Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спад творческой продуктивности в разных профессиональных группах в зависимости от уровня творческих достижений, в процентах




 

Профессиональная группа Группа «А» Группа «Б»
Представители точных наук 33,7 92,3
Гуманитарии Писатели и поэты 15,7 22,7 59,5
Художники 26,9 60,8
Композиторы 8,3  
Все ученые 28,8 79,4
Все деятели искусства 21,1 59,2
Вся выборка 25,2 68,6

Можно видеть, что в выборке «А» спад во всех профессио­нальных группах констатируется значительно реже. Напротив, в выборке «Б» (менее выдающиеся деятели науки и искусства) спад обнаруживается чаще во всех профессиональных группах. Правда, более 40 % гуманитариев, писателей, поэтов и компо­зиторов сохраняют высокую творческую активность и во вто­рой половине жизни, зато у представителей точных наук в этой выборке спад регистрируется почти в двенадцать раз чаще.

Полученные данные позволяют нам сделать важный вывод о том, что частота спада творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте отрицательно коррелирует с уровнем творчес­кого потенциала личности. То есть наиболее выдающиеся деяте­ли науки и искусства характеризуются высокой сохранностью продуктивности в позднем онтогенезе, тогда как у менее значи­тельных творческих лиц спад наблюдается достаточно часто.

В творческом процессе создания научного открытия или про­изведения искусства можно выделить три основные стадии: а) подготовительную, которая характеризуется накоплением предпосылок и элементов будущего открытия; б) стадию непо­средственного акта творчества, создания творческого продук­та; в) стадию дальнейшей разработки уже созданного. (Не­сколько иную схему предлагал Г. Уоллес (Wallas G., 1926): под­готовка, созревание, озарение, или инсайт, и проверка.) В онтогенезе творческой личности прослеживается преобладание той или иной стадии в определенное время жизни, или, иначе говоря, е разных возрастах творческая личность самореализу­ется различными путями.

Например, в период обучения и в начале профессиональных занятий преобладает первая стадия. Длительность ее зависит от ряда факторов. Во-первых, она зависит от рода деятельности. Например, у химиков, математиков и композиторов период обу­чения, как правило, короче, чем у биологов, философов и исто­риков. Во-вторых, играют роль факторы среды, которые могут благоприятствовать или не благоприятствовать обучению и на­чалу творческой деятельности. В-третьих, имеет значение пси­хологическая структура самого субъекта творческого труда. Преобладание второй стадии характерно для производительно­го периода творческой личности. Преобладание третьей ста­дии — последующей разработки, обобщения уже сделанного от­крытия характерно для пожилого и старческого возраста и выра­жается конкретно в таких формах деятельности, как руководство научным или художественным коллективом, педагогическая дея­тельность и обучение других, написание книг, учебников и ста­тей по выбранной тематике.

Строгое чередование этих стадий наблюдается относитель­но редко, чаще они сосуществуют, накладываются друг на дру­га. Первая стадия — подготовительная — всегда предшествует производительной (за исключением некоторых случайных от­крытий). Между первой и второй стадиями, как правило, есть период становления, в течение которого ученый или деятель искусства совершает первые попытки творить, пробует свои силы. Деятельность на этом этапе носит обычно репродуктив­ный и подражательный характер, тем не менее без этого перио­да бывает трудно обойтись: ведь здесь происходит утверждение творческой индивидуальности человека. То есть если на преды­дущей стадии человек учится обучаясь, то на следующей он учится творя. И хотя первые достижения чаще еще недостаточ­но совершенны, в них уже можно различить признаки незауряд­ного таланта (ранние работы Резерфорда, Пастера, Дарвина, Гете. Моне, Моцарта).

Следующая стадия производительного периода — этап рас­цвета, период творческой зрелости, время создания выдающихся произведений искусства и научных открытий. В этом периоде происходит синтез основных идей, формируется профессиональ­ное мировоззрение личности, Затем творческая продуктивность несколько ослабевает — наступает последняя фаза производительного периода — фаза генерализации. Здесь уже начинают преобладать разработка, обобщение достигнутого. Производи­тельный труд не прекращается, а только меняет характер. Иног­да он становится менее эффективным, зато появляются новые формы деятельности — обучение молодежи, организационная, общественная и педагогическая работа. В некоторых случаях в позднем возрасте прекращаются все виды творческого труда. Занимаясь, к примеру, только административной работой, уче­ный переиздает свои ранние произведения, популяризирует ранние открытия и т. п. Такой период, если он имеет место, мож­но назвать пострепродуктивным. Обыкновенно перечисленные стадии приурочены к определенным этапам индивидуального развития. Обучение осуществляется в юности. Начало творче­ства (подражательный период) приходится на раннюю зре­лость — 18—25 лет. «Акмэ» (период оптимальной продуктив­ности) относится к 25-40 годам жизни. В средней и поздней зре­лости наступает время генерализации. Прекращение творческого труда наблюдается в период геронтогенеза.

Мы сопоставили продолжительность отдельных фаз в выбор­ках «А» и «Б» (наиболее и менее выдающиеся представители творческого труда) с учетом их профессиональной специфики. В результате оказалось, что во всех без исключения профессио­нальных группах подготовительный период продолжительнее в выборке «А». Наиболее выдающиеся ученые и деятели искусст­ва больше времени затрачивают на обучение и подготовку к пе­риоду «акмэ», они дольше учатся. Сам период «акмэ» оказыва­ется в выборке «А» также более продолжительным. Отметим, что в этой группе обычно бывает трудно провести четкую грани­цу между подготовительным периодом и периодом расцвета «акмэ», поскольку выдающиеся ученые и деятели искусства даже на стадии «акмэ» продолжают обучаться и совершенство­вать свои знания. В выборке «Б» (менее выдающиеся лица), на­против, более продолжительными оказываются период генера­лизации и пострепродуктивный период. Причем последний в этой выборке не только длительнее, но и выражен значительно чаще, чем в выборке «А». Период генерализации в выборке «А» в большинстве случаев (как и подготовительный период) очень нечетко разделен с периодом расцвета. Ученые, как и деятели искусства, в одно и то же время создают новое и обобщают уже сделанное. Отметим, что периодизация в выборке «А» не отли­чается четкостью. Периоды как бы находят друг на друга. Неред­ко можно наблюдать, как в одно и то же время человек совершен­ствует свои знания, творит и обобщает уже созданное — все три периода представлены одновременно. Однако при этом подчерк­нем, что такая закономерность характерна только для самых вы­дающихся деятелей науки и искусства. В выборке «Б» (менее выдающиеся лица) все три периода — подготовительный, рас­цвета и генерализации, — как правило, четко разграничены кроме того, за периодом генерализации в этой выборке следует пострепродуктивный период.

Итак, чередование вышеперечисленных периодов менее от­четливо у наиболее выдающихся представителей науки и искус­ства. Процесс обучения и образования, плодотворная творче­ская работа и творческое обобщение уже созданного у предста­вителей выборки «А» чаще сходятся вместе в период «акмэ», который, в свою очередь, охватывает у них большую часть их творческой жизни...

Анализ возрастной динамики в наших выборках более и ме­нее выдающихся ученых и деятелей искусства («А» и «Б») так­же показал, что наиболее выдающиеся люди начинают творче­скую работу раньше, чем менее выдающиеся. Однако завершают они ее не раньше, а позже. Длительность периода максималь­ной продуктивности у них больше, спад выражен значительно реже и имеет чаще количественный, а не качественный харак­тер. Чередование отдельных фаз возрастной эволюции у них выражено менее отчетливо: они дольше обучаются, хотя и рань­ше начинают делать собственные открытия. При этом у них ред­ко бывает выражена постпродуктивная фаза. Таким образом, в выборке «А» выявлены существенные особенности возрастной динамики творческой деятельности. <...>

Из полученных данных можно сделать два вывода: 1) сниже­ние интеллекта и творческой продуктивности в последние годы жизни не свойственно ученым и деятелям искусства, как вели­ким, так и не столь знаменитым; 2) вероятность снижения про­дуктивности в последние годы жизни все же остается большей в выборке «Б» (менее выдающиеся) по сравнению с выборкой «А» (наиболее выдающиеся). Эти выводы согласуются с данны­ми Б. Берковица (1965), который установил, что у лиц с высоким уровнем интеллекта спад IQ в годы, предшествующие смер­ти, не наблюдается. <...>

Не только мировоззрение и особенности мыслительной дея­тельности, но и мотивационная сфера выступает в качестве внутреннего фактора самореализации творческой личности. В зарубежных исследованиях творческого процесса и творчес­кой личности проблеме мотиваций отводится центральное мес­то. Многие зарубежные авторы склонны признать мотивацион-ный компонент ведущим в психологии творческой личности. «...Огромное значение для продуктивности научного труда име­ет его мотивация, — пишет М. Г. Ярошевский. — Открытие, как правило, совершается в итоге сосредоточения всех духовных сил и способностей ученого, его интересов и побуждений на изу­чаемом объекте. Мотивы побуждают к деятельности, придают ей определенное направление, выделяют его в качестве доми­нирующего среди многих других маршрутов мысли» (1971).

У выдающегося ученого или деятеля искусства творчество всегда остается ведущей сферой деятельности. Поэтому моти­вация к творчеству, к профессиональной деятельности никогда не вытесняется мотивами, связанными с семейным положени­ем и другими, второстепенными для ученого общественными ролями. «Эти люди (гении), вероятно, обладают более сильны­ми импульсами и большей способностью направлять свою энер­гию в нужном направлении, и поэтому они сохраняют произво­дительность даже в старческом возрасте, несмотря на ослабле­ние интеллекта», — писал Дж. Гилберт, известный специалист по возрастной психологии (1935).

Мотивация становится не только фактором творческой дея­тельности, она сама перестраивается в ходе труда, в зависимости: от его характера. Поэтому мотивационный «застой», редукция мотивов к творчеству существует у лиц, жизнь которых насыще­на напряженным творческим трудом. Мотивационная структу­ра творческой личности, очевидно, стабилизируется в юности и в ранней взрослости, становясь во второй половине жизни то­лерантной к старению.

Представление об ученом как о человеке, мышление которо­го ограничено узкопрофессиональной сферой, а все выходящее за ее границы представляется ему чем-то вроде балласта для мозга, совершенно не соответствует действительности. Одна из наиболее ярких особенностей творческого человека — ученого или художника — это многосторонность интересов и многопла­новость деятельности. Эйнштейн увлекался литературой и иг­рал на скрипке, Винер писал романы, Делакруа занимался ма­тематикой, Б. Шоу — бактериологией. Разнообразие интересов и разносторонность деятельности характеризовали Галилея, Д’Аламбера, Декарта, Лейбница, Вуда и многих других выдаю­щихся ученых. В то же время многие деятели искусства — Лео­нардо да Винчи, Гёте — имели крупные научные заслуги. Базальным механизмом открытия или изобретения английский ученый А. Кестлер считает принцип бисоциации, т. е. установ­ление новой связи между элементами двух систем, считавших­ся прежде гетерономными. По его мнению, интеллектуальная зрелость является необходимой предпосылкой для разрушения старого стереотипа и синтеза новой идеи, основанной на соче­тании двух систем. <...>

Неоднократно высказывавшаяся мысль о том, что интеллек­туальное и творческое старение — результат биологического старения, одряхления и физического истощения организма, так­же не подтверждается биографиями великих людей. Изучение их скорее наводит на мысль о не столь жесткой зависимости старения высших психологических функций от старческих из­менений патологического характера. Например, Резерфорд, Россини, Фальконе отличались хорошим физическим здоровь­ем в поздний период своей жизни, но, вместе с тем, творческая продуктивность у них в этот период была низка. И напротив, физически больные Барток, Вагнер, Дарвин, Ренуар, Фарадей, Эль Греко сделали значительные вклады в мировую культуру в позднем возрасте. Эйнштейн страдал атеросклерозом, однако это заболевание не повлияло на эффективность его работы.

Среди великих людей мы не смогли найти ни одного приме­ра, подтверждающего положение об обусловленности спада психики инволюцией органических функций, за исключением случаев крайне тяжелой патологии (Я. Больяй, Н. Ленау, Р. Шу­ман, П. делла Франческа).

Большая творческая продуктивность в позднем возрасте у наиболее выдающихся деятелей науки и искусства свидетель­ствует о высокой сохранности структуры интеллекта и личности в позднем возрасте. Такого рода старение Б. Г. Ананьев относил к дивергентному типу. Дивергентный тип развития в поздних фа­зах онтогенеза он объяснял тем, что большие полушария голов­ного мозга в итоге высокого развития функциональных систем не только оперируют колоссальными массами информации, но и участвуют в производстве энергии, необходимой для аналитико-синтетической работы. Механизмом этого явления может быть также особая наследственная конституция, обеспечива­ющая высокую резистентность к старению нервной системы у высокоталантливых лиц, особенности окружающей среды и форм деятельности. В то же время сохранение на высоком уров­не творческой активности может служить фактором, препят­ствующим преждевременному старению.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

— Чем выше уровень творческой активности личности, тем в меньшей степени ее самореализация связана с фактором воз­раста.

— Творческая самореализация зависит от мотивационной сферы личности, от того, в какой мере ее направленность на творчество является доминирующей в структуре мотивов.

— Самореализация творческой личности тесно связана с оп­ределенным комплексом свойств (самостоятельность, критич­ность и др.), которые стимулируют творческий процесс. К их числу относится такое важное свойство, как полифункциональ­ность и динамичность переключения с одной области деятель­ности на другую.

 

Л. А. Реан

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ [62]

Потребность в саморазвитии есть основополагающее свой­ство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Напои мер, она занимает ведущее место в гуманистической психологии, которая считается одним из наиболее мощных и интенсив­но развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идее «самости» (самореа­лизации, саморазвитию, самосовершенствованию) принадле­жит и в акмеологии.

Стремление к саморазвитию не есть idee fixe о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нуж­но. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыс­лью, что, пожалуй, труднее только жить с идеальным челове­ком. Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное.

Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к са­мосовершенствованию и самореализации представляют огром­ную ценность сами по себе. Они являются показателем лично­стной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кро­ме всего прочего, саморазвитие есть источник долголетия человека. При этом речь идет об активном долголетии, и не только физическом, но и социальном, личностном. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует про­фессиональному долголетию, что неоднократно подтвержда­лось экспериментальными данными.

Идея саморазвития и самоактуализации, взятая «в чистом виде», вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрело­сти. Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности — так называемой «суперпозиции».

Феномен самотрансценденции человеческого существова­ния занимает важное место как в гуманистической психологии, так и в экзистенциально-гуманистической философии. При этом самотрансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, иными слова­ми, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим.

Существует мнение, что в гуманистической психологии, с ее доминирующей направленностью на раскрытие потенциала че­ловека, на достижение самоидентичности и самопринятия, потенциально заложен риск эгоцентризма. При этом идея само-трансценденции как бы забывается. Впрочем, у разных предста­вителей гуманистической психологии она занимает далеко не одинаковое место. Например, у К. Роджерса ей не отводится столь значимая роль, как, скажем, у В. Франкла или А. Маслоу. Пожалуй, первым из крупных представителей гуманистической психологии, обратившим внимание на опасность игнорирова­ния самотрансценденции, был В. Франкл. Именно эту диспро­порцию в соотношении идей самоактуализации и самотрансцен­денции он имел в виду, когда задавался вопросом, «насколько гуманистична гуманистическая психология» (В. Франкл).

Самотрансценденция означает, что человек в первую оче­редь вступает в некое отношение с внеположной реальностью. В более категоричной форме эта мысль сформулирована в ут­верждении: «Быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). Так или иначе, но кате­горичное противопоставление самотрансценденции и самоак­туализации как двух альтернатив, по-нашему мнению, нецеле­сообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органичном соединении этих начал. К со­жалению, данной проблеме уделяется пока недостаточно вни­мания даже в самой гуманистической психологии, несмотря на то что ее важность осознается учеными уже давно. Отмечает­ся, что самоактуализации способствует работа (A. Maslow); в служении делу или в любви к другому человек осуществляет себя (В. Франкл); утверждение собственной жизни, счастья, свободы человека коренится в его способности любить, при­чем любовь неделима между «объектами» и собственным «Я» (Э. Фромм).

Целью человеческого существования является как собствен­ное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности (И. Кант).

V. Личность в социуме

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...