Планировка территории 4 страница
При кооперации каждый уважает каждого и не посягает на его право свободной экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с принципом экономического максимума. Кооперация — это такой порядок, при котором не допускается монополизм. Земельные участки не могут существовать и эффективно использоваться без одновременного наличия конкуренции и кооперации. Обеспечение условий для той и другой — задача и прерогатива системы градорегулирования
МОНОПОЛИЗМ И СПЕКУЛЯТИВНАЯ РЕНТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ: ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Выше была отмечена опасность вырождения конкуренции в монополизм. Здесь же мы рассмотрим, почему и как это происходит, а 1акже каковы правовые и экономические механизмы противостояния этому. Сразу необходимо разделить, а затем отдельно рассмотреть две принципиально разные ситуации: практически вся земля (за исключением особо ценных природных и иных территорий) распределена между частными лицами, и органы власти не участвуют в предоставлении земельных участков частным лицам для строительства. Такая ситуация характерна для зарубежных стран с утвердившимися рыночными отношениями; значительная часть земель остается в государственной или му- пиципальной собственности, и органы власти активно участвуют в предоставлении этих земельных участков частным лицам для строительства. Такая ситуация характерна для современной России. В данном разделе мы разберем первый тип ситуации, а в рамках 1емы 5 — второй[20]. В ситуации первого типа монополия возникает в силу того, что »емельные участки, являясь объектом оборота, могут переходить от одного частного лица к другому и большое количество земельных участков оказывается в собственности одного лица. Спрашивается — ычем? Чтобы иметь монопольную прибыль.
Рассмотрим случай, когда в спекулятивных целях скупаются земельные участки в местах, запланированных для будущего развития. М от случай характеризуется следующими положениями. Экономическая мотивация заключается в том, чтобы получить поход, который возникает от разницы между покупной ценой и возросшей продажной ценой. Продажная цена возрастает в результате: происходящего в рутинном режиме процесса развития—роста спроса на определенные земельные участки в определенном месте; роста стоимости земельных участков в результате планирования и зонирования, когда назначение земельных участков может быть изменено на более прибыльные виды использования (например, разрешено осуществлять многоэтажное строительство на землях сельскохозяйственного использования). Разница в пенах — мотор экономики, а спекуляция — это дей- сгвия по использованию указанной разницы в объемах, превышающих нормальные пределы. Какие пределы считать нормальными? ( у шествует норма прибыли, которая устанавливается на практике в 1ультате массового процесса сделок — оборота недвижимости. Таким образом, ненормальным следует считать положение, когда значительно превышена «естественная», установленная рынком норма прибыли. Вопрос — насколько превышена? Можно ли формализовать порог разницы в ценах, превышение которого будет означать спекуляцию? Можно. Допустим, такой порог установлен, что дальше? «Отъем незаработанной разницы» можно осуществить с помошью: а) административных методов (конфискация); б) экономических методов. Разница, превышающая установленные пределы, — это незаработанный спекулятивный доход, который может быть изъят в пользу общества. При наличии эффективных экономических методов «отъема незаработанной разницы» теряют смысл методы административные, которые редко бывают эффективными, в том числе из-за коррупционной составляющей — возможности сговора между административными агентами и спекулянтами.
Принципы использования экономических методов «отъема незаработанной разницы»: разница равна сумме двух компонентов: неизымаемой рыночной нормы прибыли (которая принимается за 1, 0) и изымаемой величины, которая начинается с порога выше неизымаемой рыночной нормы прибыли и дифференцируется по диапазонам превышения величины неизымаемой рыночной нормы прибыли, например L—2, 2-3, 3-5; применительно к изымаемой величине вводится прогрессивный налог. Например, если изымаемая величина равна 1, то величина налога равна нулю, при изымаемой величине 1—2 налог — 60%, 2—3 — 80%, 3—5 и выше — 100%. Продавцу-спекулянту нет резона запрашивать у покупателя завышенную цену, поскольку его сверхдоход будет изъят налогом в пользу общества. Результат: в цену сделки будет включена норма прибыли в размере, сопоставимом с нормой прибыли, установленной рынком. То есть спекуляции как действия по использованию чрезмерно завышенной разницы в ценах не будет[21]. При использовании указанного экономического механизма нужно учитывать следующее: необходимо периодически возобновлять и проводить на регулярной основе массовую оценку недвижимости в целях налогообложения; необходимо декларировать цену сделок и обеспечивать неразглашение коммерческой тайны; • продавец-спекулянт может не захотеть продавать по правилам — так называемое понуждение покупателя к «темной сделке». Противостоять подобным действиям, если выявлено нарушение законодательства, можно путем использования механизма контрольных закупок. 6. Разновидность рассматриваемого случая (приобретение земли в местах будущего развития) — реализация намерений публичной власти, например, по прокладке дорог, размещению иных общественно необходимых объектов. В такой ситуации используются механизмы резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд[22].
2. 2 ГОРОД: МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ
Морфология городского пространства — это сочетание двух неотъемлемых компонентов распределения в пространстве: I) земельных участков с различными функциями (различным назначением); 2) плотности, интенсивности использования территории (совокупностей земельных участков в зависимости от их месторасположения)[23]. Особенности такого сочетания рассмотрены в моделях Тюнена, Ьерджеса, Хойта, Гарриса — Ульмана, Высоковского. Модели будут кратко описаны и прокомментированы.
КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЮНЕНА Краткое описание. Модель Тюнена — это генерализованная (обобщенная, упрощенная) модель: вся продукция имеет одинаковую стоимость доставки на рынок сбыта, а интенсивность использования юмельных участков в пределах одних и тех же концентрических территориальных зон одинакова независимо от месторасположения вну- I ри зоны и стоимости участка. При этом действует простое правило чередования зон: вид землепользования, производящий наибольший объем продукции в расчете на единицу площади земельного участка, имеет наиболее крутой ценовой (рентный) градиент и располагается ближе всего к рынку сбыта, затем идет зона землепользования со вторым по величине удельным объемом продукции (рис. 2. 1). Рис. 2. 1. Модель Тюнена В реальном рынке все гораздо сложнее. Каждое производство имеет свои показатели относительных транспортных издержек (стоимость доставки единицы объема продукции на единицу расстояния) и свои возможности и пределы пространственной интенсификации (увеличения объема продукции, произведенной на единице площади земельного участка). Эти показатели усложняют формулу ценового градиента, а форма его линии на графике становится более вогнутой по сравнению с линией, предложенной Тюненом (рис. 2. 2)[24]. Увеличение спроса на товары определенного вида приводит к повышению интенсивности использования земельных участков, занятых соответствующим видом производства, и расширению территориальной зоны расположения таких земельных участков. Рынок реагирует на возросший спрос увеличением производства (увеличением ресурсов, направляемых для производства данного вида товаров). Одновременно происходит трансформация структуры землепользования: в данном случае сельскохозяйственные земли трансформируются в территории, занятые легкой промышленностью. Этот эффект может распространяться далее и во времени, и в пространстве.
Анализ структуры землепользования на основе ценовых градиентов объясняет общее стремление землепользователей разместиться ближе к центру города. Важными факторами притяжения становятся поток потребителей, непосредственное общение с поставщиками и Рис. 2. 2. Ценовые градиенты компаньонами, низкие транспортные издержки. Стремление к центру поселения и потребность в тесных взаимосвязях не только между продавцами и потребителями, но и внутри сообщества потребителей и продавцов порождает эффект агломерации, позволяющий экономить ресурсы общества в целом на обеспечение экономической деятельности. Рассмотренный эффект пространственных трансформаций под действием рыночных факторов изменения спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг имеет фундаментальное значение для объяснения генезиса преобразований, происходящих в городах. Комментарии. Модель Тюнена: 1) эмпирическим путем доказывает универсальность того факта, что городские образования имеют радиально-концентрическую структуру, которая формируется по оси «центр — периферия» с последовательным чередованием концентрических территориальных зон расположения различных видов функционального использования территории и уменьшением интенсивности их использования в направлении от центра к периферии; согласуется с дедуктивной моделью, согласно которой все пространственные структуры урбанизированных территорий неизбежно должны выстраиваться по оси «центр — периферия»; содержит объяснение экономического механизма трансформаций пространственной структуры города во времени; утверждает примат стабильности (устойчивости и неизменности) генеральной формы городского пространства над его параметрическими показателями, которые могут изменяться в широких пределах, но не способны разрушить базовую радиально-концентрическую форму, несмотря на наличие и неизбежность частных деформаций — отклонений от этой формы. КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЕРДЖЕСА Краткое описание. Модель предложена в 1920 г. [25] Она основана на модели Тюнена и исследованиях ценового градиента. Модель фиксирует последовательность расположения в пространстве различных видов землепользования в форме концентрических окружностей, удаляющихся от центра города в определенном порядке (рис. 2. 3).
- центральный деловой район (универ сальные магазины, офисы, развлекательные клубы, банки, отели, театры, музеи и т. д. ); - зона оптовой торговли; - переходная зона (зона, на которую из центральных районов «надвигаются» зоны коммерческой деятельности и легкой промышленности), как правило, занятая ветхим жильем; - зона жилья для рабочих со средним уров нем доходов; - зона жилья для высокооплачиваемых го рожан; - пригородные резиденции горожан с са мым высоким уровнем доходов Рис. 2. 3. Модель Берджеса Согласно модели, центр города—это место расположения культурно- нелового ядра, где сосредоточены центральные магазины, театральные кварталы, отели, офисные здания, банки и др. — все то, что требует центрального местоположения. В маленьких городах все эти объекты и функции тесно переплетены и смешаны (но различимы), а в более крупных существуют в относительно обособленных зонах. Зона, непосредственно граничащая с центральной, определена как коммерческая, или зона оптовой торговли. Здесь чаще всего располагаются рынки, оптовые магазины, базы и склады. В городах, расположенных у воды, коммерческая зона включает в себя портовое хозяйство. Часто производства, не нуждающиеся в больших территориях, также располагаются в коммерческой зоне. Третья зона — зона транзита. Это название очень точно переда- ег ее функциональное «наполнение»: пестрый и быстро меняющийся состав различных видов использования объектов недвижимости. В частности, именно в этой зоне начинают появляться жилые кварталы восстановленных из исторических зданий высококачественных ц)мов для комфортного проживания. Часто жилые здания здесь используются как доходные дома. Земельные участки, непосредственно соседствующие с промышленными предприятиями, нередко превращаются в заброшенные районы с жилыми домами низкого качества. 1ретья зона постепенно переходит в четвертую — основной ареал жи- ibix рабочих кварталов. Именно здесь располагается большинство домов работников фабрик и предприятий. Следующая, пятая зона представляет собой место, где располага- ется жилье семей среднего класса и «белых воротничков». Далее, на окраине, вдоль основных транспортных артерий селятся обеспеченные семьи среднего класса и более богатые категории горожан, образуя так называемую пригородную зону. Не останавливаясь на простом описании расположения территориальных зон, автор сформулировал закономерность динамического развития модели: с ростом города последовательность расположения юн не изменяется, но они разрастаются, наступая на внешних сосе-; юй и образуя переходные зоны. На первый взгляд, последовательность жилых районов в предложенной модели противоречит модели, выстраивающейся в соответствии с закономерностями распределения ценового градиента, согласно которым горожане с достаточным доходом должны стремиться жить ближе к центру, на более дорогой земле, компенсируя ш граты существенной экономией на транспортных издержках для поездок на работу. Однако в реальности состоятельные люди предпочитают иметь более благоприятное природное окружение и большой по площади земельный участок, позволяя себе дополнительные транспортные издержки и не обращая особого внимания на дополнительные траты времени. То есть их поведение в меньшей степени подчинено экономическим законам и в большей мотивируется психологическими предпочтениями, которые, однако, не перестают зависеть от экономических факторов. Комментарии. Модель Берджеса является вариацией модели Тю- нена и фиксирует факт деформации модели — отклонение в отдельных случаях от жесткого следования экономическим законам и возрастание роли психологических факторов. Последнее нуждается в объяснении. Не претендуя на полноту (что потребовало бы самостоятельного исследования), отметим два положения. Во-первых, психологические факторы неразрывно взаимодействуют с экономическими. Примат первых обусловлен тем, что у определенных групп лиц в определенные периоды времени есть экономические возможности оплачивать дорогие психологические предпочтения. Во-вторых, отмеченное обстоятельство — это своего рода фиксация определенного исторического момента, который в таком случае должен быть оценен в ряду других исторических моментов. И тогда нельзя будет не отметить исторический факт противоположного характера, а именно так называемую джентрифика- цию, когда часть состоятельных людей перебирается из пригородов в центр города, при этом экономические факторы вновь начинают превалировать над психологическими. Маятник качается то в одну, то в другую сторону, а его ось остается стабильной и неизменной. Это ось «центр — периферия». Данное объяснение, кстати, подтверждает, что как на модель Тю- нена, так и на модель Берджеса распространяется еще одно правило: примат стабильности (устойчивости и неизменности) генеральной формы городского пространства над его частными флуктуациями и параметрическими отклонениями, которые могут проявляться в отдельных местах и изменяться в широких пределах, но неспособны разрушить базовую радиально-концентрическую форму, несмотря на наличие и неизбежность частных деформаций — отклонений от этой формы. СЕКТОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ХОЙТА Краткое описание. На первый взгляд, данная модель отличается от моделей Тюнена и Берджеса: она объясняет городскую пространственную структуру секторальными различиями, а не расстоянием от центра города. Секторальная модель формулируется следующим образом: «... развитие территории вдоль определенного транспортного коридора обеспечивается за счет однородных видов экономической активности. Городская территория представляет собой круг, 1> а щеленный на секторы с различными видами использования зем- ли. Виды землепользования, образуясь в центре города или на граница центрального делового района, развиваются вдоль сектора по направлению к границе города»1 (рис. 2. 4). В соответствии с секторальной моделью форма городской струк- |уры объясняется динамическими причинами и базируется на двух I ипотезах. Первая касается смены зон экономической активности по мере роста города. С ростом города концентрические зоны расширяются, преобразуя соседние зоны, ограничивающие их с внешней стороны. Поскольку некоторые из таких преобразований более легкие и лсшевые (свободная территория или некапитальные строения и т. д. ), ю зоны активнее развиваются в одних направлениях и медленнее в других, превращаясь, в конце концов, в сектор. Вторая гипотеза касается механизма расширения зон. С ростом юны все жилые и коммерческие объекты, находящиеся в переходной зоне, должны искать себе новое место. Если перемещаются домохозяйства или небольшие коммерческие фирмы, то они стремятся переехать как можно ближе к прежнему месту расположения. Такая инерция, объяснимая с экономической и социальной точек зрения, - центральный деловой район - зона оптовых магазинов, складов и легкой про мышленности - зона жилых районов низкого ценового уровня - зона жилых районов среднего класса - зона элитных жилых районов и районов повы шенной комфортности Рис. 2. 4. Модель Хойта 1 Hoyt Н. The Structure and Growth of Residential Neighborhoods in American Cities. Chicago, IL: Chicago University Press, 1939 поддерживает секторальную организацию территории: движение вида землепользования вдоль определенного сектора с наименьшим сопротивлением и наиболее легкой трансформацией. Комментарии. Модель Хойта: оперирует преимущественно функциями (видами использования недвижимости), недооценивает плотность, интенсивность использования территории и поэтому не может претендовать на полноту объяснения строения города; будучи дополненной фактором плотности, интенсивности использования территории, становится в большей степени похожей на модели Тюнена и Берджеса: приобретает большую степень концентричности в ущерб провозглашаемой радиальности, или секторальности; фактически провозглашает примат осевой компоненты строения урбанизированного пространства (по оси «центр — периферия») над компонентой концентрической, т. е. примат логики, сформулированной дедуктивным способом. МОДЕЛЬ СУБЦЕНТРОВ ГАРРИСА - УЛЬМАНА Краткое описание. Данная модель описывает расположение субцентров в городском пространстве. С ростом любого города наступает момент, когда одно центральное ядро неспособно обслужить все городские территории. Начинают появляться субцентры для обслуживания отдельных районов. При этом радиально-концентрическая структура расположения различных видов экономической активности, характерная для единого центра, повторяется в субцентрах с небольшими изменениями. Модель предложена в 1945 г. американцами Гаррисом и Ульманом (рис. 2. 5). В соответствии с моделью образование субцентров может иметь различный генезис. Во-первых, это могут быть центры для отдельных категорий людей или видов экономической активности. Во-вторых, субцентры могут формироваться вокруг локальных рынков или крупных магазинов. Во всех случаях в миниатюре повторяются закономерности пространственного развития главного центра города. Комментарии. Данная модель не привнесла в теорию значимых новых положений. Тем не менее она дала положительный импульс для исследования локальных городских пространств, что способствовало развитию микрогеографии городов и применению на практике ее рекомендаций. - центральный деловой район - зона оптовых магазинов, складов и легкой промышленности - зона жилых районов низкого ценового уровня - зона жилых районов среднего класса - зона элитных жилых районов и районов по вышенной комфортности - зона тяжелой промышленности - внешний деловой район - жилые пригороды - промышленные пригороды В В Рис. 2. 5. Модель Гарриса - Ульмана НЕРАВНОМЕРНО РАЙОНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЫСОКОВСКОГО Краткое описание[26]. Модель названа неравномерно районированной и базируется на теоретическом постулате, согласно которому город — это организм, имеющий построенную по определенным законам базовую структуру, которая должна быть выявлена, понята, ткреплена и развита в процессе градостроительного проектирования[27]. В модели используются фундаментальные характеристики поведения людей. Во-первых, поведение людей ориентировано на два базовых типа ситуаций: 1) публичный — коллективное пребывание людей, связанное с общением друг с другом, происходящее в пространстве, открытом и доступном для всех желающих; 2) приватный — индивидуальное пребывание, связанное с ограничением доступа других людей, строгой регламентацией их круга (например, только члены семьи), замкнутое «на себя». Во-вторых, люди упорядочивают свое поведение в городе с помощью особых пространственных ориентиров (точек отсчета), закрепляющих систему их ценностей в отношении различных мест города: 1) точка отсчета публичности — единственное место города, хорошо известное всем жителям, содержащее их главные символы и наиболее для них привлекательное; 2) точка отсчета приватности — собственное «тело субъекта» (индивидуума, семьи, иной группы). Для каждого человека эта точка отсчета размешается в том месте, где он реализует ситуации приватности, — в квартире, в доме, на даче. Под влиянием этих упорядочивающих начал происходит эволюционное формирование пространственной структуры города, которое распространяется и на объекты (дома, дороги, элементы природного ландшафта, инженерные сети), и на социально-территориальные группы. В результате появляются пространственные структуры, названные в теоретической географии узловыми районами. Неравномерно районированная пространственная структура организована из пространственных единиц города — узловых районов разной величины и развитости. Выявление пространственных единиц города и их внутренней взаимосвязи производится на основе совместного использования двух подходов. Первый подход (морфологический) состоит в анализе распределения различных объектов по территории города. Второй (социологический) — в выяснении у жителей города ареалов их повседневных перемещений, названий и границ освоенных ими районов проживания, центров активности этих освоенных районов, а также их представлений о локализации точки отсчета городского пространства. К числу основных категорий пространственной организации города относится понятие «пространственная единица» или «узловой район». Предложена типология пространственных единиц. Центральная единица — центральный узловой район города, самая старая, большая и ценная часть города. Она характеризуется наиболее высокими показателями развития и концентрации объектов обслуживания, офисов, транспорта, пешеходов, перемещений, разнообразием видов деятельности, сложностью культурных смыслов. Рядовые пространственные единицы — городские узловые районы. По сравнению с центральной единицей они имеют более низкий уровень структурной развитости, но тем не менее достаточный для формирования своей внутренней структуры. Ядро рядовой единицы формируется при наличии хотя бы одного уникального общегородского объекта в сочетании с разнообразными объектами обслуживания и офисами. Главное ядро рядовой единицы смещено из ее геометрического центра на границу в сторону центра города или, точнее, в сторону единицы предыдущей дистанции. Это важнейшее свойство рядовых единиц, во многом определяющее их удобство для жизни и привлекательность для жителей города. Единицы на начальной стадии развития складываются, как правило, на периферии города. В таком «зародышевом» состоянии они могут оставаться длительное время, бывает — всегда. В планировочном отношении они характеризуются наличием только одного элемента коммуникационно-общественной системы — связевого элемента в виде полосовой концентрации различных объектов, предоставляющих услуги и места приложения труда вдоль главной улицы с общественным транспортом. Кроме территориальных единиц в городах существуют неструктурированные территории — массивы застроенных однородных участков, не «прикрепленных» к какому-либо центру. Как правило, это довольно большие районы индивидуальной жилой застройки или промышленные площадки на периферии города (рис. 2. 6). Комментарии. Модель Высоковского: как и все ранее рассмотренные модели, выявляет факт активно- I о влияния на пространственную структуру города взаимодействий и взаимосвязей по оси «центр — периферия»; помимо объяснительной функции выполняет также функцию операциональную—инструмента для анализа и градостроительного проектирования с использованием критериев, позволяющих выстраивать и подготавливать предложения по последовательному выправлению пространственных структур, деформированных административно- волевыми решениями в период отсутствия рынка недвижимости. УСТОЙЧИВОСТЬ ФОРМЫ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПАРАМЕТРОВ ГОРОДА Рассмотрение моделей морфологии городского пространства позволяет сделать общий вывод. В условиях рынка недвижимости город «ведет себя» подобно организму: на всем протяжении его развития основополагающая форма устойчиво сохраняется, а параметры могут меняться. Эта базовая закономерность имеет право быть методологическим ориентиром в градостроительном проектировании. Иная ситуация складывалась в городах, где рынок недвижимости был замешен системой административного распределения. Бесплатное землепользование в течение социалистического периода развития России, когда земельные участки распределялись путем административных решений, привело к тому, что «приоритетные» предприятия получали лучшие участки, превышавшие площади, в которых эти предприятия реально нуждались, чтобы иметь резерв территории для возможного развития производства, так сказать, на всякий случай. В результате российские города до сих пор сохраняют гипертрофированные промышленные пояса с низкой интенсивностью использования территорий[28]. Та же проблема была характерна и для районов нового жилищного строительства. Направление и характер застройки определялись только себестоимостью строительства. В центре города государственный застройщик сталкивался с необходимостью либо реконструкции, либо сноса зданий, что неизбежно приводило к удорожанию строительства Поэтому сначала начинали застраиваться ближние окраины, а затем логика затратной экономики уводила строителей все дальше от центра в удаленные районы. В результате морфология городского пространства большинства российских городов значительно отличается от той, которую можно наблюдать в городах развитых стран. Там действуют экономические механизмы рыночного регулирования и поэтому наиболее плотно и интенсивно используется дорогая земля центра. Типичный российский город, напротив, представляет собой «недоиспользованный центр» и «парад» многоэтажных новостроек на окраинах (рис. 2. 7). ЕЁП - дополнительные ядра единицы коммуникативно-общественные rcmGDUtO OnOKOUTUI - главное ядро единицы ареал центральной единицы Рис. 2. 6. Неравномерно-районированная модель города ~ связевые элементы 4— - главные улицы единицы Административные решения вместо повышения интенсивности использования имеюшихся территорий приводили к формированию нелогичной с точки зрения основных экономических законов структуры. Особенно очевидной порочность такой искаженной структуры стала в настоящее время, когда горожане получили возможность активно покупать автомобили, а дорожная инфраструктура оказалась не в состоянии обеспечить возросший поток транспорта. Непропор- I» I Типичный город Типичный российский город /, 'р I в странах Западной У" [29], Европы и США Центр города Рис. 2. 7. Морфология типичных городов в условиях наличия и отсутствия рынка недвижимости цнональное размещение основных масс населения на окраинах, а основных мест приложения труда в срединных и центральных зонах города создает избыточные транспортные перемещения и избыточные временные затраты на такие перемещения, что негативно сказывается на экономике города, его экологии и психологическом состоянии его жителей. ТРАЕКТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ И ТИПЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ Сопоставление траекторий эволюции Лондона, Парижа и Москвы в XX в. Ниже представлены результаты исследования эволюции трех городов за почти 90 лет. Два города с рыночной экономикой — это Лондон и Париж, третий город — Москва в период, когда действовала административная экономика социалистического образца1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|