Управление социальными процессами
Управление в сфере социально-экономических отношений В основе создания сбалансированного общественного организма лежит экономико-хозяйственная жизнь. Управленческие функции на экономико-хозяйственном уровне сосредоточены на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки деловитости и потенциала каждого человека. В этой связи растет стремление воздействовать на условия трудовой деятельности, содержание труда и направления его интеллектуального развития. Так как общество заинтересовано в росте благосостояния, то вопросы собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики вышли в число важнейших проблем социального управления. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в управлении производством. Важной социальной ценностью является создание гарантий для справедливого распределения материальных благ, осуществление на деле соответствия меры труда и меры потребления. Актуальной в этой связи является социальная роль многообразных форм собственности, методов организации труда не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в сфере быта, в торговом и коммунальном обслуживании. Управление социально-экономическими процессами охватывает и такую важную сторону жизни трудящихся, как укрепление их здоровья, обеспечение нормального отдыха. Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для таких социальных групп, как молодежь, женщины, дети и люди преклонного возраста.
В условиях рыночных отношений приобрели особое звучание проблемы совершенствования управления в таких новых производственных и коммерческих образованиях, как акционерные общества, биржи, товарищества, совместные и частные предприятия. Управление социально-политическими процессами Реальностью современной политической жизни нашей страны стало радикальное реформирование политической системы. Сегодня в центре практической политики находятся вопросы демократизации общества, создания правового государства. Поэтому сам механизм управления требует своего совершенствования, изменения, приспособления к новым условиям общественного развития. Управление в сфере социально-политических отношений не сводится к некоторым техническим приемам и методам. Речь должна идти о создании механизма рационального управления развитием и функционированием политики, сочетающего в себе централизацию с самоуправлением, с участием каждого человека в решении актуальных проблем. К тому же политика и вся общественно-политическая сфера представляют собой не только науку, но и искусство. Особое значение приобретает искусство принятия политических решений, мастерство, умение ориентироваться в конкретных политических условиях. Однако интуиция, искусство политического прогноза не приходят сами собой — они вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. Важно констатировать, что ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования.
Управление в сфере духовной жизни Понятие управления в духовной сфере в определенном смысле условно, так как оно не может обладать жесткостью, ориентированностью на количественные показатели. Это скорее глубокий анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве духовных ценностей.
Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для оптимального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает мягкое и гибкое воздействие на изменения, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур. Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитываются материальные возможности, наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем. Имеется еще одна важная особенность, характерная для социального управления в этой сфере. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна большая самостоятельность при решении поставленных перед ними задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело с очень тонким и своеобразным продуктом человеческого бытия. Кадры и стиль управления Ключевую роль в развитии и функционировании системы управления играют ее кадры. От их компетентности, умения плодотворно работать во многом зависит эффективность решения экономических, социальных и других задач. В России управленческий аппарат традиционно многочисленен. Кроме того, управленцы образуют устойчивую социальную группу, которая занимает совершенно определенное место в системе производства и играет в нем заметную роль. Поскольку оплата труда основной массы управленцев не поставлена в зависимость от результатов их работы, появляется и особый способ получения своей доли. Вкладывая труд, меньший общественно необходимого, управленческий аппарат создает для себя возможность присвоения не принадлежащего ему чужого труда, используя свое положение в системе общественного производства. Привилегии в распределении общественного дохода и есть цель. Но подобное возможно лишь тогда, когда страна движется по экстенсивному пути развития. Переход к интенсивным методам вынуждает изменить сам характер производственных отношений. Это в свою очередь приводит производственно-управленческий аппарат к необходимости зарабатывать свои деньги, а не получать их в виде оброка с государственной нивы.
Отсюда и тот феномен, который обычно связывается с понятием «бюрократия». Она защищает себя, сопротивляется переменам. Все это остро ставит вопрос о необходимости научного решения проблемы управленческого труда. С точки зрения социологии на первый план выдвигается исследование и совершенствование стиля работы управленческих кадров, поиск новых и более эффективных форм и методов планомерного воздействия на общественную жизнь. Как усовершенствовать стиль управления? 1) это проблема информации. На практике она нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. Не так уж редки случаи, когда необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик как говорящих за принятие решения, так и предостерегающих от поспешных умозаключений. Поэтому одно из первейших требований к совершенствованию стиля — это стремление к получению полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации. Это требование выдвигает перед руководителями необходимость реально опираться на науку. Ситуация же пока далека от идеальной; 2) стиль управленческой работы во многом зависит от умения осуществить всесторонний, системный подход. В современных условиях управление столкнулось с отсутствием профессионализма, дилетантством, верхоглядством и поспешностью в принятии решений, продолжает существовать и административный нажим; 3) улучшение стиля управления предполагает постоянный учет интересов работников и их согласование с интересами производства и общества. Рабочая сила сегодня выступает уже не просто как ресурс, а прежде всего как субъект производства. К трудовым ресурсам нельзя подходить с такими же мерками, как и к материальным и финансовым резервам. При недостача пню продуманном и эффективном решении можно в конечном счете списать и материальные, и финансовые потери. Поступить так с людьми — значит сознательно вызвать тяжелые социальные последствия;
4) одна из важнейших проблем совершенствования стиля управления — это умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но она окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея; 5) особенно высока ответственность руководителя, который призван задавать тон, служить примером для окружающих. От его решений и действий во многом зависит нравственная атмосфера в коллективе. Поэтому неумение критически оценивать свои поступки, начальническая амбиция, неуважение к людям не могут быть оправданы ни в каких ситуациях; 6) среди ключевых проблем находится проблема показателей. Много — это не значит хорошо; 7) видное место в совершенствовании стиля занимает координация. В настоящее время в стране функционирует большое количество организаций, занимающихся управлением в той или иной сфере. Но к сожалению, приходится констатировать, что действие этих организаций слабо коррелирует друг с другом. Это проявляется, с одной стороны, в дублировании деятельности, а с другой — в необеспеченности отдельных участков работы; 8) совершенствование стиля управления предполагает также создание максимума условий для эффективного труда управленцев. Оптимальный стиль управления — это обязательная опора на научную базу, учет реальностей во всех сферах общественной жизни и тех особенностей, которые обусловлены спецификой современного этапа развития общества. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Менеджмент – это форма управления социальными процессами и отношениями. Вместе с этим это понятие многопланово. Притом что понятие менеджмента применяется и к социальной, и политической, и коммуникативной сферам, базисным все-таки является управление социально-экономическими процессами. Социально-экономический менеджмент Особенности менеджмента состоят в следующем: 1. Управление — внутреннее свойство сложно организованной системы (биологической, технической, социальной), обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности и реализацию цели. Управление в социальной сфере имеет особые объект и субъект: человека. Оно предполагает сознательное воздействие на различные общности людей для организации, координации, согласования, стимулирования (мотивации) и контроля их деятельности для оптимального решения социально-экономических задач в разных сферах; политической, правовой, социологической, психологической, экономической и организационно-технической.
Менеджмент как подсистема социально-экономического управления означает не управление вообще, а только управление хозяйственными системами. То есть менеджмент — часть управления, а понятие менеджмента несколько уже понятия управления. 2. Управление экономическими и хозяйственными системами осуществляется на разных уровнях. Менеджмент касается только микроуровня экономики — организации (предприятия, фирмы). Понятия «менеджмент народного хозяйства» или «менеджмент отрасли» не имеют смысла. 3. Менеджмент занимается не любыми существующими организациями на микроуровне, а только организациями как открытыми системами. Такие организации существуют во взаимосвязи и взаимозависимости от внешнего мира, «открыты» для его воздействия, зависят от внешних поставок ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных) и передают вовне свой продукт. Для сохранения стабильности, долгосрочного развития и реализации своих целей организации должны адекватно и своевременно реагировать на изменения своей внешней среды. Менеджмент — деятельность, направленная на поддержание устойчивости организации в постоянно изменяющейся внешней среде. 4. Организации в сфере экономики имеют специфические цели, связанные в первую очередь с получением дохода. Основной целью социально-экономического менеджмента является поиск путей эффективного управления, направленного на поддержание устойчивости и конкурентоспособности предприятия на рынке и получение прибыли. 5. Производственная организация в современном представлении — это не просто организованная техническая совокупность работников, информации, сырья и оборудования для его переработки в продукт, но сложные социально-экономическая и социотехническая системы. Главными элементами в ней являются люди, работники, сотрудники. Эволюция концепций менеджмента Исторически первая школа научного управления развивалась в русле классического (организационно-технического) направления с конца XIX века примерно до середины 30-х гг. XX века. Она рассматривала теоретические и практические вопросы организации административных и управленческих процессов, искала общие законы управления. Ф.У. Тейлор, будучи человеком практики, промышленным инженером сталелитейной компании, основное внимание уделял повышению производительности труда и рационализации производственной деятельности через разработку и постановку задач, как для работников, так и для управленцев. В результате для рабочих разрабатывались нормы и стандарты затрат времени, усилий и движений, следование которым подкреплялось соответствующим материальным стимулированием: за перевыполнение норм — премиями, за отставание — денежными штрафами. Управление, по Тейлору, также является механизмом. При этом управленческий процесс расчленялся на отдельные самостоятельные и узкоспециализированные операции, по которым множество менеджеров осуществляло контроль на основе управленческих заданий. Таким образом, первые школы менеджмента акцентировали внимание на жестком управлении на основе контроля за исполнением поставленных задач. В плане мотивации и взглядов на работников научному управлению соответствует теория «X» Д. Мак-Грегора. В соответствии с ней люди работать не любят, стараются не брать на себя ответственность, предпочитают безопасность и подчиненное положение; побудить их к работе могут приказы, угрозы наказания и контроль. В плане организационных структур управления механистическому подходу более всего соответствуют жесткие устойчивые линейные структуры с преобладающими вертикальными (сверху вниз) управленческими связями, построенные по принципу пирамиды. Теорию бюрократического построения организации и управления создал М. Вебер. Он считал, что для того чтобы рабочий работал как машина, вся организация должна работать как машина. Это обеспечивается разработкой детальных правил и процедур работы в любой ситуации, прав и обязанностей работников, формальной обезличенностью сотрудников и иерархичностью уровней управления. Близкий к Тейлору подход к организации управления предложил А. Файоль, делавший упор на правила организации менеджмента. Он выделил шесть функций, свойственных любой организации, и сформулировал принципы управления, следование которым обеспечивает успешность управления. Эволюция менеджмента соответствовала эволюции производства. Переход производства в 30—50-е гг. нашего столетия т эпохи «массового производства» к эпохе «массового сбыта» " исчерпание лежащих на поверхности резервов повышения производительности труда, связанных с технологиями и научной его организацией, привели к изменению управленческой парадигмы. Для развившегося в эти годы социал-поведенческого направления характерен перенос внимания на человека. Основоположник этой школы Э. Мэйо и его последователи пришли к выводу, что производительность руда работников зависит от их отношения к работе и от социальных отношений в трудовом коллективе. Такой психологический подход к организации как социальному организму предполагал всемерный учет человеческого фактора. Объектом управления провозглашались мотивация работников и взаимоотношения внутри малых групп. Управленческие стратегии разрабатывались на основе экстраполяции прошлого опыта в будущее и осуществлялись в менее формальных и более гибких формах. Уже А. Файоль считал корпоративный дух одним из важнейших организационных принципов управления. Однако именно в рамках социал-поведенческого подхода были разработаны многочисленные и «работающие» поныне теории мотивации (Э. Мэйо, Д. Мак-Грегора, А. Маслоу и др.). Среди них теория «У» Д. Мак-Грегора, в которой в отличие от теории «X» предполагается, что желание работать для человека — естественно, работа сама по себе может приносить удовлетворите или неудовлетворение в зависимости от условий труда и способов его мотивации. Причем внешний контроль и угроза наказания не являются единственными побудительными мотивами труда, так же как и его оплата. Наиболее ценным для работника вознаграждением становится удовлетворение собственных потребностей в самовыражении в процессе работы; ради этого люди проявляют интеллект, инициативность и ответственность по отношению к своей организации. Подобным же образом А. Маслоу в своей теории иерархии потребностей считал мотивирующими деятельность человека факторами не только стремление к удовлетворению низших потребностей (физиологических, защищенности и безопасности), но и высшие социальные потребности: стремление к коммуникациям, к признанию, статусу и самоуважению, к самоутверждению и самореализации. С середины 50-х гг. дальнейшее развитие производства и насыщение рынка, получившее название «эпохи наступившего благосостояния», объективно потребовало очередной смены теоретических и практических подходов в организации управления производством и сбытом. Именно в этот период начинается бурное развитие маркетинга как деятельности по управлению спросом. На смену «одноместным» концепциям управления (классической и поведенческой), абсолютизировавшим лишь одну из сторон жизнедеятельности организации: организационно-техническую или психологическую, появились «синтетические» комплексные учения. Среди них — ситуационное направление в менеджменте. Ситуационное направление (П. Друкер, Т. Питере, Р. Уотер-мен, Р. Паскаль, Э. Атос и др.) в управлении особое внимание уделяло той конкретной ситуации, в которой находится каждое предприятие с точки зрения технологии, объема производства продукции, нововведений, характера решаемых задач, национальных традиций и т. п., и вынуждало искать эффективные решения в управлении в каждой конкретной ситуации, предлагая описанные наиболее удачные образцы выполнения задач. При этом стратегическое управление приобретает опережающий характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|