Образ жизни как объект социального прогнозирования
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Образ жизни понимается как способ жизнедеятельности, взятой в единстве с определяющими ее условиями. При этом способ жизнедеятельности понимается как ее специфическое состояние в конкретных исторических рамках, жизнедеятельность — как всякая деятельность, направленная на удовлетворение жизненных потребностей, обеспечение функционирования организма. Специфика образа жизни как способа жизнедеятельности определяется социальной природой деятельности человека. Тот или иной вид, тип образа жизни складывается под воздействием многих факторов, что делает необходимым классификацию разновидностей образа жизни по различным категориям. Понятие образа жизни отличается от понятия уровня жизни, которое включает потребление материальных благ, удовлетворение потребности в жилище, развитие сферы обслуживания, соотношение рабочего и свободного времени, доходы населения. По традиции эта категория ограничивается, как правило, такими оценками, которые подразумевают прямое количественное измерение в денежных или натуральных единицах. Многие специалисты, занимающиеся проблематикой качества жизни, считали возможным трактовать качество жизни как качественную сторону образа жизни, оставляя количественную сторону на долю уровня жизни. Особое место в ряду рассматриваемых понятий занимает социально-экономическая категория уклад жизни (жизненный уклад, общественно-экономический уклад) — категория политической экономии, охватывающая определенную систему производственных отношений. Иными словами имеется в виду устройство, установившийся порядок организации производства, общественной жизни, культуры, быта, порядок, в рамках которого развертывается жизнедеятельность людей.
Стиль жизни все чаще стал рассматриваться как социально-психологическая категория, ориентированная на оценку поведения людей. Стандарт жизни (жизненный стандарт) включает в себя сравнительные характеристики предыдущих категорий. Обнаруживается важный феномен: при одинаковом уровне жизни несколько индивидов, социальных групп или отдельных обществ в целом могут иметь совершенно разное качество жизни; и напротив, при разном уровне жизни — одно и то же качество. Не менее важен и другой феномен: при одинаковом уровне и качестве жизни люди могут иметь совершенно различный стиль жизни, и наоборот. Можно вывести две универсальные формулы для исследования: 1) условия жизни + жизнедеятельность = проблематика образа жизни; 2) поведение + образ мыслей (ценностные ориентации) = проблематика стиля жизни. Можно выстроить в логический ряд компоненты образа жизни: 1) преобразование объекта (труд), 2) формирование субъекта (образование, культура), 3) организация межсубъектных отношений (общественно-политическая деятельность, обеспечение правопорядка, национальные отношения), 4) воспроизводство субъекта (быт, семья и брак) и т. п. Получается предметный классификатор блоков и подблоков образа жизни. Сочетание обоих классификаторов в виде строк и столбцов дает на поле их пересечения матрицу возможных показателей образа жизни и его условий. Жизненные ситуации и система жизнеобеспечения человека в прогнозировании Социально-практическое бытие личности многомерно. Эта многомерность носит как временной, так и пространственный характер и выражается в том, что личность, с одной стороны, существует по меньшей мере в четырех временных режимах: хронологическое, социально-историческое, психологическое и биологическое временя, с другой — по меньшей мере в трех измерениях (координатах), отвечающих основным видам человеческой деятельности: социально-экономическому, социально-экологическому и социально-культурному, или идеологическому.
«Многомерность» социально-практического бытия человека предъявляет особые требования к системе жизнеобеспечения. Эта система многозвенна. Она должна способствовать сохранению и воспроизводству человека как экологической единицы и как личности с определенными социокультурными качествами, обеспечить его физическое, психическое и социальное здоровье, его нравственный, творческий и социальный потенциалы. Благополучие человека, его социальное самочувствие не сводятся к уровню и даже качеству его жизни, оно в значительной мере определяется мерой доступности средств для решения жизненно важных проблем. Именно этому и должна способствовать многоаспектная система жизнеобеспечения.
«Человеческое измерение» Объекты прогнозирования могут быть различными по своей природе и относиться, как к элементам социальной структуры общества (социальные классы, слои, группы, общности), так и к элементам его социальной инфраструктуры (предприятия и учреждения, социальные институты организации). Актуальным требованием общественной практики становится введение в ее практику и «человеческого измерения», без учета которого социальные исследования окажутся бесплодными. Социология и социальная психология склонны «растворять» личность в контексте больших и малых социальных групп, а нравственный и творческий потенциал личности, ее активное влияние на социальные процессы как бы остаются в подтексте социологических и социально-психологических исследований. Чтобы избежать этого, надо представлять в качестве объекта прогнозной деятельности многомерное социальное пространство, охватывающее все направления взаимодействий личности с природой и обществом через социальную структуру и социальную инфраструктуру данного общества. Под социальной инфраструктурой при этом имеется в виду весь комплекс социальных организаций и институтов, предприятий, организаций, учреждений. Социально-структурными звеньями этой системы оказываются социальные группы и общности (профессиональные и образовательные, половозрастные и этнические или этнокультурные), в которые включен человек на разных этапах своего жизненного цикла.
Технология разработки социального проекта образа жизни Конечным продуктом прогноза должна явиться сетевая модель или «дерево» взаимосвязи социальных проблем, с выделением проблем первостепенного и второстепенного характера. Построить такое «дерево» можно на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблем. К их числу, в частности, относятся: 1. Социальное картографирование, применяемое как особый способ организации и представления в виде проблемно-ориентированной «сетки» (матрицы) данных. В ходе социального картографирования используются уже имеющиеся статистические показатели. К этой методике примыкают такие способы как паспортизация территорий, аттестация рабочих мест. 2. Выборочные анкетные опросы населения. К этой методике примыкает информативно-целевой анализ писем граждан в СМИ, в органы управления. 3. Экспертные опросы должностных лиц и специалистов (глазами лиц, участвующих в принятии управленческих решений). 4. Сопоставительный социальный анализ полученных матриц взаимного влияния проблем с построением графиков их связей. Социальное прогнозирование раздвигает масштаб управленческих социальных процессов, так как вовлекает в анализ и микросоциальные процессы, т.е. жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет: 1) учитывать при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных управленческих мероприятий личностные предпосылки социального развития общества: соотносить социальные последствия от внедрения новшеств с социальным самочувствием, благосостоянием и благополучием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами — с другой; 2) исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в проблемные жизненные ситуации;
3) осуществлять проработку перспективных управленческих решений с соответствующей оценкой их последствий к социальным процессам, обеспечивая тем самым возможность для реального осуществления таких решений как в общегосударственном масштабе, так и в масштабах локальных социальных групп и территориально-поселенческих общностей. Истинная эффективность социально-управленческих решений измеряется тем, что реально они дали людям, как сказались на их образе жизни, физическом, психологическом и социальном самочувствии, какие жизненно важные и социально-значимые проблемы позволили решить. Образ жизни людей оказывает определяющее воздействие на самого человека как субъекта социальной жизнедеятельности. Эта закономерность отражена в следующем положении: каков образ жизни человека, таков и он сам.
Личность как субъект общественного развития Человек — это система сама себя регулирующая, поправляющая и даже совершенствующая. Личность же — продукт обстоятельств, но обстоятельства создаются людьми, значит, личность как социальное существо является деятелем Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное (повседневное); 2) перспективное (цели). Самоуправление может различаться по типам: 1. Морально-волевой: положительный, ему суждены большие порывы и великие свершения; сильная, цельная натура. 2. Аморально-волевой: индивидуалист-эгоист; асоциальный тип. 3. Абуличный (слабый): вялый и пассивный, ко всему безразличный. 4. Импульсивный: много сильных импульсов, увлечений, но не может найти призвание и реализовать себя. Социально-ценным является морально-волевой тип, обеспечивающий такое самоуправление, которое делает личность автономной (самостоятельной, инициативной) вместе с тем наилучшим образом осваивающей высшие социальные ценности морали и культуры. Самооценка может быть как личной, так и формироваться под влиянием окружающих. Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой «Я». Она начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей. По мере дальнейшего образования и развития эта система укрепляется и человек становится хозяином своих сил. Сформированная система может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение нередко требует сильных продолжительных воздействий. Структуре «Я» соответствуют: 1) представление о том, каково «Я» есть и каково оно должно быть в идеале; 2) совесть, которая может привести в соответствие реальное поведение идеальному.
К типичным свойствам личности относятся: • идейность; • целеустремленность; • моральная воспитанность; • духовное богатство; • цельность; • активность; • оригинальность и индивидуальность. Расширение простора для самореализации каждой личности стабилизирует и интенсифицирует процесс обогащения и поступательного развития общества. Посредством приведения в действие механизма активизации потенциала человеческой личности выигрывает все общество, ускоряется его развитие. И, напротив, когда общественно значимая деятельность не является при этом личностно значимой, утверждающей человека в качестве самостоятельного творческого субъекта или когда эта деятельность выступает для человека не как обогащение, а утрата им самого себя, постепенно утрачивается для общества в целом главное его достояние и богатство, заложенное в потенциале человеческой личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|