Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Планировка территории 4 страница




При кооперации каждый уважает каждого и не посягает на его право свободной экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с принципом экономического максимума.

Кооперация — это такой порядок, при котором не допускается мо­нополизм.

Земельные участки не могут существовать и эффективно исполь­зоваться без одновременного наличия конкуренции и кооперации. Обеспечение условий для той и другой — задача и прерогатива систе­мы градорегулирования

 

МОНОПОЛИЗМ И СПЕКУЛЯТИВНАЯ РЕНТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ: ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Выше была отмечена опасность вырождения конкуренции в мо­нополизм. Здесь же мы рассмотрим, почему и как это происходит, а 1акже каковы правовые и экономические механизмы противостоя­ния этому.

Сразу необходимо разделить, а затем отдельно рассмотреть две принципиально разные ситуации:

практически вся земля (за исключением особо ценных при­родных и иных территорий) распределена между частными лицами, и органы власти не участвуют в предоставлении земельных участков частным лицам для строительства. Такая ситуация характерна для за­рубежных стран с утвердившимися рыночными отношениями;

значительная часть земель остается в государственной или му- пиципальной собственности, и органы власти активно участвуют в предоставлении этих земельных участков частным лицам для строи­тельства. Такая ситуация характерна для современной России.

В данном разделе мы разберем первый тип ситуации, а в рамках 1емы 5 — второй[20].

В ситуации первого типа монополия возникает в силу того, что »емельные участки, являясь объектом оборота, могут переходить от одного частного лица к другому и большое количество земельных участков оказывается в собственности одного лица. Спрашивается — ычем? Чтобы иметь монопольную прибыль.

Рассмотрим случай, когда в спекулятивных целях скупаются зе­мельные участки в местах, запланированных для будущего развития. М от случай характеризуется следующими положениями.

Экономическая мотивация заключается в том, чтобы получить поход, который возникает от разницы между покупной ценой и воз­росшей продажной ценой. Продажная цена возрастает в результате:

происходящего в рутинном режиме процесса развития—роста спро­са на определенные земельные участки в определенном месте;

роста стоимости земельных участков в результате планирования и зонирования, когда назначение земельных участков может быть изменено на более прибыльные виды использования (на­пример, разрешено осуществлять многоэтажное строительство на землях сельскохозяйственного использования).

Разница в пенах — мотор экономики, а спекуляция — это дей- сгвия по использованию указанной разницы в объемах, превыша­ющих нормальные пределы. Какие пределы считать нормальными? ( у шествует норма прибыли, которая устанавливается на практике в

1ультате массового процесса сделок — оборота недвижимости. Та­ким образом, ненормальным следует считать положение, когда зна­чительно превышена «естественная», установленная рынком норма прибыли. Вопрос — насколько превышена?

Можно ли формализовать порог разницы в ценах, превыше­ние которого будет означать спекуляцию? Можно. Допустим, та­кой порог установлен, что дальше? «Отъем незаработанной разни­цы» можно осуществить с помошью: а) административных методов (конфискация); б) экономических методов. Разница, превышающая установленные пределы, — это незаработанный спекулятивный до­ход, который может быть изъят в пользу общества. При наличии эф­фективных экономических методов «отъема незаработанной разни­цы» теряют смысл методы административные, которые редко бывают эффективными, в том числе из-за коррупционной составляющей — возможности сговора между административными агентами и спеку­лянтами.

Принципы использования экономических методов «отъема не­заработанной разницы»:

разница равна сумме двух компонентов: неизымаемой рыноч­ной нормы прибыли (которая принимается за 1, 0) и изымаемой ве­личины, которая начинается с порога выше неизымаемой рыночной нормы прибыли и дифференцируется по диапазонам превышения величины неизымаемой рыночной нормы прибыли, например L—2, 2-3, 3-5;

применительно к изымаемой величине вводится прогрессив­ный налог. Например, если изымаемая величина равна 1, то величина налога равна нулю, при изымаемой величине 1—2 налог — 60%, 2—3 — 80%, 3—5 и выше — 100%. Продавцу-спекулянту нет резона запраши­вать у покупателя завышенную цену, поскольку его сверхдоход бу­дет изъят налогом в пользу общества. Результат: в цену сделки будет включена норма прибыли в размере, сопоставимом с нормой прибы­ли, установленной рынком. То есть спекуляции как действия по ис­пользованию чрезмерно завышенной разницы в ценах не будет[21].

При использовании указанного экономического механизма нужно учитывать следующее:

необходимо периодически возобновлять и проводить на регу­лярной основе массовую оценку недвижимости в целях нало­гообложения;

необходимо декларировать цену сделок и обеспечивать нераз­глашение коммерческой тайны;

• продавец-спекулянт может не захотеть продавать по правилам — так называемое понуждение покупателя к «темной сделке». Противостоять подобным действиям, если выявлено наруше­ние законодательства, можно путем использования механизма контрольных закупок.

6. Разновидность рассматриваемого случая (приобретение земли в местах будущего развития) — реализация намерений публичной вла­сти, например, по прокладке дорог, размещению иных общественно необходимых объектов. В такой ситуации используются механизмы резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд[22].

        

 2. 2 ГОРОД: МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ

Морфология городского пространства — это сочетание двух не­отъемлемых компонентов распределения в пространстве: I) земель­ных участков с различными функциями (различным назначением); 2) плотности, интенсивности использования территории (совокупно­стей земельных участков в зависимости от их месторасположения)[23].

Особенности такого сочетания рассмотрены в моделях Тюнена, Ьерджеса, Хойта, Гарриса — Ульмана, Высоковского. Модели будут кратко описаны и прокомментированы.

 

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЮНЕНА

Краткое описание. Модель Тюнена — это генерализованная (обоб­щенная, упрощенная) модель: вся продукция имеет одинаковую сто­имость доставки на рынок сбыта, а интенсивность использования юмельных участков в пределах одних и тех же концентрических тер­риториальных зон одинакова независимо от месторасположения вну- I ри зоны и стоимости участка. При этом действует простое правило чередования зон: вид землепользования, производящий наибольший объем продукции в расчете на единицу площади земельного участка, имеет наиболее крутой ценовой (рентный) градиент и располагается ближе всего к рынку сбыта, затем идет зона землепользования со вто­рым по величине удельным объемом продукции (рис. 2. 1).

Рис. 2. 1. Модель Тюнена

В реальном рынке все гораздо сложнее. Каждое производство имеет свои показатели относительных транспортных издержек (сто­имость доставки единицы объема продукции на единицу расстояния) и свои возможности и пределы пространственной интенсификации (увеличения объема продукции, произведенной на единице площади земельного участка). Эти показатели усложняют формулу ценового градиента, а форма его линии на графике становится более вогнутой по сравнению с линией, предложенной Тюненом (рис. 2. 2)[24].

Увеличение спроса на товары определенного вида приводит к повышению интенсивности использования земельных участков, занятых соответствующим видом производства, и расширению территориальной зоны расположения таких земельных участков. Рынок реагирует на возросший спрос увеличением производства (увеличением ресурсов, направляемых для производства данного вида товаров). Одновременно происходит трансформация структуры землепользования: в данном случае сельскохозяйственные земли трансформируются в территории, занятые легкой промышленностью. Этот эффект может распространяться далее и во времени, и в пространстве.

Анализ структуры землепользования на основе ценовых градиен­тов объясняет общее стремление землепользователей разместиться ближе к центру города. Важными факторами притяжения становятся поток потребителей, непосредственное общение с поставщиками и

Рис. 2. 2. Ценовые градиенты

компаньонами, низкие транспортные издержки. Стремление к цен­тру поселения и потребность в тесных взаимосвязях не только между продавцами и потребителями, но и внутри сообщества потребителей и продавцов порождает эффект агломерации, позволяющий эконо­мить ресурсы общества в целом на обеспечение экономической дея­тельности.

Рассмотренный эффект пространственных трансформаций под действием рыночных факторов изменения спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг имеет фундаментальное значение для объяснения генезиса преобразований, происходящих в городах.

Комментарии. Модель Тюнена:

1) эмпирическим путем доказывает универсальность того фак­та, что городские образования имеют радиально-концентрическую структуру, которая формируется по оси «центр — периферия» с по­следовательным чередованием концентрических территориальных зон расположения различных видов функционального использова­ния территории и уменьшением интенсивности их использования в направлении от центра к периферии;

согласуется с дедуктивной моделью, согласно которой все про­странственные структуры урбанизированных территорий неизбежно должны выстраиваться по оси «центр — периферия»;

содержит объяснение экономического механизма трансформа­ций пространственной структуры города во времени;

утверждает примат стабильности (устойчивости и неизменно­сти) генеральной формы городского пространства над его параметри­ческими показателями, которые могут изменяться в широких преде­лах, но не способны разрушить базовую радиально-концентрическую форму, несмотря на наличие и неизбежность частных деформаций — отклонений от этой формы.

КОНЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БЕРДЖЕСА

Краткое описание. Модель предложена в 1920 г. [25] Она основана на модели Тюнена и исследованиях ценового градиента. Модель фик­сирует последовательность расположения в пространстве различных видов землепользования в форме концентрических окружностей, удаляющихся от центра города в определенном порядке (рис. 2. 3).

- центральный деловой район (универ­

сальные магазины, офисы, развлека­тельные клубы, банки, отели, театры, му­зеи и т. д. );

- зона оптовой торговли;

- переходная зона (зона, на которую из

центральных районов «надвигаются» зоны коммерческой деятельности и лег­кой промышленности), как правило, за­нятая ветхим жильем;

- зона жилья для рабочих со средним уров­

нем доходов;

- зона жилья для высокооплачиваемых го­

рожан;

- пригородные резиденции горожан с са­

мым высоким уровнем доходов

Рис. 2. 3. Модель Берджеса

Согласно модели, центр города—это место расположения культурно- нелового ядра, где сосредоточены центральные магазины, театраль­ные кварталы, отели, офисные здания, банки и др. — все то, что требует центрального местоположения. В маленьких городах все эти объекты и функции тесно переплетены и смешаны (но различимы), а в более круп­ных существуют в относительно обособленных зонах.

Зона, непосредственно граничащая с центральной, определе­на как коммерческая, или зона оптовой торговли. Здесь чаще всего располагаются рынки, оптовые магазины, базы и склады. В городах, расположенных у воды, коммерческая зона включает в себя портовое хозяйство. Часто производства, не нуждающиеся в больших террито­риях, также располагаются в коммерческой зоне.

Третья зона — зона транзита. Это название очень точно переда- ег ее функциональное «наполнение»: пестрый и быстро меняющий­ся состав различных видов использования объектов недвижимости. В частности, именно в этой зоне начинают появляться жилые квар­талы восстановленных из исторических зданий высококачественных ц)мов для комфортного проживания. Часто жилые здания здесь ис­пользуются как доходные дома. Земельные участки, непосредственно соседствующие с промышленными предприятиями, нередко превра­щаются в заброшенные районы с жилыми домами низкого качества. 1ретья зона постепенно переходит в четвертую — основной ареал жи- ibix рабочих кварталов. Именно здесь располагается большинство домов работников фабрик и предприятий.

Следующая, пятая зона представляет собой место, где располага- ется жилье семей среднего класса и «белых воротничков». Далее, на окраине, вдоль основных транспортных артерий селятся обеспечен­ные семьи среднего класса и более богатые категории горожан, обра­зуя так называемую пригородную зону.

Не останавливаясь на простом описании расположения террито­риальных зон, автор сформулировал закономерность динамического развития модели: с ростом города последовательность расположения юн не изменяется, но они разрастаются, наступая на внешних сосе-; юй и образуя переходные зоны.

На первый взгляд, последовательность жилых районов в пред­ложенной модели противоречит модели, выстраивающейся в соот­ветствии с закономерностями распределения ценового градиента, согласно которым горожане с достаточным доходом должны стре­миться жить ближе к центру, на более дорогой земле, компенсируя ш граты существенной экономией на транспортных издержках для поездок на работу. Однако в реальности состоятельные люди пред­почитают иметь более благоприятное природное окружение и боль­шой по площади земельный участок, позволяя себе дополнительные транспортные издержки и не обращая особого внимания на допол­нительные траты времени. То есть их поведение в меньшей степени подчинено экономическим законам и в большей мотивируется пси­хологическими предпочтениями, которые, однако, не перестают за­висеть от экономических факторов.

Комментарии. Модель Берджеса является вариацией модели Тю- нена и фиксирует факт деформации модели — отклонение в отдель­ных случаях от жесткого следования экономическим законам и воз­растание роли психологических факторов.

Последнее нуждается в объяснении. Не претендуя на полноту (что потребовало бы самостоятельного исследования), отметим два поло­жения. Во-первых, психологические факторы неразрывно взаимо­действуют с экономическими. Примат первых обусловлен тем, что у определенных групп лиц в определенные периоды времени есть экономические возможности оплачивать дорогие психологические предпочтения. Во-вторых, отмеченное обстоятельство — это свое­го рода фиксация определенного исторического момента, который в таком случае должен быть оценен в ряду других исторических мо­ментов. И тогда нельзя будет не отметить исторический факт про­тивоположного характера, а именно так называемую джентрифика- цию, когда часть состоятельных людей перебирается из пригородов в центр города, при этом экономические факторы вновь начинают превалировать над психологическими. Маятник качается то в одну, то в другую сторону, а его ось остается стабильной и неизменной. Это ось «центр — периферия».

Данное объяснение, кстати, подтверждает, что как на модель Тю- нена, так и на модель Берджеса распространяется еще одно правило: примат стабильности (устойчивости и неизменности) генеральной формы городского пространства над его частными флуктуациями и параметрическими отклонениями, которые могут проявляться в от­дельных местах и изменяться в широких пределах, но неспособны разрушить базовую радиально-концентрическую форму, несмотря на наличие и неизбежность частных деформаций — отклонений от этой формы.

СЕКТОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ХОЙТА

Краткое описание. На первый взгляд, данная модель отличается от моделей Тюнена и Берджеса: она объясняет городскую простран­ственную структуру секторальными различиями, а не расстоянием от центра города. Секторальная модель формулируется следующим образом: «... развитие территории вдоль определенного транспорт­ного коридора обеспечивается за счет однородных видов экономи­ческой активности. Городская территория представляет собой круг, 1> а щеленный на секторы с различными видами использования зем- ли. Виды землепользования, образуясь в центре города или на грани­ца центрального делового района, развиваются вдоль сектора по на­правлению к границе города»1 (рис. 2. 4).

В соответствии с секторальной моделью форма городской струк- |уры объясняется динамическими причинами и базируется на двух I ипотезах. Первая касается смены зон экономической активности по мере роста города. С ростом города концентрические зоны расширя­ются, преобразуя соседние зоны, ограничивающие их с внешней сто­роны. Поскольку некоторые из таких преобразований более легкие и лсшевые (свободная территория или некапитальные строения и т. д. ), ю зоны активнее развиваются в одних направлениях и медленнее в других, превращаясь, в конце концов, в сектор.

Вторая гипотеза касается механизма расширения зон. С ростом юны все жилые и коммерческие объекты, находящиеся в переход­ной зоне, должны искать себе новое место. Если перемещаются до­мохозяйства или небольшие коммерческие фирмы, то они стремятся переехать как можно ближе к прежнему месту расположения. Такая инерция, объяснимая с экономической и социальной точек зрения,

- центральный деловой район

- зона оптовых магазинов, складов и легкой про­

мышленности

- зона жилых районов низкого ценового уровня

- зона жилых районов среднего класса

- зона элитных жилых районов и районов повы­

шенной комфортности

Рис. 2. 4. Модель Хойта

1 Hoyt Н. The Structure and Growth of Residential Neighborhoods in American Cit­ies. Chicago, IL: Chicago University Press, 1939 поддерживает секторальную организацию территории: движение вида землепользования вдоль определенного сектора с наименьшим сопротивлением и наиболее легкой трансформацией.

Комментарии. Модель Хойта:

оперирует преимущественно функциями (видами использова­ния недвижимости), недооценивает плотность, интенсивность ис­пользования территории и поэтому не может претендовать на полно­ту объяснения строения города;

будучи дополненной фактором плотности, интенсивности исполь­зования территории, становится в большей степени похожей на модели Тюнена и Берджеса: приобретает большую степень концентричности в ущерб провозглашаемой радиальности, или секторальности;

фактически провозглашает примат осевой компоненты строе­ния урбанизированного пространства (по оси «центр — периферия») над компонентой концентрической, т. е. примат логики, сформули­рованной дедуктивным способом.

МОДЕЛЬ СУБЦЕНТРОВ ГАРРИСА - УЛЬМАНА

Краткое описание. Данная модель описывает расположение суб­центров в городском пространстве. С ростом любого города насту­пает момент, когда одно центральное ядро неспособно обслужить все городские территории. Начинают появляться субцентры для обслу­живания отдельных районов. При этом радиально-концентрическая структура расположения различных видов экономической активно­сти, характерная для единого центра, повторяется в субцентрах с не­большими изменениями. Модель предложена в 1945 г. американцами Гаррисом и Ульманом (рис. 2. 5).

В соответствии с моделью образование субцентров может иметь различный генезис. Во-первых, это могут быть центры для отдельных категорий людей или видов экономической активности. Во-вторых, субцентры могут формироваться вокруг локальных рынков или круп­ных магазинов. Во всех случаях в миниатюре повторяются законо­мерности пространственного развития главного центра города.

Комментарии. Данная модель не привнесла в теорию значимых новых положений. Тем не менее она дала положительный импульс для исследования локальных городских пространств, что способ­ствовало развитию микрогеографии городов и применению на прак­тике ее рекомендаций.

- центральный деловой район

- зона оптовых магазинов, складов и легкой

промышленности

- зона жилых районов низкого ценового уровня

- зона жилых районов среднего класса

- зона элитных жилых районов и районов по­

вышенной комфортности

- зона тяжелой промышленности

- внешний деловой район

- жилые пригороды

- промышленные пригороды

В  В

Рис. 2. 5. Модель Гарриса - Ульмана

НЕРАВНОМЕРНО РАЙОНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЫСОКОВСКОГО

Краткое описание[26]. Модель названа неравномерно районирован­ной и базируется на теоретическом постулате, согласно которому го­род — это организм, имеющий построенную по определенным за­конам базовую структуру, которая должна быть выявлена, понята, ткреплена и развита в процессе градостроительного проектирова­ния[27]. В модели используются фундаментальные характеристики по­ведения людей.

Во-первых, поведение людей ориентировано на два базовых типа ситуаций: 1) публичный — коллективное пребывание людей, связан­ное с общением друг с другом, происходящее в пространстве, откры­том и доступном для всех желающих; 2) приватный — индивидуальное пребывание, связанное с ограничением доступа других людей, стро­гой регламентацией их круга (например, только члены семьи), зам­кнутое «на себя».

Во-вторых, люди упорядочивают свое поведение в городе с помо­щью особых пространственных ориентиров (точек отсчета), закре­пляющих систему их ценностей в отношении различных мест города: 1) точка отсчета публичности — единственное место города, хорошо известное всем жителям, содержащее их главные символы и наиболее для них привлекательное; 2) точка отсчета приватности — собствен­ное «тело субъекта» (индивидуума, семьи, иной группы). Для каждо­го человека эта точка отсчета размешается в том месте, где он реали­зует ситуации приватности, — в квартире, в доме, на даче.

Под влиянием этих упорядочивающих начал происходит эволю­ционное формирование пространственной структуры города, кото­рое распространяется и на объекты (дома, дороги, элементы природ­ного ландшафта, инженерные сети), и на социально-территориальные группы. В результате появляются пространственные структуры, на­званные в теоретической географии узловыми районами.

Неравномерно районированная пространственная структура ор­ганизована из пространственных единиц города — узловых районов разной величины и развитости. Выявление пространственных еди­ниц города и их внутренней взаимосвязи производится на основе со­вместного использования двух подходов. Первый подход (морфоло­гический) состоит в анализе распределения различных объектов по территории города. Второй (социологический) — в выяснении у жи­телей города ареалов их повседневных перемещений, названий и гра­ниц освоенных ими районов проживания, центров активности этих освоенных районов, а также их представлений о локализации точки отсчета городского пространства.

К числу основных категорий пространственной организации го­рода относится понятие «пространственная единица» или «узловой район». Предложена типология пространственных единиц. Цен­тральная единица — центральный узловой район города, самая ста­рая, большая и ценная часть города. Она характеризуется наиболее высокими показателями развития и концентрации объектов обслу­живания, офисов, транспорта, пешеходов, перемещений, разнообра­зием видов деятельности, сложностью культурных смыслов.

Рядовые пространственные единицы — городские узловые райо­ны. По сравнению с центральной единицей они имеют более низкий уровень структурной развитости, но тем не менее достаточный для формирования своей внутренней структуры. Ядро рядовой единицы формируется при наличии хотя бы одного уникального общегород­ского объекта в сочетании с разнообразными объектами обслужива­ния и офисами. Главное ядро рядовой единицы смещено из ее геоме­трического центра на границу в сторону центра города или, точнее, в сторону единицы предыдущей дистанции. Это важнейшее свойство рядовых единиц, во многом определяющее их удобство для жизни и привлекательность для жителей города.

Единицы на начальной стадии развития складываются, как прави­ло, на периферии города. В таком «зародышевом» состоянии они мо­гут оставаться длительное время, бывает — всегда. В планировочном отношении они характеризуются наличием только одного элемента коммуникационно-общественной системы — связевого элемента в виде полосовой концентрации различных объектов, предоставляю­щих услуги и места приложения труда вдоль главной улицы с обще­ственным транспортом.

Кроме территориальных единиц в городах существуют неструкту­рированные территории — массивы застроенных однородных участ­ков, не «прикрепленных» к какому-либо центру. Как правило, это довольно большие районы индивидуальной жилой застройки или промышленные площадки на периферии города (рис. 2. 6).

Комментарии. Модель Высоковского:

как и все ранее рассмотренные модели, выявляет факт активно- I о влияния на пространственную структуру города взаимодействий и взаимосвязей по оси «центр — периферия»;

помимо объяснительной функции выполняет также функцию операциональную—инструмента для анализа и градостроительного про­ектирования с использованием критериев, позволяющих выстраивать и подготавливать предложения по последовательному выправлению пространственных структур, деформированных административно- волевыми решениями в период отсутствия рынка недвижимости.

УСТОЙЧИВОСТЬ ФОРМЫ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПАРАМЕТРОВ ГОРОДА

Рассмотрение моделей морфологии городского пространства по­зволяет сделать общий вывод. В условиях рынка недвижимости город «ведет себя» подобно организму: на всем протяжении его развития основополагающая форма устойчиво сохраняется, а параметры могут меняться. Эта базовая закономерность имеет право быть методологи­ческим ориентиром в градостроительном проектировании.

Иная ситуация складывалась в городах, где рынок недвижимости был замешен системой административного распределения. Бесплат­ное землепользование в течение социалистического периода развития России, когда земельные участки распределялись путем администра­тивных решений, привело к тому, что «приоритетные» предприятия получали лучшие участки, превышавшие площади, в которых эти предприятия реально нуждались, чтобы иметь резерв территории для возможного развития производства, так сказать, на всякий случай. В результате российские города до сих пор сохраняют гипертрофиро­ванные промышленные пояса с низкой интенсивностью использо­вания территорий[28]. Та же проблема была характерна и для районов нового жилищного строительства. Направление и характер застрой­ки определялись только себестоимостью строительства. В центре го­рода государственный застройщик сталкивался с необходимостью либо реконструкции, либо сноса зданий, что неизбежно приводило к удорожанию строительства Поэтому сначала начинали застраивать­ся ближние окраины, а затем логика затратной экономики уводила строителей все дальше от центра в удаленные районы.

В результате морфология городского пространства большинства российских городов значительно отличается от той, которую можно наблюдать в городах развитых стран. Там действуют экономические механизмы рыночного регулирования и поэтому наиболее плотно и интенсивно используется дорогая земля центра. Типичный россий­ский город, напротив, представляет собой «недоиспользованный центр» и «парад» многоэтажных новостроек на окраинах (рис. 2. 7).

ЕЁП - дополнительные ядра единицы коммуникативно-общественные

     rcmGDUtO OnOKOUTUI

- главное ядро единицы

ареал центральной единицы

Рис. 2. 6. Неравномерно-районированная модель города

~ связевые элементы 4— - главные улицы единицы

Административные решения вместо повышения интенсивности использования имеюшихся территорий приводили к формированию нелогичной с точки зрения основных экономических законов струк­туры. Особенно очевидной порочность такой искаженной структуры стала в настоящее время, когда горожане получили возможность ак­тивно покупать автомобили, а дорожная инфраструктура оказалась не в состоянии обеспечить возросший поток транспорта. Непропор-


I» I Типичный город

Типичный российский город

/, 'р

I в странах Западной

У"

[29], Европы и США

Центр города


Рис. 2. 7. Морфология типичных городов в условиях наличия и отсутствия рынка недвижимости

цнональное размещение основных масс населения на окраинах, а основных мест приложения труда в срединных и центральных зонах города создает избыточные транспортные перемещения и избыточ­ные временные затраты на такие перемещения, что негативно ска­зывается на экономике города, его экологии и психологическом со­стоянии его жителей.

ТРАЕКТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ И ТИПЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

Сопоставление траекторий эволюции Лондона, Парижа и Москвы в XX в.

Ниже представлены результаты исследования эволюции трех го­родов за почти 90 лет. Два города с рыночной экономикой — это Лон­дон и Париж, третий город — Москва в период, когда действовала ад­министративная экономика социалистического образца1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...