Прогнозирование образовательного процесса
Исследование образовательного процесса должно прояснить ряд важных проблем, которые дают возможность осмыслить динамику образовательного процесса. Для этого необходимо четко очертить сферу социологии образования. Объект и предмет социологии образования Объект исследования в социологии образования — это та социальная сфера, в которой разворачиваются образовательные процессы, действуют субъекты этих образовательных процессов, складываются специфические взаимоотношения между людьми, социальными институтами и обществом. В западной социологии типичным взглядом на предмет социологии образования является представление о том, что она изучает распространение образования и его влияние на социальную среду и ее мобильность. В дальнейшем в предмет социологии образования был включен анализ образовательной деятельности, ее форм и содержания, способов ее интегрирования в различные социальные структуры. Что касается отечественной социологии образования, то наиболее корректным может считаться следующее представление о ее предмете, это: 1) состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования; 2) законы и принципы, механизмы и технологии концепций социокультурной деятельности; 3) взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни; 4) изучение влияния образования на целостное, гармоничное развитие социального субъекта, на его готовность включиться в те виды деятельности, которые являются социально значимыми.
Основные функции образования Для прогнозирования образовательного процесса необходимо выделить основные функции образования. Образование есть передача знаний, восприятие знаний и их усвоение. Этот процесс реализуется во взаимодействии педагогов и обучающихся. Образование рассматривается в качестве одного из важнейших социальных институтов общества, выполняющего ряд социальных функций.
Основные социальные функции образования: 1. Трансляция и распространение культуры в обществе. Эта функция заключается в том, что посредством образования осуществляется передача от поколения к поколению ценностей культуры (научные знания, достижения в области искусства, нравственные ценности и нормы, опыт, навыки и профессиональные качества). 2. Формирование ценностных ориентации и установок у молодого поколения. Благодаря этой функции образования молодежь приобретает ценностные ориентации, выработанные обществом, она приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. По мнению социологов и психологов, образование не формирует человека вообще, а формирует человека в данном обществе и для данного общества. 3. Функция социальной дифференциации и селекции. Структура образовательного процесса такова, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Это обусловлено тем, что образовательный процесс специализирован как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали — это различные уровни образования от начального, среднего до высшего образования и после высшего образования. По горизонтали — это различные учебные заведения, которые учитывают индивидуальные возможности, интересы, способности и профессиональные ориентации обучающихся. Такая дифференциация является основой социальной мобильности. Получение профессии, определенного социального статуса позволяет занять свою позицию в социальной структуре и продвигаться по служебной лестнице. 4. Профессионально-экономическая функция. Образование тесно связано с трудовой сферой. Человек — не только самоцель, но и условие развития общества, поскольку он выступает главной производительной силой. Чем более высокого уровня достигает общество, тем больше требований оно предъявляет к качеству трудовых ресурсов, к специалистам. Через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров.
Модель социальной организации образования Модель социальной организации образования может быть представлена из трех основных социальных (макро-) групп, связанных с разделением труда в учебном процессе: учащиеся, обучающие и те, кто поддерживает, обслуживает образовательный процесс и инфраструктуру всех сфер образования. Критериями выделения социальных групп являютсяразделение труда в образовательном процессе и социально-ролевые позиции в учебном процессе. Понятие социально-ролевой позиции связано с разным ролевым положением педагогов и учеников: одни являются «старшими», другие — «младшими». Особый статус учителя поддерживается аттестацией, правами учителя, его социальным положением. Отношение учителя и ученика наполняется конкретными характеристиками: кого видит учитель в своем ученике — послушного исполнителя или помощника, партнера или оппонента. Такие характеристики определяются существующими в данном обществе социальными ценностями. Таким образом, проблема социальной роли, социального статуса, личности обучающегося и обучаемого неотделима от социальных проблем образовательного процесса. Сферы образования Важным в прогнозировании образовательного процесса является выделение сфер образования. 1. Дошкольное образование. О но связано с подготовкой детей к школе и осуществляется либо в индивидуальной форме приобщения ребенка к жизни в социуме, либо с первичным образованием в системе дошкольных воспитательных учреждений. Положительной стороной является индивидуализация образовательного процесса (родитель — ребенок, наставник — ребенок), его непосредственная вплетенность в процесс социализации, отсутствие жестких стандартов и целей. Но при этом ограниченность этого уровня образования часто обусловлена низкой квалификацией педагогических кадров в дошкольных учреждениях и отсутствием методических разработок для того, чтобы данный процесс был успешным.
2. Школьное образование. Это центральное звено всей системы образования, поскольку является массовым. Структура общеобразовательной школы характеризуется тремя ступенями: начальная школа (3-4 года обучения) — первая ступень, основная школа (5 лет обучения) — вторая ступень, средняя школа (2-3 года обучения) — третья ступень. На первой ступени приобретаются необходимые знания и навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет, элементы теоретического мышления). Вторая ступень закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, необходимый для продолжения обучения, обеспечивает развитие личности. Третья ступень завершает общеобразовательную подготовку на основе дифференциации обучения. Она также готовит обучающегося к продолжению образовании в специальных профессиональных учебных заведениях. 3. Профессиональное образование. Оно осуществляет подготовку к определенным видам общественного труда. Завершение образования на этом уровне подтверждается присуждением некоторой квалификации, которая констатирует наличие у человека необходимых знаний и навыков (аттестация, диплом специалиста, сертификат). Профессионально-техническое образование связано с подготовкой рабочих — специалистов массовых профессий. 4. Среднеспециальное образование. Предназначено для подготовки специалистов среднего звена (прорабов, мастеров, технологов, техников). Эта система образования, с одной стороны, вбирает в себя часть бывшего контингента профессионально-технического образования, а с другой стороны — ориентируется на то, что часть ее выпускников будет получать высшее образование. 5. Высшее образование. К требованиям, которые предъявляются к специалисту с высшим образованием, относятся не только овладение системой знаний, не только навыки технологии действий, но и овладение теоретическими принципами системы научного знания, культура мышления, эрудиция, умение внедрять достижения науки в практику. Высшее образование бывает отраслевое и общее. Первое связано с основными отраслями научно-теоретического знания и практики (медицина, строительство, техника). Общее высшее образование ориентировано на подготовку не только специалистов высокой квалификации, но прежде всего высокообразованных людей, которые продолжают в дальнейшем повышение своей квалификации в сфере науки. Также можно подразделить высшее образование на прикладное техническое, естественнонаучное и гуманитарное.
Получение того или иного образования позволяет человеку приобрести не только определенные знания и навыки, но и занять определенное место в социальной иерархии. Система повышения квалификации и переподготовки кадров представлена институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде она представлена аспирантурой, соискательством и докторантурой, где готовятся кадры высшей квалификации. Образование — это процесс, который происходит таким образом, что он осуществляется на фоне других социальных процессов. Современное общество, динамично развиваясь, вырабатывает новые требования к специалисту, главным из которых является непрерывное образование. Если раньше получение образования некоторого типа было достаточным на протяжении всей жизни человека, то сегодня невозможно представить себе специалиста, который бы прекратил обучение и повышение своей квалификации.
Новые модели образовательных учреждений Инновационные изменения в сфере образования привели к возникновению образовательных учреждений нового типа, к дифференциации и индивидуализации образовательных систем. Наблюдается тенденция преобразования общеобразовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, образуются колледжи при вузах и университетах. Такие метаморфозы в процессе получения образования выявляют следующие особенности: — тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса; — создание прочных основ профессиональной ориентации; — создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью; — ориентация молодежи на значимые в современном обществе ценности и установки в выборе будущей профессии; — развитие личности в процессе образования; — создание условий, когда образовательный процесс, ориентируясь на социальный заказ, тем не менее не ограничен жестко действующим образовательным стандартом.
Управление образовательным процессом и его уровни Как и другие социальные процессы, образовательные процессы подлежат управлению. Управление в сфере образования — важнейший социальный регулятор, поддерживающий определенный режим функционирования и развития всей системы образования. Этот режим призван обеспечивать не только существование системы образования, но и порядок ее постоянного обновления, условия творческого поиска новых форм и наполнения новым содержанием. Управление в сфере образования должно обеспечить основные права и обязанности участников образовательного процесса, ориентировать как на массовые формы, так и на самостоятельное, индивидуальное обучение. Управление также призвано утвердить гарантии относительной самостоятельности учебно-педагогических коллективов в поиске оптимальных форм учебного процесса. Управление — это регулирование процесса образования. Объект управления в сфере образования представлен двумя формами организации: учебно-предметной и социальной. Первая характеризуется самой технологией обучения, вторая — взаимоотношением субъектов образования. Выделяются следующие уровни управления: — микросистемный (учебное занятие); — макросистемный (учебное заведение); — мегасистемный (система образования в целом). Приоритеты прогнозирования образовательного процесса Прогнозирование образовательного процесса основывается на определенных социальных ценностях и приоритетах. К их числу можно отнести следующие: 1. Этические. Образование является неотъемлемым правом человека. Реализация этого права — одна из граней зрелости общества. Соответственно этому реализация этого права — выражение социальной справедливости, которая должна быть решающим фактором при рассмотрении приоритетов для финансирования образования, планирования образования и инвестиций в образование. 2. Политические. Возможность получить образование определенного типа может зависеть от способности правительства противостоять определенным социальным слоям и социальным группам, претендующим на большую долю национальных общественных ресурсов. Соответственно этому бюджет образования может также устанавливаться под влиянием определенных социальных групп, отражающих интересы общества. 3. Экономические. Они отражают, с одной стороны, экономические возможности общества, а с другой — подсчет эффективности инвестиций в образовательный процесс и в целом в образовательную систему данного вида. Во всем мире всегда считалось, что вклад в образование — самый эффективный вклад. Отказ от такой позиции в конечном счете приводит к неэффективности экономики, которая не пополняется высококвалифицированными кадрами. 4. Образовательные. Общество лишь тогда является стабильным, когда синхронизированы два основных социальных процесса: производство высококачественной продукции и воспроизводство высококвалифицированных кадров. Перекос в этом отношении сразу делает социальную систему неустойчивой. К тому же в обществе вследствие нарушения синхронизации двух типов производства возникают необратимые социальные последствия в виде различных социальных деформаций. Они выражаются в утрате ценностей образования, культуры и духовных ориентации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|