Планировка территории 7 страница
В США практикуется (с некоторыми местными вариациями) следующая градация территориальных зон: 1) жилые зоны, дифференцируемые на четыре основных подтипа территориальных зон: зоны односемейных жилых домов, зоны двухсемейных блокированных домов, зоны многоквартирных домов, зоны высокоплотной жилой застройки (более 20 квартир на 1 акр, соответственно более 50 квартир на 1 га); 2) зоны коммерческие; 3) зоны производственные; 4) сельскохозяйственные зоны[59]. В Германии применяются следующие типы территориальных зон: 1) центральная зона города (ядро - деловой район, каркас ядра); 2) смешанная зона; 3) жилая зона, включающая в себя зону многоэтажной застройки (выше трех этажей), зону многоэтажной блокированной застройки, зону малоэтажных домов усадебного типа; 4) производственно-деловая зона; 5) промышленная зона; 6) специальная зона[60]. При выделении территориальных зон помимо принципа «свободы выбора в установленных границах» используются еще два универсальных принципа: принцип непричинения ушерба собственности и принцип защиты слабых от сильных. Под ущербом обычно понимается широкий спектр разнообразных действий, которые могут привести к уменьшению стоимости недвижимости. Чтобы этого не произошло, несопоставимые по экологическим и функционально-эксплуатационным характеристикам виды использования недвижимости пространственно отделяются друг от друга путем соответствующей трассировки границ территориальных юн и группировки в их пределах только таких видов деятельности, которые как минимум не затрудняют осуществление других видов. Принцип защиты слабых от сильных распространяется на виды деятельности, несопоставимые по признакам коммерческой прибыльности. Жилье, например, в сопоставлении с торговыми предприятиями и объектами бизнеса рассматривается как «слабый» вид, который «не выживет», если допустить магазины и офисы в чисто жилые территориальные зоны. В то же время «слабые» по прибыльности виды деятельности (жилье) допускаются в зонах сосредоточения «сильных» видов (например, в коммерческих зонах)[61].
В документах градостроительного (правового) зонирования в качестве неотъемлемого элемента всегда присутствуют (в форме текста и/или таблиц) регламентации, где каждой выделенной в документе территориальной зоне приписываются виды разрешенного и неразрешенного использования недвижимости. Важно, что регламентации относительно видов использования распространяются в равной мере на все земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в пределах соответствующих территориальных зон (за малыми исключениями, которые специально оговариваются). Это означает, что все владельцы объектов недвижимости, расположенных в пределах одной и той же территориальной зоны, обладают равными правами в смысле свободы выбора одного или нескольких видов использования из более или менее широкого набора видов разрешенного использования этих объектов[62]. Права использования и изменения недвижимости устанавливаются не только относительно видов разрешенного использования, но и относительно физических (пространственных, строительных) параметров. Параметры имеют ряд отличительных особенностей. Обозначим наиболее важные из них: 1. Параметры адресованы (приписываются) земельным участкам, т. е. единицам недвижимой собственности, у которых есть владельцы. 2 Параметры устанавливаются по принципу «ограничений сверху». В условиях действия механизма налогообложения недвижимости, основанного на ее рыночной стоимости, и соревновательности (конкурентности) в наиболее эффективном экономическом использовании недвижимости ее владельцы (большинство из них) стремятся увеличить размеры (параметры) недвижимости до возможных пределов, с тем чтобы получать от нее максимальную пользу (доход). С некоторого порога реализация этого естественного (в экономическом смысле) стремления может нанести ущерб собственникам сопряженных объектов недвижимости и городскому сообществу в целом. Поэтому вводятся такие параметры, которые ограничивают это потенциально опасное или «неудобное» для городского сообщества стремление установлением верхних пределов, превосходить которые запрещено[63]: предельная этажность или высота зданий, предельный процент застройки участков, предельный коэффициент использования земельных участков.
Последний показатель весьма характерен для системы градорегулирования в рыночных условиях. Он измеряется как отношение общей площади всех построек на земельном участке (существующих и тех, которые могут быть дополнительно построены) к площади участка. Такой показатель (наряду с известными видами разрешенного использования недвижимости и с учетом места расположения участка) в значительной мере предопределяет потенциальную рыночную стоимость недвижимости и может быть использован вероятными инвесторами-застройщиками при решении вопросов прибыльности и целесообразности осуществления тех или иных строительных проектов[64]. Предельные параметры документов градостроительного (правового) зонирования — это, можно сказать, параметры правоустанавливающего типа. В западных системах градорегулирования используются еще два типа параметров: 1) параметры (расчетные показатели) территориального планирования, 2) стандарты-требования строительно- технологического и экологического характера. В терминологии ГрК РФ первый тип параметров соответствует рекомендательным нормативам градостроительного проектирования, второй — обязательным для соблюдения техническим регламентам безопасности. Расчетные параметры территориального планирования используются исключительно для разработки подготовительных планов первого уровня, которые учитываются при подготовке документов градостроительного зонирования второго уровня.
Эти расчетные показатели (нормативы градостроительного проектирования) адресованы крупным массивам городских территорий и служат для определения потребностей преимущественно в различных общественных (муниципальных) системах и объектах социального обслуживания и инженерно-технического обеспечения. Их статус большей частью рекомендательный независимо от уровня административных органов, которые эти показатели-рекомендации разрабатывают и предлагают для использования при составлении документов территориального планирования[65]. Другой тип параметров — стандарты-требования строительно- технологического и экологического характера имеют статус обязательных минимальных требований и подлежат выполнению при производстве всех видов строительных и иных работ, связанных со строительством, монтажом оборудования и т. д. Это стандарты такого рода, которые «говорят»: хуже — нельзя, лучше — можно2. Следует подчеркнуть, что ни расчетные показатели территориального планирования, ни строительно-технологические и экологические стандарты-требования не являются правоустанавливающими параметрами и не включаются непосредственно в документы градостроительного зонирования, но учитываются в них. Аналогичное положение установлено и ГрК РФ для применения в России. РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО Как реализуется право на строительные изменения объектов недвижимости? Это право принадлежит только правомочным владельцам недвижимости или их доверенным лицам и может быть реализовано при наличии разрешения на строительство. Однако для некоторых незначительных изменений такие разрешения не требуются. В Великобритании не требуется, например, разрешения на строительство при расширении или изменении жилого здания (включая строительство гаража), если размеры изменений не превышают 15% объема здания или 70 куб. м (используется наибольшая из двух величин). Максимальный объем расширения, производимого без разрешения на строительство, не может превышать 115 куб. м. Также без разрешения на строительство могут производиться такие работы, как возведение ворот, стен, заборов (в установленных пределах), покраска фасадов, возведение сооружений для сельскохозяйственных целей и лесоводства и т. д. Министр окружающей среды обладает правом толкования понятия «развитие- строительство» применительно к конкретным случаям[66].
В США в некоторых случаях допускается производить изменения недвижимости в объеме, эквивалентном 25% ее рыночной стоимости[67]. В законодательстве Германии предусмотрено в общей сложности более 34 случаев, когда разрешения на строительство не требуется. Речь идет о строительных изменениях, не связанных с конструктивными преобразованиями; изменениях внешнего вида построек, если они не расположены в зонах с особыми предписаниями (зоны охраны памятников и исторической среды); сооружениях, не предназначенных для пребывания людей, до 15 куб. м (за исключением гаражей, мест продажи вещей и продуктов); земляных работах при площади до 30 кв. м, высоте насыпи до 1, 25 м и глубине выемки до 1 м; теплицах и парниках до 4 м высоты при площади менее 20 кв. м; выемках-бассейнах с объемом воды до 100 куб. м; памятниках на кладбищах высотой до 3 м[68]. Для получения разрешения в местную администрацию передается запрос, к которому прилагаются сведения о строительных намерениях, а для крупных или сложных строительных объектов может прилагаться и проект застройки. По истечении строго фиксированного срока рассмотрения заявки[69], в течение которого проверяется соответствие строительных намерений регламентациям документа градостроительного зонирования и требованиям безопасности, предоставляется разрешение на строительство (как правило, от имени главы местной администрации — мэра). За предоставление такого разрешения может взиматься соответствующий сбор в пользу местного бюджета. Владелец недвижимости, не получивший разрешения на строительство, может обратиться в суд. В Великобритании до 1981 г. разрешения на строительство предоставлялись бесплатно. В настоящее время действует система дифференцированных выплат. Акт местного управления и планирования от 1980 г. уполномочил министра окружающей среды предписывать выплаты для большинства типов запросов о разрешении на строительство. Размеры выплат варьировались в 1987 г. от 66 ф. ст. до 1650 ф. ст. на каждые 0, 1 га земельного участка; для новых зданий - 33 ф. ст. на квартиру (жилую единицу) площадью 40 кв. м, 66 ф. ст. на квартиру площадью 40- 75 кв. м и еще 66 ф. ст. на каждые дополнительные 75 кв. м площади с предельной суммой выплат за разрешение в 3300 ф. ст. [70].
Во Франции практикуется косвенный принцип взимания выплат за предоставление разрешений на строительство. Частные строители должны участвовать в финансировании общественных сетей и объектов инженерного оборудования городской территории посредством выплат местных налогов на обустройство. Это положение закреплено как юридический принцип. Однако способы практического применения этого принципа отличаются разнообразием и сложностью Кроме того, налог введен не во всех коммунах. Местная власть может использовать и другие способы привлечения финансовых средств на указанные цели. Базой налога на обустройство является суммарная стоимость существующей и строящейся на участке недвижимости. Эта стоимость подлежит переоценке каждый год. Ставка налога - 1%, но совет общины может увеличить ее до 5%. Установленная ставка не может быть изменена ранее 3 лет со дня ее утверждения[71]. Предоставление разрешений на строительство практикуется почти во всех странах. Но следует со всей определенностью подчеркнуть, что местная администрация, предоставляя разрешение на строительство, не устанавливает никаких новых прав, которые бы не были уже установлены местным законом, каковым является документ градостроительного (правового) зонирования[72], утвержденный представительным органом местного самоуправления. Разрешение на строительство только подтверждает наличие соответствия между строительными намерениями владельца недвижимости и регламен- тациями документа градостроительного зонирования при соблюдении требований безопасности. По завершении строительства производится инспекция нового объекта опять-таки на предмет соответствия регламентациям документа градостроительного зонирования и требованиям безопасности[73]. Если владельцем недвижимости или его доверенным лицом (подрядчиком) это соответствие не было обеспечено, то применяются штрафные санкции[74]. Требования безопасности также заведомо известны всем лицам (подрядчикам), производящим строительные работы, поскольку эти требования всегда существуют в форме опубликованных и общедоступных материалов (в США, например, в форме строительных кодексов). Произвольно трактовать требования безопасности не допускается. Если подрядчик считает, что ему предписывается выполнить требования, не содержащиеся в строительном кодексе соответствующего штата или города, то он может обратиться в суд (Hageman J. M. Contractor's Guide to the Building Code. P. 18). ИНФОРМАЦИЯ О ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИИ Можно ли получить информацию о каком-либо конкретном земельном участке, например о том, что на нем разрешено строить? Если какого-либо владельца не устраивают регламентации применительно к принадлежащей ему недвижимости, могут ли эти регламентации быть изменены по его инициативе? Информация, содержащаяся в утвержденном местном документе градостроительного зонирования, является открытой и доступной для всех частных лиц, даже тех, кто не владеет недвижимостью, но хотел бы ее приобрести, предварительно выбрав подходящий земельный участок[75]. Информацию также можно получить, запросив ее непосредственно у местной администрации[76]. Кроме того, закон предписывает публиковать в местной печати все изменения документов градостроительного зонирования, которые могут быть произведены только по результатам публичных слушаний при участии заинтересованных сторон. Сам документ градостроительного зонирования вступает в силу в день публикации решения представительного органа местного самоуправления об утверждении этого документа. Владелец, желающий изменить регламентации документа градостроительного зонирования применительно к принадлежащей ему недвижимости, может предоставить в местную администрацию соответствующее ходатайство с обоснованием необходимости таких изменений. Если ходатайство будет признано обоснованным, а предлагаемые изменения не затронут интересов соседей и не нанесут им ущерба, то такие изменения могут быть произведены2.
УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИИ
Могут ли частные лица, общественность участвовать в установлении регламентаций зонирования по использованию и изменению недвижимости? Положения об участии общественности и частных лиц в процессе градорегулирования носят своего рода «инфраструктурный» характер, т. е. представлены практически во всех разделах законодательства развитых зарубежных стран. Тема участия обычно раскрывается с двух позиций: 1) формы (косвенная, прямая), 2) стадии (стадия подготовки, стадия согласования и стадия реализации документов зонирования). Косвенное участие осуществляется через выборных представителей общественности в местных органах законодательной и исполнительной власти. Несмотря на косвенный характер такого участия, его проявления вполне реальны. Во-первых, существует прямая зависимость политической судь(3ы местных лидеров от их способности и умения отстаивать интересы городского сообщества перед вышестоящими органами власти, с одной стороны, и поддерживать приемлемый баланс интересов (в том числе имущественных) внутри местного сообщества - с другой. Во-вторых, органам местного самоуправления принадлежит приоритетное право на проведение самостоятельной градостроительной политики. В-третьих, имеется особый механизм распределения полномочий и функций внутри самих органов местного самоуправления, при котором администрация выполняет решения, относящиеся к вопросам регулирования отношений собственности, утвержденные представительной (выборной) властью. Прямое участие общественности и частных лиц в градорегулировании происходит как до, так и после принятия соответствующих официальных решений, а также в виде общественных инициатив (т. е. помимо официальных решений). Здесь следует упомянуть три момента: 1) необходимость учета мнений ассоциаций граждан и частных лиц в процессе подготовки и принятия решений (высшей формой выражения этих мнений являются референдумы по общим и частным вопросам местной градостроительной политики); 2) возможность апелляции по поводу уже состоявшихся решений; 3) возможность осуществления общественных градостроительных акций, например в форме программ реконструкции главных улиц, поддержания местного исторического наследия, своеобразия городского облика и т. д. [77]. Городская администрация и специалисты-планировщики заинтересованы получить общественное одобрение на ранних стадиях подготовки решений, с тем чтобы в последующем избежать продолжительных и дорогостоящих корректировок, тем более что без такого одобрения трудно рассчитывать на утверждение этих документов. Вот почему широко распространена практика проведения соответствующих разноплановых исследований до и в процессе подготовки документов градостроительного зонирования[78]. Стадия обсуждения подготовленного проекта документа градостроительного зонирования начинается обычно со дня официального оповещения о завершении работ. Все общественные организации и частные лица, желающие участвовать в обсуждении подготовленного проекта документа, могут это сделать путем внесения предложений о поправках и изменениях. Законодательно закреплена необходимость публикации основных положений документа в местной печати. Предписывается создавать специальные комиссии по сбору и анализу поступающих предложений и претензий и давать на них аргументированные заключения. Процесс обсуждения и утверждения проекта документа связан с публичными слушаниями в местном городском совете. Общественность и частные лица имеют возможность воздействовать на ситуацию в сфере недвижимости и после утверждения документа градостроительного зонирования. Это воздействие может принимать разнообразные формы. Основные среди них: инициирование корректировки документа; участие в референдумах по спорным вопросам местного развития; апелляции в суд по поводу регламентаций, неправомерно ущемляющих права собственников на эффективное использование принадлежащей им недвижимости, и т. д. Администрация обеспечивает социально значимую и необходимую функцию — отлаженное действие правовых механизмов, которые приобрели форму подготовки и реализации документов градостроительного зонирования.
СОДЕЙСТВИЕ МЕСТНОМУ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИИ) СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Все, что описано в разделе «Законодательство о градорегулировании за рубежом», относится к «каждодневному» рутинному градостроительному праву, которое осуществляется почти исключительно на местном уровне. В развитых зарубежных странах градоустройство и градорегулирование не являются функциями центральной власти, государства. Города обладают значительной степенью самостоятельности и свободы как в сфере осуществления своей собственной градостроительной политики, так и в сфере экономической деятельности[79]. При этом государство берет на себя обязательство путем гонкой «прилаженной» к конкретному месту налоговой и кредитно- финансовой политики создать (при взаимодействии с муниципалитетами) такие выгодные для потенциальных инвесторов условия, при которых на одну единицу государственных вложений можно было бы привлечь 5—7, а иногда и более единиц частных инвестиций[80]. И это приносит успех. Подобная государственная градостроительная политика ныне проводится почти во всех развитых странах[81].
МЕТАМОРФОЗЫ ЗОНИРОВАНИЯ. ТРИ ТИПА СИСТЕМ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Градостроительное право возникает и формируется на пересеченни разнонаправленных интересов. Его исходное (и одновременно итоговое) назначение состоит в том, чтобы вырабатывать, развивать и корректировать сообразно меняющимся условиям, а также национальным, региональным, местным и локальным ценностным установкам правовые механизмы взаимосогласования и поддержания баланса этих интересов. Такие установки ориентируют и настраивают на поиск той области действительности, которую можно назвать этической реальностью. Однако нет гарантий нахождения этой области. Практика реализации правовых механизмов градорегулирования (несмотря на их видимое совершенство и изощренность) показывает возможность сбоев, чреватых выходом из однажды найденной области этической реальности. Полярные проявления таких сбоев — так называемые перезонирование и незонирование. Перезонирование. Существует опасность (которая иногда превращается в реальность) перерождения «пакета прав» в «точку» целевого назначения, когда в результате либо несправедливого зонирования, либо многочисленных изменений плана зонирования владельцам начинают предписывать использовать их недвижимость однозначным образом, без права выбора конкурентноспособных видов использования. Тем самым подрывается основополагающий принцип зонирования, ориентирующий на максимально эффективное использование недвижимости в рамках установленных ограничений1. Использование «жестких» схем зонирования может приводить к развитию крайних форм социально-пространственной сегрегации городского населения[82]. Зонирование может стать сильным орудием «социального выталкивания», когда оно подразделяет территорию на крупные участки и поддерживает их предельно высокую цену, тем самым вытесняя средне- и низкооплачиваемые группы населения из района[83]. Например, в городе Вестчестере (входящем в Нью-Йоркский метро- политенский ареал) 90% участков для односемейных домов имеют не менее 4 акров, а в одноименном графстве 80% территории разбито на участки размером 1—4 акра. Подавляющая часть населения не может позволить себе жить в большинстве таких элитарных графств[84]. Незонирование. Зонирование — это ограничение. В условиях свободной экономики иногда может возникать соблазн освободиться от ограничений, особенно когда зонирование перерождается в перезонирование. Соблазн этот мотивирован конкуренцией между городами, когда какой-то город, «освободившись» от зонирования, предполагает получить инвестиционные преимущества. Однако «за все нужно платить». Преимущества в инвестиционной сфере могут обернуться недостатками в сфере экологии и социального обеспечения Характерен в этом отношении пример Хьюстона. Это практически единственный и в этом отношении уникальный крупный город США, где до сих пор не введено зонирование в качестве местного градоустроительного закона. Такое положение имеет свои преимущества с точки зрения одних интересов и недостатки с точки зрения других. С одной стороны, отсутствие жестких ограничений на использование земли стало ощутимым импульсом строительного и экономического развития города, с другой - здесь заметно отстает сфера социального обслуживания средне- и низкооплачиваемых слоев населения. По мнению самих американских исследователей, пример Хьюстона наглядно демонстрирует, что неограниченное развитие капиталистического типа противоречит устремлениям к высокачественной жизни в современном городе[85]. Отсутствие зональных ограничений сделало город привлекательным для сооружения многочисленных промышленных и деловых объектов. После окончания Второй мировой войны в Хьюстоне построено больше крупных объектов, чем во многих других городах США. Суммарная площадь офисов с конца 1940-х гг. по настоящее время увеличилась более чем в 20 раз - с 6, 9 млн кв. футов в 1949 г. до 163, 5 млн кв. футов в 1986 г. Наряду с повышенной экономической активностью в Хьюстоне заметны признаки социальной напряженности. Вот некоторые факты. Метрополитенский район Хьюстона является одним из самых неблагополучных по уровню онкологических заболеваний в стране: 47 смертей на 100 тыс. населения ежегодно против 22 смертей по общенациональному показателю. На начало 1980-х гг. Хьюстон был наиболее опасным городом по уровню смертности от дорожно-транспортных происшествий: 23 смерти на 100 тыс. жителей в год - в два раза выше, чем в Детройте (12, 7), и более чем в два раза выше, чем в Нью-Йорке (9) и Филадельфии (7, 5). В 1979 г., на пике развития Хьюстона, почти 200 тыс., или 13%, горожан находились ниже национального уровня бедности. Являясь четвертым городом США по численности населения, Хьюстон занял только 15-е место по количеству социального жилья. В 1977 г. Хьюстон находился на 140-м месте среди американских городов по площади парковых территорий: 4, 9 акра на 1000 жителей. Сопоставимые с ним города американского юга Феникс и Даллас имеют 34 и 27 акров на 1000 жителей соответственно. Муниципальных служащих в Хьюстоне (8, 7 на 1000 жителей) существенно меньше, чем в Атланте и Денвере (17 и 19 соответственно). Суммы, выделяемые на планировочные работы в Хьюстоне в расчете на одного жителя, меньше, чем в Далласе и Остине, соответственно в 5 и 9 раз[86]. Указанные метаморфозы зонирования не являются нормой. Это, безусловно, отклонения. В практике и дальше неизбежно будут появляться частные случаи отклонений от эволюционного развития. Однако механизм правового градорегулирования достаточно надежен и вряд ли позволит маятнику эволюции резко вырваться из области этической реальности и двинуться в запредельные области тотального равенства или хаоса всеобщего экономического произвола. Как было показано ранее, этическая реальность поддерживается балансом общественных и частных интересов. На шкале эволюционного развития отмечены три вида возможных соотношений этих интересов: 1) доминирование частного интереса, 2) равновесный баланс общественных и частных интересов, 3) доминирование государственного интереса. Этим видам соотношений интересов соответствуют три типа систем градорегулирования: система, при которой отсутствует законодательство о градостроительной деятельности, когда характер и объемы изменений недвижимости определяются самими владельцами с минимальным контролем со стороны местных общественных органов и государства; система «классического» законодательства о градостроительной деятельности в развитых зарубежных странах, которая характеризуется одновременным наличием двух компонентов — территориального планирования и зонирования. Последнее обеспечивает права использования и изменения недвижимости и построено по принципу предоставления свободы в некоторых рамках; система «классического» градостроительства социалистического типа, действовавшая в прежних социалистических странах. Эта система характеризуется и отсутствием законодательства, и отсутствием документов, содержащих юридические гарантии возможного изменения назначения недвижимости, наличием громоздкой «разрешительной машины» бюрократическо-чиновничьего толка, существующей и действующей благодаря отсутствию указанных документов, а также диктатом однозначного «целевого назначения», предписывающего только один неизменный вид использования недвижимости. О содержании и сложностях перехода от системы третьего, социалистического типа к системе градорегулирования второго, рыночного типа пойдет речь в следующем разделе.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 0 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
При рассмотрении темы 1 были обоснованы три необходимых условия, одновременное наличие которых определяет возможность возникновения правового градорегулирования как особого юридического института и возможность начать процесс его применения на практике. Напомним эти три условия: наличие рыночных отношений, рынка недвижимости; наличие базовых законодательных актов, которые закрепляют первое условие и утверждают принципы градостроительного зонирования — установления ограничений использования недвижимости посредством зонального подхода к определению градостроительных регламентов; наличие документов градостроительного зонирования — правил землепользования и застройки. Следует обратить внимание на то, что номинальное наличие базовых законодательных актов о градостроительной деятельности не является автоматическим свидетельством наличия института правового градорегулирования, наличия условий для его возникновения. Для возникновения института градорегулирования помимо законов нужны действия по созданию документов градостроительного зонирования. Нет таких документов — значит, нет правового градорегулирования, значит, правовое градорегулирование замещено квазиправовыми институтами, эрзац-схемами. Это наглядно видно из приведенной ниже таблицы, где зафиксированы этапы развития законодательства о градостроительной деятельности в России. Более полная информация о каждом этапе развития законодательства о градостроительной деятельности в России представлена в книге «Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости» (разд. 5. 2). Таблица 4. 1
Характеристики этапов развития законодательства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|