Региональное прогнозирование
Хозяйственный комплекс региона образует множество различных по имущественной принадлежности, форме и содержанию хозяйствующих организаций (фирм). Их отраслевая ориентация и размеры определяют основной хозяйственно-отраслевой профиль соответствующей территории и предопределяют особенности регионального прогнозирования. Для того чтобы социальные прогнозы и следующие за ними проекты на уровне региона были обоснованными, необходимо учитывать особенности региональных субъектов хозяйствования.
Региональные субъекты хозяйствования Наряду с фирмами, предприятиями и организациями на территории региона действуют и другие хозяйствующие субъекты: банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные и муниципальные организации (предприятия). Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность. Фирма подпадает под категорию «организация», формирование социальных прогнозов и проектов на уровне региона должно учитывать материально-денежные активы предприятий, товары, денежную наличность, денежные требования, права собственности, авторские и др. права, а также и нематериальные активы предприятии, к которым относятся положение на рынке, клиентура, репутация, деловые связи и др. Наряду с частными фирмами, государственными и муниципальными фирмами и предприятиями на поле регионального прогнозирования должны быть представлены фирмы и предприятия различных кооперативных, общественных и иных организаций. По характеру своей деятельности фирмы подразделяются на: 1) промышленные (в них более половины оборота составляет производство промышленной продукции);
2) торговые (они в основном занимаются куплей-продажей товаров); 3) транспортные (занятые перевозками); 4) транспортно-экспедиционные (обеспечивающие доставку грузов); 5) страховые (они осуществляют страхование грузов при международных перевозках). Фирмы могут быть индивидуальными, могут быть объединением предпринимателей (корпорацией), товариществами, паевыми. По формам собственности фирмы можно подразделить следующим образом: 1. Государственные(в том числе региональные). К ним относятся те, в имуществе которых доля государства составляет более 50%. В РФ основная часть государственных фирм существует в промышленности (особенно добывающей) и на транспорте. В торговле государственные фирмы в основном заняты в международных товарообменных операциях. 2. Муниципальные в основном представлены предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, водопроводно-канализационной, энергетической, транспортной и др. службами. Существуют муниципальные фирмы (предприятия) в торговле, бытовом обслуживании, сфере образования, культуры, гостиничного бизнеса и др. 3.Кооперативные (союзы) существуют в основном среди потребителей, мелких товаропроизводителей, фермеров (крестьян-единоличников) и т. п. для осуществления коммерческой деятельности. Их основная цель — устранение внешних посредников в товарообменных операциях. 4. Частные.Решение задач регионального регулирования экономической жизни территорий предполагает взаимодействие региональных и муниципальных администраций с разнообразными частными фирмами. Рассмотрим частные фирмы подробнее. Они могут быть чисто частными, частно-государственными, частно-муниципальными. В последнем случае определенной долей (но непременно меньше половины) их имущества владеют государственные или муниципальные органы. Они могут существовать как в индивидуальной форме, так и в форме объединений.
Региональные и муниципальные организации Социальное прогнозирование на уровне региона должно учитывать наличные региональные и муниципальные организации. Основными, (задающими тон) организациями выступают региональные и муниципальные законодательные и исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и администрация (краевая, областная, республиканская), на муниципальном уровне — городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация. Действующие от имени этих органов учреждения и организации также представляют собой существенную группу элементов поля регионального прогнозирования. Законодательные органы очерчивают условия функционирования всех организаций на подведомственной территории. Администрации и действующие от их имени организации и учреждения осуществляют непосредственную координацию деятельности хозяйствующих субъектов. Это достигается через предоставление лицензий, выдачу фирмам региональных и муниципальных заказов (подрядов), предоставление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд, включение в территориальные программы, финансируемые центральными и местными органами, и т. п. Создаваемые в структурах региональных и муниципальных администраций отраслевые комитеты, департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на постоянной или временной основе) с действующими на территории хозяйствующими субъектам различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает горизонтальную и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе и повторяемость отношений в многократном процессе общественного воспроизводства. Наряду с региональными и муниципальными администрациями как составными элементами региональной системы управления страны координацию деятельности хозяйствующих субъектов на территориях осуществляют на добровольной основе различные негосударственные и некоммерческие организации. В число региональных и муниципальных организаций входят также торгово-промышленные палаты, многочисленные представительства различных просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и др. фондов. Такие сформирования выступают дополнительным связующим звеном в деятельности на территории хозяйствующих субъектов, занимая свободные в этой сфере потребительские ниши.
Региональные общественные институты Региональное и муниципальное управление территорией в большей мере, нежели управление фирмами, обусловлено общественными институтами. Это объясняется тем, что органы территориального управления, как правило, избираются населением и соответственно обязаны выполнять его желания и стремления. Поэтому реализация общественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом регионального прогнозирования. Общество влияет на региональную (или муниципальную) организацию, выступающую в роли координатора той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в основном косвенным образом. В отличие от производственно-коммерческих фирм в деятельности территориальных организаций существует более высокий уровень социальной ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках законодательства может быть принята населением соответствующей территории (например, размещение вредных производств, хранилищ химреактивов, распахивание выпасов, закрытие нерентабельных муниципальных предприятий, библиотек, клубов и др.). В этом ракурсе координаторская задача региональных прогнозов сводится к наиболее полному учету общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому их выражению в конкретных управленческих действиях. Ответственность региональной (и муниципальной) организации может быть социальной и юридической. Под социальной ответственностью организации понимается определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустройство и т. п.). В отличие от частных фирм социальная ответственность имеет конкретные последствия для организаций региональных (и муниципальных) органов власти и управления.
Под юридической ответственностью организации понимается следование конкретным законам и нормам государственного и муниципального регулирования, определяющим то, что может делать организация, а что не должна и не имеет права делать. Социальные прогнозы на региональном уровне также должны учитывать этические нормы. Этические нормы описывают систему общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной территории или организации. Неэтичным считается: —допускать картельные соглашения; —не применять мер по санитарной защите персонала и населения; —проектировать недоплату или невыплату населению компенсаций за размещение вредоносных производств, хранилищ и т. п.; — допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров; — вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами; — порождать и распространять сведения, порочащие конкурентов или партнеров. Среда регионального прогнозирования Внешнюю среду регионального прогнозирования формируют как внерегиональные, так и внутрирегиональные элементы, факторы и процессы. Региональная экономика, как составная часть региональной системы страны в целом, подвергается постоянному воздействию внерегиональных факторов: - законодательство Российской Федерации, - центральные органы и организации, - единая экономическая, финансовая система страны, - общероссийские коммуникации, - политические и иные институты, - демография, - общероссийский рынок. Наряду с этим региональное хозяйство является также комплексом функционирующих на ограниченной территории внутрирегиональных элементов: - хозяйствующие субъекты, - социальные формирования, - юридические, экономические, общественные и др. институты. Среда прямого воздействия Такую среду образуют внешние агенты и институты, оказывающие непосредственное воздействие на организацию. Ее образуют: - поставщики ресурсов (материальных, энергетических, трудовых, финансовых и др.), - законодательные органы страны, региона и муниципалитета, - потребители продукции, - конкуренты, - правительственные институты территорий (через аппарат территориальных органов). Центральным вопросом для региональных и муниципальных органов является финансовое состояние территории, наполнение бюджета, стимулирование инвестиций в экономику. Капитал, как фактор внешней среды, поставляют хозяйствующим организациям банки, инвестиционные фонды, государственные и муниципальные органы, фирмы, частные лица и др. Как правило, чем крупнее и устойчивей фирма, тем легче ей получить кредит. В этом отношении наибольшие трудности в получении денежных средств испытывает малый бизнес. Поскольку фирмы, подпадающие под категорию малого бизнеса, выступают существенными поставщиками рабочих мест, а также товаров народного потребления и налоговых поступлений, региональные и муниципальные органы заинтересованы в их развитии. Одним из средств поддержки малого бизнеса является выдача таким фирмам гарантий местных властей на получение ссуд в банках, а также непосредственное кредитование наиболее привлекательных проектов. В целях консолидации средств для осуществления крупных проектов региональные и особенно муниципальные органы должны создавать различные финансовые структуры, муниципальные банки, торговые дома, инвестиционные фонды.
Трудовые ресурсы представляют собой один из ключевых факторов внешней среды. Их поставляют: население соответствующих территорий, учебные заведения. Одним из поставщиков трудовых ресурсов выступает иммиграция населения. Применительно к фирмам дополнительным (а порой и основным) источником рабочей силы являются ее межфирменные перетоки. В целях обеспечения прироста трудовых ресурсов (как источника материальных благ) региональные органы осуществляют специальные долговременные социальные проекты и программы. Наряду со всеми вышеуказанными целями важной целью является проектирование здоровой конкурентной среды внутри регионального хозяйства. Предприятия базовых отраслей составляют основную группу конкурентов на межрегиональном рынке — будь то производство зерна, маслосемян подсолнечника, овощей и фруктов, молока и мяса или поставки продукции добывающих отраслей, машиностроения, химической, лесной и других отраслей промышленности. Межрегиональный рынок через конкурирующие субъекты (предприятия базовых отраслей) непосредственно влияет на внутрирегиональные рынки, оживляя или угнетая их посредством механизмов и каналов спроса (на продукцию, инвестиции, рабочую силу, энергоресурсы и т. п.). Таким образом, не только внутренний, но и межрегиональный рынок являет собой один из компонентов среды прямого воздействия региональной организации.
Среда косвенного воздействия К элементам среды косвенного воздействия в региональной организации относятся: - общее состояние национальной экономики, - уровень производственных технологий, - социокультурные потребности, - отношения фирм и региональных органов с политическими институтами и населением. Для обоснованного выбора регионально-экономической стратегии территориальным органам важно уметь оценивать влияние на региональную (и муниципальную) экономику прогнозируемых изменений состояния экономики страны. Например, если в стране прогнозируются высокие темпы инфляции, то руководству территории (региона, муниципалитета) желательно увеличить запасы продуктов питания и топлива, договориться с профсоюзами о приостановлении организованных выступлений трудящихся, согласовать с представителями коллективов муниципальных и региональных предприятий замораживание заработной платы муниципальных и государственных служащих. Если прогнозируется общий спад в национальной экономике, то региональные органы должны позаботиться о расширении общественных работ, поддержании малоэнергоемких производств с широким применением ручного труда, о стимулировании экспорта, индивидуального и кооперативного строительства, огородничества и др. Необходимо учитывать то, что уровень производственных технологий оказывает влияние на состояние экономики территории (региона, муниципалитета) через посредство определенного интеллектуального и технологического поля в сфере производства. В регионах, насыщенных предприятиями с передовой технологией, быстро и эффективно решаются задачи создания и кадрового наполнения новых производств. Там благоприятные условия для функционирования научно-исследовательских центров, высших учебных заведений. В то же время их население не проявляет склонности к подсобным малоквалифицированным промыслам, огородничеству. Оно более взыскательно относится к местным властям в вопросах регионального и муниципального менеджмента. К социокультурным традициям социального прогнозирования на уровне региона относят сложившиеся в регионе шкалу ценностей (шкалу предпочтений), манеру поведения, обычаи, отношения людей, форму одежды, установки, требования к пище. К примеру, в горных территориях высоко ценится мнение пожилых людей и существенно меньше — мнение женщин. В одних территориях предпочитают употреблять в пищу говядину, в других — свинину, в третьих — баранину, в четвертых — рыбу. Такие предпочтения оказывают решающее влияние на направления развития предпринимательства и других видов местной инициативы и хозяйственного творчества. Региональное (а также муниципальное) социальное прогнозирование должно учитывать как общую политическую обстановку в стране и отдельной территории, так и отношение населения и общественных формирований к конкретным отраслям производства и бизнеса.
Определение стратегии регионального прогнозирования Стратегия регионального прогнозирования содержит систему крупномасштабных мероприятий по достижению конкретных (обычно долгосрочных) целей. Сущность определения стратегии заключается в выборе из многочисленных альтернатив определенного порядка действий, который призван обеспечить достижение намеченной стратегической цели. Система стратегического управления включает следующие элементы: — выделение ресурсов под стратегические цели; — организация центров обеспечения стратегий; — стимулирование исполнителей на достижение конкретных целей. Разработку стратегии регионального прогнозирования осуществляет ее высшее руководство — региональная администрация с ее аппаратом. Для этого необходимо воспитание у работников аппарата региональных и муниципальных органов и руководителей подразделений стратегического мышления, умения выделять в большом наборе задач те ключевые направления, которые обеспечивают достижение стратегических целей региональной организации. Это достигается привлечением руководителей подразделений и работников аппарата к детальной проработке стратегических планов и механизмов их реализации, а также систематическим информированием их о ходе осуществления стратегии региональной организации.
Виды региональной стратегии Существует множество видов региональной стратегии. В числе наиболее известных можно выделить следующие: — «стратегия развития» — обеспечение устойчивого функционирования регионального хозяйства (т. е. расширенное воспроизводство региональной экономики); — «стратегия социального роста» — повышение степени обустроенности и культурного уровня населения; — «стратегия усиления производственной функции региона» — выполнение региональным хозяйственным комплексом определенного набора производственных функций в общероссийском территориальном разделении труда (к примеру: производство зерна пшеницы и маслосемян подсолнечника; производство свекловичного сахара; производство электроэнергии; производство сельхозмашин; производство цемента; санаторно-курортное обслуживание населения; морской транспорт и др.). Выбор конкретной стратегии осуществляется высшими руководящими органами региона но согласованию с центром, как правило, на длительную перспективу (5 и более лет). Принятие решений но стратегическим вопросам осуществляется в основном сверху вниз. Считается универсальным метод разработки стратегии путем последовательных согласований, при котором высшее руководство называет цели, а специалисты подразделений прорабатывают варианты достижения этих целей. Стратегическое проектирование и планирование Стратегическое проектирование и планирование представляют собой проработку этапов (количественно и качественно) и способов (ресурсов и формы действий) достижения стратегической цели. Стратегическое планирование имеет дело с будущим состоянием решений, принимаемых в настоящее время. Его особенность заключается в составлении искомой картины состояния организации в отдаленной перспективе и проработке путей и средств достижения этого состояния. (Текущее планирование не затрагивает такие проблемы. Его задача — подготовить ресурсы, указать этапы осуществления стратегического плана и детализировать функции исполнителей на конкретном этапе.) В процессе стратегического планирования можно выделить этапы: 1) распределение региональных ресурсов; 2) адаптация к среде; 3) внутрирегиональная координация; 4) организационное стратегическое предвидение. Принципы регионального стратегического проектирования и планирования Основные принципы стратегического планирования: 1) ранжирование объектов проектирования и планирования по их важности; 2) вариантность проектов и планов; 3) сбалансированность проектов и планов; 4) согласованность планов с параметрами внешней среды, 5) адаптивность проектирования и планирования; 6) преемственность стратегических и тактических проектов и планов; 7) социальная ориентированность проектов и планов; 8) обоснованность проектов и планов с учетом неопределенности перспективы; 9) обратная связь в планировании как функции управления; 10) автоматизация в проектировании и планировании; 11) достижимость проектных и плановых показателей.
Целевые региональные программы Одним из важных факторов регионального стратегического проектирования и планирования являются проецируемые на регион федеральные отраслевые и территориальные (многоотраслевые) целевые программы. Целевые региональные программы призваны выполнять в настоящее время новую роль как наиболее активный метод регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных народнохозяйственных проектов. Региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Наряду с мобилизацией ресурсов на решение конкретных отраслевых задач государства, федеральные целевые программы используются как инструмент выравнивания уровней экономического развития различных регионов.
Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение стратегического планирования представляет собой проработку источников формирования сил и средств на достижение намеченных целей. К числу основных ресурсов регионального проектирования и планирования относятся: 1) трудовые; 2) основные фонды; 3) материальные; 4) финансовые. К основным формам обеспечения ресурсами относятся следующие: 1) собственное производство в регионе; 2) поступления в регион по линии производственных связей; 3) договоры с коммерческими организациями-поставщиками; 4) субвенции и дотации из федерального бюджета; 5) кредитование; 6) спонсорство.
Информационное обеспечение Информационное обеспечение представляет собой один из связующих процессов, который в общем виде решает задачи увязки планов между заказчиками и исполнителями. В процессе движения информации при разработке стратегических планов присутствуют четыре основных агента: 1) отправитель; 2) сообщение; 3) канал; 4) получатель. Главные требования к информации при разработке стратегических планов: - достоверность, - четкость, - своевременность, - адресность.
Управленческие структуры В зависимости от отраслевой и территориальной специфики региональных целевых комплексных программ и проектов создаваемые проектные управленческие структуры могут быть трех разновидностей: а) автономные; б) матричные; в) инновационные. Автономные проектные структуры. Они характеризуются тем, что находящиеся в их составе подразделения и менеджеры подчиняются лишь внутреннему руководству. Внешней особенностью таких управленческих формирований является то, что они создаются лишь на период разработки и осуществления конкретной региональной целевой программы или проекта. Матричные проектные структуры. Они отличаются тем, что создаваемые в их составе подразделения имеют двойное подчинение — по вертикали и по горизонтали. По реализации конкретного проекта они могут создаваться из числа работников различных департаментов и отделов. Такие работники имеют двойное подчинение — руководителю проекта и руководителям тех отделов, в составе которых они находятся на постоянной основе. Такая форма организационного комбинирования особенно удобна для разработки и реализации межотраслевых комплексных программ и проектов. В то же время недостатком многих матричных структур является отсутствие материальной заинтересованности работников в осуществлении соответствующих программ, так как зарплату они получают в базовом отделе. В этой связи представляется полезным применение в матричных структурах различных форм материального стимулирования персонала за выполнение этапов программ или проектов. Инновационные структуры. Эти структуры — самостоятельные организационные формирования, занимающиеся реализацией совершенно новых проектов. Их деятельность представляет собой рисковый бизнес, поскольку существует вероятность убытков от реализации проекта. Региональная администрация осуществляет влияние на деятельность инновационных фирм путем выдачи кредитных гарантий, выделения ссуд, предоставления налоговых льгот и др. Наряду с этим региональная администрация может участвовать через своих представителей (комитет по управлению имуществом и др.) в инновационных фирмах или быть их владельцем. Значение подобных структур возрастает по мере развития рыночных процессов в инвестиционной деятельности, поскольку позволяет региональным администрациям через экономический механизм находить и реализовывать оптимальные инвестиционные проекты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|