Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная проекция, социальное предвидение




И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Социальная проекция как форма видения будущего

Термин происходит от латинского «бросание вперед, выбрасывание». В основном этот термин использовался в психологии. Проекция играет большую роль в формировании психики, особенно в раннем детском возрасте. Человек как элемент социальной системы характеризуется тем, что в системе его социальных убеждений, социальных принципов и социальных предпочтений имеет место такие элементы социальной психологии, как социальное предвосхищение и социальное ожидание, они во многом основываются на социальных эмоциях. Человек ожидает что-то от будущего, он всматривается в него. Проще говоря, человек как бы представляет, как он будет жить в том временном измерении, которое еще не оформилось. Этот перенос и есть проекция. Полезность проекции (или гипотезы) заключается в способности представлять и вероятные, и имеющие некоторые изъяны варианты развития социальных процессов.

 

Субъективно-личностная и социальная проекция

Проекция может быть субъективно-личностной и социальной. Личностная проекция включает в себя желания, помыслы, фантазии и мотивируется побуждениями личностного психологического ожидания чего-то от будущего. Социальная проекция обусловлена социальными качествами и социальными предпочтениями субъекта. Она мотивируется системой социальных ценностей, мировоззрением, социальными предпочтениями и социальными ожиданиями. Перенося на будущее свои сегодняшние чувства и социальные предпочтения, субъект социальной проекции как бы выбирает среди множества версий социального развития ту, которая в максимальной степени соответствует шкале его социальных ценностей. Он не конструирует социальный мир, а только лишь обозревает среди множества возможных миров тот, в котором он бы жил в будущем. Он ищет свой социальный мир. Социальная проекция — это заинтересованный взгляд в ещё не состоявшейся мир с желанием увидеть то, что удовлетворит социальные чувства смотрящего. В зависимости от этого удовлетворения субъект социальной проекции строит и систематизирует свои действия и получает какие-то результаты. Проективный взгляд в будущее, как бы отражаясь от будущего, возвращается назад. И в зависимости от того, каким пришел этот отраженный луч, так и строится система действий субъекта социальной проекции.

 

Сущность социального предвидения

Научное предвидение подразделяется на естественнонаучное (перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (перспективы развития личности и общества).

Предвидение в научной литературе в большинстве случаев трактуется в двух смыслах: как предсказание тех или иных событий; как предпочтительное знание о событиях и явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в опыте. Социальное предвидение имеет несколько форм конкретизации. Прежде всего, нужно отметить предчувствие (простое предвосхищение), которое может выступать как психофизиологическое или биологическое явление, практически присущее всем высшим живым организмам, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и связано обычно с ожиданием вероятностных событий. Более высокой формой является предугадывание (предвосхищение), которое присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем на основе личного опыта. Это проявляется в представлении о будущности своей личной судьбы, своей профессии, своего ближайшего окружения и контактной среды. Следующим уровнем является конкретное научное предвидение как логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма. Иногда конкретное научное предвидение обретает вид предсказания, когда оно локализовано во времени и пространстве. Высшей формой научного социального предвидения является определение совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества, касаются всего человечества или его крупных частей. Часто в научной литературе пишут о квазипредвидении, особенно когда пытаются реконструировать прошлое по некоторым сохранившимся фрагментам, в основном материальной культуры.

Предвидение представляет собой форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или к неизвестным в данный момент его состояниям, но поддающимся выявлению и использованию в теории и практике управления.

Социальное прогнозирование

Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование — это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

Прогнозирование как форма предвидения

Прогнозирование как одна из форм предвидения в социальной сфере находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. В тех областях, где отношения между явлениями обусловлены неуправляемыми причинными связями, прогнозирование превращается в безусловное предсказание. Таким образом, имеет место приспособление действий к ожидаемым состояниям объекта. В тех случаях, когда объект прогнозирования характеризуется сложными связями и отношениями, необходимо учитывать феномен обратной связи.

Существуют три основных способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Экстраполяция — познавательная операция, связанная с распространением выводов по одной части какого-либо явления на другую часть либо на все явление в целом, а также распространение выводов относительно настоящего состояния явления на его состояния в будущем.

Моделирование — метод исследования объектов познания с помощью их моделей. Моделью объекта считается его аналог (схема, структура, знаковая система). Моделирование связано с экспериментом, посредством которого прогнозируется поведение оригинала, его свойства, структура и функции на основе анализа свойств, структур и функций заместителя оригинала — модели.

Экспертиза — представляет собой познавательную операцию, которая выражается в формулировании заключения о свойствах объекта на основании оценки или системы оценок.

В разработке прогнозов также используются методы аналогии, дедукции, индукции, различные статистические методы, экономические, социологические и др.

 

Сущность социального прогнозирования

Социальное прогнозирование возникло в 20—30-е гг. XX века. Это было связано с осознанием многофакторности и вариативности общественного развития. Большую роль в формировании социальной прогностики сыграло рождение принципиально нового этапа научно-технического, технологического и информационного прогресса. Современное социальное прогнозирование как осмысление обществом самого себя ведет отсчет от конца 40-х гг.

В объяснении сущности прогнозирования самое широкое хождение получила точка зрения И.В. Бестужева-Лады: прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий.

Типовая методика прогнозирования

Методика прогнозирования содержит в себе следующие основные этапы:

1. Характеристика предпрогнозной ориентации: квалификация объекта, выявление проблемы, формулирование основной цели, определение частных задач, выбор средств, методов и методик достижения частных задач и основной цели, определение рабочей конкретной методики прогнозирования.

2. Осмысление прогнозного фона: сбор информации и данных, характеризующих саморазвитие объекта, и данных, влияющих на его развитие из вне, систематизация информационной базы данных с выбором существенной и несущественной информации.

3. Формулирование исходной модели: выявление структуры и функций объекта, системы показателей, параметров объекта, выбор предметного, аналогового или знакового метода моделирования, выбор системы интерпретации.

4. Построение поискового прогноза: выбор наблюдаемой тенденции развития объекта, выявление перспективных проблем, выявление возможных решений.

5. Формулирование нормативного прогноза: выявление критериев соответствия будущего и исходной модели, оценка этого соответствия, формулирование системы поправок и допусков, суммарная оценка по всем видам соответствия.

6. Оценка степени достоверности: выявление теоретических и практических критериев достоверности, уточнения прогностической модели методом обратной связи, установление дополнительных критериев достоверности методами независимой экспертизы, опросами экспертов.

7. Выработка рекомендаций: уточнение характеристик и параметров объекта в настоящем, формулирование возможных тенденций, уточнение новых исходных моделей, выявление новых прогнозных проекций.

Методы прогнозирования

Применение конкретных методик прогнозирования основывается на использовании системы методов прогнозирования. Наиболее распространенными методами прогнозирования являются метод экстраполяции, экспертный метод, метод Дельфи, метод эффекта Эдипа, метод морфологического синтеза, методы прогнозных сценариев и прогнозных граф, метод моделирования выбора оптимального решения. Кроме этого в прогнозировании используются методы аналогии, гипотезы, логической дедукции и индукции, методы математической теории игр, вероятностные методы, а также конкретные математические, статистические, социологические и экономические методы.

 

Метод экстраполяции

Данный метод был одним из исторически первых методов, который стал широко использоваться в социальном прогнозировании. Суть этого метода заключается в построении динамических (математических, статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом до даты перспективы прогнозирования. При подобном подходе осуществляется выбор оптимального варианта с учетом времени, условий и т. д. Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены, т.к. социальные процессы развиваются по сложным траекториям, что ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется.

 

Экспертный метод

Он включает в себя экспертные оценки, аналитические записки, сопоставление различных экспертных данных и различные формы их согласования в виде публичного обсуждения, круглых столов, «мозгового» штурма и т. п. Качество экспертной оценки, ее надежность, полнота и обоснованность зависят от следующих факторов: выбор состава экспертов и оценка их компетентности; составление анкет для опроса экспертов; получение экспертных заключений; оценка согласованности мнений экспертов; оценка достоверности результатов; составление программы для обработки экспертных заключений. Необходимо отметить и его недостатки: он достаточно громоздок, так как много времени уходит получение ответов экспертов, дающих довольно большой объем информации; поскольку метод основан на интуиции и субъективных взглядах опрашиваемых, качество оценки прямо зависит от квалификации экспертов.

 

Метод Дельфи (дельфийского оракула)

Предусматривает сложную процедуру получения и обработки ответов. На ее основе делаются прогнозы развития научно-технического и социального прогрессов, военно-политических и иных проблем на десятки лет вперед. Прогнозы, получаемые с помощью метода Дельфи, строятся на исследовании объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно его будущего. При этом большую роль играет интуиция, которая может подсказать правильное решение, поскольку основывается на большом опыте эксперта. Но интуитивный подход не всегда приводит к нужным результатам, особенно при решении задач большой сложности, а социальное прогнозирование все чаще сталкивается именно с такими задачами. Метод Дельфи позволяет выявить преобладающее суждение опрашиваемых по избранному кругу проблем. Он особенно пригоден для составления краткосрочных прогнозов, предсказания локальных событий, т. е. в сравнительно простых случаях.

 

Эффект Эдипа

Эффект Эдипа дает возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная творческая деятельность людей, в процессе которой реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения, опасности и угрозы. Так, построение графика преступлений в России в 90-е гг. и прогнозирование криминогенной обстановки может привести к выводу о неотвратимом их росте, о вовлеченности в преступную жизнь все большего количества населения. Однако именно сознание и понимание такой перспективы приводит к тому, что общество сосредоточивается на этом явлении и принимает меры, чтобы данный прогноз не состоялся. Таким образом, прогнозы обладают способностью к самореализации, но только в том случае, если смыкают в единую цепь потребности и интересы людей как на уровне общественной, производственной, так и их личной жизни.

 

Морфологический синтез

Предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Метод морфологического синтеза предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или обсуждения. Данный метод отвечает на следующие типы вопросов: какие средства необходимы для получения прогнозной информации; какова последовательность наступления событий; как проследить применение всех средств, или всех методов, или всех этапов решения данной проблемы? Но особенно значимое в этом методе требование — не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования.

 

Прогнозные сценарии

С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования, социального процесса или явления. Основное значение прогнозного сценария связано с определением перспектив развития, основной его линии, а также с выявлением основных факторов фона развития и критериев для оценки уровней достижения цели.

 

Прогнозные графы

Прогнозные графы являются математическими моделями прогнозных сценариев. Совместно с «деревом целей» они определяют развитие объекта в целом, участвуют в формулировке прогнозных целей, сценария, в определении уровней и критериев эффективности прогнозов.

 

Метод моделирования выбора оптимального решения

Данный метод (метод оптимизации решений) связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение. Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Использование моделей повышает эффективность прогнозирования, позволяет рассмотреть большое количество возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый. Однако в моделировании есть и отрицательные стороны, обусловленные недостаточной точностью и эластичностью моделей при прогнозе, особенно на длительный период.

Таким образом, социальное прогнозирование базируется на различных методах изучения объективных закономерностей научно-технического и социального прогресса, а также па моделировании вариантов их будущего развития с целью формирования, обоснования и оптимизации перспективных решений.

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Развитие общества не должно быть стихийным и непредсказуемым. Историческая практика говорит о том, что общество тогда может целенаправленно изменяться, когда оно планомерно, на основе научных данных планирует свое изменение. Это говорит о том, что оптимальное научное управление общественной жизнью требует рассматривать социальное планирование как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику в всех сферах общественной жизни — экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни.

Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.

 

Уровни социального планирования

Первый уровень планирования — это планирование социального развития трудовых коллективов. На уровне трудового коллектива наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах:

1. Что и в какой степени работник способен сде­лать для успешного развития производства и как он сам бу­дет изменяться под влиянием научно-технического и соци­ального прогресса.

2.Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для че­ловека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз­можностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа яв­ляется совершенствование материального и морального сти­мулирования.

3.Процессы взаимодействия человека с произ­водственной организацией, городом или районом (а следова­тельно, и со всем обществом) не должны протекать спонтан­но, случайно, стихийно, а должны быть выражением созна­тельной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.

Второй уровень – региональный. Здесь социальное планирование пред­ставляет собой особую форму целенаправленного регулиро­вания социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирова­ния всего общественного организма огромное значение при­обретает выравнивание уровней социального развития в тер­риториальном разрезе и особенно регулирование миграцион­ных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потреб­ление культурных ценностей. Главной це­левой установкой для регионального социального планирова­ния является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

Кроме того, при изуче­нии социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отрас­левого и регионального планирования в интересах эффектив­ного функционирования общества. Необходимо так же учитывать, что проблемы, стоящие перед рес­публикой или областью, не всегда по своей актуальности со­впадают с общегосударственными.

 

Формы социального планирования

Формы социального планирования различаются прежде всего следующим образом: во-первых, адресным планирова­нием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (эко­номических и социальных) рычагов.

Конкретное, или адресное, планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государ­ственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уров­ня общественного развития. Важным является то, что, прежде всего, это касается рационального соотношения в развитии социальных процессов; они от­ражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.

По своей сути социальное планирование связано с опреде­лением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требу­ется времени не только для всестороннего научного обоснова­ния принимаемого решения, но и для его осуществления. Вре­менная протяженность планового периода должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что адресное планирование дает простор для широкого применения командных методов.

При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. Определяется, какие элементы не поддаются государственному или общественному регулированию, ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий и негативных результатов.

 

Методы социального планирования

Методы планирования обусловлены теми задачами, которые ставятся при развитии социальных отношений и социальных структур.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с развитием рыночных отношений, когда важно уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Нормативный метод служит основой для составления показателей социального развития на различных уровнях организации общества. Нормативы позволяют осуществлять расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.

 

Ресурсы и резервы социального планирования

Нормирование, как одна из форм социального планирования, коснулось многих сторон жизни человека: труда, культуры, быта, однако оно слабо затронуло общественно-политическую деятельность, социальное и межличностное общение. Вместе с некоторыми ненормированными аспектами трудовой деятельности, деятельности в сфере культуры, семьи и быта это область тех общественных отношений, которые практически не подвергались количественной оценке. В связи с тем, что по очень многим направлениям определение нормативов затруднено, правомерно введение в практику планирования понятия «социальный ориентир»: за оптимальную величину принимаются лучшие показатели ряда производственных организаций и объединений. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром.

Социальные нормативы и ориентиры классифицируются по различным основаниям:

- по сферам жизнедеятельности человека (труд, общественно-политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение).

- по требованиям, предъявляемым к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения (обеспеченность сельских населенных пунктов школами, кинотеатрами, автобусным сообщением, учреждениями торговли, в применении к городам — это оснащенность и обеспеченность микрорайонов городов всем необходимым для повседневной жизни).

- по нормам, связанным с использованием системы «человек—человек» (сколько лиц той или иной профессии приходится на 1 тыс. населения продавцов, учителей, работников культуры и др.). Чем меньше это соотношение, тем больше жалоб на качество их работы, оперативность, маневренность, на социально-психологический климат. Определенной модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий.

- по различным уровням социальной организации общества. Одни из них используются для сравнения по всей стране, другие — только в определенном регионе, третьи — в отрасли народного хозяйства, четвертые — в небольшой группе организаций.

- в зависимости от социальной структуры общества, например, проблемы повышения квалификации и образования будут разными в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп.

Социальные нормативы и ориентиры изменяются на каждом этапе развития не только общества, но и каждого региона, каждого производства.

Большие возможности совершенствования планирования имеют социальная карта региона и социальный паспорт организации, которые констатируют многообразие социальных процессов. Такие документы позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение между объектами планирования. Осо­бенно отчетливо это проявляется при планировании соци­ального развития крупного региона. Социальная карта или социальный паспорт предполагают использование различ­ных коэффициентов, что вызывается объективной необхо­димостью учета различной демографической структуры населения, природно-климатических условий или нацио­нальных особенностей. В социальной карте или паспорте характери­зуется в первую очередь социальный состав населения, де­мографическая ситуация, а затем показатели трудовой, об­щественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы. В них находит отражение кадровое обеспе­чение социального развития и его материально-техническая база, которые могут рассматриваться и анализироваться как по сферам общественной жизни, так и самостоятельно. Такие данные дополняются характеристиками, полученными в ходе социологических исследований.

Обычно выделяют такие этапы создания паспорта соци­альной структуры (общая схема):

1. Определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация.

2. Разработка форм паспорта (внесение показателей, кото­рые будут изменяться под воздействием управляющей под­системы).

3. Заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...