Планировка территории 13 страница
утверждать границы и ограничения использования земельных участков и территорий в пределах таких зон, но обязаны отражать указанные границы и ограничения: в генеральных планах поселений и городских округов путем отображения соответствующих границ и ограничений (с использованием для этого требований технических регламентов, а до их принятия — соответствующих нормативно-технических документов: СНиПов, СанПиНов и др. — или соответствующих проектов, утвержденных в установленном порядке), в том числе путем трансляции их из других документов территориального планирования уровня Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района, действующих на территориях поселений, городских округов; в правилах землепользования и застройки путем отображения соответствующих границ и ограничений из генеральных планов поселений и городских округов либо путем отображения границ и ограничений в правилах непосредственно — в случаях, когда правила подготавливаются применительно к части территории поселения, городского округа при отсутствии генерального плана согласно ч. 4 ст. 31 ГрК РФ. Таким образом, в общем случае ограничения использования земельных участков и иных объектов недвижимости, устанавливаемые посредством зон с особыми условиями использования территорий, в правилах землепользования и застройки непосредственно не определяются, а отображаются в таких правилах, транслируются из генеральных планов поселений, городских округов, из документов территориального планирования других уровней, иных документов. Следует особо выделить общий вопрос, относящийся ко всем разновидностям зон с особыми условиями использования территорий, и ответить на него. Вопрос звучит так: почему следует считать, что зонами с особыми условиями использования территорий устанавливается не весь правовой режим, а только его составная часть — ограничения использования расположенных в пределах таких зон территорий и земельных участков? Ответ обусловлен нормами двух федеральных законов. В п. 2 ст. 85 ЗК РФ содержится норма: «Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений». Из ч. 9 ст. 1 ГрК РФ следует, что градостроительный регламент состоит из трех частей: 1) виды разрешенного использования земельных участков, 2) предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, 3) ограничения использования земельных участков. Из сопоставления содержания п. 4 и 9 ст. 1 ГрК РФ следует, что ограничения использования земельных участков устанавливаются посредством зон с особыми условиями использования территорий.
По назначению и способам установления границ и ограничений следует выделить две разновидности зон с особыми условиями использования территорий[158]: зоны, в пределах которых границы и ограничения могут устанавливаться без подготовки или с подготовкой специальных проектов на основании технических регламентов. Это санитарно-защитные, водоохранные и иные зоны, установление которых связано с обеспечением безопасности; зоны, в пределах которых границы и ограничения могут устанавливаться только путем подготовки специальных проектов. Это зоны охраны объектов культурного наследия, установление которых не связано с обеспечением безопасности как она понимается Федеральным законом «О техническом регулировании».
Таким образом, посредством зон с особыми условиями использования территорий устанавливается не правовой режим как завершенная совокупность предписаний, а только его часть.
8. 6 РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА Поскольку особенности систем регулирования землепользования и застройки в разных странах интересны нам прежде всего с точки зрения возможности их применения в России, мы не будем подробно рассматривать многочисленные, разнообразные и подчас противоречивые детали этих систем, а сосредоточим свое внимание на: общих, универсальных принципах градостроительного зонирования, существующих во всех развитых странах, а также необходимости и возможности применения градостроительного зонирования в отечественной практике; основных типологических видах градостроительного зонирования и их обобщенных характеристиках; • множественности путей введения градостроительного зонирования и его типологических особенностях, модифицированных применительно к российским условиям[159].
ОБ ОБЩИХ, УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ, СУЩЕСТВУЮЩИХ ВО ВСЕХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ, НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Градостроительное зонирование существует в условиях рынка недвижимости, когда у объектов недвижимости могут меняться субъекты владения, т. е. в условиях оборота недвижимости. Это обстоятельство кардинальным образом отличает систему градостроительного зонирования от системы градостроительства социалистического толка, когда субъект собственности оставался неизменным, был представлен унифицированным государством и не менялся в отношении объектов недвижимости. В условиях рынка недвижимости возникает объективная необходимость установить права на использование и строительное изменение объектов недвижимости таким образом, чтобы эти права могли существовать независимо от намерений конкретных владельцев и сохранять свою силу при смене владельцев. В этом состоит фундаментальный принцип, присущий всем национальным системам градостроительного зонирования. Различия же состоят в том, как эти права устанавливаются, вводятся и применяются.
Что касается возможности применения градостроительного зонирования в отечественной практике, то здесь следует подчеркнуть два обстоятельства — исторического и технического свойства. В историческом плане отметим, что в досоциалистический период в России существовал рынок недвижимости и принципы градостроительного зонирования уже использовались в практике градорегулирования, но не получили дальнейшего развития по причине смены экономического строя[160]. В техническом же плане можно сказать, что принципы зонирования (в прагматических терминах функционального и строительного зонирования) практиковались и в социалистический период отечественной истории. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что градостроительное зонирование является полностью чуждым для отечественной практики инструментом регулирования градостроительной деятельности. ОБ ОСНОВНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ВИДАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ИХ ОБОБЩЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ Два главных критерия сопоставления национальных систем градостроительного зонирования: степень свободы административных органов в трактовке содержания прав, установленных нормативными правовыми актами градостроительного зонирования, и «технология» установления прав использования и изменения недвижимости — позволяют выявить основные отличия этих систем, не сосредоточиваясь на деталях частного характера. Проводя сопоставление по первому критерию, легко обнаружить, что в трактовке чиновниками содержания прав Россия сегодня весьма далека от развитых стран. Чиновникам предоставлена максимально возможная свобода. Первоисточник этой сомнительной свободы — отсутствие соответствующих нормативных правовых актов, где права использования недвижимости были бы сформулированы юридически корректным образом[161]. Второй главный критерий сопоставления национальных систем градостроительного зонирования — «технология» установления прав использования и изменения недвижимости. Применительно к этому критерию достаточно определенно, но с некоторыми допущениями можно говорить о двух системах градостроительного зонирования — североамериканской и западноевропейской.
Североамериканский тип зонирования отличается следующим: Органы местного самоуправления характеризуются высокой степенью самостоятельности в проведении и реализации градостроительного зонирования при недостаточной координации интересов и планов сопряженных муниципалитетов в части регионального развития. При планировании развития муниципалитетов акцент делается на декларировании проведения определенной политики по различным направлениям в форме стратегических планов социально-экономического развития. Пространственные аспекты развития в форме генеральных планов имеют большей частью рекомендательное значение (за исключением некоторых штатов, где генпланам придается характер обязательных документов, которые используются как основа для разработки местных нормативных правовых актов градостроительного зонирования). Градостроительное зонирование муниципалитетов чаще всего проводится в один этап — на всю территорию и по всем компонентам: виды разрешенного использования недвижимости, предельные параметры разрешенного строительного изменения недвижимости и предельные размеры земельных участков применительно ко всем выделенным территориальным зонам. Планировочные проекты чаще всего разрабатываются в форме проектов подразделения свободных территорий на земельные участки для последующей застройки, они основываются на стандартах градостроительного зонирования и подразделения- межевания территории. В этих проектах могут предлагаться поправки к регламентам градостроительного зонирования, которые должны пройти установленные процедуры согласования и утверждения. Западноевропейской системы градостроительного зонирования в чистом виде, естественно, не существует — имеются национальные системы, которые отличаются друг от друга. Обобщающий термин используется для того, чтобы показать общие для западноевропейских стран (прежде всего Германии и Франции) характеристики, отличные от характеристик системы, практикуемой, например, в США. Особенности западноевропейского типа зонирования состоят в следующем: Органы местного самоуправления характеризуются высокой степенью самостоятельности в проведении и реализации градостроительного зонирования при координации интересов сопряженных муниципалитетов и органов власти вышестоящих уровней посредством планов регионального развития.
На уровне муниципалитетов действует двухстадийная система планировки. На первой стадии разрабатываются общие пространственные схемы-планы рекомендательного характера: директивные схемы (Франция) или планы использования территории (Германия), на второй стадии — местные юридические акты градостроительного зонирования: планы землепользования (Франция) или планы застройки (Германия). Градостроительное зонирование муниципалитетов представлено совокупностью документов (планов землепользования, планов застройки), каждый из которых перекрывает только часть городской территории или административный район. Права по видам разрешенного использования и предельным параметрам строительного изменения недвижимости устанавливаются с высокой степенью детализации и конкретности. О МНОЖЕСТВЕННОСТИ ПУТЕЙ ВВЕДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ И ЕГО ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ, МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городских округов, а также поселений обладают следующими полномочиями в области решения задач их градостроительного развития: «... утверждение генеральных планов... правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов... документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования... ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности... резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков... для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель... » (п. 26 ч. 1 ст. 16; применительно к поселениям в п. 20 ч. 1 ст. 14 указаны аналогичные полномочия, за единственным исключением в части информационных систем обеспечения градостроительной деятельности). Поэтому данные органы и будут определять особенности систем градостроительного зонирования, вводимых на их территории. Можно было ожидать, что возникнут самые разнообразные вариации этих систем, особенно на первых этапах их введения, и этот процесс «диверсификации» градостроительного зонирования мы уже наблюдаем. В данной ситуации крайне важно обратить внимание на то, что Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству распространена в текстовой и электронной формах модель правил землепользования и застройки. На основе этой модели муниципалитеты могут разрабатывать свои местные нормативные правовые акты, которые тем не менее будут находиться в русле общераспространенных рациональных схем, базовые принципы которых определены ГрК РФ. Такая схема применительно к условиям России с учетом зарубежной практики, а также опыта работ по градостроительному зонированию может, например, выглядеть следующим образом: С учетом документов территориального планирования разрабатывается и утверждается концепция градостроительного зонирования городского округа, поселения (или отдельного города) как основание для разработки правил землепользования и застройки. Разрабатываются и утверждаются правила землепользования и застройки, которые наряду с базовыми юридическими нормами включают в себя карту градостроительного зонирования на всю территорию города со списками видов разрешенного использования недвижимости применительно ко всем установленным территориальным зонам. По отдельным территориальным зонам устанавливаются и предельные параметры разрешенного строительного изменения недвижимости, а также предельные размеры земельных участков. После введения в действие правил землепользования и застройки начинается их применение и может продолжаться работа по дополнению их содержания в части некоторых видов предельных параметров разрешенного строительного изменения недвижимости в отдельных территориальных зонах. При необходимости конкретизируются виды разрешенного использования недвижимости. Эта деятельность ведется в форме аналитических проработок и/или в форме планировочных проектов. По результатам таких проработок вносятся дополнения в правила землепользования и застройки по установленным процедурам. Эта схема отличается от типологических схем, практикуемых в других странах, и в то же время она сочетает в себе некоторые особенности североамериканской и западноевропейской систем градостроительного зонирования. Элементы североамериканской системы нашли отражение в части зонирования всей территории города по видам разрешенного использования недвижимости[162]. Элементы западноевропейской системы нашли отражение в той части предложенной схемы, которая касается возможности введения в действующие правила землепользования и застройки предельных параметров разрешенного строительного изменения недвижимости, установленных в том числе посредством использования предложений планировочных проектов, разрабатываемых применительно к отдельным территориальным зонам и частям городской территории, где такие параметры еще отсутствуют. Другими словами, то, что закреплено ГрК РФ, не является в чистом виде ни североамериканской, ни западноевропейской моделью — это модель, которая учитывает отечественную специфику и может развиваться в зависимости от конкретных условий, сложившихся на тех или иных территориях. 8. 7 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ Гражданский кодекс РФ регламентирует указанные действия по следующим основным позициям: 1) документы - основания для подготовки проекта правил землепользования и застройки; 2) субъекты подготовки проекта; 3) проверка подготовленного проекта, публичные слушания по обсуждению проекта, утверждение правил землепользования и застройки. О ДОКУМЕНТАХ - ОСНОВАНИЯХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ При подготовке проекта правил землепользования и застройки должны учитываться: во-первых, документы территориального планирования, и прежде всего генеральные планы поселений, городских округов (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ)[163]. Следует принять во внимание норму ч. 4 ст. 31 ГрК РФ, согласно которой «применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа». Наличие данной нормы не означает, что такого рода проект будет осуществляться при отсутствии всяких оснований и обоснований. Основаниями во всех случаях являются требования о соблюдении технических регламентов, об учете других документов территориального планирования (помимо отсутствующего в данном случае генерального плана), сложившегося землепользования; во-вторых, схема существующего землепользования (см. справочные материалы к теме 9 (9. 1. )). Этот документ прямо не указан в ГрК РФ, но необходимость его учета при подготовке проекта правил землепользования и застройки определяется косвенно, по совокупности норм ГрК РФ. Например, в ч. 1 ст. 30 ГрК РФ сказано: «Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: <... > 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства». Очевидно, что такие права и законные интересы не могут быть обеспечены без того, чтобы предложения проекта правил не опирались на факты существующего, сложившегося на данный момент положения. Кроме того, необходимо учитывать, что правила не могут быть приняты «через голову» правообладателей объектов недвижимости и вопреки их законным интересам. Правообладатели имеют право отстаивать свои законные интересы, участвуя в публичных слушаниях по обсуждению проекта правил, а также имеют право оспорить в суде решение об утверждении правил землепользования и застройки (ч. 4 ст. 32 ГрК РФ); В-третьих, документация по планировке территории, поскольку ее решениями могут закрепляться ранее принятые решения документов территориального планирования относительно границ зон планируемого размещения объектов, включая линейные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. О СУБЪЕКТАХ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ Этот вопрос следует обсудить применительно к этапу принятия решения о подготовке проекта и непосредственно к самой подготовке проекта документа. Принятие решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки регламентируется ч. 5—8 ст. 31 ГрК РФ. Решение принимается главой местной администрации. В решении определяются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. В задачи комиссии входят: а) обеспечение подготовки проекта документа; б) проведение публичных слушаний по обсуждению подготовленного документа и представление после внесения необходимых изменений проекта правил главе местной администрации; в) обеспечение применения правил после их утверждения. Решение подлежит опубликованию (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ). Применительно к самой подготовке проекта документа следует обсудить два вопроса — кто и как подготавливает проект правил землепользования и застройки. Итак, кто? Поскольку мы имеем дело с нормативным правовым актом органов местного самоуправления, есть три возможных способа действий: 1) самостоятельные действия администрации и комиссии по подготовке проекта нормативного правового акта; 2) привлечение на договорной основе физических, юридических лиц для подготовки проекта нормативного правового акта в полном составе входящих в него материалов; 3) сочетание первого и второго способов действий, когда, например, привлекаемые на договорной основе лица обеспечивают подготовку карты градостроительного зонирования и описание градостроительных регламентов применительно к различным территориальным зонам, а сотрудники администрации, члены комиссии подготавливают проект текста документа в части описания процедур осуществления землепользования и застройки[164]. Как может подготавливаться проект правил землепользования и застройки? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости определения последовательности действий по введению градостроительного зонирования, которого раньше не было, до сих пор еще нет в подавляющем большинстве городов и которое по прошествии некоторого времени должно быть введено повсеместно. Рассмотрим два варианта ответа: поставить перед собой задачу путем принятия содержащих все необходимое и достаточное правил землепользования и застройки получить сразу все то, что должно быть и чего сейчас нет, т. е. действовать по принципу «все сразу или ничего»; организовать и целенаправленно осуществлять последовательное введение градостроительного зонирования, имея в виду принятие правил землепользования и застройки, в которых первоначально могут отсутствовать некоторые компоненты (например, отдельные виды предельных параметров разрешенного строительства применительно к некоторым территориальным зонам), но в которые в последующем будут вноситься необходимые дополнения. Первый подход ориентирован на решение ложно поставленных задач, поэтому практически нереализуем и, следовательно, деструктивен. В самом деле, иметь все без исключения компоненты регулирования, подготовленные «сразу и впрок», т. е. до начала самого процесса такого регулирования, и теоретически, и практически невозможно[165]. Система регулирования, о которой мы ведем речь, эффективно заработает только в том случае, если она будет воспринята и встроена в систему повседневных, рутинных действий и администрации, и профессионалов, и простых граждан. Это может произойти в результате ее последовательного, поэтапного проникновения в каждодневную практику применения. Другими словами, нужно координировать два параллельных процесса: вводить компоненты новой системы и последовательно осваивать их на практике. По сути дела, мы таким образом обосновали второй вариант ответа на вопрос о том, как может подготавливаться проект правил землепользования и застройки: путем последовательного введения градостроительного зонирования и принятия правил землепользования и застройки, в которых первоначально могут отсутствовать некоторые компоненты, но в которые затем будут вноситься необходимые дополнения[166]. О ПРОВЕРКЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО ПРОЕКТА, ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЯХ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ Перед обсуждением и утверждением подготовленного проекта правил землепользования и застройки последний в обязательном порядке должен пройти проверку органа местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ). ГрК РФ не определяет, как именно орган местного самоуправления должен осуществлять свое полномочие по проверке проекта правил. Он может действовать самостоятельно, например через уполномоченный орган в области градостроительной деятельности (орган архитектуры и градостроительства), или обращаться к специалистам-экспертам на предмет подготовки и представления заключений о соответствии проекта правил требованиям законодательства, или использовать иные способы проверки. Что касается проведения публичных слушаний, то, в отличие от ГрК РФ от 07. 05. 98, который не регламентировал этот процесс, ГрК РФ от 29. 12. 04 вводит достаточное описание данного института (ч. 11—15 ст. 32) как основания для подготовки соответствующих муниципальных нормативных актов по вопросам публичных слушаний в области градорегулирования. Утверждает правила землепользования и застройки представительный орган местного самоуправления. Изложенные выше нормы ГрК РФ и приведенные аргументы убедительно свидетельствуют о том, что суждение «градостроительные регламенты устанавливаются органами местного самоуправления без необходимых проработок и обоснований» не соответствует реальному положению дел.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Почему в условиях рынка недвижимости не может не быть градостроительного зонирования, определяемого правилами землепользования и застройки? Как развивался институт градостроительного зонирования в российском законодательстве? Что такое градостроительное зонирование? Назовите его критерии-признаки. Что такое градостроительный регламент? Опишите его состав. Приведите примеры неадекватного понимания правового режима объектов недвижимости и градостроительных регламентов как инструмента установления правового режима. Как устанавливать градостроительные регламенты — по принципу «разрешено все то, что не запрещено» или по принципу «разрешено го, что разрешено»? Чем отличается российская модель градостроительного зонирования от зарубежных моделей? Как осуществляется подготовка правил землепользования и застройки? Какие документы используются при подготовке правил землепользования и застройки?
ЛИТЕРАТУРА Градорегулирование. Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости [1]. Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях [6]. Правовое зонирование. Опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России [7]. Трутнев Э. К., Бандорин JJ. E. Градостроительный кодекс Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности [9]. тема 9 ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|