Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ жизни как объект социального прогнозирования




Образ жизни понимается как способ жизнедеятельности, взятой в единстве с определяющими ее условиями. При этом способ жизнедеятельности понимается как ее специфическое состояние в кон­кретных исторических рамках, жизнедеятельность — как всякая деятельность, направленная на удовлетворение жизненных потреб­ностей, обеспечение функционирования организма.

Специфика образа жизни как способа жиз­недеятельности определяется социальной природой деятель­ности человека. Тот или иной вид, тип образа жизни склады­вается под воздействием многих факторов, что делает необ­ходимым классификацию разновидностей образа жизни по различным категориям.

Понятие образа жизни отличается от понятия уровня жизни, которое вклю­чает потребление материальных благ, удовлетворение по­требности в жилище, развитие сферы обслуживания, соотно­шение рабочего и свободного времени, доходы населения. По традиции эта категория ограничивается, как правило, такими оценками, которые подразумевают прямое количественное из­мерение в денежных или натуральных единицах.

Многие специалисты, занимающиеся про­блематикой качества жизни, считали возможным тракто­вать качество жизни как качественную сторону образа жизни, оставляя количественную сторону на долю уров­ня жизни.

Особое место в ряду рассматриваемых понятий занимает социально-экономическая категория уклад жизни (жиз­ненный уклад, общественно-экономический уклад) — категория политической эконо­мии, охватывающая определенную систему производственных отношений. Иными словами имеется в виду устройство, уста­новившийся порядок организации производства, обществен­ной жизни, культуры, быта, порядок, в рамках которого раз­вертывается жизнедеятельность людей.

Стиль жизни все чаще стал рассматриваться как соци­ально-психологическая категория, ориентированная на оценку поведения людей.

Стандарт жизни (жизненный стандарт) включает в себя сравнительные характеристики предыдущих категорий.

Обнаруживается важный феномен: при одина­ковом уровне жизни несколько индивидов, социальных групп или отдельных обществ в целом могут иметь совершенно раз­ное качество жизни; и напро­тив, при разном уровне жизни — одно и то же качество. Не менее важен и другой феномен: при одинаковом уровне и качестве жизни люди могут иметь совершенно различный стиль жизни, и наоборот.

Можно вывести две универсальные формулы для исследования:

1) условия жизни + жизнедеятельность = проблематика образа жизни;

2) поведение + образ мыслей (ценностные ориентации) = про­блематика стиля жизни.

Можно выстроить в логи­ческий ряд компоненты образа жизни:

1) преобразование объекта (труд),

2) формирование субъекта (образование, культура),

3) организация межсубъектных отношений (общественно-политическая деятельность, обеспечение правопорядка, на­циональные отношения),

4) воспроизводство субъекта (быт, семья и брак) и т. п.

Получается предметный классификатор блоков и подблоков образа жизни. Сочетание обоих класси­фикаторов в виде строк и столбцов дает на поле их пересече­ния матрицу возможных показателей образа жизни и его ус­ловий.

Жизненные ситуации и система жизнеобеспечения человека в прогнозировании

Социально-практическое бытие личности многомерно. Эта многомерность носит как временной, так и пространственный характер и выражается в том, что личность, с одной стороны, существует по меньшей мере в четырех временных режимах: хронологическое, социально-историческое, психологическое и биологическое временя, с другой — по меньшей мере в трех измерениях (координатах), отвечающих основным видам человеческой деятельности: социально-экономическому, социально-эко­логическому и социально-культурному, или идеологическому.

«Многомерность» социально-практического бытия челове­ка предъявляет особые требования к системе жизнеобес­печения. Эта система многозвенна. Она должна способствовать сохранению и воспроизводству че­ловека как экологической единицы и как личности с опреде­ленными социокультурными качествами, обеспечить его фи­зическое, психическое и социальное здоровье, его нравственный, творческий и социальный потенциалы.

Благополучие человека, его социальное самочувствие не сводятся к уровню и даже качес­тву его жизни, оно в значительной мере определяется мерой доступности средств для решения жизненно важных проблем. Именно этому и долж­на способствовать многоаспектная система жизнеобеспечения.

 

«Человеческое измерение»

Объекты прогнозирования могут быть различными по своей природе и относиться, как к элементам социальной структуры общества (со­циальные классы, слои, группы, общности), так и к элемен­там его социальной инфраструктуры (предприятия и учреж­дения, социальные институты организации). Актуальным требованием общественной практики становится введение в ее практику и «человеческого измерения», без учета которого социальные исследования окажутся бесплодными.

Социология и социальная пси­хология склонны «растворять» личность в контексте больших и малых социальных групп, а нравственный и творческий потенциал лич­ности, ее активное влияние на социальные процессы как бы остаются в подтексте социологических и социально-психологических исследований.

Чтобы избежать этого, надо пред­ставлять в качестве объекта прогнозной деятельности многомерное социальное про­странство, охватывающее все направления взаимодействий личности с природой и обществом через социальную структуру и социальную инфраструк­туру данного общества.

Под социальной инфраструктурой при этом имеется в виду весь комплекс социальных организаций и институтов, предприятий, организаций, учреждений.

Соци­ально-структурными звеньями этой системы оказываются социальные группы и общности (профессиональные и образовательные, половозрастные и этнические или этнокультурные), в которые включен человек на разных этапах своего жизнен­ного цикла.

Технология разработки социального проекта образа жизни

Ко­нечным продуктом прогноза должна явиться сетевая модель или «дерево» взаимосвязи социальных проблем, с выделением проблем перво­степенного и второстепенного характера. Построить такое «дерево» можно на основе сопо­ставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния про­блем. К их числу, в частности, относятся:

1. Социальное картографирование, применяемое как осо­бый способ организации и представления в виде проблемно-ориентированной «сетки» (матрицы) данных. В ходе социального картогра­фирования используются уже имеющиеся статистические показатели. К этой методике примыкают такие способы как пас­портизация территорий, аттестация рабочих мест.

2. Выборочные анкетные опросы населения. К этой методике примыкает ин­формативно-целевой анализ писем граждан в СМИ, в органы управления.

3. Экспертные опросы должностных лиц и специалистов (глазами лиц, участвующих в приня­тии управленческих решений).

4. Сопоставительный социальный анализ полученных матриц взаимного влияния проблем с построением графиков их связей.

Социальное прогнозирование раздвигает масштаб управ­ленческих социальных процессов, так как вовлекает в анализ и микросоциальные процессы, т.е. жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет:

1) учитывать при анализе социальных проблем и возмож­ных последствий от инновационных управленческих меро­приятий личностные предпосылки социального развития об­щества: соотносить социальные последствия от внедрения новшеств с социальным самочувствием, благосостоянием и благополучием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и эко­логическими процессами — с другой;

2) исследовать «точки напряжения», ведущие в перспек­тиве к перерастанию нерешенных социальных проблем в про­блемные жизненные ситуации;

3) осуществлять проработку пер­спективных управленческих решений с соответствующей оцен­кой их последствий к социальным процессам, обеспечивая тем самым возможность для реального осуществления таких решений как в общегосударственном масштабе, так и в масштабах локаль­ных социальных групп и территориально-поселенческих об­щностей.

Истинная эффективность социально-управленческих ре­шений измеряется тем, что реально они дали людям, как ска­зались на их образе жизни, физическом, психологическом и социальном самочувствии, какие жизненно важные и соци­ально-значимые проблемы позволили решить.

Образ жизни людей оказывает определяющее воз­действие на самого человека как субъекта социальной жиз­недеятельности. Эта закономерность отражена в следующем положении: каков образ жизни человека, таков и он сам.

 

Личность как субъект общественного развития

Человек — это система сама себя регулирующая, поправляющая и даже совершенствующая. Личность же — продукт обстоятельств, но обстоятельства создаются людьми, значит, личность как социальное существо является деятелем

Самоуправление личности имеет два вида:

1) оперативное (повседневное);

2) перспективное (цели).

Самоуправление может различаться по типам:

1. Морально-волевой: положительный, ему суждены боль­шие порывы и великие свершения; сильная, цельная натура.

2. Аморально-волевой: индивидуалист-эгоист; асоциальный тип.

3. Абуличный (слабый): вялый и пассивный, ко всему безразличный.

4. Импульсивный: много сильных импульсов, увлечений, но не может найти призвание и реализовать себя.

Социально-ценным является морально-волевой тип, обеспечивающий такое самоуправление, которое делает личность автономной (самостоятельной, инициативной) вместе с тем наилучшим образом осваивающей высшие социальные ценности морали и культуры.

Самооценка может быть как личной, так и формироваться под влиянием окружающих.

Высшая саморегуляция осуществляется специальной сис­темой «Я». Она начинает формироваться в детстве под влия­нием оценок взрослых и осознания своих возможностей. По мере дальнейшего образования и развития эта система ук­репляется и человек становится хозяином своих сил. Сфор­мированная система может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение нередко требует сильных продолжи­тельных воздействий.

Структуре «Я» соответствуют:

1) представление о том, ка­ково «Я» есть и каково оно должно быть в идеале;

2) совесть, которая может привести в соответствие реальное поведение идеальному.

К типичным свойствам личности относятся:

• идейность;

• целеустремленность;

• моральная воспитанность;

• духовное богатство;

• цельность;

• активность;

• оригинальность и индивидуальность.

Расширение простора для самореализации каждой лично­сти стабилизирует и интенсифицирует процесс обогащения и поступательного развития общества. Посредством приведения в действие механизма активизации потенциала человеческой личности выигрывает все общество, ускоряется его развитие. И, напротив, когда общественно значимая деятельность не является при этом личностно значимой, утверждающей че­ловека в качестве самостоятельного творческого субъекта или когда эта деятельность выступает для человека не как обога­щение, а утрата им самого себя, постепенно утрачивается для общества в целом главное его достояние и богатство, зало­женное в потенциале человеческой личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...