Тема № 1. Философия. Круг её проблем и роль в обществе.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Темы СРС Вопросы для самоподготовки: 1. Какие вам известны дофилософские системы мировоззрения? 2. Что такое философия? 3. С постановки каких проблем начинается философия? (По аналогии - астрономия начинается с потребностей сельского хозяйства). 4. Какое значение для развития науки имеет поиск древними мыслителями первоначала и первопричины мира? 5. В чем заключается основной вопрос философии? 6. В чем заключается принцип причинности, каузальности (детерминизма), выведенный атомистами? 7. Эволюция взглядов на предмет и функции философии. 8. Какую роль играют всеобщие законы и принципы в системе философских знаний? 9. Как соотносятся философия и частные науки? 10. Единство теории и метода наук. 11. Какую роль играет мировоззрение в развитии научного знания? 12. Роль и место философии в структуре мировоззрения. 13. Роль философии в развитии культуры. Упражнения и задачи: 1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «...философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий». «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». «Философия - «наука о науке» вообще. «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».
· Какое из высказываний соответствует содержанию предмета философии? · Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципиальное различие позиций философов. 2. Чем объяснить возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? Является ли стремление к высшим обобщениям, фундаментальным законом бытия и мышления или это случайность? Является ли шаманизм народов Африки и Крайнего Севера пережитком прошлого или наоборот, опережающим наш (европейский) уровень системным мировоззрением? 3. Взаимовлияние философии и частных наук в период научно-технической революции рубежа XIX-XX в.в. Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии философии? (И.Ньютон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б. Спиноза, Л.Эйлер, А.Эйнштейн, М.Борн, А.А.Фридман). 4. Ф.Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии». М. Хайдеггер считает, что во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него, т.е. тоже подпадал под вопрос. · Чем объяснить многообразие и разнообразие постановок основного вопроса философии? Не является ли этот хаос в постнеклассической философии условием зарождения нового мировоззрения в 3-м тысячелетии. · Возможна ли такая ситуация в естественно-математических науках? 5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность».
· Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г. В. Ф. Гегеля? 6. «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится» (Г. Фихте). · В чем Вы видите предназначение философии? · Какую роль играет философия в формировании Вашего мировоззрения и в развитии духовной культуры? · Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и Вашей жизненной позиции? Тестовые задания: 1. Какое из суждений наиболее соответствует сущности философии? а. «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой... Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Б. Рассел). б. «Мудростью (философией) надо признать науку о сущности». (Аристотель). в. «Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции, или соглашения» (К. Поппер). г. «Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий» (О.Конт). д. Диалектика - наука о всеобщей связи (Ф.Энгельс). е. Философия - «наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». (ФЭС). 2. Выделите предмет философии: а. Человек и его место в мире; б. Природа и ее законы;
в. Общественно-исторические процессы; г. Универсальные законы и принципы; д. Мир как целостность, универсум. 3. Выделите объект философии: а. Культура; б. Общая теория систем; в. Универсальные законы и принципы; г. Мир как целостность, универсум. 4. Как соотносятся философия и мировоззрение? а. Философия - часть мировоззрения; б. Мировоззрение - часть философии; в. Философия - теоретическая основа мировоззрения; г. Философия есть мировоззрение; д. Мировоззрение - теоретическая основа философии. 5. Как правильно сказать? а. Философия - универсальное учение; б. Философия - учение об универсальном; в. Философия - универсальный метод правильного мышления. 6. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Он имеет две стороны: 1. Что первично, материя или сознание /дух/? 2. Познаваем ли мир? В зависимости от ответа на первую часть вопроса философы разделились на два лагеря – материалистов, признающих первичность материи, и идеалистов признающих первичность духа по отношению к природе. Отношение к проблеме познаваемости мира разделило философов на агностиков частично или полностью отрицающих познаваемость мира, и философов, признающих познаваемость мира. а. Какое значение имело для развития научного знания разделение философии на материалистическую и идеалистическую? б. Может ли представитель конкретно-научного знания быть агностиком? Темы докладов и рефератов: 1. Зачем нужна философия инженеру, юристу, экономисту, филологу, исследователю, каждому человеку? 2. Философия и наука. 3. Проблема метода в философии и в науке. 4. Сущность и типы мировоззрения. 5. Философия и мировоззрение. 6. Философия и религия. 7. Философское содержание проблемы: «Человек есть мера всех вещей». 8. «Философия - самосознание исторически определённой эпохи». Список литературы Основная: 1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).
2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c. 3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование). 4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c. 5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|