Эксперимент как особый тип исследования
Стр 1 из 29Следующая ⇒ C.G. Новикова А.В. Соловьев
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАЮТЕ ВВЕДЕНИЕ: ПРДКТИКЙ,ТЕОРИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ
Рецензенты: Член-корреспондент РАН Р.Г.Яновский. Доктор философских наук, профессор И.В. Наместникова ГЧЛ
Новикова С.С., Соловьев А.В. Н 73 Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. — 496 с. — («Gaudeamus»). ISBN 5-8291-0726-0 (Академический Проект) ISBN 5-902357-51-9 (Фонд «Мир») Учебное пособие по курсу «Методика исследования в социальной работе» — первое издание подобного рода на русском языке. В нем дается общее представление о научной методологии, рассматривается специфика предмета исследования в социальных науках, описываются наиболее распространенные методы сбора социологической и психологической информации (опрос, наблюдение, анализ документов, тестирование), а также методы анализа данных (количественные и качественные). Последняя глава посвящена изложению требований к оформлению научной работы. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа». УДК 36 ББК 65.27
© Новикова С.С., Соловьев А.В., 2005 © Академический Проект, 2006 © Фонд «Мир», 2006 Социальная работа — это прежде всего практическая деятельность по оказанию помощи индивидам и группам населения, волею судеб оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При всем разнообразии своих конкретных форм она обычно направлена на решение или, по крайней мере, облегчение тех проблем, с которыми сталкиваются люди в своем повседневном существова-i ши. С одной стороны, сюда относятся случаи, когда непредвиденные обстоятельства выбивают людей из привычных и комфортных условий существования (безработные, беженцы, жертвы природных катастроф). С другой стороны, это такие ситуации, когда собственные ресурсы человека по каким-то не зависящим от него причинам снижены и не отвечают тем требованиям, которые жизнь в обществе предъявляет к каждому индивиду (больные, престарелые, одинокие, малоимущие).
В своей обычной деятельности социальный работник выполняет множество простых на первый взгляд функций: беседует с людьми, дает им советы, связывается с различными инстанциями с целью подключения их к решению существующих проблем. Все это внешне очень напоминает те действия, которые совершает каждый из нас, заботясь о своем личном благополучии и о благополучии своих близких. Поэтому со стороны социальная работа выглядит чем-то очень будничным и нехитрым. Такое впечатление вполне объяснимо, если учесть, что социальная работа берет на себя те функции, которые традиционно реализовывались в семье. Внешняя незамысловатость деятельности, которую осуществляет социальный работник, может легко навести на мысль, что тут не требуется каких-то особых познаний, что наличие доброго сердца и желания помогать людям — вполне достаточное условие для того, чтобы заниматься этим делом. И действительно, как мы знаем, исторически социальная работа выросла из благотворительности, которой люди занимались помимо своих основных обязанностей из альтруистических побуждений, в силу гуманистических убеждений. И в наше время добровольцы играют важную роль в деле оказания различных социальных услуг, являясь ценными помощниками профессиональных социальных работников, почти всегда испытывающих недостаток средств, необходимых для полного удовлетворения существующих потребностей населения.
Однако опыт разных стран показывает, что благотворительность сама по себе не способна решать те серьезные социальные проблемы, которые неизбежно возникают в современном обществе. Требуется централизованная и хорошо организованная система социального обслуживания, ядро которой составляют квалифицированные кадры специалистов. Независимо от того, является ли такая система чисто государственной или же в ней существенное место отводится негосударственным и коммерческим структурам, профессионализация социальной работы является характерным признаком современного общества, показателем не только его гуманистической ориентации, но и зрелости вообще. Профессионалом называют человека, досконально знающего свое дело, работающего с гарантией качества, способного самостоятельно разбираться в сложных и нестандартных ситуациях, находить оптимальные решения, опираясь на имеющиеся у него фундаментальные знания и богатый опыт. В этом смысле синонимом, слову «профессионализм» является слово «мастерство». Но слово «профессия» используется также для обозначения группы людей, занимающихся однотипной деятельностью, разделяющих некоторые общие ценности и осознающих свой долг перед обществом в целом, а также друг перед другом. В данном смысле еще употребляют термин «профессиональное сообщество». Итак, к профессионалу предъявляются высокие требования в плане специальных знаний и умений. Недаром 4 одним из существенных аспектов профессионализации является формирование системы подготовки специалистов и, в частности, специалистов высшей квалификации. История социальной работы в Западной Европе и в США показывает, что своеобразным рубежом, знаменующим возникновение социальной работы в собственном смысле слова, то есть как особой сферы профессиональной деятельности, стало появление в конце XIX века первых школ социальной работы, которые создавались различными благотворительными организациями и вначале существовали как самостоятельные учебные заведения. В первой трети XX века шел активный процесс вливания их в университеты в качестве отдельных факультетов. Параллельно этому возникали профессиональные организации социальных работников, одной из функций которых было определение того, что должно входить в круг компетенции социального работника, и поддержание высоких стандартов деятельности.
Какие же знания требуются социальному работнику? естественно, что в первую очередь ему нужны знания психологии, социологии, законодательства, организации социальных служб (социального менеджмента). Это очевидно и не требует особых доказательств. Кроме того, ему необходимо также если не активное владение, то хотя бы общее знакомство с используемыми в этой области методами исследования, а также знание и понимание принципов научной методологии. Правда, подобное утверждение уже не столь самоочевидно и требует специального обоснования. Попытаемся это сделать. Еще раз обратимся к истории. Мы уже отмечали, что процесс профессионализации социальной работы, как и любой другой сферы деятельности, сопровождается возникновением системы целенаправленной подготовки кадров. И это вполне закономерно. Деятельность обретает профессиональный характер по мере своего усложнения, по мере увеличения объема знаний, владение которыми необходимо для ее успешного осуществления. Усложняющийся характер деятельности уже не позволяет выполнять ее эпизодически, а требует от человека полной отдачи, внутренней идентификации со своим делом, постоянного совершенствования в нем. Сами знания приобретают все более специальный характер. Один человек оказывается уже не в состоянии быть носителем всей суммы информации, накапливаемой в данной конкретной области. Намечается специализация внутри профессии. Но, наряду с внутренней дифференциацией определенной предметной области, возникает потребность в систематизации разрозненных сведений, в построении обобщающих концепций. Обособляется группа людей, специально занимающихся этой работой, —теоретики. Профессия приобретает теперь достаточно развитую внутреннюю структуру: наряду с чистой практикой в ней функционируют соответствующим образом организованные сферы подготовки кадров и научно-исследовательской деятельности.
Возьмем, к примеру, медицину — профессию, сформировавшуюся прежде многих других и ставшую своего рода образцом профессионализма. В древности врачевание было особым искусством, которым часто «по совместительству» занимались почти все образованные люди, которых тогда было не так много. С течением времени объем знаний о различных болезнях, о вызывающих их причинах и о способах их лечения настолько вырос, что возникла особая медицинская наука, премудрости которой люди стали осваивать на соответствующих факультетах университетов. Сейчас трудно представить себе медицину без широкой сети научных лабораторий и институтов, обслуживающих потребности этой сферы деятельности. Нечто подобное, правда значительно позднее, происходило и с социальной работой. Сейчас она уже представляет собой не только отдельную сферу практики, но и особую научную дисциплину, обобщающую опыт, накопленный в этой области. Подготовка квалифицированных социальных работников развернута в десятках высших учебных заведений нашей страны. Активно идут переподготовка и повышение квалификации специалистов, пришедших в социальную работу из смежных областей деятельности. В связи с этим потребность в теоретических разработках и обобщениях очень велика. Мы уже не говорим о том, что сама практика тоже нуждается в этом. Практика, теория и образование составляют костяк всякой развитой профессии. Практика питает теорию фактами. Теория подводит под практику научную основу, превращает ее в нечто осмысленное и надежное. Образование, конечной целью которого является под-0 готовка человека к самостоятельной профессиональной деятельности, стремится связать теорию с практикой, передать новому поколению специалистов в концентрированном виде опыт, накопленный в данном виде деятельности, и тем самым облегчить им процесс овладения секретами профессии. Отношение между теорией и практикой носит диалектический характер: с одной стороны — теория и практика взаимно дополняют и оплодотворяют друг друга, с другой стороны — между ними могут возникать и известные противоречия. Практика имеет дело с живой и бесконечно разнообразной реальностью. Теория здесь способна служить лишь примерным ориентиром. Жизнь постоянно ставит нетривиальные задачи, для решения которых не существует готовых и абсолютно надежных рецептов. Это вовсе не означает, что знание общих принципов здесь совершенно бесполезно. Без достаточно надежных ориентиров, базирующихся на обобщении прошлого опыта, практический работник просто утонет п этой стихии. Однако мышление практика отличается от мышления теоретика. Ученый стремится к максимальной ясности, облекает свои представления в четкую словесную форму. Как правило, это сопровождается известным упрощением и огрублением реальности, известной схематизацией. Практик сталкивается с действительностью но всем ее богатстве и во всей ее сложности. Редко обладая всей информацией о явлении, он вынужден принимать решения в условиях значительной неопределенности. В подобной ситуации он часто полагается на свою интуицию, которая представляет собой психологический механизм обращения к прошлому опыту, к той информации, которую его память постоянно накапливает и определенным образом организует. Информация эта — особого рода: она носит преимущественно образный характер и плохо поддается вербализации. Поэтому принимаемое решение нередко трудно логически обосновать. (специалист просто чувствует, что в данной ситуации нужно действовать так, а не иначе. Однако все это вовсе не отменяет, а делает еще более насущной задачу осмысления практики и обобщения практического опыта.
Теория как бы надстраивается над практикой. Она пользуется тем материалом, который в изобилии поставляет практика. Но этот сырой материал подвергается затем переработке, превращаясь в схемы, модели, концепции. Теория — это обобщение практического опыта, однако это одновременно также абстрагирование от ряда конкретных фактов. Именно благодаря абстрагированию и обобщению удается построить некую целостную картину реальности, в которой, правда, многие детали оказываются стертыми. Теория неизбежно оказывается «прилизанной» по сравнению с практикой, которая кажется более «грубой». Но зато теория приобретает как бы объективное существование, отделенное от личного и во многом субъективного опыта отдельных людей. Воплощенные в конкретных научных публикациях — статьях, монографиях, учебниках — теоретические знания становятся доступными многим людям, в том числе и тем, кто только начинает свой путь в профессию. Мы уже говорили о специализации внутри профессии, включающей разделение на практиков и теоретиков. В действительности такое разделение достаточно условно. Как правило, теоретики формируются постепенно из наиболее опытных и думающих практиков. С другой стороны, самые широкие теоретические обобщения не должны терять связи с конкретной практикой, иначе они рискуют превратиться в чистую схоластику. Если взять ту же медицину, то мы увидим, что даже многие профессора, занимающиеся в основном научной, учебной и организационной деятельностью, не порывают полностью с практикой, хотя бы в качестве консультантов, помогающих «чистым» практикам разобраться в наиболее сложных случаях. Нужно еще раз подчеркнуть тесную связь между наукой (теорией) и образованием. Только наличие достаточно развитой теоретической базы позволяет организовать подготовку профессионалов в стенах специального учебного заведения. В тех видах практической деятельности, где такая база отсутствует, подготовка кадров обычно ведется непосредственно на рабочем месте под руководством специалиста, выступающего в роли наставника. Так осуществлялось обучение социальной работе до того, как она вошла в полосу активной профессионализации. Проблема соотношения теории и практики в обучении такому своеобразному виду деятельности, каким является социальная работа, и сейчас стоит довольно остро. Трудно ожидать, что она когда-нибудь получит свое окончательное разрешение. Тем не менее, вряд ли кто-то станет спорить с тем утверждением, что развитие социальной работы как научной дисциплины и совершенствование системы подготовки кадров в этой области образует краеугольный камень современной социальной работы вообще. Среди рядовых социальных работников довольно широко бытует настороженное, если не сказать враждебное, отношение ко всякой теории. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, практический работник обычно сильно загружен своими повседневными заботами, у него просто не хватает времени заниматься и чем-то сверх того. Во-вторых, сама специализация и области практики формирует определенный стиль деятельности и мышления, на котором мы уже кратко останавливались. Типичный практик мыслит конкретно, ему но свойственны широкие обобщения, теория воспринимается им как нечто слишком абстрактное, далекое от ого непосредственных дел, мало полезное. В-третьих, у практиков порой не хватает эрудиции и методической культуры, теория им просто не понятна. Однако такое положение вещей оказывается вредным для профессии в целом и в конечном счете для самой практики. Деятельность превращается в рутину, то есть сводится к набору стандартных операций, производимых бездумно и механически. Человека, выполняющего такую работу, нельзя назвать специалистом пли профессионалом. Кроме того, вообще трудно себе представить работу с людьми, организованную по принципу конвейера. Ведь каждый человек — это своеобразная личность, требующая особого подхода. 11роблемы, с которыми человек обращается к специалисту, всегда личностно окрашены. Каждый конкретный случай является в каком-то смысле уникальным, хотя и схож в чем-то с другими. Во всех этих тонкостях надо разобраться, чтобы выбрать эффективную тактику помощи. Недаром диагностические умения рассматриваются в качестве важнейшего компонента профессиональной компетенции. Диагностика представляет собой тот момент профессиональной деятельности, где практика как бы смыкается с теорией. Собственно говоря, каждая диагностическая задача порождает собой своего рода мини-исследование. Специалист собирает информацию о конкретном случае, анализирует ее и затем делает вывод о принадлежности данного случая к некоторому классу проблем. В ходе такого анализа устанавливается связь между отдельным и общим, конкретный случай подводится под определенную категорию. Тем самым намечаются пути возможного воздействия на данное явление, поскольку диагноз всегда выступает и как определенный прогноз. Процесс постановки диагноза включает как сбор информации о конкретном явлении (случае), так и привлечение информации о сходных явлениях (случаях), хранящейся в памяти специалиста. Происходит мысленное движение от настоящего к прошлому, а затем к будущему. Специалист оказывается способным предвидеть развитие событий, достаточно верно предсказывать те последствия, которые наступят как при их свободном течении, так и при условии того или иного возможного вмешательства. Диагностика — это типичный мыслительный процесс. С другой стороны, всякое научное исследование в своем прикладном аспекте представляет собой целенаправленное расширение границ и возможностей практики. Исследование направлено как на уточнение нашего понимания тех явлений, с которыми нам приходится иметь дело, так и на оттачивание того инструментария, который имеется в нашем распоряжении. А эти два аспекта непосредственно связаны друг с другом. Проникновение в суть явлений, то есть раскрытие закономерностей их возникновения и протекания, указывает на те способы, с помощью которых можно направлять их развитие в желательном для нас направлении. В этом смысле хорошая теория — это очень практичная вещь, ибо из нее вытекают эффективные приемы воздействия на реальность с целью ее преобразования. Кроме того, живая практика служит не только первоначальным толчком к научному исследованию, но и тем полигоном, где его результаты проходят проверку и получают окончательную оценку. Именно практика, как известно, является высшим критерием истинности наших знаний. Специалисты-практики могут и должны вносить свой вклад в развитие теории. Этим самым они в конечном счете будут способствовать повышению эффективности собственной деятельности и деятельности своих коллег. Но это еще не все. Каждый представитель профессии должен чувствовать свою ответственность за поддержание и повышение ее статуса, так как престиж профессии, в конце концов, отражается и на его положении. Выше уже отмечалось, что именно обладание специальными знаниями, а не просто готовность помогать людям, отличает профессионала. Развитая теория — это лицо профессии. Именно ее наличие или отсутствие определяет отношение к профессии со стороны специалистов другого профиля, политических деятелей и руководителей, от которых зависит финансирование данной области деятельности. В руках у специалиста-практика находится богатый фактический материал. Жаль, если он не получает обобщения и не становится достоянием других людей, нг входит в общую копилку профессионального опыта и профессиональных знаний. Но не только чувство [ 11 профессионального долга побуждает практиков брать-< я за исследования. К этому их подталкивает и чисто практическая необходимость строго и объективно оценить результаты своей деятельности. Оценка эффективности тех или иных программ, реализуемых социальными работниками, образует особую и чрезвычайно важную разновидность исследований, широко практикуемых в данной области. Результаты подобных исследований, также как другой вид исследований — изучение потребностей населения в тех или иных видах социальных услуг, широко используются для обоснования необходимости выделения средств на реализацию соответствующих программ помощи. Но даже если социальный работник является рядовым практиком, у которого нет ни времени, ни желания самому проводить исследования, это все равно не значит, что знакомство с соответствующими принципами и понятиями ему вовсе не требуется. Ведь он неизбежно будет сталкиваться с этими вещами хотя бы как потребитель. Ему придется читать специальную литературу, где описываются новые подходы и приемы работы, используются разные методики сбора и анализа информации. Ему придется участвовать В работе методических конференций и семинаров, где другие будут делится своим опытом и рассказывать о своих проблемах и достижениях. В любых сообщениях подобного рода часто приводятся статистические данные, излагается процедура их получения, сравнивается их эффективность. Чтобы действительно понимать, о чем идет речь, уметь критически оценить содержание подобных сообщений и заимствовать из них все наиболее ценное, надо обладать достаточной методической подготовкой. Если взять руководителей социальных служб разного уровня, то им знакомство с основами научной методологии просто необходимо. Во-первых, они должны быть в курсе современных тенденций развития своей области. Специальная научная литература является важнейшим каналом распространения передового опыта. А чтение специальной литературы обязательно предполагает определенную методологическую подготовку. Даже те публикации, которые имеют преимущественно практическую направленность, не могут обойтись без анализа и обобщения эмпирических данных. Это тем более относится к фундаментальным теоретическим разработкам. Во-вторых, любой руководитель вынужден заниматься анализом деятельности собственной организации, изучать спрос на услуги и степень их удовлетворения, отчитываться перед вышестоящими организациями и обосновывать приоритетность тех или иных направлений работы. По - настоящему убедительно это можно сделать лишь с опорой на факты, на их всесторонний и грамотный анализ. В этом пункте деятельность руководителя сближается с деятельностью исследователя-теоретика. В-третьих, рано или поздно каждому опытному специалисту-практику придется выступать в роли педагога и наставника. А это снова требует основательной методологической подготовки. Итак, мы можем резюмировать все сказанное утверждением, что знание принципов методологии научного исследования и владение основными исследовательскими приемами необходимо любому специалисту по социальной работе, а особенно тем, кто хочет внести свой вклад в развитие социальной работы как профессии.
Глава 1 ПОНЯТИЕ О НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ■ 1. Процесс научного исследования, его цели и задачи Место темы в учебном курсе В данной теме дается общее представление о науке и научном методе. Раскрываются важнейшие принципы [тучной методологии. Выделяются различные виды научных исследований: фундаментальные и прикладные, эмпирические и теоретические. Основные рассматриваемые вопросы 1. Чем занимается наука? 2. Какие требования предъявляются к научному знанию? 3. Какие функции выполняет научное знание? 4. Какова роль научной теории? 5. Какова роль научной гипотезы? 6.Чем язык науки отличается от обыденного языка? Что такое наука и чем она занимается? Термин «наука», употребляемый как собирательный, обозначает деятельность людей по «производству» знаний о мире по всем его многообразии. Отдельные науки имеют дело с конкретными аспектами этой сложной реальности. Каждая из них выделяет в ней свой специфический предмет, использует особые методы исследования и нарабатывает свой особый понятийный аппарат. ')то разделение отражает исторический процесс развития научного знания и прогрессивной специализации исследователей. Параллельно со специализацией научной деятельности встает проблема интеграции знаний из разных областей, построения целостной картины мира из тех фрагментов, которые создаются внутри отдельных научных дисциплин. Это особая проблема, которая решается разными путями, в частности — путем возникновения новых дисциплин на стыке наук. Кроме того, идет активное заимствование понятий и методов из смежных наук, рождаются обобщающие теории. Другими словами, наряду с центробежной тенденцией (выделение отдельных областей знания в самостоятельные научные дисциплины) дает о себе знать и центростремительная тенденция (процесс интеграции научного знания). Итак, наука — это специальным образом организованная познавательная деятельность людей. Исторически она вырастает из потребностей практики, связь с которой сохраняется, хотя и становится более опосредованной. Точнее говоря, в самой науке складываются два раздела: фундаментальные и прикладные исследования. Подобное разделение особенно ярко выражено в развитых науках: в физике, химии, биологии. Прикладные исследования теснее связаны с практикой, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Фундаментальные исследования вытекают в первую очередь из потребностей самой науки, обеспечивают ее непрерывное внутреннее развитие. К ним относятся те мыслительные усилия, которые направлены на построение самого здания научной теории. Основной формой человеческого познания является мышление. Можно сказать, что в науке мыслительная деятельность человека представлена в ее наиболее рафинированном виде. Но хотя научное мышление часто противопоставляют так называемому обыденному мышлению, между этими двумя формами познавательной деятельности есть много общего. Главное различие заключается в том, что научное мышление характеризуется строгостью и дисциплинированностью. Данная характеристика проистекает из свойственной научному мышлению рефлексии — склонности ученых постоянно контролировать ход своих мыслей, тщательно анализировать исходные предпосылки своих рассуждений, проверять и перепроверять полученные результаты. Ученый скрупулезно и критически относится к выбору «орудий», которыми он пользуется. Помимо теории, важнейшим элементом науки является методология, а методологическая культура образует ядро профессиональной компетенции каждого исследователя. Отмеченные особенности научного мышления, отличающие его от простого здравого смысла, связаны с тем фактом, что наука — это и особый социальный институт. В науке находит себе место и талантливый ученый-одиночка, но по самой своей сути она есть деятельность коллективная, в которой подлинным субъектом познания выступает профессиональное сообщество в целом. Каждый его член вносит свою посильную лепту в общее дело, однако, появившись на свет, научное знание дальше начинает жить как бы своей особой жизнью. Известно, что в науке важную роль играют традиции. Прежде чем пытаться сказать новое слово и науке, человек должен усвоить все сделанное до него н определенной области. Можно сказать, что каждый исследователь как бы стоит на плечах у своих предшественников, и вследствие этого он способен видеть дальше их. Со своей стороны, результаты опытов и размышлений отдельных исследователей становятся достоянием всего профессионального сообщества. 11равда, перед этим они должны пройти достаточно сложную процедуру коллективной оценки, получить научное признание. А для этого они должны отвечать определенным критериям научности, выработанным самим этим сообществом. Уже отмечалось, что в науке большое внимание уделяется методологии. Слово «метод» образовано от греческого корня «путь». В науке — это способ достижения результата, решения задачи, проверки гипотез. Методические приемы постоянно совершенствуются и накапливаются, образуя тот багаж, которым начинающий исследователь должен овладеть, чтобы активно участвовать в процессе строительства здания науки — процессе, который никогда не заканчивается, поскольку каждое удачное решение поднимает новые проблемы, каждое достижение открывает новые возможности для дальнейшего продвижения вперед. О методологии можно говорить в широком и в узком смысле, имея в виду либо общие закономерности научного познания и требования, предъявляемые к нему, либо конкретные приемы проведения исследования в определенной области, которые часто называют методиками. Прежде чем переходить к описанию различных методов сбора и анализа информации, которые применяются в исследованиях, связанных с социальной работой, остановимся на методологии в широком смысле этого слова. Итак, общая методология научного познания рассматривает структуру научного исследования как такового и формулирует те требования, которым оно должно отвечать. Анализ подобного рода в своем достаточно проработанном виде образует особую дисциплину — науковедение. Поскольку речь идет о фундаментальных принципах научного познания безотносительно к конкретной сфере исследования, мы оказываемся в области философии. Общая методология смыкается с тем разделом философии, который носит название гносеология, или теория познания. Каждая научная дисциплина выдвигает своих методологов — людей, которые мыслят широкими категориями, задумываются над наиболее сложными и универсальными проблемами своей науки. Обычно такие люди хорошо знакомы с историей исследований в данной области, и это помогает им распознать причины нынешних затруднений, выявить перспективные направления дальнейших поисков. Обозначим те аспекты научного исследования, которые относятся к сфере общей методологии. Прежде всего, это вопросы, касающиеся истинности научных знаний, то есть соответствия наших представлений самому предмету изучения. Процесс познания сложен и противоречив. В нем всегда присутствуют помимо объективных моментов, задаваемых той внешней реальностью, на которую человек направляет свой взор, также субъективные моменты, обусловленные включением в этот процесс живого человека с его особыми интересами и потребностями, не всегда полностью осознаваемыми. Идеалом научного познания выступает объективное знание, свободное от всяких искажений, связанных с ограниченностью познавательных возможностей отдельного индивида или со свойствен-16 ной человеку предвзятостью суждений. Научная методология формулирует требования, соблюдение которых призвано исключить невольные искажения информации, гарантировать валидность получаемых данных. Термин «валидность» используется для обозначения полного соответствия наших знаний предмету, каким он существует сам по себе, достоверности выводов. Одно из главных требований научной методологии — воспроизводимость результатов исследования. Оно означает, что должна существовать принципиальная возможность проверить справедливость любых заключений, претендующих называться научными. Добросовестный исследователь проверяет и перепроверяет результаты своей работы прежде чем сообщить о них. Он сам стремится удостовериться в том, что наблюдаемые им явления не случайны, а закономерны. Наука призвана раскрывать законы природы, обнаруживать существенные, то есть устойчивые и универсальные связи между явлениями. Если мы действительно познали эти объективные законы, то мы можем в принципе управлять протеканием природных процессов, вызывая или прекращая их по своей воле. Воспроизводимость результатов исследования — это один из критериев надежности делаемых выводов. Требование воспроизводимости результатов означает также, что описание опыта должно содержать нею существенную информацию об условиях его проведения. Любой другой исследователь должен быть и состоянии повторить опыт и убедиться в справедливости сделанных на основании его выводов. Хотя обычно опыт повторяют с некоторыми модификациями условий с целью получения дополнительной информации, уточнения некоторых деталей. Но и для такого повторения нужно досконально знать все особенности использованной процедуры. Основные детали проведения опыта нужно знать и просто для того, чтобы оценить качество его методического обеспечения и степень надежности полученных результатов. Отсюда вытекают определенные правила оформления отчета о научной работе, которые излагаются в последней главе настоящего пособия. Другой отличительной особенностью научного подхода является стремление осуществить тщательный контроль все условия протекания изучаемых процессов. Здесь ученый не просто полагается на непосредственные данные своих органов чувств, а использует специальные технические приспособления, в частности измерительные приборы. Впечатляющие успехи классической физики стали возможными во многом благодаря тому, что ученым удалось разработать достаточно надежные процедуры измерения основных физических величин: массы, времени, расстояния. Недаром научная лаборатория в сознании простого человека связывается прежде всего с массой разнообразных приборов. Хитроумные технические устройства расширяют возможности наших органов чувств. Микроскоп позволяет разглядеть детали, недоступные невооруженному глазу. Телескоп дает возможность увидеть далекие небесные тела. Кроме того, специальные устройства применяются для регистрации результатов наблюдений. Все это чрезвычайно расширяет границы познания и устраняет источники возможного искажения информации. Но задачи науки не ограничиваются только описанием и каталогизацией явлений, хотя всякая эмпирическая наука начинается с наблюдения и описания. Функцией науки является также объяснение, то есть раскрытие внутренних и устойчивых связей явлений между собой. Важнейшим типом связей, интересующих ученых, выступают причинно-следственные связи. О них можно говорить в тех случаях, когда одно явление закономерно вызывает другое при наличии некоторых условий, которые наука стремиться выявить. Знание причин и условий их действия важно в том смысле, что позволяет управлять ходом процесса. Например, знание причин болезней открывает путь к их предотвращению и лечению. Прикладная наука как раз и занимается использованием накопленных знаний о природе явлений для решения практических задач, для разработки эффективных средств управления всевозможными естественными процессами. В своем прикладном аспекте наука непосредственно выходит на практику, обслуживает ее потребности. Однако прежде чем использовать знания, их нужно получить. Этим занимается, как уже отмечалось, фундаментальная, или «чистая», наука, которая, в свою очередь подразделяется на эмпирическую и теоретическую сферы исследования. Соответственно, в среде ученых, по крайней мере если речь идет о развитых научных дисциплинах, существует разделение на экспериментаторов и теоретиков. Ученые-экспериментаторы в области естественных наук проводят свои исследования в специально оборудованных лабораториях. В социальных науках основная масса эмпирических исследований проходит «в поле», то есть в естественной обстановке. Полевые исследования, так же как и лабораторные, направлены прежде всего на сбор данных с целью уточнения наших представлений о конкретных явлениях. Здесь ведущим методом выступает индукция — движение мысли от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Индуктивными иногда называют также опытные науки в целом, поскольку логика исследования в них ведет от накопления фактов к их систематизации и построению объяснительных схем. Это вовсе не значит, что они не имеют своей теории. Просто сама теория оказывается вторичной по отношению к наблюдению, постоянно «прилаживается» к фактам и носит «заземленный» характер. Ученый-теоретик, как известно, работает преимущественно в тиши кабинета. Необхо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|