбаха: Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

 

[115] Barthes R. Historical Discourse, in Introduction to Structuralism, еd. by M. Lane. N. Y., 1970. P. 153.

 

[116] Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов» // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ—ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М., Изд-во МГУ, 1987. С. 387.

 

[117] См., например: Kellner H. Narrativity in History: Poststructuralism and Since, in History and Theory. 26 (1987). P. 2.

 

[118] Барт Р. S/Z. М.: УРРС, 2001. С. 108.

 

[119] Там же.

 

[120] Там же. С. 109.

 

[121] Барт Р. Миф сегодня. Мифология. М.: Изд-во Сабашниковых, 1996. С. 263.

 

[122] Там же. С. 241—246.

 

[123] Там же. С. 243.

 

[124] Там же. С. 244.

 

[125] Там же. С. 268—269.

 

[126] Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи // Вопросы философии. 1992. № 9. C. 49—60.

 

[127] Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М., 1987. О риторике науки см. также: Ваzerman Ch. Shaping Written Knowledge: The Genre and Activity of the Experimental Article in Science. Madison: University of Wisconsin Press, 1988; The Figural and the Literal: Problems of Language in the History of Science and Philosophy, 1630—1800, еd. by Benjamin A. E. Cantor G. N. Christie J. R. R. Manchester, U. K. Wolfeboro, N. H.: Manchester University Press, 1987; Literature and Science: Theory & Practice, еd by Peterfreund S., Boston: Northeastern University Press, 1990; Cantor G. The Rhetoric of Experiment. In: The Uses of Experiment: Studies in the Natural Sciences, еd by Gooding D. Schafler S. Pinch D. T. N. Y.: Cambridge University Press, 1989. P. 159—180.

 

[128] Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. C. 144—145.

 

[129] Berkhofer R. F. Jr. Beyond the Great Story. P. 59.

 

[130] Ibid.

 

[131] Ibid.

 

[132] Movat J. Text: The Genealogy of an Antidisciplinary Object. Durham, N. C.: Dike University Press, 1992.

 

[133] Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение ХIХ в. Екатеринбург, 2001.

 

[134] Там же.

 

[135] Frederikson G. M. Comparative History, in The Past Before Us: Contemporary Historical Writing in the United States, еd. by Michael Cammen. Ithaca: Cornell University Press, 1980. P. 473.

 

[136] Certeau M. De. The Writing of History. N. Y.: Columbia University Press, 1988. Cм. в особенности C. 2, 14, 38, 46—47, 99.

 

[137] Такое различение нарратива и нарративизации как результата и процесса принадлежит Дж. Принсу Prince G. A Dictionary of Narratology Lincoln: University of Nebraska Press, 1987.

 

[138] Critchley S. Continental Philosophy. A Very Short Introduction. Oxford University Press, 2001. P. 118. Имеется в виду сериал, идущий по нашему телевидению под названием «Секретные материалы».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...