Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ульяновский государственный педагогический




Ульяновский государственный педагогический

университет им. И. Н. Ульянова

Центр «Педагогический поиск»

 

С. Д. Поляков

Психопедагогика школы

Научно-популярная монография

с элементами научной фантастики

 

 

УДК 37. 015. 31                                                        Печатается по решению

ББК 88. 8.                                                            редакционно-издательского                                                                   

совета ФГБОУ ВПО

«УлГПУ им. И. Н. Ульянова»

 

 

Рецензенты:

Калинина Н. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии       ФГБОУ ВПО «УлГУ»

 

Воропаев М. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики Института психологии и педагогики образования ГОУ ВПО «МГПУ».

 

П 54. Поляков С. Д. Психопедагогика школы. Научно-популярная монография с элементами научной фантастики. Ульяновск: УлГПУ, 2011, 263 c.

 

  ISBN

                                                              

Аннотация.

В книге последовательно излагаются основные идеи, положения, факты, закономерности психопедагогики. Психопедагогика школы – относительно новая область научного знания, рассматривающая психологические феномены образования в зависимости от того в рамках каких педагогических форм, технологий, систем они проявляются.

Работа сочетает жанр научной монографии и научно-популярной книги. Научно-фантастические авторские фрагменты, включённые в книгу, позволяют отнестись к её содержанию несколько иронически и отстранённо, что делает более отчётливым границу и возможности научного описания психологических и педагогических явлений в образовании.

Книга рекомендуется широкому кругу читателей: исследователям образования; практическим психологам; преподавателям психологии и педагогики; учителям, интересующимся психологическим взглядом на свою профессию; студентам - психологам и студентам – педагогам

 

УДК 37. 015. 31

ББК 88. 8.

 

Поляков С. Д.

 

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова »

 

Оглавление

1. Введение………………………………………………………4

Проблема……………………………………………………………. 4

Альтернативы и варианты…………………………………………. 5

Предпосылки…………………………………………………… …15

Теоретическая модель психопедагогики……………………… …24

2. Психопедагогика воспитания………………………………32

Психолого-педагогические основы воспитания…………………. 32

Воспитаник……………………………………………………….... 43

Воспитаель…………………………………………………………52

Психопедагогические модели воспитания………………………. 71

Деятельностно-ценностное воспитание как психопедагогический   феномен………………………….. ………………………………………84

 Психопедагогические аспекты содержания воспитания………. 99

 Контексты воспитания и психопедагогика…………………….. 116

3. Психопедагогика обучения……………………………………... 131

Психолого-педагогические основы обучения………………….. 131

Ученик…………………………………………………………….. 142

Преподаватель…………………………………………………….. 157

Психопедагогические характеристики урока……………………175

Экспериментальное исследование психопедагогических закономерностей обуче ния…………………………………………………………209

Психопедагогические особенности учебных предметов……….. 222

Психопедагогические аспекты контекстов обучения……………230

4. Заключение……………………………………………………….. 241

Психология образования и психопедагогика……………………. 241

 Педагогическая инноватика и психопедагогика………………... 246

Футурологический аспекты психопедагогики…………………... 250

 

 

     
А что во мне? Всё тот же класс И тот же шум, и те же  лица. И долго ещё будет длиться Всё та же школа, тот же класс.   С. Р. Богуславский
 
    Мы хотим видеть дальше Чем окна дома напротив.   В. Цой

 

 


1. Введение

 

1. Введение

1. 1. Проблема

В современных взаимоотношениях образовательной практики с психологией сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны психологическое знание получило широкое распространение в учительских, преподавательских кругах, а с другой - массовая педагогическая практика в значительной степени остается апсихологичной (непсихологичной), а то и антипсихологичной (противоречащей законам педагогической психологии).

Приведём пример. Согласно психологическим идеям, чтобы ученик захотел использовать свои познавательные силы в заданиях, требующих нестандартного, творческого подхода, он не должен бояться, что получит, отрицательную оценку своих усилий. (За этим утверждением прячется известная идея Абрахама Маслоу - человек готов на бескорыстные творческие действия, если более-менее удовлетворены его потребности в безопасности, в принадлежности к значимой группе, в признании потраченных усилий). Но педагогическая практика нередко руководствуется почти обратным тезисом: прежде всего достаточный запас знаний и разумные требования к ученику стимулируют его творчество.

Другой пример. Широко распространённое в педагогической практике задание выучивать определения понятий именно в том виде как они даны преподавателем или учебником не учитывает психологические механизмы формирования понятий.

Причины такой апсихологичности - непросты. Наряду с социально-педагогическими, социально-психологическими, личностными факторами действует и научный фактор: абстрактный относительно конкретных педагогических ситуаций характер обращенного к практике психологического знания. Основные выводы современной педагогической психологии формулируются чаще всего безотносительно тех педагогических организационных и технологических форм, в которых разворачивается педагогический процесс.

 Примером могут быть психологические феномены и закономерности, приводимые в одном из известных отечественных учебников по педагогической психологии И. А. Зимней (Зимняя, 2000). Характеристика педагогов и учеников как субъектов образовательного процесса, динамики мотивации учения, развертывания учебной деятельности, стилей педагогической деятельности, педагогического общения и многое другое даются в нем вне контекста конкретных педагогических ситуаций и организационных форм. И это - не недостаток учебника. Это отражение существующего состояния психолого-педагогической науки.

В свою очередь, и педагогическая наука, как правило, не обращает к психологии соответствующих запросов. Учебники педагогики, в том числе самые современные, например И. П. Подласого, В. А. Сластёнина, Ю. А. Коноржецкой довольствуются, когда это требуется, не более как называнием известных общих психологических закономерностей.

Существуют исключения двух видов: как общая тревога по поводу сложившейся ситуации и как сравнительно небольшое количество исследований, в которых вопрос о связи психологических феноменов с образовательными, педагогическими формами, в том числе с реализацией определенных педагогических систем ставится конкретно,

Критика абстрактности психологии, её незаземлённости на конкретные социокультурные процессы, вообще говоря не новость для психологии. Она возникала в истории психологии неоднократно. Напомним два известных сюжета.

Первый - критика попыток прямого применения данных экспериментальной общей психологии в школе в первые десятилетия XX века. Основной тезис критиков (А. И. Нечаев и др. ), как известно, был в абстрактности, «лабораторности» данных общей психологии того времени, не конкретизированных для ситуаций реального педагогического процесса. На волне этой неудовлетворённости и появилась собственно отечественная педагогическая психология.

Второй пример – критика С. Московиси, Х. Тэшфела и др. абстрактности американской традиции в социальной психологии как не учитывающей влияние конкретных социальных контекстов в социально – психологических феноменах.

 Психопедагогическая идея, в нашей интерпретации, как постановка вопроса о закономерном влиянии изменения форм организации педагогического процесса на психологические характеристики участников педагогического взаимодействия, в ряду этих сюжетов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...