Вопросы для обсуждения и исследования
Вопросы для обсуждения и исследования 1. Не определяются ли преподавательские черты и качества общепедагогическими чертами учителя-человека? 2. Если учитель — классный руководитель, какое основание для его оценки школьниками преобладает: оценка учениками педагога как классного руководителя или наоборот, оценка классного руководителя в зависимости от его оценки преподавателя как учителя? 3. Межличностная роль педагога как преподавателя помогает или мешает его профессиональному развитию? НФ Агентство «ЕВРАЗИЯ» 10. 05. 2026 ДИРЕКТОРИЯ «ДИРЕКТОР ШКОЛЫ» СЕРГЕЙ ПЕТРОВ - ВЛАДИМИР СЕМЕНОВ Форма — диалог.
С. П. Уважаемый Владимир Александрович! Итак, аттестация все-таки начинается. В. А. Почему всё-таки? СП. Ну, мы с вами знаем, какой огонь и медные трубы выдержал ее проект. B. А. Никаких медных труб. Чистое недоразумение. Ругали совсем не наш проект, а прежнюю практику учительской аттестации и какие-то фантомы, нигде не существовавшие. C. П. Прежнюю практику? B. А. Конечно. Вы же помните, что предыдущие Положения и 2010, и 2016 годов, и более ранние претендовали на оценивание учителей по эффективности их работы: отсюда и описание опыта, и открытые уроки. C. П. А разве вы не претендуете? B. А. В том-то и дело, что нет! C. П. А что же тогда вы аттестуете, если не эффективность? B. А. Потенциал. C. П. Что, что? B. А. Профессиональный потенциал учителя. Его базовые возможности. C. П. Но разве это не есть как раз эффективность? B. А. Нет. Учитель может иметь посредственный потенциал, но в силу своего энтузиазма, большой траты сил и времени иметь хорошие результаты. И учитель с высоким потенциалом может иметь плохое физическое состояние или класс совершенно не его педагогического диапазона и результат — кислый.
C. П. Кислый? B. А. Кислый, слабый, посредственный, темный, в общем, нехороший. C. П. Но разве энтузиазм, его упорство — не педагогический потенциал? B. А. Нет. Под педагогическим потенциалом наша рабочая группа... C. П. А теперь уже Главный комитет по аттестации. B. А. Да... Понимает не личностные качества учителя, а его рабочие базовые умения: ориентировку в информационных полях, умение проектировать урок под педагогическую задачу, умение действовать в стандартных проблемных ситуациях. C. П. Владимир Александрович, хотя об этом вы много раз говорили и писали, но теперь, когда решение об аттестации принято, еще раз о процедуре. Представим себе, что я учитель из деревни «Светлое». Что мне делать? B. А. Процедура, в общем-то, проста. Во-первых, все делается на C. П. Хорошо, заявление есть. Что мне делать дальше? B. А. Передаете или посылаете свое заявление по почте, обычной C. П. В аттестационный центр — это куда? В. А. Собственно, аттестационный центр можно организовать в любом образовательном учреждении, если есть подключение к Большой информационной сети Интернет «А» и виртуальный комплекс класса «С». Но для этого соответствующие специалисты техники, разумеется, должны пройти техническую аттестацию. На сегодняшний день это возможно в районных, городских и губернско-республиканских службах образования... С. П. Хорошо. Я посылаю по почте заявление и что? B. А. Вам придет подтверждение и приглашение. В приглашении C. П. Отлично. Приглашение получено. Я собрался и поехал. За
В. А. Средства предусмотрены в районном бюджете по статье «командировочные расходы». С П. Это хорошо. Но что же все-таки представляет из себя сама аттестация? B. А. Три серии заданий. За выполнение каждой серии — максимум 30 баллов, всего 90. Набрал 80 — вот тебе высшая категория. 70 — первая, 60 — вторая. Меньше — приезжай еще. Просто и ясно. C. П. Действительно, просто и ясно. Но давайте поговорим о сериях. В. А. Серии — название неточное. В первом случае — работа с информационными полями. Вообще одно задание. Оператор соединяется с Общим информационно-аналитическим образовательным центром, сообщает в центр предметную специальность аттестуемого, его образовательный диапазон: начальная школа, подростковая, юношеская; и центр в ответ выдает учебную тему. А дальше начинается работа. За час аттестуемый должен набрать максимальное количество источников возможной информации по теме и сформировать их в определенные группы. Учитывается общее количество найденных источников, их типы, а также число и характер групп. Если полученный балл не устраивает аттестуемого, можно попросить вторую пробу. Разрешается и третья попытка. Но чтобы решение о второй-третьей попытках было обоснованным, вводится сдерживающий фактор: засчитывается оценка последней попытки. С. П. Насколько я понимаю, аналогично со второй и третьей серией. В. А. По процедуре — да. Но задания — другие. Во второй серии — это тестовое планирование урока. Компьютером задается цель урока. Испытуеый в соответствии с ней называет тему урока из стандартно программных, и компьютер начинает выдавать частные задачи типа: актуализация предыдущего материала, введение нового содержания и т. д. - с вариантами решений-ответов. Соответственно начисляются баллы. В третьем задании в виртуальном режиме последовательно задаются десять ситуаций. Например, демонстрация виртуальными учениками полного непонимания, агрессивно-эмоциональная реакция учеников или какие-то другие проблемные ситуации. Система отслеживает вербальные и невербальные реакции учителя и сравнивает с набором оптимальных реакций, составленных педагогическими конфликтологами, а затем начисляет баллы.
С. П. И теперь все баллы суммируются в итог? B. А. Да. Но я хотел бы повторить, учитель имеет право на повторные пробы и во второй и в третьей серии, разумеется, с теми жесамыми ограничениями. C. П. Еще один вопрос, уважаемый Владимир Александрович: какова периодичность аттестации? B. А. Как вы поняли, пройти аттестацию можно в любой рабочий день, но пересчет зарплаты в соответствии с категорией производится, конечно, раз в год. C. П. И последний вопрос. А как же с результатами обучения. Поощрения за эффективность совсем отменяются? B. А. Ну почему же. Но это уже другая система. Все сохраняется: премии учителям за успехи учеников в олимпиадах, и годичные доплаты за ученические аттестаты с отличием, и доплаты за званиеУчитель школы, района, страны и 50 %-ная надбавка учителю-исследователю и плюс 100 %-ная — заслуженному учителю, и фонд школьных надбавок. В общем, все, что существует, — никуда не девается. C. П. Так что можно и без аттестационной категории чувствовать B. А. Несомненно так. C. П. Спасибо, Владимир Александрович!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|