Планировка территории 9 страница
2) В силу особенностей практиковавшихся процедур предоставления земельных участков строительные фирмы по необходимости становились агентами и партнерами администрации по строительному бизнесу в отношении разделения долей участия в монопольной прибыли. В условиях существенного превышения спроса над предложением преобладающей компонентой экономических мотиваций для таких фирм неизбежно становится использование разницы между себестоимостью и продажной стоимостью жилья в ущерб увеличению объема деятельности, при том что пределы повышения указанной разницы не устанавливались конкурентами из-за их отсутствия или недостатка. Результат: Продажные цены на квартиры не являются в подлинном смысле предметом регулирования конкурентного рынка, в этих ценах всегда присутствует монопольная рента, а в монопольной ренте — доля ренты административной. Увеличение объема продаж квартир регулируется не мотивацией приближения объема предложения к объему спроса, а прежде всего мотивацией сохранения монопольной ренты. Продажные цены на квартиры остаются неоправданно высокими с точки зрения экономики нормального конкурентного рынка, но с точки зрения экономики монопольного рынка они объяснимы и «оправданны», даже неизбежны, поскольку потребитель «должен» оплачивать услуги и требования монополистов. Другое дело, что эти услуги и требования не являются обязательными в иной системе, но тогда это вопрос изменения действующей системы — перехода от антисистемы к системе правового градорегулирования. Представленный анализ дает возможность подвести некоторые итоги относительно неизбежности утверждения монополизма в предоставлении-распределении земельных участков в России на этапе перехода к подлинным рыночным отношениям и к системе правового градорегулирования. Возник и до сих пор не преодолен феномен «ловушки» или «порочного круга». На этапе перехода к рыночной экономике надо было «запускать» процесс. Для этого требовались технологии. На начальный момент не было и не могло быть иной технологии, кроме технологии процедур предварительного согласования мест размещения объектов строительства. Технологии, предлагаемые системой правового градорегулирования, - это не те технологии, которые «имеются под рукой». Поэтому процесс пошел но линии наименьшего сопротивления. И попал в ловушку, неизбежные последствия нахождения в которой описаны выше.
5. 3 СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФУНКЦИЙ И СРЕДСТВ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ И МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ Имеется выраженная специфика переходного периода в части соотношения выполняемых в системе градорегулирования функций и необходимых для их выполнения средств, распределяемых между государственной властью уровня регионов, с одной стороны, и органами местного самоуправления — с другой. Применительно к системе регулирования как таковой переходный период — это попытка возвращения из периферии смыслов к центру смыслов, от практики применения замещений и квазиспосо- Сюв к практике истинных способов регулирования1. Переходный период опасен тем, что применение замещений и квазиспособов соз- 1лет привыкание, а привыкание отодвигает в сферу забвения само направление движения и его цель, делает состояние переходности вечно длящимся. Объективно возникает (в соответствии с волей или вопреки воле реформирующего сознания) временной ряд вех-целей переходного периода — периода возвращения к упраздненному или утраченному. Первыми во временном ряду переходного периода стоят легко- достижимые вехи-цели, а последними — те, что требуют серьезной институциональной подготовки и усилий. Например, в силу простоты создания на первом месте стоит налогово-бюджетная система, опирающаяся на налогообложение объемов деятельности, которые относительно легко определяются. Из-за наибольшей сложности создания на последнем месте стоит институционализация рынка недвижимости, включая переход к налогово-бюджетной системе, опирающейся на налогообложение не объемов деятельности, а недвижимости в соответствии с ее рыночной стоимостью. Именно такая временная последовательность неизбежна, но она таит в себе пробле- мы и ловушки, суть которых в следующем:
а) в соответствии с общими принципами налогообложения налоги на деятельность хозяйствующих субъектов (налоги на добавленную стоимость, прибыль и др. ) закрепляются за верхними уровнями бюджетной системы; б) в этих условиях процесс институционализации рынка недвижимости на местах либо вообще выпадает из поля зрения государства и муниципалитетов, либо недофинансируется и постепенно затухает, что приводит к атрофии возможностей муниципалитетов, например, в части градорегулирования; в) атрофия возможностей муниципалитетов в отношении подлинных схем регулирования приводит к замещениям, утверждению квазисхем, которые начинают развиваться с возрастающей силой и без остатка вытесняют последние импульсы движения к подлинным схемам правового регулирования. Примером таких эрзац-схем являются процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства, которые вытесняют действия по утверждению схем правового градорегулирования1; г) очевидное ослабление органов местного самоуправления приводит к осознанию необходимости возместить, преодолеть эту слабость. Для этого есть только два способа. Способ первый: вдохнуть новые силы в систему муниципального управления. Такое возможно лишь в том случае, если муниципалитеты получат реальные финансовые источники для развития. Такие источники появятся лишь тогда, когда будет создана налогово- бюджетная система, ориентированная на введение местного налога на недвижимость. Введение такого налога затягивается на годы и блокируется по ряду причин: по причинам законодательного и административного характера, связанным с нерешенностью вопросов обеспечения функционирования системы кадастрового учета объектов недвижимости; по причинам политическим, связанным с нежеланием разблокировать процессы приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями и процессы перехода прав на земельные участки к собственникам квартир в многоквартирных домах. Этот способ продолжает оставаться главным в содержательном отношении, но таким же гипотетическим и постоянно отодвигаемым «на потом», как многие годы ранее, в начале переходного периода.
Способ второй: на место органов местного самоуправления поставить более сильных игроков в лице государственной власти регионов. Такая позиция не может быть главной в содержательном отношении: с точки зрения перспективы ей не на что опираться в будущем. Но зато она уже сейчас (не гипотетически, а реально) обеспечена в фи- маисовом отношении. Ее наглядным проявлением являются законодательные новшества относительно предоставления возможности региональной власти распоряжаться земельными участками в столицах регионов1. Круг замыкается: первоначально неизбежно возникший дисбаланс в сторону государства (вышестоящего уровня власти) в ущерб возможностям более активного развития органов местного самоуправления еще более усиливается. Замыкание смыслового круга может быть охарактеризовано как институциональная ловушка, тупик или системный кризис. Главная специфическая особенность переходного периода и главная его опасность состоит не только в том, что он может быть увековечен, но и в том, что его затягивание будет означать поворот развития событий вспять, прочь от рынка недвижимости, будет означать утверждение антиреформирования. 5. 4 ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ - ИНИЦИАТОРОВ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ
Очевидно, что из ловушки, описанной выше, давно уже надо выходить, а порочный круг разрывать. Так, федеральным законодательством введены нормы о наступлении по истечении определенного срока правовых последствий в случае отсутствия документов градостроительного проектирования (Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»), а также нормы об обязательности проведения открытых аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства и об упразднении в этой части предоставления земельных участков по процедурам предварительного согласования мест размещения объектов строительства (Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Движение к рынку недвижимости, обеспеченному необходимой инфраструктурой, включая движение к системе правового градорегу- шрования, может происходить активно, если у этого движения есть свой «мотор». Именно здесь возникают проблемы. Одного знания и понимания необходимости движения недостаточно. Для того что- оы движение побуждалось многими субъектами, следует осознавать, •См. [1] (разд. 6. 1). что оно приносит реальную пользу. Подлинным мотором могут быть только экономические мотивации субъектов, заинтересованных в получении реальной пользы от становления рынка недвижимости вообще и системы правового градорегулирования в частности. Однако у экономических мотиваций переходного периода «короткое дыхание», тогда как система правового градорегулирования — это, напротив, «дыхание длинное». Одно не согласуется с другим. Что представляют собой административные и экономические субъекты градостроительной деятельности переходного периода на его начальном и последующих этапах? Это: а) администрации; б) строительные фирмы; в) владельцы нежилой приносящей доход недвижимости; г) собственники квартир, а также лица, желающие купить квартиру. Экономические мотивации этих субъектов: а) ограничены коротким периодом времени[107]; б) определяются главным образом стремлением в возможно краткие сроки «получить свою дельту» или «долю города»[108]; в) базируются на непрозрачной антисистеме натуральных поборов[109]. Предшествующая практика неизбежно была укоренена в технологии градорегулирования, которая не была ориентирована на рыночные отношения и по инерции продолжала использоваться в условиях восстановления рынка недвижимости. Как приверженность к антисистемным действиям, так и отторжение системы правового градорегулирования были неизбежны. Логика развития событий на переходном этапе такова:
• Первоначальное утверждение индивидуально-выборочных решений по усмотрению заинтересованных и уполномоченных лиц, что было неизбежно[110] (см. [1], разд. 6. 1). Индивидуально-выборочные решения — это неопределенность, административные барьеры, повышенные риски, сопровождающие выполнение проектов. Риски — это потеря времени и дополнительные затраты. Логика экономики заставляет перекрывать дополнительные риски и связанные с ними дополнительные затраты дополнительными доходами, которые обеспечиваются одновременно и завышенной нормой прибыли, и завышенной ценой продаваемой строительной продукции. Завышенная норма прибыли не может выдерживаться бесконечно, наступает момент, когда она начинает снижаться. Возникает ситуация, когда уровень рисков продолжает оставаться высоким по причине сохранения высоких административных барьеров — утверждения антисистемы и отторжения системных действий, а прибыльность проектов достигает уровня, сопоставимого с прибыльностью проектов, реализуемых там, где степень рисков и административных барьеров существенно ниже. В силу экономических законов (согласно которым при прочих равных условиях — равной прибыльности проектов инвестиции будут направляться туда, где меньше рисков) с неизбежностью происходит «инвестиционная стагнация» там, где отторгалась и не создавалась правовая система градорегулирования. Очевидно, что высокие риски — это следствие высоких административных барьеров, которые, в свою очередь, являются следствием неразвитости системы градорегулирования. Таким образом, на начальном и последующих этапах переходного периода экономические мотивации и позиции «основных игроков» (администраций, строи- I ельных фирм), от которых в наибольшей степени зависит продвиже- н ие правовой системы градорегулирования, были скорее против этой системы, чем за нее. Специфика переходного периода состоит в том, что растянут во времени процесс возникновения правообладателей недвижимости, которые постепенно начинают осознавать свои права и интересы сначала как интересы защиты принадлежащей им недвижимости от возможного снижения ее стоимости в результате градостроительной 1еятельности других субъектов (например, от «уплотнительной застройки»), а затем — как более широкие интересы участия наряду с администрацией в деятельности по градорегулированию. Широкие слои субъектов, осознаюших свои права правообладателей недвижимости, еще не сформировались и не стали «мотором», подталкивающим деятельность местных администраций к созданию правовой системы градорегулирования. В этом состоит отличие ситуации переходного периода в России от ситуации, сложившейся в период активного введения градостроительного зонирования в развитых зарубежных странах с рыночной экономикой, когда именно правообладатели недвижимости стали «мотором» этого процесса, поскольку именно они были кровно заинтересованы в его результатах[111]. В справочных метериалах к теме 6 содержится таблица, отражающая логику обобщенной оценки позиций различных субъектов в отношении необходимости и степени срочности введения в России системы правового градорегулирования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Опишите систему градорегулирования переходного периода. Чем она отличается от системы правового градорегулирования? Как переходный период отразился на распределении земельных участков для строительства? В чем специфика переходного периода в части соотношения выполняемых в системе градорегулирования функций и необходимых для этого средств, распределяемых между государственной властью уровня регионов, с одной стороны, и органами местного самоуправления — с другой? Что представляют собой административные и экономические субъекты градостроительной деятельности переходного периода на начальном и последующих этапах? ЛИТЕРАТУРА Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости [1]. ТЕМА 6 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Градостроительное проектирование включает в себя действия по подготовке четырех видов документов: документов территориального планирования (схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений); планов реализации документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, включая градостроительные планы земельных участков в составе проектов межевания территории). 6. 1 ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Планирование — это моделирование будущего, формирование образа будущего. Стоит только спросить, как формируется образ будущего применительно к городу, и мы немедленно попадаем в область технологии градостроительного проектирования. Невозможно планировать развитие города, не обладая технологией и не исполь- *уя технологию градостроительного проектирования. Применительно к городу планирование — это всегда процесс планирования- проектирования. Адекватная технология градостроительного проектирования не может быть выдумана. Она предопределена закономерностями су- шествования объекта (формы-функции), в отношении которого осуществляется планирование-проектирование. Если же технология «живет сама по себе», то это знак происшедших в сознании технологов-проектировщиков деформаций, которые неизбежно будут деформировать и город1. ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ДВА ТИПА ОБЪЕКТОВ И ЯЧЕИСТО-СЕТЕВАЯ НЕРАВНОМЕРНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДА Технология градостроительного проектирования «вырастает» из закономерностей функционирования объектов, в отношении которых такое проектирование осуществляется. Земельный участок — это первичное образование, которое сочетает в себе «внутреннее» и «внешнее»[112]. «Внешнее» — это потребность во внешних связях - технических (дороги, инженерные ресурсы) и социальных (общение, воспитание, образование, рекреация). Потребность во внешних связях - это одновременно и заказ на обеспечение наличия, создание таких связей. Суммирование индивидуальных заказов со стороны правообладателей множества земельных участков — это совокупный заказ общества на функционирование и развитие технической и социальной инфраструктуры города. Возникает технологическая задача: как, опираясь на какую модель, каким расчетным способом определить величину и структуру совокупного заказа на техническую и социальную инфраструктуру, с одной стороны, и каким должен быть ответ на этот заказ в виде дифференцированных показателей мощности, вместимости, пропускной способности технической и социальной инфраструктуры города — с другой? Решение этой технологической задачи должно опираться на два принципа, отражающих особенности объекта — города, в отношении которого осуществляется планирование-проектирование: принцип разделения всей совокупности объектов на две группы — локализованные и принцип объединения всей совокупности объектов посредством модели ячеисто-сетевой неравномерной структуры города. Разделение всей совокупности объектов на две группы - локализованные и сетевые Неизбежность этого принципа объясняется следующим: 1. Есть объекты, которые «живут для себя», которые порождают потребности и транслируют их вовне, с тем чтобы получать извне в ответ на запрос ресурсы и услуги и потреблять их, пользоваться ими. )то жилые дома, производственные и иные объекты. Такие объекты можно назвать несетевыми локализованными объектами 2. Есть объекты, которые «живут для других», которые созданы и функционируют в ответ на запрошенные локализованными объекта- ми потребности, предоставляя им инженерно-технические ресурсы (воду, газ, электричество), возможность пользоваться услугами связи (дорожной, телефонной), рекреации. Эти объекты можно назвать сетевыми. Они разделяются на две подгруппы: а) линейно-сетевые объекты — дороги и улицы (улично-дорожная сеть), инженерные сети (водопроводные, канализационные, газовые, электрические); б) сетевые локализованные объекты. Это: объекты, генерирующие (производящие) и аккумулирующие (собирающие) ресурсы, продукты жизнедеятельности, распределяющие их по линейно-сетевым объектам для доставки потребителям либо для утилизации (уничтожения, переработки). Эти объекты вместе с линейно-сетевыми объектами образуют техническую инфраструктуру города; объекты, предназначенные для предоставления услуг социального характера: детские сады, школы, поликлиники, больницы, места рекреации. Совокупность таких объектов — это сеть объектов социальной инфраструктуры города. Объединение всей совокупности объектов посредством модели ячеисто-сетевой неравномерной структуры города Неизбежность этого принципа объясняется следующим: Сетевые объекты обслуживают не единичные локализованные объекты, а их совокупности. Само существование сетевых объектов обусловлено наличием совокупностей земельных участков несетевых локализованных объектов. Совокупности земельных участков «упакованы» в ячейках — цементах планировочной структуры разного пространственного масштаба, от меньшего к большему: квартал (совокупность земельных участков) — район (совокупность кварталов) — планировочный район (совокупность районов) — город (совокупность планировоч- иых районов). Иерархия и размерность ячеек подчиняются закономерностям центрированной структуры города, фундаментальная характеристика которой — неравномерность, упорядоченная особым образом[113]. Иерархия и размерность ячеек согласуются с иерархией и размерностью сетей (каналов инженерного обеспечения). Такая согласованность — это ячеисто-сетевая структура города. Иерархия и размерность сетей (каналов инженерного обеспечения) - это каркас по образу ветвящегося дерева, это модель дерева. Такая модель является операциональной методологической моделью выполнения расчетов — определения баланса «потребности- ресурсы»[114]. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ЧАСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЛАНСА «ПОТРЕБНОСТИ-РЕСУРСЫ» Рассмотрим логику ответа на поставленный выше вопрос как — как, опираясь на какую модель, каким расчетным способом определить величину и структуру совокупного заказа на техническую и социальную инфраструктуру, с одной стороны, и каким должен быть ответ на этот заказ в виде дифференцированных показателей мощности, вместимости, пропускной способности технической и социальной инфраструктуры города — с другой? Применительно к технической инфраструктуре ответ складывается из нескольких положений: 1. Заказ на техническое обеспечение (в виде обеспечения транспортных связей, поставки инженерных ресурсов - воды, газа, электричества и т. д. ) формируется как сумма заказов: заказ № 1 — заказ со стороны элемента планировочной структуры первого уровня (квартала) как сумма заказов со стороны совокупности земельных участков, расположенных в пределах квартала[115]; заказ № 2 — заказ со стороны элемента планировочной структуры второго уровня (района) как сумма заказов № 1 со стороны совокупности кварталов, расположенных в пределах района; заказ № 3 — заказ со стороны элемента планировочной структуры третьего уровня (планировочного района) как сумма заказов № 2 со стороны совокупности районов, расположенных в пределах планировочного района; • заказ № 4 — заказ со стороны города в целом как сумма заказов № 3 со стороны совокупности планировочных районов, расположенных в пределах города. Важно отметить, что заказ на техническое обеспечение формируют ячейки планировочной структуры различной величины — кварталы, микрорайоны, районы[116]. Ответ на заказ осуществляется посредством линейно-сетевых объектов технического обеспечения. Есть две разновидности таких объектов[117]: 1) сети как совокупности линейных объектов (улично- дорожная сеть, сети инженерного обеспечения — магистральные, разводящие); 2) локально расположенные объекты инженерного обеспечения, генерирующие, аккумулирующие инженерные ресурсы, которые перенаправляются по сетям потребителям. Сочетание первого положения со вторым показывает, что, с одной стороны, мы имеем ячейки, порождающие потребности, а с другой — сети, каналы, по которым доставляется то, что «запрошено» ячейкой-потребителем — образованием, породившим потребность. Ячейки-сети — это проявление фундаментальной характеристики города, его ячеисто-сетевой структуры. Нельзя не заметить сходства города с организмом[118]. Понимание того, из каких элементов состоит объект, позволяет перейти к вопросу о технологиях и принципах параметризации объекта. Специфика объекта такова, что его развитие имеет высокую степень неопределенности. Это предполагает построение модели, оценку и выбор вариантов. Первая фаза такой проектной технологии — определение порождаемых ячейками потребностей с учетом планируемого развития ячеек — элементов планировочной структуры города. Исходное положение, от которого следует отталкиваться, состоит в том, что потребности порождают ячейки планировочной структуры города. Значит, следует понять, как параметризуются ячейки, порождающие потребности. Условия параметризации ячеек определяют два основных фактора: соотнесенность каждой ячейки с другими ячейками. Такая соотнесенность — это структура города. Фундаментальные характеристики структуры города — его центричность и неравномерность1. Чем ближе к центру, субцентру, тем выше плотность связей, тем меньше размер ячеек. Положение и размер ячейки согласуются с ее функциональной специализацией — специфическими особенностями в сопоставлении с иными ячейками в масштабе города и его частей; целостность ячейки как относительно самостоятельного образования. Целостность в данном случае — это связь между «плотностью заполнения» ячейки (количество площадей, работающих, проживающих) и порождаемой ею потребностью в объектах социальной инфраструктуры (объектах дошкольного воспитания, школьного и специального образования, медицинского обслуживания, рекреации и т. д. ). Кроме того, целостность — это возможность или невозможность размещения порождаемых ячейкой потребностей в пределах самой ячейки или за ее пределами. Вопрос о локализации порождаемых ячейкой потребностей в ее пределах никогда не может быть решен положительно. В этом состоит еще одна фундаментальная характеристика города — его компенсаторность: порождаемые в локальных точках пространства потребности не могут быть полностью реализованы в этих точках. Места реализации потребностей неизбежно распространяются далеко за пределы локальных точек, порождающих потребности. Этот фактор еще с одной стороны выявляет важное методологическое положение, согласно которому параметризация части (в данном случае ячейки городского пространства) невозможна в принципе при отсутствии модели целого. Определенная с учетом указанных выше факторов «плотность шполнения» ячейки, совокупностей ячеек, всего города — это заказ на соответствующий объем ресурсов, услуг, которые должны предоставляться посредством функционирования линейно-сетевых объектов. Основные принципы параметризации технической инфраструктуры — системы линейно-сетевых объектов состоят в следующем: планируемые показатели мощности объектов, генерирующих, аккумулирующих инженерные ресурсы, должны соотноситься с показателями заказа — показателями плотности заполнения ячеек; показатели мощности объектов, генерирующих, аккумулирующих инженерные ресурсы, должны соотноситься с показателями пропускной способности линейных объектов — сетей инженерного обеспечения; показатели пропускной способности линейных объектов (сетей инженерного обеспечения) должны быть дифференцированы в соответствии с величинами заказов, порождаемых ячейками планировочной структуры; дифференцированная пропускная способность линейных объектов — это: а) соотнесенность со структурой города («модель дерева»); б) разная ширина коридоров связи — линейных объектов, классифицированных по типам в соответствии с «моделью дерева»; в) фиксация в документах градостроительного проектирования указанных коридоров связи, для обеспечения которых допускается резервирование, а также изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд1. градостроительного проектирования носит ярко выраженный творческий характер. Связь параметров потенциального заказа и параметров ответа на заказ может состояться только в случае, если заказ будет гарантирован. Такая гарантия является необходимым условием планирования- проектирования. Здесь возникает коллизия. С одной стороны, источником потенциального заказа являются частные лица - правообладатели земельных участков. Принудить их к предоставлению гарантий нельзя, можно только инициировать их максимальную экономическую деятельность[119]. С другой стороны, публичная власть, от имени которой осуществляется градостроительное проектирование, не может дать гарантии за частных лиц. Как обеспечить необходимые гарантии соответствия параметров потенциального заказа и параметров ответа на заказ? Ответ очевиден: посредством градостроительных регламентов, устанавливаемых правилами землепользования и застройки. Однако с этим в переходный период возникают проблемы[120]. Определение в процессе градостроительного проектирования соотношения параметров потенциального заказа и параметров ответа на заказ сталкивается с необходимостью решить еще один важный вопрос - о пределах возможностей и ответственности различных субъектов за развитие сетевых объектов технической и социальной инфраструктуры. Необходимость постановки этого вопроса делается очевидной, если принять во внимание следующие обстоятельства: в условиях рыночной экономики абсолютный приоритет по объемам строительства и реконструкции принадлежит частным лицам — застройщикам; преобладающий объем строительства и реконструкции приходится на единичные земельные участки, которые порождают потребность в объектах технической и социальной инфраструктуры; объекты технической и социальной инфраструктуры — это объекты сетевые, обслуживающие не отдельные земельные участки, но их совокупности — ячейки планировочной структуры города (кварталы, районы, планировочные районы); частные застройщики не в состоянии от начала до конца решить задачу развития сетевых объектов. Частично эта задача может решаться застройщиками-девелоперами, которые комплексно развивают, обустраивают соответствующие территории — кварталы, микрорайоны, районы. Но и у застройщиков-девелоперов есть предел возможностей, что не позволяет им справляться с решением комплексной задачи развития всей совокупности сетевых объектов. В этом и состоит проблема, решить которую можно путем участия публичной власти в развитии технической и социальной инфраструктуры, а также с помощью партнерства публичной власти и частных застройщиков-девелоперов1. В условиях рынка недвижимости сама возможность системного планирования-проектирования развития города возникает в том случае, если одновременно:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|