Этнологической школы
Необходимое условие развития этнопедагогики как науки и практической педагогической деятельности — безусловно, ее опора на этнологическое, антропологическое, культурологическое знание. Этнопедагог должен прежде всего знать природу, границы, функции этнического «измерения» личности, во многом определяющего ее сознание, поведение. Но именно здесь мы имеем дело с одной из самых сложных, противоречивых и дискуссионных проблем современной науки, затрагивающих сущность нашего знания о человеке, его происхождении, природе, месте в мире. С одной стороны, мы можем исходить из известного постулата выдающегося этнолога Л.Н.Гумилева о том, что человек не существует вне этноса, что этническая принадлежность — необходимое, конституитивное свойство личности. С другой стороны, нельзя не учитывать, что в современном обществе мы имеем дело с очень сложной «этнической мозаикой», образовавшейся благодаря непрекращающемуся смешению (миксации) рас и народов, нарастанию числа межэтнических браков, стремительному развитию миграционных процессов во всем мире. Что означают сегодня понятия «этническая принадлежность», «этническое происхождение» в современном полиэтничном и муль-тикультурном обществе? В какой мере они отражают реальные причины того или иного поведения человека? Является ли этнич-ность неким «врожденным» и неизменным качеством человека или она может меняться? Наконец, как соотносится «этническое измерение» личности с другим важнейшим ее «измерением» — социальным, гражданским, связанным с конкретным обществом, конкретным государством, членом, гражданином которого эта личность является? На эти и многие другие вопросы мы не можем ответить, не обратившись прежде всего к этнологической и антропологической наукам, не разобравшись в смысле, содержании основных их понятий, касающихся той важной стороны личности человека, которую мы именуем «этнической».
Теория этноса. Термин «этнос» употреблялся в Древней Греции уже в V—IV вв. до н.э. и имел широкий спектр значений: указывал на всякую совокупность одинаковых живых существ (не только людей), а именно: народ, племя, стая, толпа и т.д. В более позднее время его стали относить только к человеческому сообществу, и он обозначал другие, негреческие племена. Такой смысл понятия «этнос», связанный с обозначением чужих народов, племен, сохранялся в истории культуры чрезвычайно долго. Так, в Средние века он употреблялся для обозначения всего языческого и варварского, т.е. нехристианского и неевропейского. В западноевропейской литературе примерно с конца XIV в. за терминами «этнос» и «этничность» прочно утвердился смысл «чужой» культуры. Определение «этнический» впервые было зафиксировано в знаменитом Оксфордском словаре английского языка в 1851 г. Вплоть до 80-х гг. XX в. в европейской и американской традиции термин «этничность» (как отнесенность к этносу, как качество этноса) связывался с маргинальностью, в Европе употреблялся только по отношению к сообществу и культуре национальных меньшинств. И лишь благодаря книгам английских историков Б.Андерсона и Э.Хобсбаума, представителей страны, считающейся оплотом традиционализма, стала постепенно утверждаться и распространяться иная точка зрения: носители этничности не только национальные меньшинства, но и сами англичане, английское общество. Таким образом, понятие «этничность» стало приобретать смысл общечеловеческого способа выражения лояльного, или, говоря словами Л.Н.Гумилева, комплиментарного отношения к культуре своего родного народа. В США «маргинальная» интерпретация этноса и этничности оказалась наиболее устойчивой. До сих пор там понятие «истинный американец» (т.е. белый протестант англосаксонского происхождения) многими не связывается с этничностью.
Особенность употребления понятия «этнос» в России состоит в том, что в научном языке оно постепенно заменило русский синоним «народ», хотя в XIX в. были попытки внедрить вместо названия «этнология» термин «народоведение». Но этот вариант не прижился, возможно, и потому, что у понятия «народ» в русском языке есть и другой, исторически сложившийся неэтнологический смысл, в соответствии с которым оно употреблялось в социально-классовом ключе для обозначения низших, как правило, угнетаемых слоев общества, простолюдинов, противопоставленных господствующим аристократическим кругам. Кроме того, в обиходном, разговорном языке до сих пор нередко понятие «народ» употребляется для обозначения какой-либо группы, компании (например, «студенческий народ», «школьный народ» и т.д.). Широкий спектр значений слова «народ» в русском языке дан в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля: «люд, народившийся в известном пространстве; люди вообще; язык, пле- мя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны; состоящий под одним управлением; чернь, простолюдины, низшие, податные сословия; множество людей, толпа». Таким образом, понятие «этнос» употреблялось в литературе задолго до того, как стало центральной категорией для особой науки — этнологии, или этнографии. В науке не существует единого мнения по поводу содержания категории «этнос», дискуссии по этому вопросу продолжаются. Чтобы понять то или иное явление, необходимо рассмотреть, как оно возникло, какие стадии в своем развитии прошло и как функционирует сегодня. Следует различать историю этнологии как науки и историю этнологической мысли. И если первая относительно молода и насчитывает примерно полтора столетия, то вторая — уходит своими корнями в глубь веков. Речь идет о попытках осмыслить разнообразие человеческих общностей, называемых народами, этносами, разнообразие их образа жизни, языков, традиций, обычаев, религий, понять причины этого разнообразия. Эта потребность усиливалась по мере расширения знаний об обитаемом мире, расширения географических знаний.
Объяснения причин этого видимого разнообразия, разумеется, соответствовали уровню знаний, мировоззрению эпохи, народа, особенностям свойственного ему мировосприятия, миропонимания. Например, индейцы Америки, ранее не видевшие белых людей и их рабов-африканцев, их появление объясняли следующим образом. Боги для заселения Земли вылепили из глины фигурки людей и положили их в печь для обжига. Вынули их вовремя — получились отличные фигурки кирпично-красного цвета. Так появились коренные жители Америки — индейцы. Для других частей света они тоже вылепили фигурки, но заболтались и забыли вовремя вынуть из печи. Фигурки обуглились, но боги вдохнули в них жизнь. Так появились негры. Вновь вылепили боги людей из глины, но боялись пропустить момент и поторопились вынуть их из печи. Получились бледно-розовые фигурки европейцев. Это объяснение содержит не только представление об отличии, но и определенную ценностную позицию, на основе которой и должны строиться отношения, говоря современным языком, межэтническая, или межрасовая, коммуникация «отличных», хорошо получившихся у богов «кирпично-красных» индейцев с «обуглившимися», т.е. неудачными, африканцами и «недопеченными» европейцами. Становление этнологической мысли. Первым источником этнологической мысли можно считать древнейший историко-культурный документ — Библию, созданную, как известно, между XIII и V вв. до н.э. Именно в ней содержится, очевидно, первое объясне- ние разнообразия языков, на которых говорит человечество, и рассеяние людей по Земле, что объясняется Божьей карой за человеческую гордыню и дерзость, выразившиеся в попытке построить достигающую небес Вавилонскую башню. В Книге Бытия все известные тогда народы рассматриваются как потомки прародителей, происшедших от Ноя и его сыновей, а под видом генеалогии людей скрывается первое перечисление народов: Ассур — ассирийцы, Арам — арамеи и т.д.
Античность может рассматриваться как важнейший этап развития этнологической мысли, определивший, по существу, ее «ведомственную» принадлежность в системе знания о мире и человеке. До сих пор в классификации наук в России этнография рассматривается как историческая наука, а не самостоятельная отрасль знания, статус которой определяется интеграцией различных научных областей. Именно древнегреческие историки дали первые описания народов, содержащие признаки этнографических пояснений. Это произошло в эпоху так называемой Великой греческой колонизации (VII —V вв. до н.э.), которая существенно расширила границы известного грекам мира и связана с именами Геродота, Фукидида и других античных историков. Геродот, первый крупный историк (V в. до н.э.), в своем главном труде, посвященном греко-персидским войнам, дает чрезвычайно важное для истории и будущей этнографии описание нравов, обычаев, религии, хозяйственной и политической жизни народов Малой Азии, а также Вавилона, Финикии, Египта и ряда других стран, которые он посетил во время своих путешествий. И хотя эти описания трудно назвать строго научными, так как они содержат и элементы художественного вымысла, субъективной интерпретации, они играли очень большую роль и к тому же строились на разнообразных источниках, т.е. имели широкую источниковедческую базу: это и личные наблюдения, и письменные источники, и свидетельства очевидцев, и легенды, и предания. Обращение к греческим историкам, «праэтнографам», еще раз подтверждает известное положение о том, что в античной культуре, как в зародыше, содержится вся последующая история развития европейской и мировой культуры и цивилизации. Фукидид дал описание негреческих народов и высказал чрезвычайно важную и перспективную идею о периодизации и классификации развития народов, в некоторой степени предвосхитив будущий эволюционный подход в этнографии. Он предположил, что греки также когда-то прошли «варварский» период, но поднялись на новую ступень развития. Гиппократ, древнегреческий врач и реформатор медицины, много путешествовавший, попытался объяснить причины различий в типах поведения, в психическом складе людей двумя основными факторами: действием географической среды и действием социального строя и свойственных ему законов. Вопрос о соотношении этих двух факторов до сих пор, как мы увидим в дальнейшем, во многом определяет характер дискуссий в этнологии и антропологии. Освоение нового мирового пространства далеко не всегда обогащало этнографические знания, способствовало расширению кругозора. Так, по мнению историков этнографии, для будущей науки о народах немного информации дали обширные путешествия викингов и крестовые походы западноевропейских рыцарей на Восток в XII —XIII вв. В дальнейшем, особенно в эпоху Великих географических открытий (примерно с середины XV до середины XVI в.), поток знаний о народах и культурах нарастал лавинообразно, чему немало способствовали научные изобретения и открытия (в частности, усовершенствование компаса и морских карт), сделавшие возможными дальние морские экспедиции. Испанские и португальские мореплаватели существенно расширили географический и этнографический кругозор своих современников, открыв Америку, непрерывный морской путь из Западной Европы в Индию. В XV —XVII вв. западноевропейцы, наконец, открыли для себя Московию — страну, которая поразила их не меньше, чем индейцы Америки.
Знакомство европейцев с новыми экзотическими по облику и образу жизни народами, прежде всего американскими индейцами, способствовало возникновению одной из самых устойчивых социальных, нравственных утопий, связанных с идеей «минувшего золотого века», идеей нарастающего регресса европейских народов под воздействием «убивающей» цивилизации. Известно сделанное на основе заметок и писем испанских путешественников обобщающее описание американских индейцев, данное в XVI в. П. Мартиром: «Они счастливы... они ходят голые, у них нет мер и весов, нет убивающего богатства. Это золотой век, без законов, без предубеждений судей, без книг. Довольные своей судьбой, они живут, не тревожась о завтрашнем дне...»1. В этом наивно-восторженном описании мы обнаруживаем современных сторонников «возврата» к природе, естественности, простоте нравов. Именно такими были и лозунги бунтующей европейской молодежи второй половины XX в. — лозунги знаменитой молодежной контркультуры, призывавшей к разрушению «культуры взрослых», к «обнажению инстинктов». Идея ухода от цивилизации, в частности, привела к любопытнейшим и, увы, малорезультативным экспериментам. Так, хиппи создавали в отдаленных, почти не тронутых цивилизацией уголках земного шара своеобразные колонии, где пытались реализовать свои контркуль- С. 36. 30 Цит. по: Зорин А. Н. Основы этнографии: учеб. пособие. — Казань, 1994. — турные лозунги, обходясь без привычных институтов культуры, образования, «вживаясь» в природу. Но человек в силу «своей природы», будучи не чисто биологическим, но биосоциодуховным существом, не может развиваться вне.рамок своего времени, своей эпохи, его свобода в этом смысле всегда оказывается относительной, зависимой от меры свободы и развития других людей. Эти «антропологические» эксперименты лишь способствовали возвращению «бунтарей» в лоно ранее отринутого ими общества потребления и даже активизировали процессы адаптации к нему. В конце XVIII в. появились термины «этнология» и «этнография», хотя сама наука пока еще не сформировалась. И. Г. Гердер, выдающийся немецкий философ и историк, в своем трактате «Идеи к философии истории человечества» предпринял попытку системно рассмотреть историю человечества в связи с историей природы. В свете нарастающего глобального экологического кризиса и так называемого кризиса идентичности (которого мы коснемся позже) многие гердеровские идеи сегодня получили новое звучание. Дж. Вико, профессор из Неаполя, автор трактата «Основания новой науки об общей природе наций», в числе общих признаков наций выделил религию, институт брачных отношений и похоронную обрядность. По существу, в этой работе речь шла действительно о необходимости новой науки, строящейся на сопоставлении культур разных народов и выявлении общих закономерностей их развития, которую позже назвали этнологией или культурной антропологией. Ж.Ж. Руссо, французский писатель и философ, дал острую этическую критику европейской современности и сделал попытку философского обоснования уже упомянутой идеи «золотого века» человечества, ценности культурного опыта «диких», нецивилизованных народов. Шведский естествоиспытатель К.Линней предпринял, очевидно, одну из первых попыток антропологической классификации в XVIII в. Он применил собранные им этнографические данные в своей классификации растений и явлений природы, к которым отнес и человеческий род, выделив шесть его разновидностей: 1) «дикий» человек; 2) «монструозный» (т.е. диковинный) человек; 3) «американский» человек — красноватый, холерик, покрытый татуировкой, управляемый обычаями; 4) «европейский» человек — белый, мясистый, сангвиник, покрытый плотно прилегающим платьем, управляемый законами; 5) «азиатский» человек — желтоватый, крепкосложенный, с черными прямыми волосами, меланхолик, упрямый, жесткий, скупой, любящий роскошь, носящий широкие платья, управляемый верованиями; 6) «африканский» человек — черный, с дряблой и бархатной кожей, спутанными волосами, флегматик, ленивый и равнодушный, мазанный жиром, управляемый произволом. В этой довольно курьезной классификации, наглядно демонстрирующей непродуктивность чисто биологической интерпретации человека, есть одна чрезвычайно любопытная деталь. К.Линней выходит за границы природы, биологии и предвосхищает ряд самых существенных для будущей этнологической науки вопросов: чем определяется и направляется поведение этносов? Каковы причины изменений в жизни народов? Каким законам подчинена жизнь этнических сообществ людей? История этнологии как науки. Отметим ее особенность, которая отличает данную область знания от многих других научных областей (прежде всего от точных, естественных наук) и во многом объясняет сложности ее исторического становления. И название науки, и ее предметная область, и ее исследовательские приоритеты в значительной степени оказались зависимыми от особенностей той или иной страны, от этнического состава населения, от ее этнического своеобразия. Если, например, зарождение этики как особой области знания о законах морали и нравственности обычно связывается с «Этикой» Аристотеля, эстетики — с книгой немецкого философа А. Баумгартена «Эстетика», а культурологии — с выходом в 1949 г. книги американского антрополога Л.Уайта «Наука о культуре» (хотя последнее до сих пор остается дискуссионным), то этнология как самостоятельная наука возникла, обозначилась (называлась) и развивалась в каждой стране по-своему. Использовать понятие «этнология» для обозначения новой науки о народах и культурах одним из первых предложил французский ученый Ж. Ж. Ампер, включивший в 1830 г. ее в свою классификацию антропологических наук. А официальным, хотя в значительной степени формальным и условным, актом утверждения новой науки принято считать открытие в 1839 г. Парижского общества этнологии. С одной стороны, этнология затрагивает фундаментальные основы представлений о природе и сущности человека, общества, их взаимоотношениях с природой, законов и перспектив развития человечества, с другой — имеет явную практическую направленность на решение конкретных и остро актуальных проблем развития каждой страны в соответствии с особенностями ее населения, его этнического состава. Это последнее, кстати, ярко отражено в названии получившего сегодня распространение направления исследований — неотложные этнологические исследования. На наш взгляд, именно эта широта интересов, сочетание фундаментальности и злободневности, эмпирической конкретности — главная причина сложностей и противоречий в определении ста- туса этнологии, границ ее исследовательского предмета. Это роднит ее и с педагогикой, также ставящей перед собой в качестве фундаментальной и одновременно очень конкретной, злободневной задачи изучение законов формирования человеческой личности и управления этим процессом через систему образования и воспитания. Принято считать, что в качестве самостоятельной науки этнология появилась в середине XIX в., хотя это тоже условно. Уже в конце XVIII в. в Германии сформировалось самостоятельное научное направление УоИсегкипа'е (от нем. Уо1к — народ и Кипа'е — известие, весть, сведение), которое примерно с середины XIX в. синонимируется с понятием «этнология» (и так же переводится в словарях). Именно в Германии (что в определенной степени отражает и одну из устойчивых черт национального менталитета) наука о народах оказалась разделена на две части: УоИсегкипа'е — этнологию, науку, изучающую в основном неевропейские народы, и УоШзкипйе — народоведение (в некоторых словарях переводится как фольклор) — науку, изучающую немецкоязычные народы и культуры. Здесь древнее (и, как мы увидим в дальнейшем, лежащее в основе процесса этногенеза — формирования этнической общности) разделение на «своих» и «чужих» определяет размежевание научных областей. Разделение только по объекту интереса или оно затрагивает и методы научного исследования, т.е. имеет в основе представление о принципиальных различиях и даже неравенстве «своих» и «чужих» народов, — особый вопрос. Во всяком случае, в период господства в Германии нацистов такое разделение приобрело абсолютный характер для тех (надо сказать, немногих) немецких этнологов, которые «обслуживали» псевдонаучную идею расового превосходства «арийцев», вступая в резкое противоречие с гуманистическими в своей основе принципами этнологического знания. Таким образом, именно в Германии раньше всех утвердилось широкое понимание объекта этнологии и понятия «этнос», тогда как в других западноевропейских странах долгое время (вплоть до первых десятилетий XX в.) господствовало их ограниченное «маргинальное» понимание, связывающее этнологию с изучением только неевропейских народов или национальных меньшинств, а в США оно в значительной степени преобладает и сегодня. Во Франции на протяжении почти всего XIX в. чаще использовался термин «этнография», этимологически и практически связанный прежде всего с описанием культурных особенностей подвластных Франции колониальных народов. А утверждение в начале XX в. понятия «этнология» во многом объясняется методологическим кризисом этнографической науки — ощущением недостаточности ее теоретических основ, неразвитостью ее объясняющих возможностей. В Англии и некоторых других англоязычных странах благодаря мощной традиции развития антропологии как биологической науки о природе человека наука о народах рассматривалась как часть антропологического знания и лишь в начале XX в. получила особое название — «социальная антропология» (его ввел Дж. Фрэзер, считающийся одним из основателей английской этнологии). Характерно, что и во Франции, и в Англии мощным толчком для развития этнологической науки послужили политические и экономические интересы, связанные с освоением колоний. Потребность эффективного управления колониальными землями и колонизированными народами требовала новых знаний об этих народах и их культурах. Нечто подобное позже происходило и в США, где потребность решения «индейского вопроса», необходимость определиться со статусом коренного населения привели к бурному развитию антропологической науки, а также к ряду политических кризисов в отношениях с этой категорией населения, обеспокоенного засильем антропологов на территориях проживания индейцев (доходило до утверждений, что антропологов стало там больше, чем самого коренного населения...). К американской модели этнологии, обоснованной в 50-х гг. XX в. Ф. Боасом в качестве «культурной антропологии», мы вернемся позже в связи с ее современным развитием и во многом определяющим влиянием на мировую этнологическую науку, в том числе и российскую. С чем же связано утверждение о том, что этнология как самостоятельная наука (хотя и с различными национальными «спецификациями») сформировалась именно в середине XIX в.? Большинство отечественных историков науки сходятся в том, что во многом решающую роль здесь сыграли два имеющих всемирно-историческое значение события в науке. Первое — открытие памятников ранее неведомой первобытной культуры, заставившее пересмотреть сложившееся упрощенное понимание первобытного общества и культуры. Второе — сформировавшийся в этот период эволюционный подход, что произвело революцию в естественно-научной и гуманитарной областях знания и определило методологию первой мировой научной школы в этнологии — эволюционной. Между этими двумя открытиями сразу возникло внутреннее противоречие, научное осмысление которого наступило несколько позже. Поразившее и вызвавшее недоверие ученых (и даже обвинения в фальсификации) художественно-эстетическое совершенство открытых в основном на территории Европы верхнепалеолитических наскальных изображений плохо сочеталось со свойственным эволюционизму пониманием прогресса — непрерывного развития путем качественных изменений от простого к сложному, причем общего и однотипного у всех народов. Если в естественно-научной сфере это выглядело убедительным и непротиворечивым, то в социальной и культурной областях многое объяснить не могло, в частности как бы выпадающие из рамок своего времени достижения первобытного искусства и многие факты, касающиеся особенностей жизни и культуры разных народов. В конечном счете эти противоречия привели к кризису эволюционной школы в этнологии и появлению новых научных направлений. Развитие российской этнологической науки. Эволюционная школа, как мы увидим, сыграла большую роль в становлении ее методологии, и теперь российская этнологическая наука занимает особое место в мировой этнологии, хотя длительное время развивалась в относительной изоляции. В России интерес к этнической проблематике, очевидно, так же как и в Европе, в определенной мере стимулировался знакомством с экзотическими культурами. В процессе колонизации Севера, Сибири и Дальнего Востока, начавшейся в XVI в., русские путешественники столкнулись с большим числом древних народов и культур, не укладывавшихся в рамки привычных представлений. Одной из первых работ, созданных в соответствии с принципами этнографического описания, считается вышедший в начале XVIII в. труд Г. И. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», одном из коренных малочисленных народов Севера, принадлежащем к семье финноугорских народов, — хантах. Во второй половине XVIII в. в центре внимания русской общественной мысли, вдохновленной идеями Просвещения, были вопросы, связанные с историческими корнями русского народа, с пониманием места России в европейской и мировой культуре. Лейтмотивом трудов русских просветителей (М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина и др.) была тема национального достоинства, национальной гордости, а в первой половине XIX в. — проблемы развития русского национального самосознания. Огромную роль здесь сыграли труды П.Я. Чаадаева, рассматривавшего в своих знаменитых «Философических письмах» значение и особенности русской народности. Славянофилы 30 —50-х гг. XIX в. (Д.В.Веневитинов, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский) с особой остротой ставили проблему достижения национальной самобытности, создания национальной культуры, развития литературы и искусства, выдвигая в качестве центральной идею мессианской роли России в будущем развитии Европы. Поиск славянофилами второго поколения (К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, А.А.Григорьев и др.) «самостоятельности русского воззрения» приводил их к идее уникальности русской истории и географии расселения, лежащих в основе этнического самосознания русских, национальной самобытности, сохранившихся, по их мнению, только в крестьянской и отчасти купеческой среде. Уже начинало осознаваться особое пересечение этнического (объединяющего) и социально-классового (разъединяющего) «из- мерений» российского общества, которое в дальнейшем, особенно в советский период, во многом определило развитие и этнографической науки, проблемы и противоречия этого развития. Именно народ (угнетаемый труженик) в глазах демократически настроенной русской интеллигенции был носителем подлинной национальной самобытности, национального самосознания, тогда как высшие слои общества (дворянство) офранцуживались, страдали «болезнью», позже названной «европейничаньем». Тогда же была поставлена и одна из «вечных» тем российского национального самосознания, связанная с особым евразийским геополитическим и культурным положением России. Тема, которая и сегодня многое определяет в развитии общественной жизни, в политике, культуре, науке, образовании. Тема выбора «западного» или «восточного» (или самобытного, славянского) пути развития. В середине XIX в. она вышла на первый план в спорах славянофилов и западников (идеологами этого направления были А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский и др.), расходящихся в оценках последствий для России реформ Петра I. Ранее свою художественно-поэтическую позицию в этом вопросе «сформулировали» два великих поэта — А.С. Пушкин и поляк А. Мицкевич, интерпретируя в своих произведениях памятник Петру I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге: царь-реформатор вздыбил «коня-Русь» над пропастью (неслучайно у коня выпученные от ужаса глаза...). Благодаря славянофилам и «западникам» этнологическая мысль в России с самого начала не ограничивалась интересом к экзотическим народам и культурам, как это было во многих европейских странах, а обратилась к культуре русского, государствообра-зующего народа. И безусловно, особое стимулирующее значение здесь имело осмысление реформ Петра — этого грандиозного и имевшего огромные исторические последствия социокультурного эксперимента, нарушившего «естественное» и привычное течение русской жизни, взорвавшего ее традиционные рамки и основы. В истории мало примеров реформ, аналогичных петровским. Главный их урок, не усвоенный, на наш взгляд, многими отечественными реформаторами, заключался в том, что изменение жизни в России, затеянное и осуществленное Петром, проводилось (как это ни парадоксально) этнографически и культурологически грамотно, учитывало системность культуры, взаимосвязанность всех ее элементов, затронуло все ее уровни и сферы — от языка, норм поведения до экономики, политики, права. Петровские реформы в этом смысле можно рассматривать, на наш взгляд, как один из первых опытов реформирования общества и государства на основе понимания (хотя и во многом стихийного и, во всяком случае, не теоретического) механизмов, принципов и функций культуры, т.е. того, что стало позже объектом основного внимания этнологии, антропологии, культурологии, социологии. Интересы сохранения и развития Российской империи требовали изучения ее огромной территории, природных богатств, народов, в частности, населяющих Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ. Это стимулировало создание в 1846 г. Русского географического общества (РГО), ориентированного на решение как теоретических, так и практических задач освоения обширного российского пространства. Со времени создания внутри общества специального этнографического отделения и принято вести историю российской этнографии. Причем с самого начала она себя позиционировала как этнографию русского народа. Таким образом, в 40 —50-х гг. XIX в. одновременно с формированием основных этнологических школ в западноевропейских странах в России были сформулированы принципы российской этнографической науки. В ноябре 1846 г. на заседании РГО была утверждена программа Н. И. Надеждина «Об этнографическом изучении народности русской», ориентирующая на исследование «вещественного», «житейского», «нравственного» быта русского народа и его языка. Интересно, что здесь была осуществлена и одна из первых в мировой науке попыток структурировать этнографическую науку. Н. И. Надеждин выделил три основных ее раздела, или направления: «После языка, выражающего собой... целость человеческой природы, внимание этнографии естественно должно обращаться порознь на обе составные ее стихии, то есть "телесную" и "духовную", и каждую из них подвергать исследованию в тех отличиях, коими запечатлевает ее народная особенность. Это составит две другие части народоописательной науки, кои можно назвать "этнографией физической" и "этнографией психической"»1. Последний раздел — «Этнография психическая» — был ориентирован на изучение быта умственного и нравственного, умственных и нравственных способностей и свойств жителей. Таким образом, мы можем говорить еще об одном мировом приоритете отечественной науки — в конце 40-х гг. XIX в. в этнографическом отделении Русского географического общества впервые, примерно за десять лет до появления работ М.Лацаруса и X. Штейнталя, считающихся основоположниками европейской этнической психологии, были сформулированы принципы новой отрасли психологии и одновременно важнейшего научного направления, в котором психология интегрируется с этнографией. Русских этнографов интересовали и те вопросы, которые мы сегодня относим к этнопедагогическим. Программа этнографиче- 1 Записки Географического общества. — СПб., 1847. — Кн. 2. — С. 72 — 73. ского изучения широко понимаемого «нравственного быта» включала и исследования отношений в семье, и принципов народного воспитания. Эта традиция начального этапа российской этнографической науки впоследствии была в значительной мере утрачена. Современная отечественная этнологическая наука этнопедагоги-ческие вопросы, проблемы образования и воспитания затрагивает чрезвычайно редко, отдавая их «на откуп» педагогике, теории образования и воспитания, хотя эти проблемы, столь злободневные и важные для общества, могут быть решены только при условии опоры на профессиональное этнологическое, антропологическое знание, при условии продуктивного научного диалога, взаимодействия этнологии и педагогики. Русская этнография сразу заняла достойное место в мировой науке. В сокровищницу мировой этнографии и антропологии вошли и исследования «экзотических» народов, проведенные русскими учеными. Путешественник и исследователь Н. Н. Миклухо-Маклай провел ставшие знаменитыми и во многом образцовыми для этнографов исследования папуасов Новой Гвинеи. Его наблюдения их быта, нравов, социального устройства привели к выводам, имеющим глубокий общечеловеческий смысл и во многом определившим этический, гуманистический пафос отечественной этнографии, всегда сохраняющей свою антирасистскую, антинационалистическую направленность. Удивительно современно и убедительно звучат слова ученого, вскрывшего смысл, логику античеловеческой философии расизма, утверждающей необходимость исчезновения «темных» человеческих рас как низших и более слабых: «Допустив это положение и проповедуя истребление темных рас оружием и болезнями, логично идти далее и предложить отобрать между особями для истребления у белой расы всех неподходящих к принятому идеалу представителей единственно избранной белой расы. Логично не отступать перед дальнейшими выводами и признать ненужными, и даже вредными, всякие больницы, приюты, богадельни, ратовать за закон, что всякий новорожденный, не дотянувший до принятой длины и веса, должен быть устранен и т. п. Дойдя, наоборот, при помощи беспристрастного наблюдения до положения, что части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей... что поэтому существование разных рас совершенно согласно с законами природы приходится признать за представителями этих рас общие права людей»1. В развитии языковедческих, лингвистических исследований, которые оказывались своеобразным центром интеграции психологического и этнографического знания, особую роль сыграли работы ученых Л.Л.Потебни и Д. И. Овсянико-Куликовского. Объяс- Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1955. - Т. 2. - С. 423-424. няя развитие языка определенными психологическими закономерностями, А. А. Потебня сформулировал такое понимание народности: «...Народность, т.е. то, что делает известный народ народом, состоит не в том, что выражается языком, а в том, как выражается»^ (выделено нами. — И. //.). Важную роль языка в формировании национального уклада личности подчеркивал в своих трудах языковед и литературовед Д. Н.Овсянико-Куликовский, выдвинувший теорию национальной психологии. Язык он рассматривал как главный и незаменимый инструмент национального самоопределения личности, или, говоря современным языком, этнической самоидентификации. С точки зрения современных споров о природе этничности любопытно его утверждение об интернациональности ребенка до усвоения языка, отсутствии у него в этот период национальных психологических признаков. С этнопедагогической точки зрения, ориентированной на практику, методику формирования национального самосознания, этнической идентичности, особый интерес представляют идеи Д. Н.Овсянико-Куликовского, касающиеся роли в этом процессе интеллектуальной стороны психики: «Национальность есть явление по преимуществу интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция полнее других слоев населения выражает национальную "подоплеку" народа»2. Перспективная идея о глубокой взаимосвязи этнологического и этнопсихологического знания с языкознанием нашла свое воплощение в работах русског
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|