Основы теории социального прогнозирования
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Терминология Социальное прогнозирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию прогнозов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования. Оно даёт возможность управлять социальными процессами и является выражением того социально нового, что характеризует тенденция социального развития. В соответствии с этим социальное прогнозирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций. Социальное прогнозирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное прогнозирование касается прежде всего социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное прогнозирование выражается в создании конкретных социальных прогнозов, в планировании и управления развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально- культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное прогнозирование - учебная дисциплина, связанная с изучением методология и технологии прогнозирования‚ средств прогнозирования, его системных принципов, форм и методов. Социальное прогнозирование даёт возможность построить концепцию возможных миров, разработанную еще в трудах классических философов, с привлечением таких понятий, как социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция.
Прогнозирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Близкими по смыслу и значению понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. — Планирование — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества. — Предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком — предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития. — Прогнозирование — есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом или явлением. Связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Перенос развития явления в будущее осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. В основание социального прогнозиирования должны быть заложены следующие параметры: — противоречивость социального объекта; — многовекторность развития социального объекта; — невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории;
— наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; — субъективные факторы социального ожидания; — факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта. Социальное прогнозирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Оно учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей (отрицательный результат). При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Направленность социальных процессов Прогнозирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее: 1) наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; 2) в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; 3) общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития, ведь каждый из компонентов системы общественной жизни относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами, а изменения в одном компоненте приводят к изменениям в других; 4) перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована разными средствами. Технологии реализации прогнозов Социальное прогнозирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату. Основными элементами прогнозной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект, объект, социальная технология, методы социального прогнозирования, его условия и механизмы.
Конструирование, реконструирование и деконструирование Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической. Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Оно может быть направлено на практические потребности или носить игровой характер. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй — с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность. Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование — это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации. Деконструирование — построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования. Реконструирование и деконструирование — это разновидности творческой активности мышления. Системные основания проектирования
Важное место в прогнозной деятельности занимает понятие «система». Система — это целостность, которая организована множеством функций и управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элементы и структуру. Под элементом обычно понимается объект, который является частью единого целого, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер. Субъект и объект социального прогнозирования Субъектом социального прогнозирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая сторона субъекта прогнозирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе. От знания и умения, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта прогнозной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых прогнозов, моделей и проектов. Объектом социального прогнозирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в прогнозную деятельность. В поле социального прогнозирования попадают объекты различной природы: 1) объекты, поддающиеся организованному воздействию: средства и предметы труда, социальная технология, техника как совокупность орудий труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность; 2) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; 3) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества: трудовые коллективы, регионы, социальные группы; 4) разнообразные общественные отношения: политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные; 5) элементы образа жизни: жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни. В качестве основных объектов социального прогнозирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэтому прогнозирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики.
«Информационный массив» прогнозирования Одной из главных категорий социального прогнозирования является понятие «информационный массив», который представляется как система определенных на научной основе параметров, факторов, характеризующих объект прогнозирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п. Основная цель социального прогнозирования как специфической управленческой деятельности — создание социальных прогнозов. Система общих параметров прогнозируемого объекта Социальный прогноз должен содержать систему общих параметров прогнозируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, элементов, их связей. Прогноз будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки: - он должен быть создан на научной основе, - не противоречить нравственным нормам, - выражать общепринятые социальные ценности, - выражать социальный заказ, - быть эффективным с точки зрения реализации, - не содержать противоречий, - должен быть предназначен для реализации. Социальный прогноз должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непротиворечивости, оптимальности. Методики социального прогнозирования Методики — это способы достижения цели. Среди методик прогнозирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма. Методика матрицы идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации прогноза в заданных условиях. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе прогнозирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован прогноз. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда внимательно изучают условия, в которых протекает процесс. — Метод аналогии является методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом прогнозирования. Метод ассоциации предусматривает с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагивают не только формы, но и существенные содержательные элементы. Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Этапы прогнозирования Этапы прогнозирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального прогноза. Наиболее общепринятой является следующая схема социального прогнозирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели прогноза — задачи прогноза — исследовательский прогноз — нормативный прогноз — модель — конструкт — проект. 1. Уяснение проблемы. Проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития. 2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. 3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные пара- 4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. 5. После определения целей важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задача — это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения. Задачи прогнозирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. 6. Исследовательский прогноз — в широком смысле — предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; в) прогнозная оценка эксперта. Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: - анкетирование (интервьюирование, опрос); - экстраполирование и интерполирование — построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса; - моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем. 7. Нормативный прогноз — это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов. 8. Моделирование — один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. 9. Конструкт — это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта. 10. Проект системы. На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.
Неопределенность и многофакторность в «возможных мирах» социального прогнозирования Даже самый точный прогноз возможных вариантов социального будущего не дает абсолютно точной и полной картины. И в принципе дать не может прежде всего по той причине, что невозможно однозначно сформулировать суммарный эффект взаимодействия разных векторов различных социальных сил и социальных процессов. Возникает так называемый эффект «черного ящика», когда имеется комплекс причин с множеством непредсказуемых результатов и следствий. Вариативная дополнительность в социальных процессах В социальных процессах, участниками которых являются коллективные субъекты, развитие осуществляется не путем реализации одной из альтернатив, а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, социальный процесс развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но одна ветвь актуализируется как реальный процесс, остальные же остаются возможными путями его развития. Этот процесс напоминает растущее дерево социальных событий. Корневой системой дерева социальных событий являются предыдущие социальные события, историческая переменная социального процесса. И в зависимости от того, по какому пути развития пошел социальный процесс, меняются осмысление и оценка предшествующих социальных событий. Многофакторность социального развития, повышение степеней неопределенности и подвижности процессов социальной динамики говорят о том, что даже самые простые социальные процессы невозможно описать конечным числом понятий, формул или чисел. Речь идет не о непознаваемости динамики социальных процессов, а о том, что их познание относительно. В основе системы социального прогнозирования лежит фундаментальная социально-философская методология. И главное понятие восходит к Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие множества возможных миров. По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог быть. Реализованная реальность — это актуальный мир, нереализованные реальности — возможные миры социального процесса. Социальный процесс как дерево социальных событий произрастает сразу всеми ветвями. Задача социального прогнозирования не только сделать просчет какой-то одной ветви, но сформулировать и обосновать модели всех альтернативных ветвей. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Социальное прогнозирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действительности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осуществления. Можно сказать, что это — практическая теория социальных изменений, или теоретическая практика социальных преобразований. Основные предпосылки социального прогнозирования Всякое социальное действие должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и социально значимым. Необходимо выделять следующие предпосылки социального прогнозирования: 1. Общественная потребность в целенаправленном изменении и развитии тех или иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений. 2. Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности в область удовлетворения социальных потребностей. 3. Потребность в реализации социального творчества. 4. Социальная необходимость в планомерном, предсказуемом, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов. 5. Потребность в создании динамичных социальных систем, которые характеризуются сбалансированностью отношении внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами. 6. Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности, рациональности. 7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов. 8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности. Социальное прогнозирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлении. Прогнозирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Социальное прогнозирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения. Предполагается, что социальный прогноз возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать некоторым условиям его разработки: - он должен быть создан на научной основе, - быть эффективным с точки зрения реализации, - не содержать противоречий, - быть предназначен для реализации, - не противоречить нравственным и общепринятым социальным нормам. Социальный прогноз должен соответствовать пяти основным принципам: - однозначности, - необходимости, - полноте, - непротиворечивости, - оптимальности. Информация, содержащаяся в прогнозе, должна быть необходимой и достаточной. Наиболее сложными являются прогнозы будущих состояний социальных систем, процессов, отношений, в первую очередь по причине трудностей выражения социальных процессов в количественных показателях.
Краткие характеристики различных типов социальных прогнозов, проектов и программ 1. Социальные прогнозы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, формирование социально и граждански активной личности, творческое освоение исторического и культурного опыта. Особое место в сфере исторической культуры занимают прогнозы, проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. 2. Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. 3. Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, они должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позитивных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем. 4. Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий. 5. В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, различные формы самодеятельности, предусматривать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности. 6. В области проектирования, связанного с исторической культурой (и соответствующее направление культурной политики), рассматриваемы наиболее актуальные проблемы, свидетельствующие о неблагополучии общества в отношении к собственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к культурному наследию, к национальным формам культурного творчества и т. д. 7. Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут быть классифицированы следующим образом и, соответственно, решать различные задачи, например: — образовательные и профориентационные, направленные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.; — социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых людей, способствующая освоению ими какой-либо новой для них профессии); — профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики); — профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности). 8. Социальные проекты в сфере политической культуры могут быть направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах, вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и экономическим преобразованиям), формирование политического и гражданского самосознания. 9. В рамках информационно-просветительных проектов можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает развитие позитивных социально-политических инициатив граждан в разработку и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности. По преобладающей направленности прогнозы, программы и проекты могут быть: - информационно-просветительными; - обучающими (или познавательными); - поисково-исследовательскими (преимущественно в сфере исторической культуры); - художественно-творческими (производство, сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел, фольклора и т. д.); - социально-творческими; - профессионально-ориентационными; - ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам политики, истории, художественной жизни); - реабилитационными (проекты психологической, социально-психологической, социальной, трудовой и прочей реабилитации); - культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана памятников); - природоохранными; - физкультурно-оздоровительными. Проектная документация. Социальный паспорт Управляемость процессом прогнозирования осуществляется не только средствами организационных ресурсов, но и с помощью доскональной технологизации процесса разработки социальных прогнозов. В этих целях используются различная проектная документация. Одним из основных элементов последней можно полагать социальный паспорт. Составление социального паспорта осуществляется на основе результатов реализации процесса паспортизации объекта. Паспортизация объекта — это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Социальный паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|