Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование образовательного процесса




Исследование образовательного процесса должно прояснить ряд важных проблем, которые дают возможность осмыслить динамику образователь­ного процесса. Для этого необходимо четко очертить сферу социологии образования.

Объект и предмет социологии образования

Объект исследования в социологии образования — это та социальная сфера, в которой разворачиваются образовательные процессы, действуют субъекты этих образовательных процес­сов, складываются специфические взаимоотношения между людьми, социальными институтами и обществом.

В западной социологии типичным взглядом на предмет социологии образования является представление о том, что она изучает распространение образования и его влияние на социальную среду и ее мобильность. В дальнейшем в предмет социологии образования был включен анализ образовательной деятельности, ее форм и содержания, способов ее интегрирования в различные социальные структуры.

Что касается отечественной социологии образования, то наиболее корректным может считаться следующее представление о ее предмете, это:

1) состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования;

2) законы и принципы, механизмы и технологии концепций социокультурной деятельности;

3) взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни;

4) изучение влияния образования на целостное, гармоничное развитие социального субъекта, на его готовность включиться в те виды деятельности, которые являются социально значимыми.

 

Основные функции образования

Для прогнозирования образовательного процесса необходимо выделить основные функции образования. Образование есть передача знаний, восприятие знаний и их усвоение. Этот процесс реализуется во взаимодействии педагогов и обучающихся. Образование рассматривается в качестве одного из важнейших социальных институтов общества, выполняющего ряд социальных функций.

Основные социальные функции образования:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе. Эта функция заключается в том, что посредством образования осуществляется передача от поколения к поколению ценностей культуры (научные знания, достижения в области искусства, нравственные ценности и нормы, опыт, навыки и профессиональные качества).

2. Формирование ценностных ориентации и установок у молодого поколения. Благодаря этой функции образования молодежь приобретает ценностные ориентации, выработанные обществом, она приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. По мнению социологов и психологов, образование не формирует человека вообще, а формирует человека в данном обществе и для данного общества.

3. Функция социальной дифференциации и селекции. Структура образовательного процесса такова, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Это обусловлено тем, что образовательный процесс специализирован как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали — это различные уровни образования от начального, среднего до высшего образования и после высшего образования. По горизонтали — это различные учебные заведения, которые учитывают индивидуальные возможности, интересы, способности и профессиональные ориентации обучающихся. Такая дифференциация является основой социальной мобильности. Получение профессии, определенного социального статуса позволяет занять свою позицию в социальной структуре и продвигаться по служебной лестнице.

4. Профессионально-экономическая функция. Образование тесно связано с трудовой сферой. Человек — не только самоцель, но и условие развития общества, поскольку он выступает главной производительной силой. Чем более высокого уровня достигает общество, тем больше требований оно предъявляет к качеству трудовых ресурсов, к специалистам. Через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров.

Модель социальной организации образования

Модель социальной организации образования может быть представлена из трех основных социальных (мак­ро-) групп, связанных с разделением труда в учебном процессе: учащиеся, обучающие и те, кто поддерживает, обслуживает образовательный процесс и инфраструктуру всех сфер образо­вания.

Критериями выделения социальных групп являютсяразделение труда в образовательном процессе и социально-ролевые позиции в учебном процессе.

Понятие социально-ролевой позиции связано с разным ролевым положением педагогов и учени­ков: одни являются «старшими», другие — «младшими». Особый статус учителя поддерживается аттестацией, правами учи­теля, его социальным положением. Отношение учителя и ученика наполняется конкретными характеристиками: кого видит учитель в своем ученике — послушного исполнителя или помощника, партнера или оппонента. Такие характеристики определяются существую­щими в данном обществе социальными ценностями.

Таким об­разом, проблема социальной роли, социального статуса, личности обучающегося и обучаемого неотделима от социальных проблем образовательного процесса.

Сферы образования

Важным в прогнозировании образовательного процесса яв­ляется выделение сфер образования.

1. Дошкольное образование. О но связано с подготовкой детей к школе и осуществляется либо в индивидуальной форме приобщения ребенка к жизни в социуме, либо с первичным образованием в системе дошкольных воспитательных учреждений. Положительной стороной является индивидуализация образовательного про­цесса (родитель — ребенок, наставник — ребенок), его непос­редственная вплетенность в процесс социализации, отсутст­вие жестких стандартов и целей. Но при этом ограниченность этого уровня образования часто обусловлена низкой квали­фикацией педагогических кадров в дошкольных учреждениях и отсутствием методических разработок для того, чтобы дан­ный процесс был успешным.

2. Школьное образование. Это центральное звено всей системы образования, посколь­ку является массовым. Структура общеобразовательной школы характеризуется тремя ступенями: начальная школа (3-4 года обучения) — первая ступень, основная школа (5 лет обуче­ния) — вторая ступень, средняя школа (2-3 года обучения) — третья ступень. На первой ступени приобретаются необходимые знания и навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет, элемен­ты теоретического мышления). Вторая ступень закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, необходимый для продолжения обучения, обеспечивает развитие личности. Третья ступень завершает общеобразовательную под­готовку на основе дифференциации обучения. Она также готовит обучающегося к продолжению образовании в специ­альных профессиональных учебных заведениях.

3. Профессиональное образование. Оно осуществляет подготовку к определенным видам общественного труда. Завершение об­разования на этом уровне подтверждается присуждением некоторой квалификации, которая констатирует наличие у человека необходимых знаний и навыков (аттестация, дип­лом специалиста, сертификат). Профессионально-техническое образование связано с подготовкой рабочих — специалистов массовых профессий.

4. Среднеспециальное образование. Предназначено для подго­товки специалистов среднего звена (прорабов, мастеров, тех­нологов, техников). Эта система образования, с одной сторо­ны, вбирает в себя часть бывшего контингента профессио­нально-технического образования, а с другой стороны — ориентируется на то, что часть ее выпускников будет полу­чать высшее образование.

5. Высшее образование. К требованиям, которые предъявляются к специалисту с высшим образованием, относятся не только овладение систе­мой знаний, не только навыки технологии действий, но и овладение теоретическими принципами системы научного знания, культура мышления, эрудиция, умение внедрять до­стижения науки в практику. Высшее образование бывает отраслевое и общее. Первое связано с основными отраслями научно-теоретического зна­ния и практики (медицина, строительство, техника). Общее высшее образование ориентировано на подготовку не толь­ко специалистов высокой квалификации, но прежде всего вы­сокообразованных людей, которые продолжают в дальнейшем повышение своей квалификации в сфере науки. Также мож­но подразделить высшее образование на прикладное техни­ческое, естественнонаучное и гуманитарное.

Получение того или иного образования позволяет челове­ку приобрести не только определенные знания и навыки, но и занять определенное место в социальной иерархии.

Система повышения квалификации и переподготовки кад­ров представлена институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде она представлена аспирантурой, соискательством и докторан­турой, где готовятся кадры высшей квалификации.

Образование — это процесс, который происходит таким образом, что он осуществляется на фоне других социальных процессов. Современное общество, динамично развиваясь, вырабатывает новые требо­вания к специалисту, главным из которых является непре­рывное образование. Если раньше получение образования некоторого типа было достаточным на протяжении всей жизни человека, то сегодня невозможно представить себе спе­циалиста, который бы прекратил обучение и повышение своей квалификации.

 

Новые модели образовательных учреждений

Инновационные изменения в сфере образования привели к возникновению образовательных учреждений нового типа, к дифференциации и индивидуали­зации образовательных систем.

Наблюдается тенденция преобразования общеобразо­вательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, мно­гопрофильные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, образуются колледжи при вузах и университетах. Такие метаморфозы в процессе получения образования выявляют следующие особенности:

— тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

— создание прочных основ профессиональной ориентации;

— создание основ для осмысленного выбора будущей про­фессии молодежью;

— ориентация молодежи на значимые в современном об­ществе ценности и установки в выборе будущей профессии;

— развитие личности в процессе образования;

— создание условий, когда образовательный процесс, ори­ентируясь на социальный заказ, тем не менее не ограничен жестко действующим образовательным стандартом.

Управление образовательным процессом и его уровни

Как и другие социальные процессы, образовательные про­цессы подлежат управлению. Управление в сфере образования — важнейший социальный регулятор, поддерживающий опре­деленный режим функционирования и развития всей системы образования. Этот режим призван обеспечивать не только существование системы образования, но и порядок ее постоян­ного обновления, условия творческого поиска новых форм и на­полнения новым содержанием. Управление в сфере образова­ния должно обеспечить основные права и обязанно­сти участников образовательного процесса, ориентировать как на массовые формы, так и на самостоятельное, индивидуальное обучение. Управление также призвано утвердить гарантии от­носительной самостоятельности учебно-педагогических коллек­тивов в поиске оптимальных форм учебного процесса.

Управление — это регулирование процесса образования. Объект управления в сфере образования пред­ставлен двумя формами организации: учебно-предметной и социальной. Первая характеризуется самой технологией обучения, вто­рая — взаимоотношением субъектов образования.

Выделяются следующие уровни управления:

— микросистемный (учебное занятие);

— макросистемный (учебное заведение);

— мегасистемный (система образования в целом).

Приоритеты прогнозирования образовательного процесса

Прогнозирование образовательного процесса основывается на определенных социальных ценностях и приоритетах. К их числу можно отнести следующие:

1. Этические. Образование является неотъемлемым правом человека. Ре­ализация этого права — одна из граней зрелости общества. Соответственно этому реализация этого права — выражение социальной справедливости, которая должна быть решающим фактором при рассмотрении приоритетов для финансирова­ния образования, планирования образования и инвестиций в образование.

2. Политические. Возможность получить об­разование определенного типа может зависеть от способности правительства противостоять определенным социальным слоям и социальным группам, претендующим на большую долю на­циональных общественных ресурсов. Соответственно этому бюджет образования может также устанавливаться под вли­янием определенных социальных групп, отра­жающих интересы общества.

3. Экономические. Они отражают, с одной стороны, экономические возможности общества, а с другой — подсчет эффективности инвестиций в образовательный процесс и в целом в образова­тельную систему данного вида. Во всем мире всегда счита­лось, что вклад в образование — самый эффективный вклад. Отказ от такой позиции в конечном счете приводит к неэф­фективности экономики, которая не пополняется высококва­лифицированными кадрами.

4. Образовательные. Общество лишь тогда является стабильным, когда синхронизированы два основ­ных социальных процесса: производство высококачествен­ной продукции и воспроизводство высококвалифицирован­ных кадров. Перекос в этом отношении сразу делает соци­альную систему неустойчивой. К тому же в обществе вследствие нарушения синхронизации двух типов производства возникают необратимые соци­альные последствия в виде различных социальных деформаций. Они выражаются в утрате ценностей обра­зования, культуры и духовных ориентации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...