Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица. 1. « Поле» психопедагогического эксперимента. Заполни, пожалуйста, этот бланк  Дата. Оцени, пожалуйста, насколько верны для тебя следующие утверждения. Ниже предложены 5 вариантов оценок. Выбери одну из них и отметь кружочком на шкале, рядом с со




Таблица. 1.

« Поле» психопедагогического эксперимента.

 

Пед. формы II рода

(организа-

ционные)

 

Открытость – закрытость

урока

 

Монолитность – фрагментарность

урока

 

Организация

пространства

на уроке

Пед. формы I рода (техно логии)

 

 

 

Откры-

тый

    Закры- тый

 

 

Моно-

литный

  Фраг- мен-тарный

 

Традицион

ная

    Полу- круг     Гнездо

ЗНАНИЕВЫЙ

 

УРОК

Получение знаний в готовом виде

 

 

 

 

 

   

Самостоятельный поиск знаний

 

 

 

 

 

   
                         

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

 

УРОК

Освоение деятельности по образцу              
Конструирование индивидуального стиля деятельности              

МОТИВАЦИ

ОН

НЫЙ

 

УРОК

Поддержка внешней мотивации              
Поддержка внутренней мотивации              

 

В качестве зависимых переменных анализировались: характеристики учебной деятельности, учебная мотивация, эмоциональное состояние школьников на уроке, учебное самооценивание, восприятие своего класса на уроке как группы.

В качестве базового диагностического приёма использовалось шкальное оценивание школьниками себя и класса на уроке,

Более детально предмет диагностики (зависимые переменные) выглядели так:

- характеристики учебной деятельности (целеполагание, ориентировочные, исполнительские, рефлексивные действия, действия контроля, оценивания и самооценивания);

- учебная мотивация (внешняя, внутренняя, мотивация достижений);

- эмоциональное состояние школьников на уроке (тревожность, чувство безопасности);

- восприятие своего класса на уроке как группы (чувство “МЫ”, групповая устремленность).

Школьникам в конце каждого урока предлагался опросный бланк следующего вида:

 

Заполни, пожалуйста, этот бланк         Дата

                                                                        № школы________

                                                                                 Фамилия, имя______

                                                                                 Класс_____________

 

Оцени, пожалуйста, насколько верны для тебя следующие утверждения. Ниже предложены 5 вариантов оценок. Выбери одну из них и отметь кружочком на шкале, рядом с соответствующим утверждением.   

НАПРИМЕР: 4_____3_____2_____1_____0

                   ВАРИАНТЫ ОЦЕНОК: 4 – это точно про меня

                                                                 3 – этоскорее всего променя

                                                                 2– это  может быть про меня

                                                                 1 – этоскорее всего не променя

                                                                 0 – это точно не про меня

1. На этом уроке я узнал много нового ………

4_____3_____2_____1_____0

 

2. Сам определял, что буду делать на урок

4_____3_____2_____1_____0

 

3. Сам оценивал свою работу и сам исправлял ошибки 4_____3_____2_____1_____0

 

4. Сам планировал порядок своей работы на уроке

4_____3_____2_____1_____0

 

5. Я считаю, что был успешным учеником на этом уроке… 4_____3_____2_____1_____0

 

6. Мне интересно было работать на уроке………… 4_____3_____2_____1_____0

 

7. Я ощущал себя тревожно на уроке……………… 4_____3_____2_____1_____0

8. Я считаю этот урок непохожим на другие........ …. 4_____3_____2_____1_____0

 

9. Я делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке. 4_____3_____2_____1_____0

 

10. Мне было важно получить хорошую отметку ….. . 4_____3_____2_____1_____0

 

11. Мой класс на уроке работал дружно, слаженно 4_____3_____2_____1_____0

 

12. Мой класс успел много сделать на этом уроке…. 4_____3_____2_____1_____0

13. Урок мне п онравился …………………………...... 4_____3_____2_____1_____0

                                                                                       Спасибо за работу!

 

 

Так как использовавшаяся нами методика была внешне весьма простой, то требовались специальные приёмы, помогающие школьникам понимать инструкцию и смысл заданий максимально близко к задуманным экспериментаторами. Как показали пробные анкетирования при традиционных «однородных» текстах инструкций и заданий количество подростков неточно понимающих их смысл значительно.

Поэтому был применён приём выделения в бланке отдельных слов и словосочетаний. Слова, выделенные жирным шрифтом, в предлагаемых утверждениях акцентировали внимание школьников на важных (для исследователей! ), психологических параметрах.

Выделение жирным шрифтом слов в фрагменте «варианты оценок» преследовало лучшее понимание учениками предлагаемой для работы шкалы.

Предполагалось следующее соответствие утверждений на бланке изучавшимся психологическим характеристикам:

- Позиция субъекта познания - (На этом уроке я узнал много нового)

- Характеристики учебной деятельности:

Целеполагание - ( Сам определял, что буду делать на урок).

Ориентировочные действия. - ( Сам планировал порядок своей работы на уроке).

Действия контроля, оценивания и самооценивания -  ( Сам оценивал свою работу и сам исправлял ошибки на уроке. Я считаю, что был успешным учеником на этом уроке).

- Учебная мотивация:

Внешняя - ( Мне было важно получить хорошую отметку ).

Внутренняя - ( Мне интересно было работать на уроке).

Мотивация достижений -  ( Я делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке.

- Эмоциональное состояние школьников на уроке:

Тревожность, чувство безопасности -  ( Я ощущал себя тревожно на уроке. Урок мне понравился).

- Восприятие своего класса на уроке как группы:

Чувство “МЫ” - (Мой класс на уроке работал дружно, слаженно ).

Групповая устремленность - (Мой класс много успел сделать на этом уроке).

- Инновационность ситуации – ( Я считаю этот урок непохожим на другие).

Каждому участвующему в исследовании учителю необходимо было провести 14 уроков с полной вариацией организационных и технологических форм. После окончания каждого урока психологи (не учителя! ) проводили работу учеников с бланком диагностической методики.

Такая организация экспериментальной процедуры позволяла ввести следующий критерий выявления возможных зависимостей: если по какой-то из пар независимой и зависимой переменных зависимость проявлялась на соответствующих уроках двух учителей на статистически значимом уровне (граничное значение 0, 05 при использовании t – критерия Стьюдента) то, в рамках нашего исследования, закономерность считалась установленной.

При этом имелись в виду  различия, обладающие одинаковой направленностью изменений (рост или уменьшение) в обоих классах.

Было множество случаев, когда в двух сравниваемых классах различия меду двумя уроками по какому-то психологическому показателю высокие, но в одном классе этот показатель вырос, а в другом упал. Вероятно, в каждой из этих ситуаций действовали какие-то факторы (например, особенности поведения учителя на этих уроках или содержание учебного материала), которые и «уводили» результаты в разные стороны. Эти случаи мы рассматривать не будем, хотя по отдельным «сюжетам» у нас и есть правдоподобные версии.

**

 Каковы же основные результаты проведённых серий экспериментального исследования?

Рассмотрим эти результаты в следующем порядке:

- суммарные данные по полученным зависимостям;

- суммарные данные по сериям экспериментирования (знаниевая, деятельностная, мотивационная);

- данные по психологическим изменениям в условиях трансформации определённой организационной формы при неизменной технологии-форме;

- данные по психологическим изменениям в условиях трансформации определённой технологии-формы при неизменной организационной форме;

Начнём с суммарных данных.

В нашей экспериментальной работе всего выявлено 113 значимых связей между технологическими и организационными педагогическими формами и психологическими характеристиками учеников (из общего числа 3276 рассматриваемых).

Распределение этих результатов по утверждениям опросника приведено в таблице.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...