Социальное прогнозирование и социальные инновации
Природа социальных инноваций Термины «нововведение» и «инновация» являются новообразованиями в современном языке, хотя и используются достаточно давно, с начала XX в. Существует множество определений нововведения. Наиболее конструктивным представляется определение И.В. Бестужева-Лады: «нововведение можно определить как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления технического, экономического, политического, социального или иного». Параметры социальных нововведений В современной социологической литературе выделяются следующие параметры социальных инноваций: - имеющие своей основой использование фундаментальных научных знаний; - основанные на прикладных научных исследованиях; - базирующиеся на практических знаниях; - основывающиеся на комбинациях различных аспектов знания; - связанные с использованием чего-либо принципиально нового или с использованием чего-либо в ранее недоступных областях; - получаемые как рабочий результат какой-то целенаправленной деятельности; - основанные на переносе какого-то продукта в иную область применения. Систематизация нововведений Принято систематизировать нововведения по следующим основаниям: 1) продуктные (новая продукция, например, новая технология или новые товары); 2) технологические (новые технологии производства товаров, услуг, знаний); 3) социальные (создание качественно новых экономических, социальных, политических и иных образований, структур, механизмов общественного производства, общества в целом либо их подсистем); 4) комплексные, сочетающие первые три типа.
Систематика социальных нововведений По типу новшества нововведения следует разбить на две основные группы: материально-технические и социальные. К материально-техническим нововведениям относятся: —нововведения в технике (оборудование, приборы); —нововведения в технологии (производственные процессы); — нововведения в промышленных материалах (сырье и конечный продукт); Социальные нововведения можно подразделить следующим образом: 1. Социально-управленческие (изменения в социальной сфере). 2. Социально-экономические (инновационная деятельность в системе общественно-экономических формаций). 3. Экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда). 4. Организационно-управленческие (новые формы организации труда, организационные структуры, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д.). 5. Правовые (затрагивающие изменения правовых взаимоотношений в обществе). 6. Педагогические (методы обучения, воспитания). — радикальные, или базовые (принципиально новые технологии, методы управления); — комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов); — модифицирующие (улучшение, дополнение сходных конструкций, принципов). По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения: - «замещающие», которые предлагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции (например, автоматизация); - «отменяющие», или минусовые, которые исключают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их новыми (например, отмена какой-либо формы отчетности); - «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям и приходится возвращаться к его предшественнику;
- «открывающие», т. е. создающие средства, не имеющие предшественников (в основном к ним относятся фундаментальные изобретения). Необходимо также выделять завершенные и незавершенные нововведения. Незавершенные нововведения не всегда представляют собой выражение социального негатива. На экспериментальной или вообще начальной стадии создания или освоения новшества неизбежны случаи признания какого-то нововведения нецелесообразным, ошибочным. Также можно выделять успешные и неуспешные нововведения. Эффект футурофобии Сложности внедрения социальных инноваций обусловлены традиционализмом человеческого мышления, которое противится новому. К тому же любое нововведение на какое-то время разбалансирует сложившуюся систему, нарушает ее функциональность. Существует и такая сторона неприятия нововведений, как исторический опыт человечества, который свидетельствует отом, что на множество благих идей нововведений обычно лишь одна оказывается действительно конструктивной. «Футурофобия» как страх перед будущим и страх перед неведомым новым играет положительную роль для отработки идей, способных привести к поражению нововведений, опасных, гибельных для общества. «Эффект футурофобии» — необходимый искусственный механизм, «испытание на прочность», на конструктивность каждого нововведения. «Футурофобия», если пустить дело на самотек, предоставит событиям развиваться стихийно, может подавить любое нововведение. В данном случае необходимы механизмы, не позволяющие рутинному мышлению пересечь конструктивное нововведение в зародыше. Для этого нужно, во-первых, отделить конструктивные нововведения от потенциально разрушительных для общества. Во-вторых, нужно научить уберегать нарождающееся конструктивное от господствующего рутинного. Если в обыденном сознании футурофобия возникает как бы инстинктивно, как один из инструментов сохранения традиций, нравов, обычаев, стабилизирующих общество, и как одно из средств страхования от губительных нововведений, то в бюрократическом сознании футурофобия логически проистекает из сознания опасности «иного будущего» для позиции бюрократа и особенно для его стремления занять еще более высокую позицию в той же системе. Иначе говоря, обыденное сознание враждебно нововведениям вообще, но подсознательно и легко нововведению, когда оно преподносится ему в виде новой моды, ажиотажа. В отличие от него бюрократическое сознание враждебно «иному будущему» и связанным с ним нововведениям глубоко осознанно.
Проектирование инновационных ситуаций в организации Инновация по своей сути — это способность к критическому осмыслению продукта инновационной деятельности, что приводит к неудовлетворенности существующим положением дел. А это, в свою очередь, к стремлению преобразовать или же полностью изменить функционирование системы в соответствии со своими потребностями. При этом необходимо учесть, что социальная организация — это совокупность взаимосвязанных элементов. Поэтому через соотношение числа удовлетворенных и неудовлетворенных в своих потребностях элементов через количественную оценку можно представить общую картину «неудовлетворенности» в социальной организации. Пусть А — коэффициент неудовлетворенности существующим положением в социальной организации, тогда А уд — сумма элементов, удовлетворенных положением дел, а А неуд — сумма элементов, неудовлетворенных положением дел в социальной организации, следовательно, выводим формулу: А= А неуд / А уд Таким образом, получаем следующее положение по неудовлетворенности: 1. Если А < 1, значит, количество удовлетворенных элементов достаточно велико, и, следовательно, преобразование, а тем более коренное изменение самой организации невозможно, так как большинство удовлетворенных данной социальной организацией элементов гасят стремление неудовлетворенных меньшинств к необходимым для них действиям. Следовательно, сама организация остается невосприимчивой к изменениям. 2. Если А > 1, количество неудовлетворенных существующим положением элементов преобладает над количеством удовлетворенных. Следовательно, здесь обязательным образом будут происходить изменения или полная реорганизация самой системы. Поэтому данная социальная организация будет восприимчива к изменениям.
3. Если А = 1, это говорит о том, что социальная организация нейтральна к изменениям. Такое состояние организации всегда будет склонно либо к увеличению неудовлетворенности, либо, наоборот, к ее уменьшению. Первое наиболее необходимо для динамичного развития организации. Говоря об удовлетворенности/неудовлетворенности существующим положением (социальной организацией) элементов социальной системы, важно учесть такую особенность, как готовность к инновациям. Можно предположить, что неудовлетворенность сформирует позитивное отношение к изменениям. Поэтому коэффициент потенциальной готовности к изменениям будет идентичен коэффициенту неудовлетворенности: А = К. Социальная организация — это структура взаимодействующих и взаимозависимых элементов с четко обозначенными функциями. В ней можно выделить такие уровни, как управляющие и управляемые (исполнители), каждые из которых могут являться потенциальными носителями инновационного поведения. Поэтому здесь необходимо рассмотреть необходимость к инновационным изменениям для каждого в отдельности уровня и в соотношении друг с другом. В зависимости от того, как будут соотноситься коэффициенты потенциальной готовности для каждого уровня, будут складываться инновационные ситуации. Обозначим коэффициенты готовности для каждого уровня: К упр — коэффициент потенциальной готовности управляющих; К исп — коэффициент потенциальной готовности исполнителей. 1. Так, если К упр > 1, а К исп < 1, то идеи новшества, проводимые сверху, будут встречать сопротивление и могут не дать положительного эффекта. Здесь может оказаться неблагоприятный мотивационный комплекс: ВОМ > ВПМ > ВМ ВОМ — внешние отрицательные мотивы, ВПМ — внешние положительные мотивы, а ВМ — внутренние мотивы. 2. Если К упр < 1, а К исп > 1, то инновационные идеи, предлагаемые исполнителями, удовлетворяющие большинство, управляющие стремятся погасить из-за нежелания изменений самой организации. В этом случае возможен комплекс ВМ > ВПМ > ВОМ. 3. Если один из коэффициентов будет равен 1, то в этом случае ситуация будет складываться в зависимости от величины другого коэффициента: а) если он больше 1, то первый под его влиянием будет возрастать, следовательно, социальная организация будет готова принять инновацию; б) если второй коэффициент меньше 1, то первый под его влиянием будет уменьшаться и, следовательно, социальная организация будет оставаться инертной к инновациям. От того, коэффициент какого уровня будет больше 1, и зависит направленность проведения инноваций: под давлением «снизу» или под давлением «сверху»,
4. Если оба коэффициента будут равны 1, следовательно, организация будет оставаться нейтральной в своей готовности к проведению инновационных изменений. Она будет оставаться таковой до тех пор, пока не произойдут численные изменения в количестве неудовлетворенных/удовлетворенных сложившейся ситуацией субъектов, а следовательно, в количестве готовых/неготовых к проведению инновации 5. Если оба коэффициента будут менее 1, то данный показатель свидетельствует о том, что данная социальная система (организация) достаточно консервативна и не приемлет каких-либо коренных изменений в ее жизнедеятельности. 6. Если же оба коэффициента будут больше 1, в таком случае будет складываться ситуация, в которой социальная организация, в большинстве положительно относящаяся к принятию инноваций, будет готова к проведению изменений. Данная ситуация является наиболее оптимальной для развития инновационных процессов. При этом встает еще одна проблема. Для того чтобы инновации действительно проводились, а элементы, потенциально готовые к инновационным изменениям проявляли свое инновационное поведение, необходимо наличие такого признака инновационного поведения, как активность (инициативность). Представляется возможным выделить следующую зависимость: Х/Y х 100% Х — за число готовых к изменениям и активных при этом участников социальной организации, а Y — за число только лишь готовых, то тем самым можно ввести формулу процента вероятности выполнения инновационных изменений. Процент вероятности (% вер) равен числу готовых к изменениям и активных участников социальной организации (Х), разделенных на число только лишь готовых к изменениям (Y), умноженный на 100%. Таким образом, чем больше число активных участников среди готовых к инновационным преобразованиям, тем больше процент вероятности этих изменений. При этом необходимо учесть, что эта вероятность будет действительно эффективна при такой инновационной ситуации, когда коэффициенты потенциальной готовности и управляющих и исполнителей будут больше 1. Условия активизации инновационного поведения в социальной организации Для нормального, стабильного положения в системе рыночных отношений любой организации следует уметь активизировать свой инновационный потенциал, который работал бы на ее благо. Для этого необходимо следующее: 1. Установление гибкости организации. Немалое значение для проведения инновационной деятельности имеет плотность организации. Нововведение осуществляется более эффективно в тех организациях, плотность которых относительно низка. Поэтому инициаторы нововведений должны стремиться на начальном этапе нововведений придать организации большую гибкость, постараться изменить глубоко формализованные структуры. 2. Система непосредственных коммуникаций. • Элементы социальной организации всегда взаимосвязаны и, следовательно, влияют друг на друга. При четко налаженной структуре коммуникаций в социальной организации, посредством взаимодействия и взаимовлияния между структурными элементами и внутри них, существует возможность увеличения как коэффициента потенциальной готовности к инновационным изменениям, так и числа активных его участников. Сейчас в различных организациях зарубежья создаются условия для непосредственной коммуникации, минуя иерархические ступени. Так, широкое распространение получили в США и Европе японские «кружки качества». Замысел этих кружков состоял в следующем: в том случае, когда на предприятии возникает какая-нибудь техническая или технологическая проблема, которая оказывает свое влияние на количество продукции, все, кто способен принять участие в решении этой проблемы, объединяются в самостоятельную творческую организацию и в рамках предприятия, но на правах автономии работают над решением этой проблемы. Таким образом, члены этих групп ломают установленные барьеры между службами, горизонтальными и иерархическими структурами. Цель создания этих неформальных объединений — сделать непосредственными, живыми связи между субъектами инновационной деятельности. После выполнения поставленной перед членами «кружков качества» проблемы, они распадаются. Новая проблема рождает новые кружки. 3. Свобода действий и ответственность. Свобода действий индивидов в системе организации тесно связана с увеличением правсвободы личности. Каждый человек волен определять свои действия сам, но при этом не ущемляя этих же прав других. Таким образом, его действия должны быть всегда соотнесены с правилами и нормами общества. Поэтому свобода действий должна всегда предполагать личную ответственность за свои поступки. В постиндустриальном обществе ставка делается на самого человека с его способностями, поэтому в определенной степени самостоятельность личности и дает возможность организации опираться на ее духовные средства, силы и способности. 4. Формирование необходимой культуры. Делая ставку на человеческие ресурсы, социальной организации необходимо формирование такой культуры, где особой ценностью является способность к инновации. Ее важнейшая задача: мобилизация личностных ресурсов на всех структурных уровнях. Главный приоритет в формировании субъекта инновационного поведения — обучение. Человеку в новой организационной культуре важно знать, что его образованность, высокий уровень профессиональной подготовки, а также его стремление к творчеству, мобильность и инициативность являются ценностью не только для него самого, но и для той организации, в которой он задействован. Таким образом, новая культура при условии гибкости (простоты) социальной организации, непосредственных коммуникаций, а также самостоятельности определения действий и соответствующей ответственности способна активизировать инновационное поведение в рамках данной организации и привести к направленности его субъектов на благо и процветание последней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|