Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование миграционного поведения




Миграционная политика: основные термины, понятия, категории

Существуют 3 основные формы движения населения:

- естественная динамика рождений и смертей,

- пространственные перемещения по территории,

- социальное (изменение положения людей в социально-экономической структуре общества).

Различные формы движения населения взаимосвязаны и взаимозависимы и в конечном счете следует рассматривать движение населения как единое целое.

Следует различать понятия миграции населения в широком смысле слова и узком. Миграция населения в узком смысле слова выступает как важная составная часть более широкого понятия миграционного движения населения. Между ними нельзя ставить знак равенства.

Существует различная классификация видов миграции.

Выделяют следующие виды миграции: переселения (безвозвратная), маятниковая, сезонная.

Миграционное движение может происходить как внутри одной страны, так и между государствами. Поэтому целесообразно говорить о двух основных типах миграции населения: международной (внешней) и внутренней. Именно для межгосударственной миграции характерны такие понятия, как иммиграция и эмиграция. Первое обозначает въезд в другую страну, второе – выезд из страны.

Согласно такой классификации выделяют следующие виды миграции:

I. Возвратные.

1. Эпизодические миграции — представляют собой деловые и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям.

2. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы, расположенных в разных населенных пунктах.

3. Сезонные миграции — перемещения трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

II. Безвозвратные.

Безвозвратный вид может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующем ему в этимологическом отношении.

Безвозвратная миграция отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Особый интерес представляют последние разработки экспертов ООН по классификации различных категорий мигрантов. Они выделяют 5 групп:

1. Иностранцы, допущенные в страну для получения образования и обучения.

2. Мигранты, въезжающие на работу.

3. Мигранты, въезжающие на постоянное поселение.

4. Мигранты, въезжающие по линии объединения семей.

5. Иностранцы, допущенные в страну из гуманитарных соображений (беженцы, лица, ищущие убежища).

В новых социально-экономических условиях для миграции стали характерны следующие явления:

— миграция приобрела ярко выраженный национальный и этнический характер за счет межнациональных конфликтов;

— стала более широкомасштабной и интенсивной;

— изменились направления ее потоков.

Исследователи предпочитают в основном два понятия: «миграция» в традиционном смысле слова и «вынужденная миграция», включив в последнее и переселенцев, и беженцев. Переселенцы — это уже несколько другая категория мигрантов. Источник этого передвижения по территории населения в большей степени находится вовне; здесь наблюдается преимущественное участие внешних раздражителей. Беженцы – эта форма миграции полностью провоцируется воздействием внешних сил и обстоятельств.

Миграционная политика занимает не только конкретное место в системе управления миграционными процессами, но и находится в контексте социальной политики в целом. Миграционная политика по своей сути носит территориально-дифференцированный характер: в разных местностях, объединенных по региональному, принципу, существуют разные миграционные проблемы.

Миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне управления идей и средств, с помощью которых государство и его общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества. Миграционная политика проводится так, чтобы влиять на условия, формирующие миграционное поведение. На миграционное поведение влияют образ жизни, реальная социальная практика, распределение рабочих мест, различия в условиях жизни населения.

Миграционная политика в широком смысле слова должна воздействовать на совокупность всех факторов — распределение рабочих мест, различия в условиях жизни населения, образ жизни населения, чтобы через них воздействовать на миграционное поведение человека. Миграционные процессы регулируются с использованием как стимулирующих, так и ограничительных мер.

Стратегические вопросы миграционной политики РФ:

1. Основой миграционной политики является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.

2. Главным принципом миграционной политики является приоритет государственных интересов в ходе ее реализации и при разработке миграционного законодательства.

3. Основными направлениями миграционной политики в отношении российских граждан, вынужденно покидающих государства нового зарубежья, следует считать:

а) создание условий для приема и размещения экономически активной части мигрантов;

б) оказание государственной поддержки обустройства социально слабо защищенных вынужденных переселенцев;

в) изменение порядка и механизма жилищного обустройства вынужденных переселенцев;

г) разработку экономических механизмов регулирования процессов миграции, введение мер дифференцированной поддержки территорий и стимулирование притока мигрантов в определенные территории с учетом интересов государства.

Государство обладает весьма ограниченным набором рычагов, позволяющих регулировать стихийно развивающиеся миграционные процессы в стране. И хотя существуют «естественные» ограничения возможностей государственного регулирования миграции, практически полное его отсутствие наносит колоссальный ущерб геополитическим и социально-экономическим интересам государства и общества.

Практика «латания миграционных дыр» должна уступить место комплексной, взвешенной миграционной политике, ориентированной на перспективу социально-экономического роста страны.

Первый этап — разработка научно и экономически обусловленной концепции миграционной политики.

Очевидно, что в новых рыночных условиях основным регулятором глобальных внутренних миграционных процессов могут стать экономические регуляторы, т. е. политика в области инвестиций, поддержки работодателей, оживления производства в регионах Севера и Востока, а также социальная политика, компенсирующая неблагоприятные условия проживания.

На втором этапе необходимо создание механизмов реализации единой государственной политики регулирования и проектирования миграционных процессов. Под этими механизмами понимаются следующие:

1. Комплексное миграционное законодательство (нужно выявить «белые пятна», увязать все имеющиеся законы и нормативные акты, разработать недостающие, выработать общие для всех министерств и ведомств принципы работы с мигрантами).

2. Единая классификация категорий мигрантов и система их учета.

3. Механизм разграничения федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих миграционных проблем.

4. Система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных проблем.

5. Система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов и отдельных регионов.

Основными понятиями, используемыми для характеристики миграционных процессов являются:

1. Миграция — перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная) и типу (внешняя или внутренняя).

2. Добровольная миграция — перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства.

3. Вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища. Может быть внешней или внутренней, возвратной или безвозвратной.

4. Внешняя миграция — перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания.

5. Внутренняя миграция — перемещение людей в пределах территории РФ с целью постоянного или временного изменения места жительства.

6. Незаконная миграция — въезд в РФ, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ.

7. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания. Мигрант, выезжающий на территории нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

8. Пункт первичного приема вынужденных переселенцев — государственное учреждение Федеральной миграционной службы России, предназначенное для приема и временного размещения территориальным органом миграционной службы граждан РФ при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории РФ на период рассмотрения вопроса о регистрации их ходатайства о признании вынужденными переселенцами.

9. Центр временного размещения вынужденных переселенцев — государственное учреждение ФМС России, предназначенное для временного проживания лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайств о признании их вынужденными переселенцами, прибывших с ними членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, и вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения ими места жительства или места пребывания на территории РФ.

10. Пост миграционного контроля — структурное подразделение территориального органа миграционной службы, осуществляющее в пункте пропуска через государственную границу РФ иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих на территорию РФ.

11. Обустройство вынужденных переселенцев — содействие вынужденным переселенцам в обеспечении их занятости, жилищном обустройстве и социальной адаптации.

12. Компактное поселение — поселение для постоянного проживания в одном населенном пункте нескольких семей вынужденных переселенцев общей численностью не менее 50 человек.

Причины миграции в России

Важнейшим направлением научных исследований в области миграции населения является изучение факторов и причин, которые заставляют индивида принимать решение переехать на иное место жительства или остаться на прежнем.

Основной причиной переезда для подавляющего большинства мигрантов явились семейные обстоятельства. Понятно, что семейные обстоятельства часто складываются в связи с процессами, происходящими в социально-экономической или политической сфере. Переезд, к примеру, одного из супругов «на работу» для членов его семьи является основанием для мотивации их миграции по семейным обстоятельствам.

Перемена места работы — вторая по распространенности причина миграции.

Третьей причиной можно назвать получение образования. Абсолютное большинство специальных и высших учебных заведений находится в городах.

С середины 1980 г. в России происходят события, провоцирующие новые причины для миграции. Из них наиболее болезненные последствия имеют политические (межнациональные конфликты), экологические (авария на ЧАЭС) и экономические (перестройка общественного производства, зарождающееся в чрезвычайно трудных условиях предпринимательство и растущая безработица).

Вынужденная миграция в связи с обострением межнациональных конфликтов и усилением давления на население нетитульных национальностей в ряде бывших советских республик к началу 90-х гг. приобрела столь значительные масштабы и стала играть такую роль в социальной обстановке в ряде регионов, что потребовались законодательное регулирование этих миграционных потоков и выработка правовых основ для приема таких мигрантов в местах вселения.

Существенно повлияла на миграционное поведение и криминализация жизни в России. Известно, что криминогенными факторами являются экономическая и политическая нестабильность — спад производства, безработица, национальные конфликты. Многие полагают, что могут избежать влияния криминализации жизни, переехав в другие, более спокойные регионы. Важным последствием миграционного потока такого рода является его непосредственная связь с теневыми секторами экономики.

 

Вынужденная миграция

Отсутствие или несовершенство национального законода­тельства в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной на­циональности по признаку расы, вероисповедания, языка, спо­собствовало возникновению проблем вынужденной миграции на территории государств — бывших республик Союза ССР.

Основными задачами при реализации мер по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев явля­ются разделение этих категорий, выделение в первую оче­редь необходимых средств для адаптации вынужденных пе­реселенцев, а также финансовая поддержка беженцев.

Кроме того, прием лиц, ищущих убежище, и предоставление статуса беженца должны осуществляться в соответствии с интересами безопасности государства и по общепринятым международным нормам.

Помощь беженцам может включать:

— содержание в центрах временного размещения для иммигрантов;

— организацию расселения на места постоянного жительства путем предоставления беженцам жилых помещений из специального жилищного фонда на условиях аренды, оказания им содействия при вступлении в жилищные кооперативы, в индивидуальном жилищном строительстве без предоставления финансовой помощи из бюджетных источников.

 

Внешняя миграция

Внешняя миграция представлена в России двумя потоками: эмиграцией и иммиграцией.

Эмиграция в настоящее время не имеет острого проблемного характера, как это было, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 г. и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы ежегодно количество выезжающих с территории РФ эмигрантов колеблется от 60 до 80 тыс. человек.

Неблагоприятное воздействие на миграционную ситуацию внутри России, состояние ее рынка труда может иметь миграция, которая во многом определяется экономическим положением России и государств — бывших республик Советского Союза, степенью стабильности внутриполитической обстановки в них и в ряде других иностранных государств. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, с криминогенными тенденциями рабочей силы из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона.

Нежелание других государств принять транзитных иммигрантов способствует накоплению их на территории Российской Федерации, что создает очаги социальной напряженности.

Для организации регулирования потоков внешней мигра­ции необходимо осуществить следующие меры:

— научное обоснование и прогнозирование эмиграцион­ных и иммиграционных потоков, их причин, изменений, по­следствий, влияние на социальную обстановку и миграцион­ную ситуацию;

— разработку единой системы учета всех компонентов внешней миграции;

— расширение связей и развитие сотрудничества с сооте­чественниками и русскоязычными общинами, ассоциациями, землячествами, культурными и научно-промышленными об­ществами;

— разработку предложений по предотвращению «утечки мозгов» за границу и привлечению в РФ в основном высоко­квалифицированных иностранных работников, преимуще­ственно из числа этнических россиян;

— осуществление сотрудничества с иностранными госу­дарствами и международными организациями путем участия России в международных форумах по проблемам гуманизации отношений к соотечественникам.

Незаконная миграция

Проблема незаконного въезда и выезда иностранцев и граж­дан Российской Федерации приобретает острый характер.

В условиях существования «прозрачных» границ с государствами — бывшими республиками Союза ССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами возросло числи иностранцев, въезжающих в страну с нарушениями установленных правил или пытающихся использовать ее территории для въезда в третьи страны. Кроме лиц, ищущим убежища в России и за ее пределами, к этой категории отно­сятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, пере­правку рабочей силы в зарубежные страны. Проблема некон­тролируемого въезда иностранцев негативно влияет на состо­яние криминогенной обстановки в крупных административ­ных и промышленных центрах, наносит ущерб безопасности страны, вызывает в ряде ее регионов ослабление социально-экономической обстановки.

В целях обеспечения регулирования миграционных пото­ков и предупреждения незаконного въезда иностранцев на тер­риторию РФ развивается система иммиграционного контроля.

Внешняя трудовая миграция

Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения России в международный рынок тру­да, что требует соблюдения государственных интересов РФ, влияния государства на структуру эмиграционно-иммиграционных потоков в целях сохранения профессионально-квали­фикационного потенциала страны.

Процесс внешней трудовой миграции россиян сопряжен сейчас с рядом негативных явлений, связанных с нерешенно­стью комплекса организационных, правовых и иных вопро­сов. Среди этих явлений — усиление оттока за рубеж работ­ников дефицитных профессий и как следствие — нестабиль­ность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, ра­ботающих за границей и т.п.

В области внешней трудовой миграции важно обеспечить содействие повышению социального статуса мигрирующих работников и членов их семей при условии удовлетворения национальных интересов стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В связи с этим в рамках государственного регулирования внешней трудовой миграции необходимо:

— обеспечить защиту прав российских трудящихся-мигрантов;

— улучшить ситуацию на внутреннем рынке труда от неконтролируемого потока иностранной рабочей силы;

— обеспечить поступление валютных средств за счет их переводов от трудящихся-мигрантов и эффективное использование этих средств.

В этих целях на территории РФ вводится система квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы, осуществляется лицензирование деятельности организаций, специализирующихся на международном трудовом обмене.

 

Внутренняя миграция

Внутренняя миграция является важным компонентом развития общей миграционной ситуации в стране. Она состоит из межрегиональных и внутрирегиональных потоков.

В настоящее время в межрегиональной миграции происходит переориентация потоков мигрантов в места первоначального проживания, и прежде всего в старообжитые районы страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.

Особенно интенсивно такого рода миграционные потоки охватывали территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. В ближайшие годы внутренняя миграция приобретает более массовый характер и будет в основном зависеть от ситуации на российском рынке труда и изменений условий жизни населения России.

 

Сельско-городская миграция

Сельско-городской обмен населения как часть внутренней миграции сохраняет проблемный характер. В процессе осуществления социально-экономических реформв сельской местности создаются условия, сдерживающие отток сельского населения в города. Вместе с тем, городские поселения, особенно крупные, в ближайшие годы не потеряют привлекательности для селян, но миграция сельского населения в города будет сокращаться.

Основу миграционной политики применительно к межрегиональной и внутрирегиональной миграции в России составит комплекс мер, нацеленных на решение проблемы социально-экономической стабилизации и привлечение населения к возрождению малообжитых районов, сел и аграрного сектора на базе новых форм собственности и хозяйствования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...