Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи этнопедагогики




ГЛАВА 1

ЭТНОПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Предмет и задачи этнопедагогики

История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особен­ности. Смысл образования открывается через общую историю пе­дагогики всего человечества. Почти все страны сегодня оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере обра­зования, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в кросскультурном обществе. Все более востребована этнопедагогика, направленная на определение путей этносоциа-лизации подрастающего поколения в новых условиях межкуль­турного взаимодействия мирового сообщества.

Культурное развитие личности, богатство человеческой инди­видуальности во многом определяются и обеспечиваются социаль­но-культурными условиями ее бытия. Культурное пространство — это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, этнические и духовные ценности, искусство, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно пе­реходят в другое измерение — культурно-образовательное. В кул ь-турологической стратегии образования цели разви­тия культуры и образования совпадают.

«Культурологический подход в педагогике — это видение об­разования сквозь призму понятия культуры, другими словами, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты ко­торой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культур­ных ценностей»1.

Культурологический подход позволяет рассматривать этнопе-дагогические явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне и с учетом локальной куль-

1 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образо­вания. — Ростов н/Д, 2000.

турной ситуации, а изучаемые объекты — как феномены этно-культуры. Культурологический подход ориентирует на понимание:

- культуры как освоенного и овеществленного опыта челове­ческой деятельности;

- человека как субъекта культуры, обладающего способностью к самореализации и культуротворчеству.

В качестве основных позиций изучения этнопе­дагогических явлений в соответствии с культурологиче­ским подходом выступают:

- отношение к человеку как субъекту социализации, способ­ному к культурному самоизменению;

- отношение к факторам социализации как посредникам меж­ду ребенком и культурой, способным ввести его в мир культуры, оказать поддержку развивающейся личности;

- отношение к процессу этносоциализации как процессу ин-культурации, движущими силами которого выступают личност­ные смыслы и диалог.

К основным принципам этнопедагогики относят­ся:

принцип культуросообразности, согласно которому образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленно­стью образовательных процессов на отражение и воспроизведе­ние мировых общечеловеческих и этнических (национальных) культурных ценностей в их взаимосвязи;

принцип интегративности, требующий построения этнопеда­гогики как развивающейся системы научно-педагогических, куль­турологических знаний, имеющей многообразные связи с основ­ными курсами педагогики и практической педагогической дея­тельностью;

принцип практико-ориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических педагоги­ческих задач средствами этнопедагогики; учет актуальных образо­вательных потребностей тех, кто включен в процесс освоения содержания данного курса, и формирование у них практических умений целесообразного использования методов этнопедагогики;

принцип субъектности, согласно которому содержание курса максимально содействует развитию у обучающихся субъектной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициатив­ность в решении образовательных и педагогических задач в усло­виях полиэтнического состава учащихся.

Таким образом, идеи и принципы культурологического подхо­да позволяют реализовывать функции этнопедагогики как культу-рообусловленного вида деятельности и представляют собой опре­деленную ценность. Ценность выступает своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, между познавательными и

практически реализуемыми подходами, в данном случае между культурологическим подходом к изучению этнопедагогических явлений и реализацией этнопедагогики как практической дея­тельности. Именно поэтому возникает аксиологический1 ас­пект рассмотрения этнопедагогических явлений. Суть его заключена в признании равноправия культур в рамках еди­ной гуманистической системы ценностей при сохранении разнооб­разия ценностей этнокультур и этнических особенностей человека. Педагогика народов изначально была эмпирической, связан­ной с практической деятельностью, передачей социального опы­та от старших поколений к младшим, а затем стала теоретиче­ской, прикладной педагогикой — наукой об образовании, обуче­нии и воспитании человека. Педагогика — очень сложная и мно­гогранная наука, и с накоплением знаний в результате ее разви­тия постепенно складывается система педагогических наук, объединяющая отдельные отрасли и специальные науч­ные дисциплины. Традиционно выделяют пять основных от­раслей:

- общую педагогику;

- возрастную педагогику (ясельного возраста, или преддо-школьная, дошкольная, педагогика начальной школы, педагогика средних образовательных учреждений, педагогика высшей школы, андрагогика, или педагогика взрослых);

- историю педагогики (в новом стандарте — философия и ис­тория образования);

- коррекционную (специальную) педагогику, или педагогику людей с отклонениями, задержками развития (медико-биологи­ческого, психологического, социального);

- прикладные отрасли (военная, спортивная, семейная, про­фессиональная, предметные методики).

Таким образом, этнопедагогика входит в систему педагогиче­ских наук, имеет свой предмет и формирует знания о методах познания этнопедагогических явлений и способах педагогической деятельности. В то же время этнопедагогика — учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поко­ления (народная педагогика).

В учебном предмете знания аккумулируются в форме понятий и терминов, интерпретируются в категориях педагогики, что по­зволяет среди совокупности педагогических явлений в воспита­тельных традициях разных народов выделить общие закономерно­сти, методы, механизмы этносоциализации человека.

В этнопедагогике как виде деятельности духовная культура и традиции, язык, религия, быт, семейно-родственные и другие

1 Аксиология (от греч. ахха — ценность и 16§О5 — учение, слово) — учение о ценностях.

отношения выступают как основные средства воспитания и ста­новления человека конкретного этноса.

Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в исследовании социализации и образования сформировалась во второй половине XX в. Начальный этап становления науки объяс­няет вариативность понятийного аппарата, поэтому и существу­ют различные подходы к определению понятия «этнопедагогика». В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретиче­ское осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опы­та, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства.

Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обра­тился Г.Н.Волков (70-е гг. XX в.). Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранивши­еся благодаря национальной системе воспитания, и претерпева­ющую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педаго­гической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс со­циального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваю­щая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и системати­зирует народные знания о воспитании и обучении детей, народ­ную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, ска­заниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педаго­гические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потен­циал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности»1.

Существует два подхода к раскрытию сути этнопедагогики: эмик (специфический) и этик (общий).

Эмик — культурно-специфический подход к анализу педагоги­ческих явлений, когда различия в педагогике этнических групп и народов изучаются в отдельности. Понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания под­растающего поколения. Изучение педагогической культуры наро­дов ведется в этнографических исследованиях, изнутри системы, поэтому сугубо специфично.

Этик — универсальный подход, объясняющий педагогические явления в культуре разных этносов на основе сравнительных ис­следований и выявления их наиболее ярких черт, сходств и разли­чий. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучаются общее и частное различных педагогических

Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М., 2000. — С. 5.

явлений в связи с этнопсихологическими и этнокультурными осо­бенностями жизни этноса.

Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» приоб­ретают разные смысловые нагрузки. По мнению В.С.Кукушина, этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнитель­ный анализ воспитательных традиций различных народов, а на­родная педагогика — воспитательные традиции конкретной этни­ческой группы.

По сути этнопедагогика выступает как теоретическое осмыс­ление и систематизация опыта народной педагогики, представ­ляющей собой совокупность педагогических сведений и воспита­тельного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития.

Этнопедагогика — это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодей­ствия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспи­тания.

Поэтому основной предмет познания этнопедагогики воспи­тательный процесс. Проблемы воспитания становятся предметом активных дискуссий в кругах научной общественности.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование воспитания в реальной действительности и исследует воспитатель­ный процесс как:

- форму (или способ) человеческих, межличностных отноше­ний (воспитательные отношения, воспитывающее общение) в этнокультурном окружении;

- этнические нормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этноса подрастающему поколению (интериоризация культурного опыта);

-особый вид деятельности (воспитательная деятельность);

-функцию взаимодействия людей (воспитывающую функцию) в различных условиях социализации: в обучении, художествен­ном творчестве, труде и т.п.;

-этнокультурное развитие человека, его становление как пред­ставителя конкретного этноса;

- этносоциальный институт (система воспитания в культуре конкретного этноса).

Представление феноменологической сущности воспитания как сложного общественного явления в реальной социальной и педа­гогической действительности ориентирует на четкое осмысление содержания воспитания.

В концентрированной форме содержание воспитания (этносо-циализация) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, представление о некотором идеальном результате. Цель

воспитания — воспитанный человек, носитель определенной си­стемы нравственных этнических ценностей.

В структуре воспитательного процесса цели выполняют функ­цию закона, а этносоциализация выступает как явление действи­тельности. Цель этносоциализации:

- конкретизируется через содержание воспитательной деятель­ности (представлена перед воспитанниками как образец для сле­дования);

- конкретизируется через организацию воспитательной деятель­ности (обусловливает выбор воспитательных средств и способов);

-отражает результативность воспитательной деятельности (оп­ределяет действенность воспитания).

Результаты воспитательной деятельности сопоставляются с част­ными, промежуточными целями, а также и с конечной целью — образом идеального. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой воспитательного процесса. Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая со­вокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этно-педагогика становится все более востребованной и как перспек­тивное научное направление. Этнопедагогика обращена прежде всего к сущностным аспектам педагогической деятельности.

Итак, основной предмет и категория этнопедагогики — воспи­тательный процесс (рис. 1.1). Основные ее задачи — воспитатель­ные, задачи социализации и этносоциализации, позволяющие выполнять цели обучения и развития в педагогическом процессе. Воспитательный этнопедагогический процесс1 (через воспита­ние в семье) — неотъемлемая часть и важная составляющая педа­гогического процесса. Пожалуй, именно последовательную смену состояний, стадий развития можно считать базовой для понима­ния сути педагогического процесса. В данном вопросе мы будем опираться на позицию педагогов, которые рассматривают педа­гогический процесс как смену состояний системы деятельностей педагога и воспитанника. Продуктивна в этом плане концепция межсубъектного обмена деятельностей (Л.Николов), в которой обнаруживаются важные связи, обусловливающие смену целей индивидуальной деятельности. Компоненты индивидуальной дея­тельности представлены целью, средством, результатом.

1 Процесс (от лат. ргосеззиз — продвижение): 1) ход какого-либо явления; 2) последовательная смена состояний, стадий развития; 3) совокупность после­довательных действий для достижения какого-либо результата и т.д.

 

Педагогика

Предмет и основные категории

Образование: ценность система процесс результат

Система

педагогических

наук

Культура

общечеловеческая, культура этноса

Умение управлять своим поведением

 

Этнопедагоги ка Народная педагогика

Педагогическая культура

Педагогический процесс

 

 

Умение организовывать деятельность детей

Воспитательный процесс

Обучение

 

Воспитание

Т

 

Безопасная образовательная среда

Рис. 1.1. Этнопедагогика в структуре педагогических наук

Цель рассматривается как идеальный образ результата. Цель переживается психологически как идеальный образ или модель того, что будет достигнуто, это также и желание, намерение, стремление, интенция субъекта к тому, что будет достигнуто.

Средство есть процесс, способ продуцирования, посредством которого совершается переход от цели к реальному результату. Средство всегда оказывается в подчинении крайним элементам (цели и результату), но крайние элементы неосуществимы без средства.

Результат понимается как опредмечивание цели. Обычно ре­зультат отождествляют с продуктом (материальным объектом). Результат важно понимать и как изменения не только в объекте деятельности (на что направлена деятельность), но и в самом субъекте. Результатом деятельности могут быть самоценное прояв­ление человека в деятельности, его самореализация. Субъективно результат оценивается эмоциональным удовлетворением (или не­удовлетворением).

Когда два или несколько субъектов включены в общую дея­тельность, она приобретает характер взаимодействия. Любое вза­имодействие осуществляется как обмен индивидуальными деятель-ностями субъектов. Структура обмена деятельностей включает связи и отношения участвующих в этом обмене субъектов, а также свя­зи между их функциональными ролями.

Поэтому предметом деятельности педагога становится совокуп­ность условий и средств организации активной деятельности вос-питуемого, в результате которой и происходят изменения в его личности. Такой подход к обмену деятельностей позволил пред­ставить структуру воспитательного процесса так, что она отража­ет и двусторонний характер субъект-субъектного взаимодействия в образовании, и ведущую роль педагога. Очевидной становится необходимость изучения этнопедагогики как учебной дисципли­ны в профессиональной подготовке будущих педагогов для рабо­ты в условиях многокультурного общества.

Цель учебной дисциплины «Этнопедагогика» — формирова­ние общепрофессиональной компетентности и воспитание педа­гогической культуры студента посредством освоения им основ эт­нопедагогики.

Задачи учебной дисциплины «Этнопедагогика»:

- содействовать формированию у студента системы базовых понятий этнопедагогики, знаний об этнокультурных традициях народов мира, позволяющих современному педагогу эффективно реализовывать воспитательные функции;

- содействовать формированию знаний об особенностях педа­гогической деятельности в условиях полиэтнического состава уча­щихся;

- развивать самообразовательные умения, связанные с анали­зом этнопедагогической литературы, и навыки сравнительно-со­поставительного анализа педагогических особенностей различных этнических систем;

- содействовать формированию представлений о выполнении исследовательской работы в работе с детьми разных националь­ностей.

Учебная дисциплина «Этнопедагогика» органично входит в блок педагогических дисциплин и является логическим продолжением дисциплин «История образования и педагогической мысли» и «Сравнительная педагогика». Содержание учебного материала ори­ентировано на создание основы для изучения и понимания этно-педагогических проблем и явлений, его отбор обусловлен веду­щими принципами развития высшего педагогического образо­вания.

Дифференцируя этнопедагогику как науку (направление педа­гогической науки), как учебную дисциплину и как вид деятель­ности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, необ-

Табл и ца 1.1

Методы этнопедагогики
как науки как учебной дисциплины как вида деятельности
Обобщение данных этнографических, этнологических, этнолингвистических, этнокультурологических исследований и анализ научной и художественной литературы; познание жизненного пути человека этнического; биографический метод; понимание; герменевтика Самоотчет; самоанализ; включенное наблюдение; идентификация; рефлексия; рефлексивное наблюдение; беседа как диалог; биографический метод Внушение; заражение; подражание; показ; одобрение; осуждение; запрет; угроза; признание; упражнение; рассказ; поручение; непосредственное участие в праздниках, спортивных играх и состязаниях, инсценировках, исполнение обрядов

ходимо выбирать методы, адекватные целям и задачам разных эт-нопедагогик (табл. 1.1).

Методы этнопедагогики как науки определены культурологи­ческим и аксиологическим подходами. Один из методов связан с познанием жизненного пути человека, что позволяет увидеть свое­образие самовосстановления человека в кризисные, подчас разру­шительные периоды жизни (потери, утрата прежних ценностей). История хранит много биографических примеров и подробных жизнеописаний, которые представляют собой путь самостояния человека, этику духовного совершенства.

«Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событи­ями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной програм­мой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность вла­деет»1. Жизненный путь человека в свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненно­го пути выступает для него как объективная основа для переживания удовлетворенности или неудовлетворенности собственной жизнью. Именно поэтому для человека его биография неслучай­на, это не внешнее и психологически безразличное обстоятель­ство, он переосмысливает ее на протяжении всей жизни. Ретро­спекция зрелой личности убеждает в важности и значимости для каждого человека его жизненного пути, который в большинстве случаев воспринимается как ценность. Опираясь на ценности, приобретенные в индивидуальном прошлом, человек задает перс­пективу своего будущего. Гуманитарное познание обращается к внут­реннему миру человека, к его личностным ценностям и смыслу жизни. Важная особенность внутреннего мира человека — его неразрывная связь с переживаниями, поэтому гуманитарное по­знание ориентирует на понимание.

Понимание — особый метод — становится прогнозом последу­ющего развития, своеобразной научной рефлексией. Это и про­цесс, и результат познания. Процесс понимания может развора­чиваться в различных формах или моментах познания, приводя­щих в итоге к определенному толкованию разных явлений. Имен­но поэтому следует признать необходимость включения герменев­тики1 и феноменологии2 как методов гуманитарного познания в этнопедагогике.

У В.Дильтея («Описательная психология») герменевтика превра­щается в специфический метод наук о духе, отделивший мир при­роды от человеческого мира: «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». «Учение об истолковании» — связующее звено между философией и науками. Философия предполагает анализ сознания, только он дает средство, отправляясь от непо­средственных переживаний Я, достичь сути духовной и природ­ной жизни. В.Дильтей утверждает, что человек не имеет истории, но сам есть история, которая раскрывает его. Признавая особую познавательную ценность автобиографии человека, можно утвер­ждать, что особое познавательное значение имеет биографичес­кий метод. Автобиография — это размышление человека о своей жизни. «Но в том случае, когда размышление о собственной жиз­ни переносится на понимание жизни другого человека, возника­ет биография как форма понимания чужой жизни. Все человечес­кое становится документом, который актуализирует в себе ка­кую-то возможность нашего бытия»3. Все доступно пониманию через переживание и интерпретацию, все это требует понимания.

' Герменевтика (от греч. Негтепеипкоз — разъясняющий) — искусство и тео­рия истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объек­тивных и субъективных оснований.

2 Феноменология (от греч. рИатотепоп — являющееся, факт, явление) — уче­ние о феноменах.

3 Дильтей В. Описательная психология. — М., 1924. — С. 141.

Герменевтика стала источником обоснования «диалога как пони­мания», «педагогического описания как понимания», «понима­ния как метода познания» человека, его истории и среды жизне­деятельности.

Для гуманитарного познания чрезвычайно важна феноменоло­гия внутреннего мира человека, который безгранично богат и разнообразен. Утверждая это, мы исходим из того, что каждый человек имеет свое мировосприятие, мироощущение: образ мира и образ самого себя в этом мире. Человеческие образы, пред­ставления и мысли пристрастны (А.Н.Леонтьев), они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. Внутренняя жизнь чело­века осознанна. В сознательном волевом поведении человек осу­ществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ста­вит должное выше желаемого. Но человек сталкивается и с таки­ми действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета. Внутренний мир человека включает в себя и бессознательные яв­ления.

Внутренний мир человека дан ему в непосредственном опыте переживаний. Переживания характеризуют индивидуальный жиз­ненный путь человека, историю развития личности. На это указы­вает С.Л.Рубинштейн: «Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта — это его мысли, его чувства, это его переживания — кусок его собственной жизни, в плоти и крови его. <...> Переживанием становится для человека то, что оказыва­ется личностно значимым для него. <...> Переживания человека — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный ас­пект жизненного пути личности»1.

Мы придерживаемся утвердившейся в психологии позиции, что в переживании представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения его потребностям (Л.И.Бо-жович, В.К.Вилюнас, С.Л.Рубинштейн). Переживание не явля­ется чем-то чисто субъективным, поскольку оно есть пережива­ние того или иного события, явления. Осознание переживания — это всегда выяснение объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено. Осозна­ние переживания, таким образом, всегда и неизбежно не замы­кание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром. Совокупность отношений человека к миру, по существу, передается в форме личного переживания. Пере­живания побуждают человека избирать то или иное поведение, обособляться от других людей или находить способы единения с ними, отстраняться от проблем или стремиться их разрешать.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей псих С. 12-15.

огии: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989. —

Познание переживаний требует адекватных методов понима­ния. Анализ жизненного пути человека как представителя того или иного этноса, культуры позволит собрать необходимый факти­ческий материал, сделать определенные обобщения и выводы, касающиеся предмета и задач этнопедагогики. Художественные тексты, личные воспоминания и другие текстовые источники, материалы этнографических, этнологических, этнолингвистиче­ских, этнокультурологических исследований дают богатый мате­риал для понимания особенностей человека этнического, мето­дов и средств его социализации применительно к той или иной культуре, тому или иному времени и месту.

Конкретными формами понимания и освоения учебной дис­циплины «Этнопедагогика» выступают следующие методы: педа­гогическое описание (или обоснование) проблемы этносоциали-зации ребенка, самоотчет, самоанализ, включенное наблюдение, идентификация, рефлексия, рефлексивное наблюдение, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.

Этнопедагогика как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения имеет свои специфические и особен­ные методы (см. табл. 1.1). Каждый народ не только хранит истори­чески сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить истори­ческого национального лица и самобытности. Живучесть тради­ций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценно­сти, необходимости сконцентрированного в этих традициях и осо­бенностях народного опыта (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Средства народного воспитания

Материальные Духовные Соционормати вные
Природа и природ­ные факторы Специфика трудовой деятельности этноса Родной язык Народное искусство Религия и верования Система традиций Обрядовая деятельность Игра Общественное мнение

Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребенка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообра­зен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют некие общие законы бытия. Не столько разли­чие, сколько единство в этнопедагогических методах разных на­родов позволяет понять, что забота родителей любых националь­ностей сводится к одному — сделать счастливыми своих детей.

 

Задания для самоконтроля

1. Используйте взаимосвязи видов знаний: понятие, суждение, умо­заключение, доказательство, объяснение, гипотеза, теория.

Вычлените признаки, по которым категории (понятия) педагогики (педагогический процесс, образование, воспитание, обучение) отлича­ются от таких категорий, как самообразование, самовоспитание, само­обучение (умение, навык, знание).

Следствием каких суждений является умозаключение «Термины "эт­нопедагогика" и "народная педагогика" приобретают разные смысло­вые нагрузки»?

Докажите истинность суждения «Деятельность педагога есть всегда деятельность по управлению деятельностью воспитанников».

Объясните связи культуры и образования.

Обоснуйте гипотезу как условное объяснение причин, по которым этнопедагогику можно считать составной частью педагогики как науки.

Разработайте теоретические положения, согласно которым воспита­ние человека этнического представляет собой последовательный ряд методов и средств внешних воздействий, связанных с культурой народа. Воспользуйтесь для этого табл. 1.1 и 1.2.

2. Сравните разные интерпретации термина «педагог».

Термин древнегреческого происхождения (греч. раШа%о%о$ — ведущий ребенка, детоводитель). Педагогами в Древней Греции называли рабов, которым было поручено присматривать за детьми рабовладельцев, со­провождать их в школу. Для подобных целей в XVIII в. в дворянских семь­ях держали гофмейстера, или информатора (чаще всего кандидата бого­словия). В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием и имеющим для этого специальную подготовку.

Дополним интерпретацию понятия общеславянским словом «пестун» (воспитатель — от питать, т.е. печься, с любовью думать и заботиться о том, кто рядом и нуждается в опеке, в попечительстве). В этом контексте педагогу предопределена особая миссия, а именно миссия воспитания (питание души ребенка высоким, возвышенным) (Г. П. Корнеева).

3. Обоснуйте взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в изучении этнопедагогических явлений.





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...