Планировка территории 10 страница
ставится задача соотнести между собой показатели объемов возможного строительства и реконструкции и показатели объемов инженерных ресурсов и социальных услуг для обеспечения запланированных объемов строительства и реконструкции; частным лицам (неподотчетным публичной власти) гарантируется возможность реализации запланированных объемов строительства, реконструкции, а также устанавливаются «потолки», пределы, превышение которых недопустимо по той причине, что это нарушило бы баланс «потребности—ресурсы» и свело бы на нет саму возможность планирования и реализации решений, зафиксированных в документах градостроительного проектирования. Одновременное гарантирование возможности строительства, его инициирования и того, что установленные пределы не будут превышены, — это установление посредством правил землепользования и застройки юридически значимых и для администрации, и для частных лиц градостроительных регламентов. Если есть первое условие, но нет второго (нет правил землепользования и застройки), то это означает, что: первое условие (планирование) превращено в номинальное действие, «камуфляж», поскольку не на что опереться результатам планирования, нет правовых гарантий того, что запланированный баланс «потребности—ресурсы» не будет перечеркнут индивидуальными внесистемными решениями администрации или волюнтаристскими действиями частных застройщиков; второе условие (градостроительное зонирование в виде юридически значимых градостроительных регламентов) замещено квазиправовыми и неправовыми эрзац-технологиями, основанными на индивидуальных административных процедурах предварительного согласования мест размещения объектов
строительства, которые взрывают все возможные «потолки» и девальвируют систему планирования. Такая ситуация наблюдается на этапе перехода от административной системы к системе правового градорегулирования[121]. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗЪЯТИЯ НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СЕТЕВЫХ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ При градостроительном проектировании происходит разделение объектов на две группы — несетевые локализованные объекты «для себя» и сетевые (линейные и локализованные) «для других — для всех»[122]. При принятии решений о размещении объектов приходится сталкиваться с тем, что «место занято». Чтобы разместить нечто новое, надо освободить занятое место. Очевидно, что процесс освобождения занятого места должен протекать на разных основаниях в тех случаях, когда мы имеем дело с размещением объекта «для себя» и объекта «для всех». Если есть намерение разместить на занятом месте объект «для себя», то такое размещение может состояться только и исключительно при согласии правообладателя земельного участка — правообладателя занятого места. Нет такого согласия — не будет и размещения нового объекта на «старом», занятом месте. Отношения договаривающихся субъектов в данном случае определяются исключительно нормами гражданского законодательства. Размещение на занятом месте нового объекта - объекта «для всех» может состояться помимо воли правообладателя земельного участка — правообладателя занятого места путем использования механизма принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Такая возможность может быть реализована только при соблюдении определенных федеральными законами требований, т. е. не во всех случаях. Чтобы разобраться, в каких случаях может состояться принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях размещения новых объектов на занятых и освобождаемых местах, зафиксируем принципы такого принудительного изъятия, которые следуют из норм федеральных законов, в том числе ЗК РФ и ГрК РФ:
L Полномочия публичной власти. Это право и одновременно обязанность государственных и муниципальных органов делать то, что нужно обществу, всем (далее — публичные нужды или полномочия — публичные нужды). Принудительное изъятие у частных лиц принадлежащих им земельных участков допускается для выполнения не всех, а только некоторых полномочий — публичных нужд. К полномочиям — публичным нуждам, для осуществления которых допускается принудительное изъятие у частных лиц принадлежащих им земельных участков, относятся полномочия — публичные нужды, связанные с размещением сетевых объектов — объектов «для всех». Согласно ЗК РФ, принудительное изъятие у частных лиц принадлежащих им земельных участков может состояться только в исключительных случаях и при отсутствии других вариантов размещения сетевых объектов «для всех»[123]. Очевидно, что факт отсутствия других вариантов должен быть доказан. Есть только один рациональный способ предъявления подобного рода доказательств — это документы градостроительного проектирования (об этом ниже). 5. ЗК РФ и ГрК РФ фактически установлена следующая типология объектов, для размещения которых допускается принудительное изъятие принадлежащим частным лицам земельных участков: а) объекты обороны и безопасности государства; б) линейно-сетевые объекты технической инфраструктуры федерального, регионального местного значения. Технология градостроительного проектирования применительно к определению мест размещения объектов, для строительства которых может быть осуществлено принудительное изъятие земельных участков, определена ГрК РФ и состоит в следующем: Посредством документов территориального планирования определяются границы зон планируемого размещения сетевых (линейных и локализованных) объектов, для размещения которых предлагается изъятие земельных участков у частных лиц[124].
Посредством документации по планировке территории (проектов планировки и проектов межевания в составе проектов планировки), подготавливаемой на основе утвержденных документов территориального планирования и в соответствии с границами зон планируемого размещения соответствующих объектов, определенными такими документами, устанавливаются, уточняются границы вновь образуемых земельных участков (линейных или локализованных) для размещения сетевых объектов на месте прежних земельных участков, подлежащих изъятию[125]. После утверждения документации по планировке территории, определившей все необходимые содержательные вопросы, или одновременно с утверждением такой документации на основе и в соответствии с такой документацией принимается отдельный нормативный правовой акт, содержащий решение о принудительном изъятии соответствующих земельных участков. На основе такого акта начинаются действия по принудительному изъятию земельных участков в соответствии с требованиями законодательства[126]. 6. 2 СООТНОШЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В системе градостроительной деятельности существует два вида проектирования: градостроительное и архитектурно-строительное Почему? Есть объективная необходимость совершения действий, посредством которых будут установлены пределы строительной, реконструктивной, хозяйственной деятельности для частных лиц. Кто может устанавливать такие пределы? Очевидно, что только публичная власть. Как публичная власть может устанавливать такие пределы? «Как» — это технология градостроительного проектирования. Очевидно, что назначение этих действий предопределяет положение, согласно которому документы, подготавливаемые в системе градостроительного проектирования, должны всегда утверждаться публичной властью. Частные лица, действуя в рамках, установленных для них публичной властью, для осуществления своих экономических намерений (реализуемых путем строительной, реконструктивной, хозяйственной деятельности) также должны проектировать, причем иметь определенную свободу относительно результатов проектирования. Осуществляемое частными лицами проектирование — это архитектурно-строительное проектирование, посредством которого подготавливается проектная документация. Такая документация должна проверяться уполномоченными органами публичной власти на соответствие установленным пределам (градостроительным регламентам), но утверждаться публичной властью она не может. Проектная документация, в отличие от документов градостроительного проектирования, должна утверждаться частными лицами — застройщиками, правообладателями земельных участков, на которых проектируются и будут строиться соответствующие объекты.
При указанном соотношении возникает необходимость в «мостике» — документе-посреднике, который соединит результаты завершенной работы публичной власти, определившей ограничения- пределы для частных лиц, и результаты предстоящей работы частных лиц, фактически выполняемой в рамках выданного им «задания». Таким документом-заданием для подготовки проектной документации является градостроительный план земельного участка, в котором публичная власть «сообщает» частному лицу все, что ему необходимо знать (от публичной власти) для подготовки проектной документации: градостроительный регламент, технические условия на подключение к сетям инженерного обеспечения[127]. В переходный период, когда публичная власть еще не завершила необходимые действия по переходу к системе правового градорегулирования, еще не обладает правовой информацией (в виде градостроительных регламентов), которая должна быть сообщена частным лицам — застройщикам, неизбежно существуют замещения правовой информации информацией технологической. Одновременно публичная власть фактически утверждает проектную документацию, что противоречит принципам правовой системы[128]. «Замещения» — это характерный феномен переходного периода. Опасность таких замещений — соблазн (в том числе объясняемый экономическими мотивациями) превращения временного в постоянное[129]. 6. 3 ДОКУМЕНТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОКУМЕНТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Существует два вида взаимосвязи документов градостроительного проектирования: «горизонтальная» — это взаимосвязь документов, подготавливаемых органами власти разных уровней; «вертикальная», или технологическая, — это взаимосвязь документов, подготавливаемых одним и тем же органом власти в соответствии с его полномочиями.
Взаимодействие «по горизонтали» обеспечивается тремя способами и их сочетаниями: 1) установление непересекающихся полномочий по вопросам градорегулирования между различными уровнями власти и границ их действия; 2) обязательный учет утвержденных документов при подготовке проектов документов и их согласование в части соответствия проектов документов утвержденным документам; 3) совместная подготовка проектов документов органами власти разных уровней[130]. Особенности «вертикальной», или технологической, взаимосвязи различных документов, подготавливаемых одним и тем же органом власти, для наглядности представлены в виде таблицы (7. 1), которая содержится в справочных материалах к теме 7. Указанная таблица позволяет сформулировать основные положения, которые характеризуют схожие черты и различия в деятельности по подготовке документов градостроительного проектирования, осуществляемой на «верхнем» уровне (на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов) и на «нижнем» уровне — на уровне городских округов и поселений. На обоих уровнях публичная власть выполняет один из компонентов градостроительного проектирования — планирует-проектирует «для себя», для обеспечения размещения и строительства объектов, m которые отвечает конкретный уровень публичной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными законом[131]. Это прежде исего линейные (сетевые) объекты дорожной и инженерной инфра- сгруктуры. Для их размещения допускается принудительное изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд[132]. На «нижнем» уровне — уровне городских округов и поселений орга- ны местного самоуправления планируют-проектируют также «для других». «Другие» — это частные лица. Если «самой себе» публичная власть можно дать прямое указание в части планирования и выполнения конкретных действий, то частным лицам, которые являются правооблада- 1 елями недвижимости и живут в демократическом государстве, приказать невозможно. Им можно только установить ограничения — рамки, но таким образом, чтобы одновременно не только ограничить деятельность, но и побудить к инициативной экономической деятельности. Применительно к использованию недвижимости такие рамки можно установить только «на месте» — на уровне городов, поселений. Вот почему градостроительное зонирование выполняется органами местного самоуправления и не выполняется государственными органами власти[133]. Планирование-проектирование «для себя» опосредованно всегда содержит другую составляющую — планирование-проектирование «для других», для частных лиц. Это понятно: власть предназначена не для самой себя, но для служения «другим» — частным лицам, обществу. Поэтому в планировании-проектировании любой публичной власти присутствуют обе составляющие, однако степень их связи разная. Если для «верхнего» уровня эта связь непрямая, опосредованная, то для «нижнего» уровня - наоборот: на местах вообще невозможно планировать-проектировать, не согласуя одновременно и объемы деятельности частных лиц, и соответствующие этим объемам мощности линейной (сетевой) дорожной, инженерной и иной инфраструктуры, за развитие которой отвечает местная власть1. ПРАВОВОЙ СТАТУС РАЗЛИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Правовой статус различных документов градостроительного проектирования рассматривается с позиции наступления правовых последствий для частных лиц с момента утверждения таких документов. Для наглядности содержание этого вопроса изложено в форме таблицы (6. 2), представленной в справочных материалах к данной теме. Анализ возможных правовых последствий для частных лиц после принятия соответствующих документов градостроительного проектирования позволил сделать следующие выводы: Среди всех документов градостроительного проектирования есть только один документ, с принятием которого наступают правовые последствия для частных и всех иных лиц. Это правила землепользования и застройки, посредством которых устанавливаются градостроительные регламенты, а такие регламенты определяют основу правового режима использования земельных участков и расположенных на них объектов. Этот факт обусловливает более высокий юридический статус правил землепользования и застройки в сравнении со всеми иными документами градостроительного проектирования, включая генеральные планы городских округов и поселений Правовой статус иных, кроме правил землепользования и застройки, документов градостроительного проектирования (документов территориального планирования, планов реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории) определяется тем, что: а) с утверждением таких документов наступают административные последствия для органов публичной власти, которые утвердили документы (в части выполнения действий по реализации утвержденных документов), а также для других органов публичной власти, которые обязаны учитывать утвержденные документы; б) такие документы, в свою очередь, являются основанием для подготовки: документов территориального планирования — для подготовки планов реализации документов территориального планирования; документов территориального планирования и планов реализации документов территориального планирования — для подготовки документации по планировке территории (такими основаниями для указанной документации являются также правила землепользования и застройки в случаях, когда такая документация утверждается органами местного самоуправления городских округов, поселений); документации по планировке территории — для осуществления последующих действий, например связанных с предоставлением земельных участков, приданием соответствующим территориям статуса территорий общего пользования; в) документация по планировке территории (которая «впитала в себя» и детализировала решения предшествующих документов) может стать основанием для подготовки таких решений, после принятия которых наступают правовые последствия для частных лиц. Это решения о принудительном изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, связанных с размещением соответствующих объектов, применительно к которым такое изъятие допускается законодательством[134]. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Опишите принципы технологии градостроительного проектирования. Как определить величину и структуру совокупного заказа на техническую и социальную инфраструктуру, с одной стороны, и ответ на этот заказ в виде дифференцированных показателей мощности, вместимости, пропускной способности технической и социальной инфраструктуры города — с другой? В каких случаях может состояться принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях размещения новых объектов на занятых и освобождаемых территориях? Какова технология градостроительного проектирования в части определения мест размещения объектов, для строительства которых может быть осуществлено принудительное изъятие земельных участков? Как соотносится градостроительное проектирование и архитектурно-строительное проектирование? Какая связь существует между документами градостроительного проектирования? Утверждение каких документов градостроительного проектирования может вызвать правовые последствия для частных лиц? ЛИТЕРАТУРА Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости [1]. ТЕМА 7 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7. 1 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ИНЫЕ ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Особенности осуществляемого публичной властью планирования и целом и территориального планирования в частности определяют следующие положения: L. Для публичной власти не может быть выбора — планировать или не планировать. Публичная власть должна осуществлять планирование. Есть различия в содержании такого долженствования, или такой обязанности, — очевидная и неочевидная обязанность. Очевидной, например, является обязанность ежегодно принимать бюджет. А, скажем, неочевидной для России до недавнего времени была обязанность подготовки документов территориального планирования. Если отсутствие бюджета является прямым упреком власти в бездеятельности, то отсутствие генерального плана нередко воспринимается как неприятность, с которой тем не менее можно продолжать жить, и жить долго. Такая ситуация обусловлена рядом причин. Перечислим главные из них. До принятия ГрК РФ разработка документов территориального планирования была квазиобязанностью по причине отсутствия правовых последствий, которые бы наступали при отсутствии такого документа. Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» впервые определены такие последствия. Наличие правовых последствий принуждает публичную власть даже вопреки желанию делать то, чего раньше можно было и не делать. До недавнего времени существовала ситуация, при которой «чем меньше генплана» было, тем больше имелось возможностей для применения индивидуальных, закрытых от посторонних глаз административных процедур предварительного согласования мест размещения объектов строительства[135]. Любой вид планирования рано или поздно должен завершаться подготовкой документов территориального планирования. Планирование осуществляется применительно к развитию общества. Если речь идет о завершенном планировании, переходящем в стадию реализации, то развитие общества не может планироваться без пространственной, территориальной компоненты. Если же такая компонента отсутствует, то речь может идти только о незавершенном, подготовительном, начальном планировании, которое нуждается в продолжении работы по своему завершению. «Рано или поздно» отражает сложность процесса планирования. Сложность — это наличие нескольких технологических этапов планирования, причем начальные этапы могут быть до поры до времени свободны от территориальной компоненты. Планирование, не содержащее территориальной компоненты, или содержащее такую компоненту в «свернутом виде», или предполагающее появление такой компоненты в последующем, — это планирование, которое именуется социально-экономическим, стратегическим, концептуальным и т. д. и результаты которого представляются в виде соответствующих программ и планов описательного и расчетного характера. Документы начального, промежуточного планирования: планы, программы социально-экономического планирования, стратегического планирования — в силу своей начальное™ и незавершенности не могут иметь правовых последствий для третьих лиц. Юридический статус таких документов может быть только статусом «деклараций о намерениях»[136]. Реализация декларации о намерениях рано или поздно потребует от публичной власти не только взять на себя обязательства административного характера (ответственность подразделений администрации перед главой администрации), но и подготовить документы более высокого юридического статуса, принятие которых повлечет за собой наступление правовых последствий для третьих лиц, т. е. для граждан. Такими документами более высокого юридического статуса являются документы территориального планирования. С их утверждением наступают, например, такие правовые последствия, как возможность принимать решения об изъятии, резервировании принадлежащей частным лицам недвижимости для государственных и муниципальных нужд. С принятием ука- данных планов и программ — деклараций о намерениях такого рода последствия наступить не могут. Документы территориального планирования, являясь завершенными документами планирования, т. е. подготовленными к практической реализации, содержат территориальную компоненту, а также нетерриториальную компоненту: социально-экономические, демографические, экологические обоснования, прогнозы, расчеты, оценки вариантов и последствий их реализации, которые подготавливаются в составе обосновывающих материалов к проектам таких документов. Ввиду возможности подготавливать как начальные, промежуточные документы планирования без территориальной компоненты — декларации о намерениях (планы, программы социально- экономического планирования, стратегического планирования, далее — Г1СЭП), предполагающие последующие стадии доведения планирования до завершения, так и завершенные до уровня подготовленности к реализации документы — документы территориального планирования (далее — ДТП) возникает вопрос: что сначала, а что потом? Первоначально следует показать, какие имеются варианты, а затем — как осуществляется выбор из разных вариантов применительно к различным случаям и обстоятельствам. Есть три варианта последовательности действий: вариант 1 — сначала ПСЭП, потом ДТП; вариант 2 — сначала ДТП, затем ПСЭП (при необходимости); вариант 3 — параллельный процесс: одновременно подготавливаются и ПСЭП, и ДТП. Утвержденная ПСЭП включается, инкорпорируется в обосновывающие материалы ДТП, которые утверждаются одновременно с утверждением ПСЭП или несколько позже. Указанные варианты выбираются применительно к двум видам случаев: ДТП отсутствует. В этом случае выбор должны определять три фактора: 1) время; 2) результативность, т. е. наличие такого результата, опираясь на который можно переходить к практической реализации планов; 3) деньги. Очевидно, что в этом случае более целесообразно воспользоваться вариантом 2. ДТП имеется. В этом случае речь может идти о внесении изменений в действующие ДТП. Выбор одного из трех вариантов должен определяться прежде всего глубиной планируемых изменений. Если планируемые изменения незначительны, то более целесообразным представляется вариант 2 (при параллельной подготовке правил землепользования и застройки в случае их отсутствия). Если планируемые изменения ДТП значительны, то придется принять во внимание фактор времени (выбор из вариантов 1 и 3), а также фактор приоритетов во времени. Приоритет во времени — это постановка на первое место решения вопроса о налаженности рутинного процесса градорегулирования, выполнение минимально необходимых, неотложных задач текущей жизни. С этой точки зрения выбор вариантов должен учитывать факт наличия или отсутствия правил землепользования и застройки, которые, устанавливая градостроительные регламенты, определяют правовой режим использования земельных участков, т. е. минимально необходимые для текущей жизни условия. После выполнения минимально необходимого и первостепенного или параллельно с этим можно будет переходить к решению вопросов о сверхминимальном необходимом — о внесении изменений в существующие документы планирования и подготовке концептуально новых документов планирования. Таким образом, территориальное планирование не только «несвободно» от социально-экономического планирования, но, более того, опирается на него путем учета соответствующих программ либо путем предъявления социально-экономических, экологических и иных компонентов планирования в составе обосновывающих материалов к проектам документов территориального планирования, представляемых на утверждение для последующей практической реализации[137]. 7. 2 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУВЕРЕННЫХ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Фундаментальная характеристика рационально организованного территориального планирования - его комплексность. Одна из задач правового градорегулирования состоит в том, чтобы утвердить такие правовые нормы, которые не только обеспечили бы комплексность, но и принудили бы органы публичной власти к комплексным, взаимосогласованным действиям, предотвратили, сделали невозможными иные, несогласованные действия. Вопрос состоит в том, как, какими правовыми механизмами и способами обеспечить комплексность территориального планирования при понимании, уважении и соблюдении правовых реалий организации деятельности и взаимодействия различных уровней публичной власти в федеративном государстве. При ответе на этот вопрос следует исходить из следующих право- пых фактов: Первый факт — наличие трех уровней публичной власти: Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления в муниципальных районах, поселениях, городских округах. Второй факт — наличие определенной автономии, суверенитета каж- цого уровня публичной власти по отношению к двум другим уровням[138]. Третий факт — право каждого уровня и органа публичной власти (которого он не может быть «насильно» лишен) осуществлять территориальное планирование в пределах своих полномочий- обязанностей и в границах территории, находящейся в юрисдикции соответствующего органа публичной власти[139]. Указанные правовые факты предопределяют необходимость такого подхода к территориальному планированию, который может быть назван «взаимодействием суверенитетов». Такой подход является единственно верным и реальным. Другой, «унитарный» подход в федеративном государстве невозможен. Невозможно также существование института особого регулирования градостроительной деятельности, связанного с лишением полномочий нижестоящего уровня публичной власти в пользу вышестоящего[140]. Концептуальный принцип, согласно которому на локальных территориях одновременно могут осуществлять территориальное планирование три уровня публичной власти, позволяет подчеркнуть следующее обстоятельство: данный принцип нужно понимать как потенциальную возможность присутствия, но не как фактическое присутствие «везде и всегда». Правовая возможность присутствия означает не фактическое присутствие «везде и всегда», а возможность подготовки органами публичной власти всех уровней предложений по территориальному планированию применительно ко всем территориям, в том числе и таких предложений, решения по которым органы публичной власти того или иного уровня принимать неправомочны. Эти предложения они могут переадресовывать на тот уровень, органы публичной власти которого такими полномочиями наделены. Например, органы публичной власти, в обязательном порядке учитывая решения органов власти других уровней и принимая собственные решения в области территориального планирования, могут подготавливать предложения и переадресовывать их соответствующим органам публичной власти, не имея полномочий принимать решения в отношении: земель лесного фонда, водного фонда, земель сельскохозяйственного назначения (органы местного самоуправления); земель лесного фонда, водного фонда (субъекты Российской Федерации); земель сельскохозяйственного назначения (Российская Федерация). Рассмотренный вопрос сопрягается с другими вопросами: о полномочиях органов публичной власти различных уровней планировать размещение и развитие объектов только определенного типа и об отсутствии таких полномочий в отношении иных объектов. Фундаментальная характеристика рационально организованного территориального планирования — его комплексность. Одна из задач правового градорегулирования состоит в том, чтобы утвердить такие правовые нормы, которые не только обеспечили бы комплексность, но и принудили бы органы публичной власти к комплексным, взаимосогласованным действиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|