Таблица. 1. « Поле» психопедагогического эксперимента. Заполни, пожалуйста, этот бланк Дата. Оцени, пожалуйста, насколько верны для тебя следующие утверждения. Ниже предложены 5 вариантов оценок. Выбери одну из них и отметь кружочком на шкале, рядом с со
Таблица. 1. « Поле» психопедагогического эксперимента.
В качестве зависимых переменных анализировались: характеристики учебной деятельности, учебная мотивация, эмоциональное состояние школьников на уроке, учебное самооценивание, восприятие своего класса на уроке как группы. В качестве базового диагностического приёма использовалось шкальное оценивание школьниками себя и класса на уроке, Более детально предмет диагностики (зависимые переменные) выглядели так: - характеристики учебной деятельности (целеполагание, ориентировочные, исполнительские, рефлексивные действия, действия контроля, оценивания и самооценивания);
- учебная мотивация (внешняя, внутренняя, мотивация достижений); - эмоциональное состояние школьников на уроке (тревожность, чувство безопасности); - восприятие своего класса на уроке как группы (чувство “МЫ”, групповая устремленность). Школьникам в конце каждого урока предлагался опросный бланк следующего вида:
Заполни, пожалуйста, этот бланк Дата № школы________ Фамилия, имя______ Класс_____________
Оцени, пожалуйста, насколько верны для тебя следующие утверждения. Ниже предложены 5 вариантов оценок. Выбери одну из них и отметь кружочком на шкале, рядом с соответствующим утверждением. НАПРИМЕР: 4_____3_____2_____1_____0 ВАРИАНТЫ ОЦЕНОК: 4 – это точно про меня 3 – этоскорее всего променя 2– это может быть про меня 1 – этоскорее всего не променя 0 – это точно не про меня 1. На этом уроке я узнал много нового ……… 4_____3_____2_____1_____0
2. Сам определял, что буду делать на урок 4_____3_____2_____1_____0
3. Сам оценивал свою работу и сам исправлял ошибки 4_____3_____2_____1_____0
4. Сам планировал порядок своей работы на уроке 4_____3_____2_____1_____0
5. Я считаю, что был успешным учеником на этом уроке… 4_____3_____2_____1_____0
6. Мне интересно было работать на уроке………… 4_____3_____2_____1_____0
7. Я ощущал себя тревожно на уроке……………… 4_____3_____2_____1_____0 8. Я считаю этот урок непохожим на другие........ …. 4_____3_____2_____1_____0
9. Я делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке. 4_____3_____2_____1_____0
10. Мне было важно получить хорошую отметку ….. . 4_____3_____2_____1_____0
11. Мой класс на уроке работал дружно, слаженно … 4_____3_____2_____1_____0
12. Мой класс успел много сделать на этом уроке…. 4_____3_____2_____1_____0 13. Урок мне п онравился …………………………...... 4_____3_____2_____1_____0 Спасибо за работу!
Так как использовавшаяся нами методика была внешне весьма простой, то требовались специальные приёмы, помогающие школьникам понимать инструкцию и смысл заданий максимально близко к задуманным экспериментаторами. Как показали пробные анкетирования при традиционных «однородных» текстах инструкций и заданий количество подростков неточно понимающих их смысл значительно. Поэтому был применён приём выделения в бланке отдельных слов и словосочетаний. Слова, выделенные жирным шрифтом, в предлагаемых утверждениях акцентировали внимание школьников на важных (для исследователей! ), психологических параметрах. Выделение жирным шрифтом слов в фрагменте «варианты оценок» преследовало лучшее понимание учениками предлагаемой для работы шкалы. Предполагалось следующее соответствие утверждений на бланке изучавшимся психологическим характеристикам: - Позиция субъекта познания - (На этом уроке я узнал много нового) - Характеристики учебной деятельности: Целеполагание - ( Сам определял, что буду делать на урок). Ориентировочные действия. - ( Сам планировал порядок своей работы на уроке). Действия контроля, оценивания и самооценивания - ( Сам оценивал свою работу и сам исправлял ошибки на уроке. Я считаю, что был успешным учеником на этом уроке). - Учебная мотивация: Внешняя - ( Мне было важно получить хорошую отметку ). Внутренняя - ( Мне интересно было работать на уроке). Мотивация достижений - ( Я делал все возможное, чтобы достичь успеха на уроке.
- Эмоциональное состояние школьников на уроке: Тревожность, чувство безопасности - ( Я ощущал себя тревожно на уроке. Урок мне понравился). - Восприятие своего класса на уроке как группы: Чувство “МЫ” - (Мой класс на уроке работал дружно, слаженно ). Групповая устремленность - (Мой класс много успел сделать на этом уроке). - Инновационность ситуации – ( Я считаю этот урок непохожим на другие). Каждому участвующему в исследовании учителю необходимо было провести 14 уроков с полной вариацией организационных и технологических форм. После окончания каждого урока психологи (не учителя! ) проводили работу учеников с бланком диагностической методики. Такая организация экспериментальной процедуры позволяла ввести следующий критерий выявления возможных зависимостей: если по какой-то из пар независимой и зависимой переменных зависимость проявлялась на соответствующих уроках двух учителей на статистически значимом уровне (граничное значение 0, 05 при использовании t – критерия Стьюдента) то, в рамках нашего исследования, закономерность считалась установленной. При этом имелись в виду различия, обладающие одинаковой направленностью изменений (рост или уменьшение) в обоих классах. Было множество случаев, когда в двух сравниваемых классах различия меду двумя уроками по какому-то психологическому показателю высокие, но в одном классе этот показатель вырос, а в другом упал. Вероятно, в каждой из этих ситуаций действовали какие-то факторы (например, особенности поведения учителя на этих уроках или содержание учебного материала), которые и «уводили» результаты в разные стороны. Эти случаи мы рассматривать не будем, хотя по отдельным «сюжетам» у нас и есть правдоподобные версии. ** Каковы же основные результаты проведённых серий экспериментального исследования? Рассмотрим эти результаты в следующем порядке: - суммарные данные по полученным зависимостям; - суммарные данные по сериям экспериментирования (знаниевая, деятельностная, мотивационная);
- данные по психологическим изменениям в условиях трансформации определённой организационной формы при неизменной технологии-форме; - данные по психологическим изменениям в условиях трансформации определённой технологии-формы при неизменной организационной форме; Начнём с суммарных данных. В нашей экспериментальной работе всего выявлено 113 значимых связей между технологическими и организационными педагогическими формами и психологическими характеристиками учеников (из общего числа 3276 рассматриваемых). Распределение этих результатов по утверждениям опросника приведено в таблице.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|