Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения и исследования




Вопросы для обсуждения и исследования

1. Не придаем ли мы излишнее значение анализу экзотических, редко встречающихся типов урока и тем более неуроков? Может быть, правильнее было бы сосредоточиться на массовом «классическом» уроке? Какие, по вашему мнению, особенности и проблемы такого урока упущены нами и требуют внимания?

2. В какой мере возможно и эффективно целенаправленное воспитывающее воздействие на уроке? Или это миф, которым учителя тешут себя?

3. Действительно ли существенно меняется учение при переходе с одного типа урока на другой?

НФ

E-mail: dan. big@rast. ru.                                           22. 10. 2085.

Hallo, Дэн !

Только что из школы. Педагогическая практика! Погрузились по самую макушку. Выныриваем в 21—22. С утра — настроечные сеансы, потом уроки, разборы, тренинги, team work, консультации и клуб.

Нужно обработать четыре типа уроков: «Воодушевление», «Работа», «Игра», «Дискуссия». Минимум по каждому — 80 баллов. С первого захода набирают только самые асы и то не более чем в двух типах. У меня — ни одного. Немного не дотянул в «Игре» — 75, а в остальных — хуже. Не удивляйся. Это не мы такие тормоза (инерциалы), а условия. Не то что твои программки — подумаешь, сосчитать, что там с цыпленочком, если у него клонирование не по альфа, а по бета циклу. Здесь тебе не альфа и не омега, а детишки.

Есть, правда, одна красивая легенда, как в году семьдесят пятом был такой пацан, Лешка Максов. (Да, да, тот самый, что в двадцать пять стал учителем Евразии! ). Так он с ходу выбил по девяносто по всем урокам. Ну, это Максов! Вундеркинд-тичер!

Тренингов в эту практику — два. С инфлюэнт-психологом обрабатываем post- NLP, а с методистом — структурирование среды.

На NLP интереснее, но «структурирование среды» — хоть и скучновато, но как-то предметнее, конкретнее что ли.

Делается это так: берем модельное содержание урока, ну, скажем, «Структура литературных форм у В. Янушевского», и строим модель функциональной среды (динамика освещения и света по ми­нутам, музыкальный функционал, диапазоны возможной индивиду­ализации под типы модальностей и тому подобное). Работаем каждый сам по себе, методист (это оранжевый Киселев, помнишь, я про него говорил) дает вводки и средства. А потом дискуссия в work team и объединенный проект. А Кисель со своей рыжей бородой слушает, слушает, а потом как вдарит. Все по косточкам разложит и начинай сначала. А чтобы не сильно скучали — тему заменит.

Психолог у нас Олеся Семенова. Женщина необыкновенная: каждый раз — и прическа, и взгляд, и цветовая гамма и тембр — другие. В общем, настоящая энэлпистка. До таких мелочей, как тема урока, конкретное содержание, конечно, не нисходит.

Вчера отрабатывали воздействие в «точках вакуума» и невербальный рефрейминг. Ощущения, особенно в «точке вакуума», те еще. Ну, когда сам действуешь — понятно. Но когда на тебе пробуют — аж жутко становится. Представляешь, ты свободное и вполне самостоятельное существо и вдруг обнаруживаешь, что начинаешь делать то, что минуту назад и не собирался. Я теперь хорошо понимаю анти-энэлпистов. Помнишь, в семьдесят девятом, они запретительную дискуссию в Информ устраивали. Не поддержали их тогда. 6 % до за­прета не хватило. А может, и зря не поддержали.

В общем, ты уже понял, Дэн, — уворкаем вовсю.

Санди придумала такую сортировку нашего брата-студента: технисты, философисты, идисты и отрицаторы.

Технисты — это которым давай приемчики, детали, средства, в общем, технику.

Философисты на все твердят: «А зачем? А почему? ».  Я, наверное, философист.

Идисты (от Ид, что ли) ни во что умственно не врубаются, пропускают все через селезенку, а дальше - куда эмоциональная кривая выведет — туда и несутся. Это Санди такое про себя придумала.

Отрицаторы — они и есть отрицаторы. Все для них неправильно, не так, не эффективно. Но, кроме критики и анализа, от них ничего не дождешься. Как ты понимаешь, эти «суперы» и есть поле главных упражнений Олеси и Киселева.

21. 49. Твой Кир.

 

 

3. 5. Психопедагогический эксперимент.

Каковы возможности психопедагогического экспериментирования в обучении? Ответом на этот вопрос станет описанные в данном параграфе модель, ход и результаты нашего психопедагогического экспериментального исследования урока.

Модель эксперимента строилась как ответы на вопросы:

- Каким требованиям должны отвечать учителя-эксперименаторы?

- В каких классах стоит проводиться экспериментальные уроки или занятия?

- На каком учебном содержании будет осуществляться экспериментирование?

- Какие характеристики педагогических форм станут рассматриваться как независимые переменные, и какие психологические характеристики будут характеризоваться как зависимые переменные?

- Какие диагностические приёмы и методики стоит использовать?

Требования к учителям-экспериментаторам выдвигались такие: личное добровольное согласие на проведение экспериментальных занятий; стабильность в работе; отсутствие конфликтов с классом.

Соответствие второму и третьему требованиям определялось по оценкам завучей и самооценке учителей.

Из школьных учебных предметов в эксперименте «участвовали» только «знаниевые» дисциплины, на которых на уроках школьники работали бы классом в целом (исключались технология, музыка, физкультура, ИЗО, иностранный язык как весьма специфические предметы по содержанию или способу организации учебного процесса – деление на подгруппы).

В качестве учителей-экспериментаторов участвовали шесть педагогов (специализация физика, русский язык, химия, география) со стажем педагогической работы больше пяти лет, работающие в четырёх различных школах г. Ульяновска.

Экспериментальные занятия проводились в шестых-девятых классах, причём в девятых в начале учебного года (начальные, пятые и старшие классы не планировались в силу существенной специфики в них педагогической ситуации). Ни один из отобранных для экспериментирования классов не был «крайним» (значительно опережающим или отстающим от других классов по успеваемости).

Специально не варьировалось число учеников на уроке. Мы имели дело с «классической» для современной городской школы наполняемостью классов: от 20 до 30 учеников.

Эксперименты проводились по всем выделенным «технологическим» линиям[34]: «знаниевой», «деятельностной», мотивационной»;

Каждый из учителей-экспериментаторов «отрабатывал» полностью одну линию (14 уроков). По каждому направлению работали двое учителей.

В качестве независимой «технологической» переменной, в соответствии с психопедагогической моделью урока, рассматривались следующие пары «технологий»:

- на «знаниевой линии» передача учителем готовых знаний – самостоятельный поиск знаний школьниками,

- на «деятельностной» - организация деятельности по образцу - обеспечение возможности индивидуального варианта организации деятельности;

- на «мотивационной» - поддержка, развитие внутренней (внутридеятельностной) мотивации - развитие, поддержка внешней (внедеятельностной) мотивации.

Среди характеристик организационных форм независимыми переменными выступали, в соответствии с моделью предмета психопедагогики:

- временная закрытость – открытость урока («открывался» конец урока);

- монолитность – фрагментарность (дробление – не дробление урока на относительно завершенные фрагменты);

-  социопространственные характеристики урока (традиционное – «рядами» - расположение парт, расположение полукругом и расположение микрогруппами – в «гнёздах»).

Таким образом, всего проводилось 84 экспериментальных урока.

Для удобства понимания схемы экспериментирования представим всё «экспериментальное поле» в виде таблицы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...