Прогнозирование электорального поведения
Проблемы изучения электорального поведения в России Социальное прогнозирование электорального поведения — это изучение и прогнозирование поведения избирателей, выявление тех факторов, которые влияют на голосование. Среди таких факторов принято выделять следующие: — изменение в ту или иную сторону материальных условий жизни; — описание, анализ и оценка электората как такового (дифференциация по принадлежности к социальным группам и особого рода общностям, демографическим характеристикам, месту проживания, профессиям, социальному положению); — выявление специфики электората отдельных партий и лидеров (его структура, характер, возможности и масштаб влияния политических субъектов на отдельные электоральные группы — молодежь, женщины, пенсионеры), уровень и адресность воздействия лидера по территориям; — соотнесение электоральных ориентации и поведения с Исходя из этого, была предложена модель структуры электората. Все избиратели делились на три категории: - те, кто постоянно принимает участие в голосовании — - те, кто постоянно игнорирует выборы — абстиненты; - те, кто занимает промежуточное позицию — ситуативный тип (интерес политического участия определяется заинтересованностью в исходе выборов или же избиратель слабо интересуется политической жизнью и приходит голосовать только под влиянием других людей — соседей, родственников, друзей и т. д.). Особое внимание в изучении электорального поведения, российскими исследователями занимает вопрос об участии в выборах. Низкая электоральная активность, уклонение от голосования, как правило, отражает не только кризис доверия к отдельным политикам, но говорит о разочаровании общества функционированием всей политической системы, отторжением значительной части от нее. Причинами этого являются следующие моменты:
— причины общенационального и общеполитического характера (отсутствие интереса к политике, отчуждение граждан от власти); — причины, связанные с особенностями конкретной избирательной кампании (неинтересные кандидаты, скучная агитация и т. д.); — причины, связанные с несовершенством законодательства и неудовлетворительной работой избирательных комиссий; — причины случайного характера (погода, состояние здоровья и др.). Выборы перестают быть средством нахождения консенсуса в обществе, т. е. перестают выполнять многие свои важные функции как по отношению к обществу, так и к определенным группам населения. Другой пласт проблем изучения активности избирателей на выборах связан с анализом социально-демографических характеристик принимающих и не принимающих участие в голосовании, уровня и особенностей их политической культуры, личностных установок и мотивов голосования. В основе прогнозирования электорального поведения лежат следующие направления деятельности: 1. Определить социально-демографический, социально-профессиональный, конфессиональный состав жителей. 2. Обозначить состояние экономики, дать характеристику занятости и благосостоянию населения. 3. Определить сложившиеся социально-культурные зоны и соотнести их с избирательными участками, выяснить специфические традиции и проблемы. 4. Выявить особенности участия населения в предшествующих выборных кампаниях (удельный вес голосовавших, политические и иные предпочтения). Исследователи для получения ответов в решении этих задач обращаются к статистическим данным, сведениям избирательных комиссий и мнениям экспертов.
Следующим пунктом перед теми, кто прогнозирует электоральное поведение, стоит сбор данных, для получения которых используются различные социологические методы: опросы всех видов, наблюдения, анализ документов, экспертные оценки. В результате проведенного этапа исследователи получают информацию, характеризующую: — уровень информированности населения о предстоящих выборах, осведомленность о вступивших в борьбу претендентах; — электоральный опыт респондентов: особенности участия в предшествующих выборах, предпочтения, механизм принятия решения о голосовании и т. д. — восприятие проблем своего региона, страны, политические ориентации; — электоральные намерения: готовность участвовать в выборах и голосовать за тех или иных претендентов, мотивы этих действий, причины симпатий и антипатий, степень их устойчивости; — отношение к предвыборным мероприятиям, уровень их эффективности в данной избирательной компании. Эта система электоральных исследований возникла для реализации потребности общества в объективной, надежной и непрерывной информации о функционировании поля политики и институтов этого поля в борьбе за власть. Выделяют 4 основные функции электоральных исследований в социальном прогнозировании электорального поведения: 1. Информационная — обеспечение политических институтов общества достоверными сведениями об электоральной ситуации. 2. Коррегирующая — обеспечение проверки реализации принятых управленческих решений, корректировка характера и направления электоральной деятельности (политических лидеров, институтов и т. п.). 3. Прогностическая — осуществление прогноза развитии изучаемых процессов и явлений. 4. Пропагандистская — ознакомление широкой общественности с результатами социологических замеров, с ходом предвыборной кампании, помогает избирателям лучше ориентироваться в предвыборных ситуациях политической борьбы, способствует повышению интереса к предстоящим выборам.
Процесс прогнозирования электорального поведения Прогнозирование электорального поведения определяется двумя исследовательскими задачами: - определение числа принявших участие в выборах, - определении окончательного распределения голосов.
И потому получаемая информация в результате каждого последующего социологического замера помогает прояснить состояние электоральной ситуации и выявить тенденции, позволяющие прогнозировать исход выборов. В целом же полное электоральное исследование состоит из 3 основных этапов: - предвыборное исследование, - исследование в день выборов, - послевыборное исследование. Самым важным для прогнозирования хода и результатов выборов является предвыборное исследование, которое включает в себя замеры общественно-политической ситуации (устойчивость и достоверность динамики настроения электората) и рейтинговые замеры (рейтинговые позиции лидеров и политических группировок). Замеры осуществляются каждые 5-6 дней, причем последний – за 3-4 дня до даты голосования, а результаты, получаемые при сопоставлении с данными всех предыдущих опросов, используются для корректировки поведения кандидатов и осуществления генерального прогноза — прогноза о результатах голосования. Первый опыт прогнозирования был проведен в избирательной кампании 1993 г. Тогда исследователи перед выборами в Госдуму дезориентировали заказчиков и ошиблись в «построении» предсказания победителя в соответствии с набранными голосами. Тот опыт исследования именовался как «черные дни социологов», вопреки прогнозам, значительную часть голосов получила ЛДПР, сами же социологи объясняли неудачу запретом проведения исследований за 10 дней до выборов и невозможностью проследить тенденцию в изменении электората. Самыми точными вариантами рейтинговых замеров являются «весы» и метод «сита». В первом случае рейтинговый ряд строится на основе разностей в отношении, используя вопросы: «За кого бы Вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» и «За кого бы Вы не проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» При применении второго метода устанавливается отношение к каждому из политических лидеров и к каждой политической партии, использующее следующие переменные:
— степень узнаваемости лидера; — степень узнаваемости партии; — уровень авторитетности; — мера политической доверительности; — оценка конкретных действий в данный момент; — вера в перспективу данного лидера; — вера в перспективу данной партии. Этот замер является наиболее точным, так как снимает случайность оценок респондентов и позволяет сделать более точный прогноз. Исследование же в день выборов и послевыборное исследование следует проводить, используя замер («способ укола»), который предполагает ответ на один вопрос: «За кого из кандидатов Вы проголосовали?» Цель этого исследования — контроль, который необходим для того, чтобы воспрепятствовать возможной манипуляции с результатами самих выборов. После неудачного опыта прогнозирования результатов должна быть проведена так называемая «работа над ошибками». Должен анализироваться весь накопленный опыт, определяться подходы, способные обеспечить повышение уровня надежности прогнозирования электорального поведения. Прежде всего, это должно касаться методического обеспечения прогнозирования, расширения спектров получения информации, увеличения числа востребованных качественных методов (метода фокус-группы), изменения и самой процедуры проведения опросов (метод fасе-tо-fасе). Должен увеличиться и вклад в создание инструментального и аналитического аппарата проектирования электорального поведения. В частности, с помощью математических процедур должны быть построены модели и системы определяющих факторов при вторичном анализе информации, должен осуществиться поиск глубинных закономерностей, взаимосвязей, типологии.
Направления социального проектирования и прогнозирования электорального поведения В числе данных направлений необходимо выделить следующие: 1. Выявление и прогнозирование отношения общества к политическим партиям и электоральные предпочтения граждан. 2. Информированность населения о программах политических партий. 3. Социальная структура электората. 4. Потенциальный электорат партий и движений. 5.Возрастная структура электората. 6. Соотношение сторонников двухпартийной системы и многопартийной системы к сторонникам «лидера», «вождя» в электоратах российских партий. 7. Показатели электоральной надежности российских политических партий. 8. Близость партий в глазах избирателей. 9. Позитивный и негативный варианты электорального поведения. Выявление и прогнозирование отношения общества к политическим партиям и электоральные предпочтения граждан выражаются в анализе деятельности политических партий, исследовании их партийной политики. Отношение общества к деятельности тех или иных политических партий во многом определяется информированностью избирателей о деятельности и целях политических партий. Практика показывает, что низкая информированность, как правило, связана с тем, что высоким является прогнозируемый процент проголосовавших по графе «Против всех».
Анализ социальной структуры электората вкупе с исследованием электоральных предпочтений избирателей, дает ответ на прогноз о том, какова социальная база той или иной политической партии. Потенциальный электорат партий, определяемый в процентах, должен выявить те социальные группы населения, которые готовы голосовать за те или иные партии. В этом плане выделяются следующие социальные группы: - рабочие, - ИТР, - гуманитарная интеллигенция, - торговая сфера обслуживания, - государственные служащие, - военные, - предприниматели, - студенты, - пенсионеры, - жители села, - группа, которая не намерена участвовать в выборах. Возрастные параметры, как утверждают психологи, часто просто сводятся к определенной психологической реакции. Тем не менее, как показывают результаты социологических исследований, проведенных ВЦИОМ в 1995 г., 55 % населения негативно относится к произошедшим переменам и лишь 6 % ассоциируют этот процесс с демократическими переменами. Интерес к политике испытывают всего 37 % населения, а 66 % ею почти не интересуются. Налицо парадокс политического сознания, или так называемая «односторонняя рефлексия», заключающаяся в том, что, выражая свою негативную оценку политической системы, население все же не желает изменить ее, мобилизуя свою политическую активность. Классифицируя различия в состоянии электоральных групп в зависимости от степени выраженной готовности участвовать в выборах, необходимо подразделять всех голосовавших избирателей на четыре группы, для которых было характерно следующее: — слабая мобилизация; — частичная мобилизация; — высокая мобилизация; — предельная мобилизация. Первая означает, что среди них доля не намеренных участвовать в голосовании была выше или примерно равна доле намеревающихся голосовать. Вторая — принадлежит гражданам, поддержавшим партии по своей личной инициативе, или по так называемой «электоральной привычке». Третья категория включает тех участников электората, которые были «мобилизованы» в силу сложившихся обстоятельств избирательной кампанией или другими ситуативными причинами. Обычно доля таких примерно равна доле не определившихся и составляет 21-27 %. Высокая мобилизация характеризует электоральное поведение населения, составляющего не менее одной трети сторонников данной партии. Признаком мобилизованности этой части электората является не сама избирательная кампания партии, а сложившиеся внутренние убеждения людей. Признак близости партий характеризует множество социально-политических проблем. Среди них — сходные биографии лидеров партий, совместимость политических программ, соответствие политических, социальных и общечеловеческих ценностей и т. п. Позитивный и негативный варианты электорального поведения — важные части прогноза. Анализ ответов граждан на предыдущие вопросы показывает, что наибольшее число негативных оценок вызывают партии «левого блока» с примыкающими к ним либерально-демократическими партиями. Наиболее терпимо население относится к политически сбалансированным партиям и движениям. Стратификационный анализ политических предпочтений российских избирателей позволяет выделить в виде достаточно устойчивых тенденций следующие особенности политического электорального сознания и поведения: — рабочие оценивают шансы либеральных и народно-демократических партий быть избранными в два раза выше, чем сами собирались голосовать за них; — инженерно-технические работники оценивали шансы прогрессивистских и национально-державных партий быть избранными в полтора раза выше, чем собирались голосовать за них; — работники сферы обслуживания и предприниматели выражали свои политические предпочтения и электоральные симпатии примерно в два раза ниже уровня электоральных симпатий указанных выше субъектов электорального поведения, зато их реальное голосование было во столько же раз выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|