Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы теории социального прогнозирования




Терминология

Социальное прогнозирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию прогнозов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования. Оно даёт возможность управлять социальными процессами и является выражением того социально нового, что характеризует тенденция социального развития. В соответствии с этим социальное прогнозирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное прогнозирование — синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное прогнозирование касается прежде всего социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное прогнозирование выражается в создании конкретных социальных прогнозов, в планировании и управления развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально- культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное прогнозирование - учебная дисциплина, связанная с изучением методология и технологии прогнозирования‚ средств прогнозирования, его системных принципов, форм и методов.

Социальное прогнозирование даёт возможность построить концепцию возможных миров, разработанную еще в трудах классических философов, с привлечением таких понятий, как социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция.

Прогнозирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление уп­равляемости и регулируемости некоторого процесса.

Близкими по смыслу и значению понятиями являются следую­щие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Планирование — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и про­порций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.

Предвидение — в узком смысле — предсказание, в бо­лее широком — предпочтительное знание о событиях или яв­лениях, которые существуют, но не зафиксированы в налич­ном опыте. Предвидение может быть простым предвосхище­нием, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. На­учное предвидение основывается на выявлении закономерно­стей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

Прогнозирование — есть форма предвидения, выража­ющаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом или явлением. Связано с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Перенос развития явления в будущее осуществляется с помощью методов эк­страполяции, моделирования и экспертизы.

В основание социального прогнозиирования должны быть заложены следу­ющие параметры:

— противоречивость социального объекта;

— многовекторность развития социального объекта;

— невозможность описания социального объекта конеч­ным числом терминов любой социальной теории;

— наличие множества субъективных составляющих, оп­ределяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

— субъективные факторы социального ожи­дания;

— факторы, определяющие разные критерии оценки зре­лости развития социального объекта.

Социальное прогнозирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Оно учитывает и воз­можность неудачного эксперимента по проверке идей (отрицательный результат). При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоот­ветствие в решении поставленных задач.

Направленность социальных процессов

Прогнозирование социальных процессов направлено на вне­сение изменений в социальную среду человека. Оно в идеаль­ной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта.

Необходимо выделять следующие условия, которые поз­воляют конструировать социальное будущее:

1) наряду с наиболее вероятной тенденцией су­ществуют менее вероятные, но реально возможные тенден­ции развития;

2) в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть моби­лизованы для решения данной социальной задачи;

3) общественным структурам присуще испыты­вать значительные деформации, что и может быть использо­вано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития, ведь каждый из компонентов сис­темы общественной жизни относительно самостоятелен, но в то же время взаимо­связан с другими компонентами, а изменения в одном компоненте приводят к изменениям в других;

4) перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована разными средствами.

Технологии реализации прогнозов

Социальное прогнозирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) ап­парат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Основными элементами прогнозной деятельности, ее важ­нейшими теоретическими категориями являются: кон­струирование, система, субъект, объект, со­циальная технология, методы со­циального прогнозирования, его условия и механизмы.

 

Конструирование, реконструирование и деконструирование

Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей созда­ния нового: в познавательной, художественной, технической.

Конструирование — это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной фор­ме какого-либо объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факто­ров, их подбора и связывания в новый объект. Оно может быть направлено на практичес­кие потребности или носить игровой характер.

Реконструиро­вание часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в несколь­ких смыслах: 1) коренное переустройство или перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление пер­воначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. Первый смысл пред­полагает практическую деятельность. Второй — с обязатель­ностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность. Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей соци­альных отношений в том или ином виде общности. Рекон­струирование в таком понимании напоминает познаватель­ный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование — это восста­новление в идеальной форме объекта по неполной информации.

Деконструирование — построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования.

Реконструирование и деконструирование — это разновидности творческой активности мышления.

Системные основания проектирования

Важное место в прогнозной деятельности занимает понятие «система». Система — это целостность, которая организована множест­вом функций и управленческих дейст­вий по принятию решений и их реализации.

В системе выделяют элементы и структуру. Под элементом обычно понимается объект, который является частью единого целого, под структурой — от­носительно устойчивый, упорядоченный способ связи элемен­тов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Субъект и объект социального прогнозирования

Субъектом социального прогнозирования являются раз­личные носители управленческой деятельности — как отдель­ные личности, так и организации, трудовые коллективы, со­циальные институты и т. п., ставящие своей целью организо­ванное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая сторона субъ­екта прогнозирования — его социальная активность, непос­редственное участие в процессе. От знания и умения, творчества и мастерства, культуры и уровня мышле­ния субъекта прогнозной деятельности, от конкретных спо­собностей людей анализировать и синтезировать информа­цию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качес­тво разрабатываемых прогнозов, моделей и проектов.

Объектом социального прогнозирования называют систе­мы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в прогнозную деятельность. В поле социально­го прогнозирования попадают объекты различной при­роды:

1) объекты, поддающиеся организованному воздействию: средства и предметы труда, социальная техно­логия, техника как совокупность орудий труда, средства жиз­ни, духовная культура, социальная деятельность;

2) человек как общественный индивид и субъект историчес­кого процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, соци­альным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

3) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества: трудовые коллективы, регионы, социальные груп­пы;

4) разнообразные общественные отношения: поли­тические, идеологические, управленческие, эстетические, нрав­ственные, семейно-бытовые, межличностные;

5) эле­менты образа жизни: жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни.

В качестве основных объектов социального прогнозирова­ния выступают социальные системы. Каждая социальная сис­тема обладает спецификой, особенными чертами, имеет раз­личные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэ­тому прогнозирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой ме­тодики.

«Информационный массив» прогнозирования

Одной из главных категорий социального прогнозирования является понятие «информационный массив», который пред­ставляется как система определенных на научной основе па­раметров, факторов, характеризующих объект прогнозирования. Среди множества источников создания «ин­формационного массива» — материалы социологических ис­следований, интервьюирование, анализ периодической печа­ти, статистические данные и т. п.

Основная цель социального прогнозирования как специ­фической управленческой деятельности — создание социаль­ных прогнозов.

Система общих параметров прогнозируемого объекта

Социальный прогноз должен содержать систему общих па­раметров прогнозируемого объекта, характеризующих его це­лостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, элементов, их связей.

Прогноз будущих возможных состояний социальных сис­тем, процессов и явлений должен соответствовать следую­щим условиям его разработки:

- он должен быть создан на на­учной основе,

- не противоречить нравственным нормам,

- выра­жать общепринятые социальные ценности,

- выражать социальный заказ,

- быть эффективным с точки зрения реа­лизации,

- не содержать противоречий,

- должен быть предна­значен для реализации.

Социальный прогноз должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам: однозначности, необходимости, полноте, непро­тиворечивости, оптимальности.

Методики социального прогнозирования

Методики — это способы достижения цели. Среди методик прогнозирования следует выделить следующие: ме­тодику матрицы идей, методику вживания в роль, метод ана­логии, метод ассоциации, методику мозгового штурма.

Методика матрицы идей — это когда на основе несколь­ких независимых переменных составляются различные ва­рианты решений. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации прогноза в заданных условиях.

Методика вживания в роль помогает получить более точ­ное представление о том, что нужно сделать в процессе про­гнозирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализо­ван прогноз. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда внимательно изучают условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является ме­тодом, с помощью которого на основе подобия, сходства пред­метов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях фор­мулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое высту­пает объектом прогнозирования.

Метод ассоциации предусматри­вает с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздейст­вия, т. е. затрагивают не только формы, но и существенные содержательные элементы.

Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодей­ствия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществ­ляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Согласно данной методике несколько предложенных идей рас­сматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними уста­навливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Этапы прогнозирования

Этапы прогнозирования — система приемов, методов, пра­вил, процедур, операций создания социального прогноза.

Наи­более общепринятой является следующая схема социального прогнозирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели прогноза — задачи прогноза — исследовательский прогноз — нормативный прогноз — модель — конст­рукт — проект.

1. Уяснение проблемы. Проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противо­речие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтер­натив социального развития.

2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве опре­деленной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компро­мисса.

3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, фун­кционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные пара­-
метры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном пас­порте должны содержаться основные сведения об изменени­ях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой чело­веческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности.

5. После определения целей важно уста­новить главные задачи, стоящие перед социальной системой.

Задача — это формулировка индивидуальной или обществен­ной потребности, ожидающей своего удовлетворения.

Задачи прогнозирования формируются на основе тщатель­ного изучения состояния системы, ее материальных, трудо­вых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетво­рения определенных социальных потребностей.

6. Исследовательский прогноз — в широком смысле — пред­видение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предме­том которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объек­тов, общественных явлений, процессов (трудовых коллекти­вов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтерна­тивных путях и сроках их осуществления. Прогноз описыва­ет будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

в) прогнозная оценка эксперта.

Существуют три дополняющих друг друга способа разра­ботки прогнозов:

- анкетирование (интервьюирование, опрос);

- экстраполирование и интерполирование — построение ди­намических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

- моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Исследовательский прогноз определяется путем про­должения от прошлого и настоящего к будущему и к выявле­нию тенденций развития систем.

7. Нормативный прогноз — это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе за­данных целей, задач, норм, идеалов.

8. Моделиро­вание — один из наиболее распространенных приемов позна­ния и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реали­зованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

9. Конструкт — это формирование теоретического зна­ния. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эф­фекта.

10. Проект системы. На этом этапе идеальная модель вы­ражается в системе знаков, определяются проективные осо­бенности системы, параметры отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

 

Неопределенность и многофакторность в «возможных мирах» социального прогнозирования

Даже самый точный прогноз возможных вариантов соци­ального будущего не дает абсолютно точной и полной карти­ны. И в принципе дать не может прежде всего по той причи­не, что невозможно однозначно сформулировать суммарный эффект взаимодействия разных векторов различных соци­альных сил и социальных процессов. Возникает так называе­мый эффект «черного ящика», когда имеется комплекс при­чин с множеством непредсказуемых результатов и следствий.

Вариативная дополнительность в социальных процессах

В социальных процессах, участниками которых являются коллективные субъекты, развитие осуществляется не путем реализации одной из альтернатив, а путем вариативной дополнительности. Образно говоря, социальный процесс развивается не по одной из двух или более ветвей, а по всем ветвям сразу. Но одна ветвь актуализируется как реальный процесс, остальные же остаются возможными пу­тями его развития. Этот процесс напоминает растущее дере­во социальных событий. Корневой системой дерева социальных событий явля­ются предыдущие социальные события, историческая пере­менная социального процесса. И в зависимости от того, по какому пути развития пошел социальный процесс, меняются осмысление и оценка предшествующих социальных событий.

Многофакторность со­циального развития, повышение степеней неопределенности и подвижности процессов социальной динамики говорят о том, что даже самые простые социальные процессы невоз­можно описать конечным числом понятий, формул или чисел. Речь идет не о не­познаваемости динамики социальных процессов, а о том, что их познание относительно.

В основе системы социального прогнозирования лежит фундамен­тальная социально-философская методология. И главное по­нятие восходит к Канту. Именно он в своей «Критике чистого разума» ввел понятие множества возможных ми­ров. По Канту, возможный мир — это мир, который может быть или мог быть. Реализованная реальность — это актуальный мир, нереали­зованные реальности — возможные миры социального про­цесса.

Социальный процесс как дерево социальных событий про­израстает сразу всеми ветвями. Задача социального прогнози­рования не только сделать просчет какой-то одной ветви, но сформулировать и обосновать модели всех альтернативных ветвей.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Социальное прогнозирование — одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации в действи­тельности некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза в виде их теоретического или практического осу­ществления. Можно сказать, что это — практическая теория социальных изменений, или теоретическая практика социальных преобразований.

Основные предпосылки социального прогнозирования

Всякое социальное действие должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым и социально зна­чимым. Необходимо выделять следующие предпосылки соци­ального прогнозирования:

1. Общественная потребность в целенаправленном изме­нении и развитии тех или иных социальных систем или соци­альных объектов, их свойств или взаимоотношений.

2. Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направлен­ности в область удовлетворения социальных потребностей.

3. Потребность в реализации социального творчества.

4. Социальная необходимость в планомерном, предсказу­емом, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов.

5. Потребность в создании динамичных социальных сис­тем, которые характеризуются сбалансированностью отноше­нии внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами.

6. Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, ее эффективности, рациональности.

7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.

8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности.

Социальное прогнозирование используется как один из ком­понентов целенаправленной деятельности, когда разра­батываются различные варианты решения новых социаль­ных проблем. Оно применяется также при подготовке соци­альных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлении.

Прогнозирование, будучи одной из форм выработки и при­нятия решения, выступает как важный элемент цикла уп­равления, обеспечивающий реализацию других его функций. Социальное прогнозирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Предполагается, что социальный прогноз возможных со­стояний социальных систем, процессов и явлений должен со­ответствовать некоторым условиям его разработки:

- он должен быть создан на научной основе,

- быть эффективным с точки зрения реализации,

- не содержать противоречий,

- быть предназначен для реализации,

- не проти­воречить нравственным и общепринятым социальным нормам.

Социальный прогноз должен соответствовать пяти основным принципам:

- однозначнос­ти,

- необходимости,

- полноте,

- непротиворечивости,

- оптималь­ности.

Информация, содержащаяся в прогнозе, должна быть необходимой и достаточной.

Наиболее сложными являются прогнозы будущих состояний социальных систем, процессов, отношений, в первую очередь по причине трудностей выражения социальных процессов в количественных показателях.

 

Краткие характеристики различ­ных типов социальных прогнозов, проектов и программ

1. Социальные прогнозы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд соци­ально-культурных проблем и педагогических задач: восста­новление и развитие культурно-исторической среды обита­ния, ценностей и традиций, воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой, форми­рование социально и граждански активной личности, твор­ческое освоение исторического и культурного опыта. Особое место в сфере исторической культуры занимают прогнозы, проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы кон­кретной этнической группы.

2. Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

3. Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, они должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита позити­вных социальных отношений, распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

4. Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: социально-психологическую неадаптированность, рост межэтнической напряженности, взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий.

5. В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного твор­чества, различные формы самодеятельности, предусматри­вать участие в проектных мероприятиях неорганизованной самодеятельности.

6. В области проектирования, связанного с исторической куль­турой (и соответствующее направление культурной полити­ки), рассматриваемы наиболее актуальные проблемы, свиде­тельствующие о неблагополучии общества в отношении к соб­ственной истории: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, отсутствие интереса к куль­турному наследию, к национальным формам культурного твор­чества и т. д.

7. Проекты и программы в сфере профессиональной культу­ры могут быть классифицированы следующим образом и, со­ответственно, решать различные задачи, например:

— образовательные и профориентационные, направлен­ные на формирование личности, стремящейся к максималь­ной реализации интеллектуальных, эмоциональных и твор­ческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обу­чения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образова­ния, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т. д.;

— социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых людей, способствующая освоению ими ка­кой-либо новой для них профессии);

— профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыра­жения личности специалиста, реализации творческого потен­циала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики);

— профессионально-компенсирующие (в этом случае про­грамма выступает в качестве средства решения проблем, вы­званных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

8. Социальные проекты в сфере политической культуры мо­гут быть направлены на активизацию общественно-полити­ческой жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах, вовлечение широких сло­ев населения в процесс местного самоуправления, в разра­ботку различных идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования и последующей норматив­но-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных социаль­ных проблем, на организацию конкретных акций, способству­ющих социальным, политическим и экономическим преобра­зованиям), формирование политического и гражданского са­мосознания.

9. В рамках информационно-просветительных проектов мож­но планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни. Практика подобного проектирования вовлекает раз­витие позитивных социально-политических инициатив граж­дан в разработку и выдвижение моделей общественного са­моуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-полити­ческой деятельности.

По преобладающей направленности прогнозы, программы и проекты могут быть:

- информационно-просветительными;

- обучающими (или познавательными);

- поисково-исследовательскими (преимущественно в сфере исторической культуры);

- художественно-творческими (производство, сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ре­месел, фольклора и т. д.);

- социально-творческими;

- профессионально-ориентационными;

- ценностно-ориентационными (например, дискуссионный клуб по проблемам политики, истории, художественной жиз­ни);

- реабилитационными (проекты психологической, соци­ально-психологической, социальной, трудовой и прочей реабилитации);

- культуроохранными (коллекционирование, музейное дело, охрана памятников);

- природоохранными;

- физкультурно-оздоровительными.

Проектная документация. Социальный паспорт

Управляемость процессом прогнозирования осуществляет­ся не только средствами организационных ресурсов, но и с помощью доскональной технологизации процесса разработки социальных прогнозов. В этих целях используются различная проектная документация. Одним из основных элементов по­следней можно полагать социальный паспорт.

Составление социального паспорта осуществляется на ос­нове результатов реализации процесса паспортизации объек­та. Паспортизация объекта — это получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Социальный паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, произ­водится анализ структуры элементов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...