Планировка территории 5 страница
Идея исследования — посредством сопоставления темпов изменения показателей количества и показателей разнообразия выявить траектории эволюционного развития различных характеристик указанных городов. Метод исследования — сопоставление темпов (скоростей) изменения двух показателей, рассчитанных применительно к различным характеристикам: 1) количественных показателей (темпов изменения средних значений); 2) показателей разнообразия (темпов изменения коэффициентов, показывающих степень разнообразия распределения значений). Значения указанных показателей рассчитывались применительно к следующим характеристикам: пространственные характеристики: а) площадь городской территории на одного жителя; б) количество комнат на одну квартиру; в) средневзвешенная этажность домов; социальные характеристики: а) количество человек на одну семью; б) возраст населения; экономические характеристики — структура занятости в различных отраслях производства и услуг. Два компонента действий, относящихся к способу фиксации результатов: Число комбинаций (численных значений) результатов соотношения темпов изменения указанных показателей (т. е. количество фаз) составило 12. Эти 12 фаз образуют круг. Прохождение через все 12 фаз — это цикл эволюционного процесса. Если темпы изменения показателей разнообразия превышают темпы изменения количественных показателей, это говорит о том, что процесс находится в фазе структурных преобразований. Если наоборот — процесс находится в фазе количественных изменений. Расчетные значения — результаты соотношения темпов изменения двух указанных показателей по всем характеристикам фиксировались на графиках, где по оси х отображалось время, а по оси у — фазы процесса с выделением фаз структурных преобразований и фаз количественных изменений. Полученная картина отражена на рис. 2. 8.
Описание результатов: Траектории для всех характеристик Лондона и Парижа по нескольку раз прошли через фазы структурных преобразований, совершили по 2—3 эволюционных цикла. Траектории для всех характеристик Москвы ни разу не прошли через фазы структурных преобразований, не совершили ни одного эволюционного цикла. Траектории характеристик Москвы находились почти исключительно в пределах фаз количественных изменений (увеличения или уменьшения). Например, траектория характеристики «площадь городской территории на одного жителя» все время находилась в фазе уменьшения, т. е. плотность застройки все время увеличивалась. Эпизодические выходы в пределы фаз структурных преобразований заканчивались неизбежным возвращением в фазы количественных изменений. Исключение составляет только траектория характеристики «структура занятости», которая к началу 1990-х гг. наконец почти прошла через фазы структурных преобразований. Продолжительность циклов для Лондона и Парижа составляла 30—40, иногда более лет. 4 Конфигурации траекторий (фрагментов траекторий) различных характеристик в Лондоне и Париже часто «копируют» друг друга, что свидетельствует об их взаимодействии и взаимосвязи. Например, конфигурация траектории характеристики «количество комнат на одну квартиру» в Лондоне по прошествии 20 лет (в 1940-х гг. ) «скопировала»
8> 6, 12 7, 11 | 8, 10 I 9
> 6. 12 |7. 11 I 8, 10 9
X S 1 ФАЗЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
X О X о ц; ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: —площадь городской территории на одного жителя количество комнат на одну квартиру — — — —этажность жилых домов 1, 2, ... 12 ФАЗЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: —————количество членов в семьях ■ —шш возраст населения структура занятости ФАЗЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: + рост _ уменьшение Рис. 2. 8. Траектории изменения характеристик развития Лондона, Парижа и Москвы в XX в. конфигурацию траектории характеристики «структура занятости»; отдельные фрагменты конфигурации траектории «этажность жилых домов» в Париже по прошествии 20—30 лет (в 1970-х гг. ) «скопировали» фрагменты конфигураций траекторий «количество комнат на квартиру» и «площадь городской территории на одного жителя». Два типа эволюции-линейный и циклический их причины и последствия Главный результат рассмотренного выше исследования состоит в том, что обнаружены два принципиально различных типа эволюционного поведения двух групп городов — городов с рыночной экономикой (Лондон и Париж) и Москвы - города, когда там не было рыночной экономики. Первый тип эволюционного поведения — циклический тип развития. Это «дыхание городского организма»: вдох — структурные преобразования, выдох — количественные изменения. Эволюционные траектории Лондона и Парижа похожи на кардиограммы здорового человека. Дыхание - это проявление способности адаптироваться к меняющимся условиям, способности к саморазвитию. Сущность циклического типа развития раскрывается следующими положениями: Что такое цикл эволюционного развития? Это замыкание круга, выход из исходной точки и возвращение в исходную точку на новом этапе — по прошествии некоторого времени. О чем говорит каждый раз возобновляемое возвращение в исходную точку? О стабильности формы города, сохранении его однажды приобретенной индивидуальности.
Чем обусловлен выход из исходной точки? Необходимостью отрицания омертвевшей стабильности. Это попытка оживить однажды заданную форму-функцию, омертвевшую форму- функцию. Чем преодолевается однажды заданная, но омертвевшая форма- функция при циклическом типе развития? Неравномерностью во времени, разной скоростью развития процессов применительно и к различным функциям, и к различным точкам пространства, и к различным элементам формы города. Что такое неравномерность во времени? Это невозможность одновременного развития с одинаковой скоростью всех элементов и функций пространства. Неравномерность — это сочетание опережения и запаздывания, «расслабленности» и концентрации. Концентрация — это нехватка сил на «все и сразу» Что такое нехватка сил на «все и сразу»? Это не недостаток, а благо. Это внутренняя энергетика организма как энергетика саморазвития и противостояния внешнему, энергетика сохранения своей идентичности и адаптации к внешнему (чтобы не утратить идентичность). Как могут одновременно сочетаться два противонаправленных процесса — и противостояние внешнему, и приспособление к нему? Это такой баланс внутренних сил («своих сил» сохранения идентичности) и внешних сил («чужих сил» разрушения идентичности), когда перевес остается на стороне внутренних сил сохранения идентичности (феномен «золотой середины»)1. Цикличный процесс — это процесс, состоящий из периодически повторяющихся циклов, каждый из которых начинается смещением баланса сил в сторону внешних сил, а завершается поглощением внешнего внутренним — сохранением идентичности, обогащаемой внешним. Второй тип эволюционного поведения — линейный тип развития. Это отсутствие дыхания: город как организм «скорее мертв, чем жив». Для Москвы почти на всем протяжении предыдущего века в качестве эволюционной траектории выступала ровная линия. Структурных преобразований не было, наблюдались лишь количественные изменения: росли объемы и площади. Иными словами, происходил рост без развития. Факт отсутствия структурных преобразований говорит о том, что город развивался не свободно, а под внешним воздействием, не обладал способностью к саморазвитию. Сущность линейного типа развития раскрывается следующими положениями.
Что такое прямая линия как траектория эволюционного развития? Это движение из исходной точки без возвращения к ней, это отрицание исходной точки, это забвение того, что было в начале линейного движения. Можно ли отрицать то, что было в начале линейного движения? И да, и нет. Да — потому что нет возврата, нет возвращения в исходную точку. Нет — потому что нет исхода. Линейное движение — это мнимый исход, это сохранение все той же исходной точки, но с изменением ее размеров — больше или меньше без приращения нового качества. Что значит одновременное отсутствие и исхода, и возврата? Это стояние на месте при мнимом наличии движения — линейного. Это наращивание или уменьшение массы стоящего — «разбухание или истощение» — без изменения структуры массы тела. Что значит стояние на месте с наращиванием массы и без изменения ее внутренней структуры? Это выравнивание. Выравнивание — это отрицание неравномерности и во времени, и в пространстве. Это отрицание исходных функций и формы, идентичности исходной функции-формы. Выравнивание — не нейтральный процесс «сохранения в большем размере», оно неизбежно порождает деформации, искажения исходной функции-формы. Выравнивание исходной функции-формы без ее структурных преобразований - это результат особого баланса сил. Такой баланс сил может сложиться только тогда, когда внутренние силы иссякли и не в состоянии более сохранять идентичность функции-формы, подавлены внешними силами. Что такое внутренние силы сохранения идентичности функции- формы? Это свобода субъектно-объектных образований, совокупная деятельность которых порождает и сохраняет идентичность города как формы-функции. Что такое «внешние силы, деформирующие функции-формы»? Это прежде всего упразднение внутренних сил — свободы функционирования субъектно-объектных образований по принципам максимального экономического поведения. Это также замещение внутренних сил сверхцентрализацией ресурсов с последующим дозированным распределением ресурсов. Централизованное распределение ресурсов взамен свободной экономической деятельности — всегда выравнивание. Таким образом, выравнивание — это отрицание принципов существования города, требующего неравномерности. Выравнивание неизбежно приводит к деформации1. Линейное развитие - процесс, неустойчивый во времени, скорее отклонение, чем норма. Поэтому такой тип развития обречен и ему на смену неизбежно приходит циклический тип развития.
Результаты изучения траекторий эволюции городов могут считаться еще одним наглядным подтверждением того, что саморазвитие городов — это проявление действия механизмов рыночной экономики, рынка недвижимости, в контексте которых существует и направляет такое саморазвитие система правового градорегулирования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Как влияет оборот земельных участков на создание условий для юстижения экономического, этического, эстетического и экологического максимума? Какова роль конкуренции и кооперации в закономерностях существования земельных участков? Что такое спекулятивная рента в условиях рынка недвижимости? Какие модели строения города вы знаете? В чем их отличие друг огдруга? Сопоставьте линейный и циклический типы эволюции городов. IIриведите примеры городов, соответствующих этим типам. ЛИТЕРАТУРА Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости [1]. тема З ПУБЛИЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ
3. 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ПУБЛИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ Регулирование — это действия регулирующего субъекта в отношении субъекта регулируемого. Регулирование — это «внешняя» деятельность, содержащая как минимум элементы контроля в отношении регулируемого. Внешнее регулирование — это функция публичной власти, выполняемая прежде всего по отношению к деятельности частных лиц. Субъекты, осуществляющие регулирование градостроительной деятельности: органы власти; граждане — правообладатели недвижимости, через публичные слушания воздействующие на принятие решений органами власти. Субъекты, градостроительная деятельность которых регулируется: частные лица (регулирование осуществляется со стороны органов власти, а также других частных лиц, которые через публичные слушания воздействуют на позицию органов власти); органы власти (регулирование осуществляется со стороны других органов власти, а также граждан — правообладателей недвижимости, которые через публичные слушания воздействуют на позицию органов власти). Получается, что правовое градорегулирование — это круговая, замкнутая система: регулирующий не только регулирует действия регулируемого, но и сам регулируется последним. Или иначе: публичная власть не только регулирует действия частных лиц, но и регулирующие действия публичной власти подвергаются регулированию со стороны частных лиц, подконтрольных им. Чтобы понять, какие конкретно действия осуществляют регулирующие субъекты в отношении субъектов, чья градостроительная де- и 1 ельность подвергается регулированию, нам предстоит последовательно рассмотреть следующие взаимосвязанные вопросы: функции общего дела и их распределение между публичными субъектами градорегулирования; субъекты градорегулирования — кто (какие субъекты публичной власти) что определяет в качестве требований градорегулирования (какие виды градорегулирования) и каким субъектам градостроительной деятельности эти требования адресуются; инструменты градорегулирования — как, посредством чего осуществляются разные виды градорегулирования; модель градорегулирования: модель действий в системе градорегулирования: сведение воедино предшествующих позиций кто, что и как: какие конкретно субъекты публичной власти какие конкретно виды градорегулирования осуществляют в отношении каких конкретно субъектов посредством каких конкретно инструментов градорегулирования; модель функций-полномочий и органов градорегулирования на разных уровнях. Объекты градорегулирования — это образования, неразрывно сочетающие в себе и формы, и функции, это формы-функции. Генезисом форм-функций определяется набор функций, выполняемых на уровне муниципальных образований, регионов и страны. При •том каждый набор функций «привязан» к объекту соответствующего уровня. Генезис форм-функций предопределяет также «привязанность» функций к публичным субъектам, управляющим развитием объектов градорегулирования соответствующих уровней1. Однако последняя связь (функция — субъект) не является неразрывной (в отличие от связи формы и функции в объекте). На практике один публичный субъект может быть замещен (полностью или частично) другим публичным субъектом градорегулирования. По этой причине могут возникать два типа систем градорегулирования: трехуровневая, когда каждому уровню соответствует свой субъект градорегулирования на муниципальном, региональном и общенациональном уровнях; унитарная (или квазиунитарная), когда, например, субъект градорегулирования муниципального уровня замещается полностью или частично субъектом градорегулирования регионального и общенационального уровней. Рассмотрим, как и почему указанные системы формируются. На уровне города неизбежно возникает функция градорегулирования. Это локальная функция. Ее содержание определяется исходя из двух взаимосвязанных задач: 1) обеспечить правовые условия для экономической активности хозяйствующих субъектов в пределах локального образования; 2) обеспечить физические условия для такой активности (строить дороги, инженерно-техническую инфраструктуру за счет налогов). При переходе на другой пространственный масштаб — на уровень сочетания городов, локальных агломераций в пределах региона, на уровень сочетания регионов в пределах страны возникает другая функция — обеспечения связей между поселениями, городами, локальными и региональными образованиями, создания межпоселенческой инфраструктуры различных видов связи и доставки ресурсов — дорожной, воздушной, водной, инженерной. Это функция обеспечения пространственной целостности регионов и страны, функция региональная. Два указанных вида функций (локальная внутрипоселенческая и региональная межпоселенческая) объективно необходимы, они существуют всегда. Имеются два основных способа выполнения и сочетания локальных внутрипоселенческих и региональных межпоселенческих функций — по типу унитарного государства и по типу федеративного государства. Характеристики первого способа градорегулирования, практикуемого по типу унитарного государства: в части региональных межпоселенческих функций градорегулирования: наличие координирующего центрального органа, обеспечивающего выполнение таких функций в полном объеме; установление «очередности» — такого положения, при котором отсутствие документов градостроительного проектирования на региональном или национальном уровне может рассматриваться как основание для блокирования подготовки документов градостроительного проектирования на муниципальном уровне; в части локальных внутрипоселенческих функций градорегулирования: выполнение функций координирующим центральным органом или подведомственными ему территориальными органами с лишением или существенным ограничением возможности выполнения таких функций муниципальными органами; низведение муниципальных органов до уровня технических помощников центрального, регионального органа власти. В развитых зарубежных странах унитарное распределение функ- ций градорегулирования не используется — это было бы равнозначно отсутствию местного самоуправления, что невозможно, поскольку противоречит универсальным конституционным принципам суще- сгвования демократических государств[30]. Унитарный тип распределения функций был формально закреплен в России Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998 г. и просуществовал вплоть до принятия в 2004 г. нового Градо- с I роительного кодекса. В недавнем прошлом российский тип унитарности в системе градорегулирования характеризовали три основные черты: пересекающиеся полномочия между разными уровнями пу- оличной власти — органами местного самоуправления и государственными органами; очередность в подготовке документов градостроительного про- ектирования, когда органы местного самоуправления должны были находиться в конце очереди, безуспешно ожидая принятия «выше- сюящими» органами государственной власти соответствующих документов и подпадая под упреки в нелигитимности в случае проявления инициативы по «досрочной» подготовке проектов своих соб- • твенных документов; наличие института «территорий особого регулирования градостроительной деятельности», согласно которому органы государственной власти при отсутствии четких формализованных критериев могли вывести из-под юрисдикции органов местного самоуправления практически любую территорию и перевести ее под свою юрисдикцию в области градорегулирования. Рецидивы подобного рода не изжиты до сих пор и периодически возвращаются через соответствующие законы в российскую практику2. Характеристики второго способа градорегулирования, практикуемого по типу двух- или трехуровневого распределения функций: 1) в части региональных межпоселенческих функций градорегу- шрования: • наличие координирующего центрального органа, обеспечивающего выполнение таких функций в полном объеме с учетом документов градорегулирования, утвержденных на нижестоящих уровнях власти — на уровне муниципалитетов; отсутствие очередности в подготовке документов градостроительного проектирования. Вместо этого — четкое разграничение полномочий между различными уровнями власти, что, с одной стороны, позволяет им быть формально независимыми друг от друга при осуществлении различных действий по градорегули- рованию, а с другой — требует налаженной технологии взаимодействия при подготовке документов градостроительного проектирования[31]; 2) в части локальных внутрипоселенческих функций градорегулирования: полная самостоятельность муниципалитетов в подготовке своих собственных документов градостроительного проектирования с учетом установленных законодательством рамок для таких местных документов и решений, утвержденных документами градостроительного проектирования регионального и местного уровней (которые также подготавливаются применительно к четко оговоренным вопросам, т. е. в определенных правовых рамках); технологическое взаимодействие муниципалитетов с вышестоящими органами градорегулирования в части подготовки соответствующих документов, а также их реализации, включая участие в софинансировании приоритетных проектов вышестоящими органами региональной и федеральной власти[32]. Необходимо подчеркнуть, что невозможно упразднить ни локальную внутрипоселенческую, ни региональную межпоселенческую функции градорегулирования. Невозможно также поглощение одной функции другой функцией. Наличие этих функций обусловлено наличием субъектов, эти функции выполняющих. Значит, главное - взаимодействие различных субъектов в процессе градорегулирования.
3. 2 ПУБЛИЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ОТ ФУНКЦИЙ К ПОЛНОМОЧИЯМ Функции возникают объективно — одновременно с возникновением объекта как формы-функции и порождают полномочия, т. е. осознанное описание в законах объективно существующей необхо- 1имости выполнять соответствующие действия, обусловленные закономерностями существования объектов. Нам предстоит ответить на вопрос: кто (какие субъекты публичной власти) что определяет в качестве требований градорегулирования и кому (каким субъектам градостроительной деятельности) эти I ребования адресуются? Но прежде следует напомнить, что градорегулирование — это отношения двух ключевых субъектов: 1) частных лиц — правообладателей недвижимости, которые непосредственно осуществляют градостроительную деятельность, первичную деятельность; 2) публичной власти, которая осуществляет регулирование первичной градостроительной деятельности, т. е., выполняя градорегулирование, осуществляет вторичную деятельность по созданию условий и контролю за первичной деятельностью. Поэтому начинать надо с вопроса, кто для главных субъектов первичной градостроительной деятельности — частных правообладателей недвижимости является главным регулирующим субъектом. Персонифицированное главенство того или иного субъекта в данном случае следует за тем главным, что определяет основу, ограничения- пределы градостроительной деятельности для частных правообла- тателей недвижимости. Такой основой является градостроительный регламент. «... Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений» (п. 2 ст. 85 ЗК РФ). Градостроительные регламенты устанавливаются нормативными правовыми актами (актами, действие которых распространяется на неограниченный круг лиц, т. е. на всех лиц) — правилами землепользования и застройки. Правила утверждаются органами местного самоуправления городских округов, поселений. Кроме того, «градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки» (п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Они имеют свои особенности. Особенность первая: установленные в соответствии с законодательством органами местного самоуправления градостроительные регламенты обязательны для исполнения не только физическими и юридическими лицами, но и представителями других органов публичной власти, других публичных субъектов градорегулирования — Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации. Помимо указанной важной особенности в отношениях между правообладателями недвижимости (первичными субъектами градостроительной деятельности) и органами публичной власти (субъектами, осуществляющими регулирование как вторичную деятельность) имеется несколько других особенностей, характеризующих взаимоотношения субъектов градорегулирования в федеративном государстве, каковым является Россия. Особенность вторая. Законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут регулироваться вопросы, не урегулированные федеральным законодательством; внесение дополнений и изменений в федеральное законодательство влечет за собой необходимость приведения в соответствие с федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Особенность третья. Полномочия в области градостроительной деятельности и градорегулирования разных уровней публичной власти — Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, а также городских округов и поселений не пересекаются. Это означает: отсутствие очередности. Например, органы местного самоуправления могут осуществлять территориальное планирование, несмотря на отсутствие документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации применительно к соответствующей территории. Однако при этом деятельность органов местного самоуправления ограничена определенными рамками и не выходит за их пределы, что обеспечивает необходимый уровень упорядоченности в организации территории; обязательное согласование проектов документов территориального планирования другими органами публичной власти, а также обязательный учет документов территориального планирования и документации по планировке территории при подготовке проектов документов градостроительного проектирования1; 3) необходимость использования технологий совместной подготовки документов территориального планирования, а также планов реализации документов территориального планирования различными органами публичной власти, прежде всего субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления[33]. Особенность четвертая. Требования безопасности по всему комплексу вопросов в сфере градостроительного и архитектурно- с I роительного проектирования определяются исключительно федеральным законодательством посредством технических регламентов, включая определение параметров и ограничений, устанавливаемых режимом зон с особыми условиями использования территории — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон[34]. В отношениях между публичными субъектами градорегулирования помимо указанных общих особенностей имеются еще несколько важных особенностей, характеризующих отношения между различными публичными субъектами градорегулирования (указанные особенности сформулированы по результатам анализа таблицы, представленной в справочных материалах к теме 3). Особенность пятая. Документы территориального планирования различных уровней публичной власти имеют одинаковую юридическую силу. Это значит, что нельзя говорить, например, о том, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации имеет большую силу по отношению к генеральному плану городского округа. Эти документы «о разном». Если они корректно составлены в соответствии с ГрК РФ, т. е. если в одном документе учтены утвержденные положения другого документа, то эти документы не могут противоречить друг другу: каждый из них утверждает разные положения. Если же они противоречат друг другу, то это значит, что в одном из документов не учтены утвержденные положения другого документа, т. е. нарушено законодательство и легитимность формально утвержденного документа может быть оспорена в судебном порядке3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|