Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические подходы к изучению идентификаций




 

Можно было бы попытаться построить некую универсаль­ную концепцию механизма социальной идентификации и фор­мирования солидарностей. Однако такой путь вряд ли оправдан. Обилие теорий социальной идентификации объясняется, в част­ности, тем, что мы имеем дело с междисциплинарной пробле­мой. Водораздел между социологическим и психологическим ее рассмотрением, помимо всего прочего, определяется «углом зрения»: со стороны общества или со стороны индивида.

Социологический срез проблемы связан с изучением соци­ально-культурных детерминант формирования групповых соли­дарностей. Начиная с Э. Дюркгейма, в центре внимания здесь механизмы установления связи индивида с общностью под воз­действием надындивидуальных социально-культурных требова­ний. <...>

Несмотря на различия в социологических подходах к пробле­ме, можно считать установленным, что общество задает инди­виду социально-культурные рамки солидаризации; потребность включения в социальные связи является коренным свойством человеческой личности, которая вынуждена пассивно или ак­тивно самоопределяться в системе многообразных групп и общ­ностей; степень активности субъекта зависит и от социально-культурных норм общества (представлений о свободе, терпимости к индивидуальным позициям и взглядам), и от индивидных особенностей.

В психологическом отношении исключительно важен вопрос взаимодействии процессов идентификации с базисными потребностями личности. Речь идет о самосохранении, самоутверждении, самовыражении, потребности в защите со стороны окружающих. Наконец, существует коренная потребность включения личности в социум, а также дистанцирования от нег Человеку необходимо ощущать себя частью общества, референтной группы или авторитетной общности.

Проблема самоидентичности личности наиболее отчетливо была сформулирована 3. Фрейдом в концепции «Эго». Иденти­фикация с группой или общностью в психоаналитической тра­диции соотносится с потребностью в любви, защите со стороны сильного авторитета. Группа исполняет функцию «отца» и од­новременно авторитаризирует социально-нормативную систе­му «суперэго». «Ид» не может рационально реагировать на вне­шний мир, тем более — на происходящие в нем радикальные изменения. Отсюда — нарастание агрессивности или уход в себя. Д. Рисмен [1950] развивал эту идею в концепции «одино­кой толпы»; Г. Маркузе [1955] подчеркивал, что лишенный ав­торитетного нормативного «суперэго» и включенный во мно­жество организаций индивид поглощается ими, теряет себя. Р. Лифтон [1971] доводит противопоставление личности и со­циальной идентификации до логического конца: на месте того, что было личностью, по его мнению, образовался «протеиновый человек». Если применить психоаналитический подход к дина­мичному современному обществу, то личность придется рас­сматривать либо как невротика, либо как амебовидное образо­вание, приспосабливающееся к среде, не имеющее станового хребта и не идентифицирующее себя достаточно определенно ни с одной из организаций или групп.

Другой аспект психологического видения нашей пробле­мы — механизмы социальной идентификации. Как и какими средствами индивид осуществляет потребность в идентифика­ции? Вряд ли можно сомневаться в том, что таким механизмом является общение, межличностное и межгрупповое взаимодейие. Человек включен во множество опосредованных взаимосвязей. Его идентификации с общностями шире, чем круг ближайшего общения. Поэтому интеракционистская теория Г. Мида недостаточно полно объясняет механизмы идентификации. Более широкие возможности заложены в когнитивной психоло­гии.

Эксперименты с группами, описанные X. Тажфелем [1982],

показывают существенное влияние концептуализации, осмыс­ления и упрощения социальных взаимосвязей в понятных инди­виду категориях. Психологический подход смыкается здесь с социолого-феноменологическим. Когда прежние стереотипы и представления о «родных» общностях рушатся, то как формиру­ются новые? В основном под воздействием средств массовой информации. Межличностное общение становится в данном случае не более чем медиатором образов солидарностей. Эти образы формируются и передаются средствами массовой ком­муникации.

Когнитивистская парадигма в современной психологии (осо­бенно в той версии, которая получила название «атрибутив­ной») акцентирует внимание на потребности человека в объяс­нении собственного поведения. «Почему я испытываю влечение быть частью этой, а не иной общности и что из этого может сле­довать?» — каждый разумный человек задается таким вопросом. Ответ подсказывается не только собственным опытом, но и категоризациями социальных взаимосвязей. Например, бывший со­ветский коммунист восклицает «Христос воскресе!» сначала сму­щенно, а потом объясняет себе, что это действие правильное, поскольку означает его солидарность с великим народом, и сла­вословит Христа уже вполне уверенно. Такая атрибуция (при­сваивание смысла минувшему поступку) может закрепиться как устойчивый компонент социальной идентификации. Теория А. Н. Леонтьева [1971] позволяет истолковывать смыслы, кото­рые индивид придает значимым для него объектам, в терминах деятельности. Широта и разнообразие деятельности определя­ют смысловую «наполненность», богатство значений той или иной идентичности для данного человека, побуждает переос­мысливать прошлый опыт.

В бихевиористской парадигме групповая идентичность рассматривается в поведенческом контексте. М. Шериф [1961]экспериментировал с группами бойскаутов и нашел, что их иден тификации прямо связаны с поставленной инструктором за чей (распределиться на две команды). Так и во взрослой своей жизни мы нередко вынуждены присоединяться к той или иной «команде», чтобы сохранить самоуважение в межгрупповом взаимодействии, не говоря уже о конфликте.

Исключительно важен вопрос о разграничении механизмов самоидентификации и идентификации собственно социальной или групповой. Обычно этот вопрос соотносится с процессом социализации, ролевого «научения» или интернализации роле­вых функций. Другая сторона той же проблемы — структуриро­вание, упорядочение социальных идентификаций. Ролевые ме­ханизмы предполагают давление со стороны социального окру­жения, восприятие роли другими. Социальная идентификация конечно, включает этот механизм, но в той его фазе, когда соци­альная роль уже освоена как часть собственного «Я».

Структурирование социальных идентичностей в некоторую иерархию — особая проблема. С точки зрения «имплицитной, теории личности» Г. Келли [ 1955] — это самоконструкции «Я» в социальном пространстве: одни группы или общности домини­руют, являются «кросситуативными», другие — периферийны­ми. Конструкции групповых солидарностей обладают большей или меньшей степенью жесткости. Главные вопросы социаль­ной идентификации: как именно социальная идентичность де­терминирует поведение людей? Какие следствия вытекают из той или иной конфигурации социально-групповых солидарно­стей? Какие солидарные групповые действия следует ожидать? Диспозиционная концепция регуляции социального поведе­ния личности [В. А. Ядов, 1979] подсказывает следующие гипо­тезы: идентификация с ближайшим окружением активизирует ситуативные установки и определяет поведение человека в ус­ловиях взаимодействия между «контактными группами»; иден­тификация на уровне обобщенных социальных установок акти­визирует кросситуативные факторы, а также установки, отно­сящиеся к типичным социальным ситуациям и типизированным позитивно-негативным объектам — именно здесь можно наблю­дать феномен корпоративно-солидарного поведения (например, участие в забастовке); идентификация с общностями на уровне высших диспозиций личности, т. е. системы ценностей, идеа­лов, смысла жизни, предполагает определенную стратегию по­ведения. Речь идет о включении в массовые социальные движе­ния, когда происходит размежевание по коренным проблемам социального класса, народа, нации, страны.

Социальное поведение личности объясняется, таким образом, уровнем активированных диспозиций, иными словами — переживанием, осмыслением своей принадлежности к данной общности в ситуации, предполагающим выбор социального дей­ствия.

Анализ социально-психологических подходов к проблеме по­зволяет сделать следующие выводы. Социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореализа­ции, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» — ре­ферентных групп и общностей. Идентификация с группами, об­щностями — результат не только межличностного, межгруппо­вого взаимодействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений меж­ду группами и общностями в доступных человеку понятиях: Идентифицируя себя с определенными группами и общностя­ми, человек испытывает потребность «атрибутировать» себя, т. е. объяснить причины и следствия своей групповой солидар­ности, ответить на вопросы «почему это моя группа?» и «что из этого вытекает?».

Состояние групповой (социальной) идентичности в разной степени осознаваемо. Оно может быть и неосознанным, когда когнитивные и эмотивные структуры диспозиций противоречат друг другу, и далеко не всегда реализуется в солидарном груп­повом действии. Последнее зависит от интенсивности, глубины личностной идентификации, ее места в иерархии «идеальных» идентификаций (достаточно устойчивых и осознанных) и соот­несения с периферийными общностями, от конкретной ситуа­ции принятия решения (например, в случае множественных идентичностей равной интенсивности волевое решение как бы парализуется), от группового давления и т. д. <...>

Складываются две модели адаптации в кризисных условиях Первый присущ идентификации с ближайшим окружением профессионально-производственными общностями, с людьми разделяющими те же верования и взгляды на жизнь при уме­ренной (или отсутствующей) политико-идеологической анга­жированности. Вторая модель адаптации — активная. Она ха­рактерна для тех, кто включен в политико-идеологическую или предпринимательскую деятельность. Последняя отличается политической индифферентностью, упованием на везение, кон­формностью с ориентацией на достигших материального благо­получия. Что касается идентификации по национальной принад­лежности, то ее смысловая нагруженность смещается от кон­текста повседневности к «абстрактным? солидарностям.

Выводы

 

Человек испытывает глубокую потребность быть причаст­ным к сообществам себе подобных. Кризисные условия обостря­ют стремление к групповой защите, солидарности, поиску ста­бильности, поддержанию самоуважения. Мы живем в несколь­ких социальных пространствах, более или менее близких к повседневной жизни. Идентификации с ближайшим окружени­ем в семье, с друзьями, с коллегами выдвигаются сегодня на пер­вый план — доминирующую роль играют контактные группы.

За пределами этого сравнительно узкого круга повседневно­сти социальное пространство формируется на основе стереоти­пов и образов, а также контрастных установок и неустойчивой категоризации. С их помощью человек пытается упростить схе­мы взаимосвязей в неустойчивом социальном мире. Необходи­мую для этого эмоционально насыщенную информацию он по­лучает опять-таки из среды повседневного общения и по кана­лам массовой коммуникации.

Чем определяется тип идентичности? Прежде всего необхо­димо указать на нарастание имущественной дифференциации, размежевания по образу мыслей, жизненным убеждениям, сопряженных с ощущением близости к своему поколению. Глав­ный вопрос заключается в том, удерживаются ли привычные, устоявшиеся социальные идентификации советского человека или формируются новые. Последнее предполагает более высо­кий уровень адаптивности к меняющимся условиям, в том чис­ле способность к рационально-контекстуальной перестройке социальных идентификаций. Адаптивные возможности более молодых, образованных людей, живущих в больших городах, выше, чем у людей в возрасте, с более узким кругозором и про­живающих в малом поселке.

Естественно, что наборы социальных идентификаций разли­чаются по социально-статусному критерию. Оказалось, что ква­лифицированные работники испытывают обостренное чувство маргинальное™ с малоквалифицированными, люди старшего поколения более склонны удерживать привычные социальные идентичности своего прошлого, а молодежь вообще не имеет представлений о солидарностях с большими общностями. При­надлежащие к группам национальных меньшинств в инонацио­нальном окружении более отчетливо осознают свою собствен­но национальную идентичность. Корпоративная солидарность резко возрастает в условиях социального конфликта, например забастовки. То же самое наблюдается в межрегиональных кон­фликтах.

Факторный анализ ответов на вопрос о близости к тем или иным группам в связи с восходящей и нисходящей социальной мобильностью, проведенный М. Ф. Чернышом, показал: среди тех, кто шагнул вверх по социальной лестнице, социальная идентичность выражена ярче и потребность в ней сильнее, чем в нисходящих группах. «Особенностью восходящей группы яв­ляется активный поиск идентичности в рамках "средних соци­альных групп", поколения, профессиональной общности и т. д. Жизненный неуспех, — пишет М. Ф. Черныш, — толкает чело­века на приватизацию собственной жизни, уединение в кругу близких и родственников, отчасти — в среде коллег» [1993]. Обеим группам (восходящей и нисходящей социальной мобиль­ности) свойственна тенденция идентификации с теми, кто при­держивается ценностей советского прошлого (объяснительная «сила» второго фактора 10 %, первого — 40 %). В «нисходя­щей» группе указанная тенденция более амбивалентна, чем в «восходящей», где отмечается большая склонность к самоопре­делению в относительно новых общностях, например россий­ская или национальная идентичность.

Ю. Л. Качанов и Н. А. Шматко использовали для изучения социальной позиции технику семантического дифференциала. В качестве эталона для сравнений фигурировало понятие «Я сам» и далее рассматривалась близость само идентификации с различными «персонажами»: например, «лидер», «исполни­тель», олицетворяющий успех, неудачник, независимый чело­век и другие. Авторы установили, что для интеллигенции харак­терна диффузная идентичность, тогда как предпринимателей отличает высокая самооценка, позитивная самоидентификация [1993].

С мая 1992 по март 1993 г. (отчасти и по июнь 1993 г.) ос­лаблялись идентификации решительно со всеми группами и общностями. Либо мы наблюдаем перестройку прежних и фор­мирование новых идентичностей, либо усилились самодоста­точность, интернальность личности. Возможно, имеет место и то и другое. С одной стороны, определенно фиксируется боль­шая представительность тех, кто склонен опираться на соб­ственные силы, с другой — происходят заметные «подвижки» в солидарности с крупными общностями.

Индивидуальные стратегии социальных идентификаций су­щественно различаются. Повседневные межличностные и меж­групповые взаимодействия обособлены от «возвышенных» идентификаций с крупными социальными общностями. «Праг­матики» более дифференцированы: одни адаптируются к соци­ально-экономическим условиям кризисного общества путем со­лидаризации с близким окружением (помимо семьи и друзей, это люди того же рода занятий, сверстники, работающие на од­ном предприятии и проживающие в данном месте), другие же ориентируются на преуспевающих и деятельных людей, поли­тикой не интересующихся, но добивающихся материального успеха и умеющих воспользоваться счастливым случаем, спо­собных повернуть свою судьбу, но не слишком отличающихся от других в своей новой социальной страте. Люди этого типа сочетают личную предприимчивость с конформностью по отно­шению к группам, которые, можно предполагать, устанавлива­ют достаточно жесткий нормативный контроль. Склонные к иде­ологизированным клише совмещают солидарность со всеми людьми на планете, новую гражданскую солидарность в Содру­жестве Независимых Государств с российской идентичностью. Теоретическое объяснение полученных данных должно ос­новываться на плюралистическом подходе.

Психоаналитическая парадигма подтверждается общим фак­тором стремления к какой бы то ни было идентификации, т. е. к защите «Эго». Интеракционистская теория оправдывает себя в том, что идентификации с ближайшим окружением доминируют над другими. Бихевиористская концепция объясняет различия жизненных стратегий индивидов, находящихся в разных услови­ях (например, в ситуации межгруппового, межнационального конфликта), а когнитивисты, как и феноменологи, убедительно интерпретируют способы категоризации социальных идентично­стей на уровне опосредованных межличностых взаимосвязей.

Те же выводы справедливы и в отношении социологических подходов. Теория аномии обрисовывает состояние социальной дезинтеграции и утраты привычных солидарностей в трансфор­мирующемся обществе. Марксистская теория доминирования социально-экономических отношений над культурно-полити­ческими находит свое подтверждение в усилении воздействия факторов имущественной дифференциации по сравнению с идейно-политическими. Феноменологический подход уместен в истолковании поляризации тенденций к прагматическим и сим­волическим идентификациям.

Диспозиционная теория может быть полезной для прогно-зирования поведения личности в группах и сообществах. Иден­тификация с группой (общностью) существенно влияет на кол­лективное поведение; можно предположить, что социальные конфликты в российском обществе сосредоточатся в зоне «кор­поративных» солидарностей. Вряд ли конфликты проявятся в области политико-идеологических общенациональных вопро­сов.

А. А. Бодалев

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ [66]

 

Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о том, как понимать личность человека и в чем же заключаются главные детерминанты, которые определяют ее формирование и развитие.

Начнем поиск ответа на названные весьма трудные вопросы с напоминания совершенно очевидных для многих положений. Так, можно предположить, что ни у кого не возникнет возра­жение против утверждения, что все в мире друг с другом связа­но. И каждый отдельный человек с момента своего появления на свет и дальше, в течение всей своей жизни, тоже оказывается связанным многими зависимостями с той действительностью, ко­торая его окружает. Но у человека большинство его связей с природной и социальной средой, в которую он всегда включен, отличается совершенно особенной, качественно своеобразной добавкой: он в своей психике отражает предмет, другого чело­века, общность, событие, процесс, с которыми он взаимодей­ствует или в которых он участвует, дает на каждого из них (в каждом случае свой) эмоциональный отклик и отвечает столь же определенной поведенческой реакцией.

Они, эти предметы, вещи, конкретные люди или их объеди­нения, события, которые происходят в обществе, процессы, ко­торые развертываются в природе, по-разному сопрягаются с имеющимися у него потребностями. Одни из них «срабатыва­ют» на их удовлетворение и развитие, другие, наоборот, играют роль препятствия к их удовлетворению, третьи — эти потреб­ности только усиливают, четвертые на них никак не влияют.

И это несовпадающее значение различных элементов дей­ствительности, в которую всегда включен человек для удовлет­ворения его потребностей, обязательно сказывается на том, как он каждый из элементов в своем сознании запечатлевает, ка­ким переживанием на каждый из них откликается и какое пове­дение при этом демонстрирует.

Все это, вместе взятое, означает, что у человека формирует­ся и проявляется определенное и часто очень конкретное отно­шение к каждому данному предмету или к их группе, к каждому данному человеку или к общности людей, к каждому данному событию или классу событий и т. д. И, таким образом, опираясь на сказанное, мы имеем право заключить, что в каждом челове­ке на основе его собственной повседневной практики взаимо­действия с миром вещей и с миром людей формируется очень богатая и многообразная система отношений к ним. Но, как из­вестно, человек живет в обществе, а жить в обществе и быть свободным от общества никому не дано.

А это означает, что выработавшаяся в обществе, к которому принадлежит человек, и официально закрепленная в законах или нашедшая отражение в нравственных требованиях или вос­производящаяся в традициях система отношений ко всему тому, что составляет природную и социальную среду, с самого рожде­ния человека постоянно и сильнейшим образом на него воздей­ствует и очень направленно корректирует формирующуюся в его личном опыте «картину мира» и составляющие ее элемен­ты, характер эмоциональных откликов на них, а также способы поведения, которым он должен следовать в той или иной ситуа­ции.

И, стало быть, индивидуальные субъективные отношения каждого человека к таким, например, «элементам» действитель­ности, как планета Земля, человечество, как Отечество, как от­дельный человек, как семья, как труд, как материальные и ду­ховные ценности, создаваемые в процессе этого труда, или, на­пример, как он сам, оказываются всегда опосредствованными отношениями к ним, сложившимися в том обществе, к членам которого он себя причисляет и мнением которого о себе он до­рожит.

Вот эти-то отношения человека к разным сторонам действи­тельности, с которой ему приходится изо дня в день по разным причинам и в разных социальных ролях взаимодействовать, по­стоянно несущие, как было показано выше, печать не только его

опыта, но и общества, в котором проходит его жизнь, и состав­ляют сущность его личности.

А как же тогда быть с возражениями оппонентов по поводу именно такой трактовки личности, которые были упомянуты в начале главы? Что касается природной предрасположенности к развитию у человека в течение его жизни весьма определенных черт личности, то это утверждение заслуживает внимания лишь в том смысле, что особенности общего, специального и парци­ального типов высшей нервной деятельности, которые обнару­живаются у человека, действительно влияют на интенсивность эмоциональной окрашиваемости формирующихся у него отно­шений, на динамические характеристики их проявления, одна­ко содержание их всецело задается обществом, к которому при­надлежит человек и которое оказывается для него субъективно значимым. <...>

Теперь несколько слов о раскрытии личности через содер­жание опыта, накапливаемого человеком при познании им дей­ствительности, переживаний, возникающих у него при этом, и его ответных действий.

В общем виде предложенная формула источника, а также логики формирования личности правильна. Но она не раскры­вает важнейшего момента, который высвечивает сущность че­ловека как личности, а именно постепенно складывающуюся и закрепляющуюся в нем систему тенденций поступать в различ­ных жизненных ситуациях, очень определенно отражаемых и так же определенно переживаемых, характерным для него об­разом. А эти тенденции, психологической изнанкой которых яв­ляется названная триада, и есть не что иное, как сформировав­шийся в нем «целостный ансамбль» (В. Н. Мясищев) отноше­ний к действительности.

И наконец, о понимании личности как усваиваемых челове­ком и затем актуализируемых им в своей жизни деятельностей. Вспомним, что под деятельностью в психологии подразумевает­ся целенаправленная активность человека, побуждаемая теми или другими мотивами и осуществляемая характерными для этой деятельности способами. Игра ребенка, учение школьни­ка, труд оператора, сидящего за пультом управления ЭВМ, и т. д. — все это примеры деятельности, но если глубоко вдуматься в их психологическую изнанку, то станет ясно, что в них проявляются, прежде всего и главным образом, качества чело­века как их исполнителя, как субъекта с тем или иным уровнем развития способностей, а не как личности-носительницы отно­шений. Что же касается последних, то они в этих случаях дают о себе знать, как говорят философы, «в снятом виде».

Итак, отношения составляют существо человека как лично­сти. Сравнение людей по этому параметру выявляет наличие между ними больших различий. Они выражаются в степени раз­носторонности отношений. У одних людей они характеризуют­ся бедностью и поверхностью, у других — богатством и глуби­ной. У разных людей их отношения оказываются неодинаковы­ми, если их сравнивать, и по параметру активности. У одних из них они не выступают как побуждения к действию, у других они, наоборот, постоянно «провоцируют» личность на новые деяния и значимые для нее и для окружающих поступки.

Из числа многочисленных современных социально-психоло­гических теорий личности можно выделить следующие: 1) роле­вые теории личности; 2) теорию Маслоу о самоактуализации «Я»; 3) теорию «Я»-концепции; 4) когнитивные и гуманистические те­ории личности; 5) экзистенциализм и др. Опираясь на указанные теории и интегрируя наиболее ценное в них, появляется возмож­ность говорить о личности не только как об индивидуальном, но и типичном социально-психологическом явлении, дающем о себе знать в ряде крайне сложных взаимосвязанных характеристик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...