Предмет и задачи этнопедагогики
Стр 1 из 21Следующая ⇒ ГЛАВА 1 ЭТНОПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Предмет и задачи этнопедагогики История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности. Смысл образования открывается через общую историю педагогики всего человечества. Почти все страны сегодня оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере образования, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в кросскультурном обществе. Все более востребована этнопедагогика, направленная на определение путей этносоциа-лизации подрастающего поколения в новых условиях межкультурного взаимодействия мирового сообщества. Культурное развитие личности, богатство человеческой индивидуальности во многом определяются и обеспечиваются социально-культурными условиями ее бытия. Культурное пространство — это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, этнические и духовные ценности, искусство, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходят в другое измерение — культурно-образовательное. В кул ь-турологической стратегии образования цели развития культуры и образования совпадают. «Культурологический подход в педагогике — это видение образования сквозь призму понятия культуры, другими словами, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей»1.
Культурологический подход позволяет рассматривать этнопе-дагогические явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне и с учетом локальной куль- 1 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. — Ростов н/Д, 2000. турной ситуации, а изучаемые объекты — как феномены этно-культуры. Культурологический подход ориентирует на понимание: - культуры как освоенного и овеществленного опыта человеческой деятельности; - человека как субъекта культуры, обладающего способностью к самореализации и культуротворчеству. В качестве основных позиций изучения этнопедагогических явлений в соответствии с культурологическим подходом выступают: - отношение к человеку как субъекту социализации, способному к культурному самоизменению; - отношение к факторам социализации как посредникам между ребенком и культурой, способным ввести его в мир культуры, оказать поддержку развивающейся личности; - отношение к процессу этносоциализации как процессу ин-культурации, движущими силами которого выступают личностные смыслы и диалог. К основным принципам этнопедагогики относятся: принцип культуросообразности, согласно которому образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических (национальных) культурных ценностей в их взаимосвязи; принцип интегративности, требующий построения этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющей многообразные связи с основными курсами педагогики и практической педагогической деятельностью; принцип практико-ориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач средствами этнопедагогики; учет актуальных образовательных потребностей тех, кто включен в процесс освоения содержания данного курса, и формирование у них практических умений целесообразного использования методов этнопедагогики;
принцип субъектности, согласно которому содержание курса максимально содействует развитию у обучающихся субъектной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся. Таким образом, идеи и принципы культурологического подхода позволяют реализовывать функции этнопедагогики как культу-рообусловленного вида деятельности и представляют собой определенную ценность. Ценность выступает своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, между познавательными и практически реализуемыми подходами, в данном случае между культурологическим подходом к изучению этнопедагогических явлений и реализацией этнопедагогики как практической деятельности. Именно поэтому возникает аксиологический1 аспект рассмотрения этнопедагогических явлений. Суть его заключена в признании равноправия культур в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия ценностей этнокультур и этнических особенностей человека. Педагогика народов изначально была эмпирической, связанной с практической деятельностью, передачей социального опыта от старших поколений к младшим, а затем стала теоретической, прикладной педагогикой — наукой об образовании, обучении и воспитании человека. Педагогика — очень сложная и многогранная наука, и с накоплением знаний в результате ее развития постепенно складывается система педагогических наук, объединяющая отдельные отрасли и специальные научные дисциплины. Традиционно выделяют пять основных отраслей: - общую педагогику; - возрастную педагогику (ясельного возраста, или преддо-школьная, дошкольная, педагогика начальной школы, педагогика средних образовательных учреждений, педагогика высшей школы, андрагогика, или педагогика взрослых);
- историю педагогики (в новом стандарте — философия и история образования); - коррекционную (специальную) педагогику, или педагогику людей с отклонениями, задержками развития (медико-биологического, психологического, социального); - прикладные отрасли (военная, спортивная, семейная, профессиональная, предметные методики). Таким образом, этнопедагогика входит в систему педагогических наук, имеет свой предмет и формирует знания о методах познания этнопедагогических явлений и способах педагогической деятельности. В то же время этнопедагогика — учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения (народная педагогика). В учебном предмете знания аккумулируются в форме понятий и терминов, интерпретируются в категориях педагогики, что позволяет среди совокупности педагогических явлений в воспитательных традициях разных народов выделить общие закономерности, методы, механизмы этносоциализации человека. В этнопедагогике как виде деятельности духовная культура и традиции, язык, религия, быт, семейно-родственные и другие 1 Аксиология (от греч. ахха — ценность и 16§О5 — учение, слово) — учение о ценностях. отношения выступают как основные средства воспитания и становления человека конкретного этноса. Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в исследовании социализации и образования сформировалась во второй половине XX в. Начальный этап становления науки объясняет вариативность понятийного аппарата, поэтому и существуют различные подходы к определению понятия «этнопедагогика». В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства. Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н.Волков (70-е гг. XX в.). Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности»1.
Существует два подхода к раскрытию сути этнопедагогики: эмик (специфический) и этик (общий). Эмик — культурно-специфический подход к анализу педагогических явлений, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности. Понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания подрастающего поколения. Изучение педагогической культуры народов ведется в этнографических исследованиях, изнутри системы, поэтому сугубо специфично. Этик — универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных исследований и выявления их наиболее ярких черт, сходств и различий. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучаются общее и частное различных педагогических Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М., 2000. — С. 5. явлений в связи с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями жизни этноса. Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» приобретают разные смысловые нагрузки. По мнению В.С.Кукушина, этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, а народная педагогика — воспитательные традиции конкретной этнической группы. По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития. Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.
Поэтому основной предмет познания этнопедагогики — воспитательный процесс. Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности. Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитательный процесс как: - форму (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение) в этнокультурном окружении; - этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этноса подрастающему поколению (интериоризация культурного опыта); -особый вид деятельности (воспитательная деятельность); -функцию взаимодействия людей (воспитывающую функцию) в различных условиях социализации: в обучении, художественном творчестве, труде и т.п.; -этнокультурное развитие человека, его становление как представителя конкретного этноса; - этносоциальный институт (система воспитания в культуре конкретного этноса). Представление феноменологической сущности воспитания как сложного общественного явления в реальной социальной и педагогической действительности ориентирует на четкое осмысление содержания воспитания. В концентрированной форме содержание воспитания (этносо-циализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной системы нравственных этнических ценностей. В структуре воспитательного процесса цели выполняют функцию закона, а этносоциализация выступает как явление действительности. Цель этносоциализации: - конкретизируется через содержание воспитательной деятельности (представлена перед воспитанниками как образец для следования); - конкретизируется через организацию воспитательной деятельности (обусловливает выбор воспитательных средств и способов); -отражает результативность воспитательной деятельности (определяет действенность воспитания). Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с частными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса. Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая совокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этно-педагогика становится все более востребованной и как перспективное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности. Итак, основной предмет и категория этнопедагогики — воспитательный процесс (рис. 1.1). Основные ее задачи — воспитательные, задачи социализации и этносоциализации, позволяющие выполнять цели обучения и развития в педагогическом процессе. Воспитательный этнопедагогический процесс1 (через воспитание в семье) — неотъемлемая часть и важная составляющая педагогического процесса. Пожалуй, именно последовательную смену состояний, стадий развития можно считать базовой для понимания сути педагогического процесса. В данном вопросе мы будем опираться на позицию педагогов, которые рассматривают педагогический процесс как смену состояний системы деятельностей педагога и воспитанника. Продуктивна в этом плане концепция межсубъектного обмена деятельностей (Л.Николов), в которой обнаруживаются важные связи, обусловливающие смену целей индивидуальной деятельности. Компоненты индивидуальной деятельности представлены целью, средством, результатом. 1 Процесс (от лат. ргосеззиз — продвижение): 1) ход какого-либо явления; 2) последовательная смена состояний, стадий развития; 3) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата и т.д.
Педагогика Предмет и основные категории Образование: ценность система процесс результат Система педагогических наук Культура общечеловеческая, культура этноса Умение управлять своим поведением
Этнопедагоги ка Народная педагогика Педагогическая культура Педагогический процесс
Умение организовывать деятельность детей Воспитательный процесс Обучение
Воспитание Т
Безопасная образовательная среда Рис. 1.1. Этнопедагогика в структуре педагогических наук Цель рассматривается как идеальный образ результата. Цель переживается психологически как идеальный образ или модель того, что будет достигнуто, это также и желание, намерение, стремление, интенция субъекта к тому, что будет достигнуто. Средство есть процесс, способ продуцирования, посредством которого совершается переход от цели к реальному результату. Средство всегда оказывается в подчинении крайним элементам (цели и результату), но крайние элементы неосуществимы без средства. Результат понимается как опредмечивание цели. Обычно результат отождествляют с продуктом (материальным объектом). Результат важно понимать и как изменения не только в объекте деятельности (на что направлена деятельность), но и в самом субъекте. Результатом деятельности могут быть самоценное проявление человека в деятельности, его самореализация. Субъективно результат оценивается эмоциональным удовлетворением (или неудовлетворением). Когда два или несколько субъектов включены в общую деятельность, она приобретает характер взаимодействия. Любое взаимодействие осуществляется как обмен индивидуальными деятель-ностями субъектов. Структура обмена деятельностей включает связи и отношения участвующих в этом обмене субъектов, а также связи между их функциональными ролями. Поэтому предметом деятельности педагога становится совокупность условий и средств организации активной деятельности вос-питуемого, в результате которой и происходят изменения в его личности. Такой подход к обмену деятельностей позволил представить структуру воспитательного процесса так, что она отражает и двусторонний характер субъект-субъектного взаимодействия в образовании, и ведущую роль педагога. Очевидной становится необходимость изучения этнопедагогики как учебной дисциплины в профессиональной подготовке будущих педагогов для работы в условиях многокультурного общества. Цель учебной дисциплины «Этнопедагогика» — формирование общепрофессиональной компетентности и воспитание педагогической культуры студента посредством освоения им основ этнопедагогики. Задачи учебной дисциплины «Этнопедагогика»: - содействовать формированию у студента системы базовых понятий этнопедагогики, знаний об этнокультурных традициях народов мира, позволяющих современному педагогу эффективно реализовывать воспитательные функции; - содействовать формированию знаний об особенностях педагогической деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся; - развивать самообразовательные умения, связанные с анализом этнопедагогической литературы, и навыки сравнительно-сопоставительного анализа педагогических особенностей различных этнических систем; - содействовать формированию представлений о выполнении исследовательской работы в работе с детьми разных национальностей. Учебная дисциплина «Этнопедагогика» органично входит в блок педагогических дисциплин и является логическим продолжением дисциплин «История образования и педагогической мысли» и «Сравнительная педагогика». Содержание учебного материала ориентировано на создание основы для изучения и понимания этно-педагогических проблем и явлений, его отбор обусловлен ведущими принципами развития высшего педагогического образования. Дифференцируя этнопедагогику как науку (направление педагогической науки), как учебную дисциплину и как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, необ- Табл и ца 1.1
ходимо выбирать методы, адекватные целям и задачам разных эт-нопедагогик (табл. 1.1). Методы этнопедагогики как науки определены культурологическим и аксиологическим подходами. Один из методов связан с познанием жизненного пути человека, что позволяет увидеть своеобразие самовосстановления человека в кризисные, подчас разрушительные периоды жизни (потери, утрата прежних ценностей). История хранит много биографических примеров и подробных жизнеописаний, которые представляют собой путь самостояния человека, этику духовного совершенства. «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет»1. Жизненный путь человека в свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненного пути выступает для него как объективная основа для переживания удовлетворенности или неудовлетворенности собственной жизнью. Именно поэтому для человека его биография неслучайна, это не внешнее и психологически безразличное обстоятельство, он переосмысливает ее на протяжении всей жизни. Ретроспекция зрелой личности убеждает в важности и значимости для каждого человека его жизненного пути, который в большинстве случаев воспринимается как ценность. Опираясь на ценности, приобретенные в индивидуальном прошлом, человек задает перспективу своего будущего. Гуманитарное познание обращается к внутреннему миру человека, к его личностным ценностям и смыслу жизни. Важная особенность внутреннего мира человека — его неразрывная связь с переживаниями, поэтому гуманитарное познание ориентирует на понимание. Понимание — особый метод — становится прогнозом последующего развития, своеобразной научной рефлексией. Это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию разных явлений. Именно поэтому следует признать необходимость включения герменевтики1 и феноменологии2 как методов гуманитарного познания в этнопедагогике. У В.Дильтея («Описательная психология») герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, отделивший мир природы от человеческого мира: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». «Учение об истолковании» — связующее звено между философией и науками. Философия предполагает анализ сознания, только он дает средство, отправляясь от непосредственных переживаний Я, достичь сути духовной и природной жизни. В.Дильтей утверждает, что человек не имеет истории, но сам есть история, которая раскрывает его. Признавая особую познавательную ценность автобиографии человека, можно утверждать, что особое познавательное значение имеет биографический метод. Автобиография — это размышление человека о своей жизни. «Но в том случае, когда размышление о собственной жизни переносится на понимание жизни другого человека, возникает биография как форма понимания чужой жизни. Все человеческое становится документом, который актуализирует в себе какую-то возможность нашего бытия»3. Все доступно пониманию через переживание и интерпретацию, все это требует понимания. ' Герменевтика (от греч. Негтепеипкоз — разъясняющий) — искусство и теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований. 2 Феноменология (от греч. рИатотепоп — являющееся, факт, явление) — учение о феноменах. 3 Дильтей В. Описательная психология. — М., 1924. — С. 141. Герменевтика стала источником обоснования «диалога как понимания», «педагогического описания как понимания», «понимания как метода познания» человека, его истории и среды жизнедеятельности. Для гуманитарного познания чрезвычайно важна феноменология внутреннего мира человека, который безгранично богат и разнообразен. Утверждая это, мы исходим из того, что каждый человек имеет свое мировосприятие, мироощущение: образ мира и образ самого себя в этом мире. Человеческие образы, представления и мысли пристрастны (А.Н.Леонтьев), они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. Внутренняя жизнь человека осознанна. В сознательном волевом поведении человек осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета. Внутренний мир человека включает в себя и бессознательные явления. Внутренний мир человека дан ему в непосредственном опыте переживаний. Переживания характеризуют индивидуальный жизненный путь человека, историю развития личности. На это указывает С.Л.Рубинштейн: «Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта — это его мысли, его чувства, это его переживания — кусок его собственной жизни, в плоти и крови его. <...> Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него. <...> Переживания человека — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности»1. Мы придерживаемся утвердившейся в психологии позиции, что в переживании представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения его потребностям (Л.И.Бо-жович, В.К.Вилюнас, С.Л.Рубинштейн). Переживание не является чем-то чисто субъективным, поскольку оно есть переживание того или иного события, явления. Осознание переживания — это всегда выяснение объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено. Осознание переживания, таким образом, всегда и неизбежно не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром. Совокупность отношений человека к миру, по существу, передается в форме личного переживания. Переживания побуждают человека избирать то или иное поведение, обособляться от других людей или находить способы единения с ними, отстраняться от проблем или стремиться их разрешать. 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей псих С. 12-15. ог ии: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989. — Познание переживаний требует адекватных методов понимания. Анализ жизненного пути человека как представителя того или иного этноса, культуры позволит собрать необходимый фактический материал, сделать определенные обобщения и выводы, касающиеся предмета и задач этнопедагогики. Художественные тексты, личные воспоминания и другие текстовые источники, материалы этнографических, этнологических, этнолингвистических, этнокультурологических исследований дают богатый материал для понимания особенностей человека этнического, методов и средств его социализации применительно к той или иной культуре, тому или иному времени и месту. Конкретными формами понимания и освоения учебной дисциплины «Этнопедагогика» выступают следующие методы: педагогическое описание (или обоснование) проблемы этносоциали-зации ребенка, самоотчет, самоанализ, включенное наблюдение, идентификация, рефлексия, рефлексивное наблюдение, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика. Этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения имеет свои специфические и особенные методы (см. табл. 1.1). Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта (табл. 1.2). Таблица 1.2 Средства народного воспитания
Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребенка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообразен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют некие общие законы бытия. Не столько различие, сколько единство в этнопедагогических методах разных народов позволяет понять, что забота родителей любых национальностей сводится к одному — сделать счастливыми своих детей.
Задания для самоконтроля 1. Используйте взаимосвязи видов знаний: понятие, суждение, умозаключение, доказательство, объяснение, гипотеза, теория. Вычлените признаки, по которым категории (понятия) педагогики (педагогический процесс, образование, воспитание, обучение) отличаются от таких категорий, как самообразование, самовоспитание, самообучение (умение, навык, знание). Следствием каких суждений является умозаключение «Термины "этнопедагогика" и "народная педагогика" приобретают разные смысловые нагрузки»? Докажите истинность суждения «Деятельность педагога есть всегда деятельность по управлению деятельностью воспитанников». Объясните связи культуры и образования. Обоснуйте гипотезу как условное объяснение причин, по которым этнопедагогику можно считать составной частью педагогики как науки. Разработайте теоретические положения, согласно которым воспитание человека этнического представляет собой последовательный ряд методов и средств внешних воздействий, связанных с культурой народа. Воспользуйтесь для этого табл. 1.1 и 1.2. 2. Сравните разные интерпретации термина «педагог». Термин древнегреческого происхождения (греч. раШа%о%о$ — ведущий ребенка, детоводитель). Педагогами в Древней Греции называли рабов, которым было поручено присматривать за детьми рабовладельцев, сопровождать их в школу. Для подобных целей в XVIII в. в дворянских семьях держали гофмейстера, или информатора (чаще всего кандидата богословия). В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием и имеющим для этого специальную подготовку. Дополним интерпретацию понятия общеславянским словом «пестун» (воспитатель — от питать, т.е. печься, с любовью думать и заботиться о том, кто рядом и нуждается в опеке, в попечительстве). В этом контексте педагогу предопределена особая миссия, а именно миссия воспитания (питание души ребенка высоким, возвышенным) (Г. П. Корнеева). 3. Обоснуйте взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в изучении этнопедагогических явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|