Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики
Вернемся к категории «этнос». В предыдущем разделе мы уже приводили общепринятое в отечественной науке определение (Широкогорова—Бромлея), основанное на описании признаков этноса, и отмечали его описательность и излишнюю универсальность. Трудно не согласиться с Л.Н.Гумилевым, автором альтернативной теории этноса, с его критическим отношением к описательной методологии этого определения: «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям: язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда нет. Вынести за скобки мы можем только одно — признание каждой особи: "Мы такие-то, а все прочие — другие"»1 (выделено нами. — И. Н.). Действительно, даже язык не всегда служит обязательным атрибутом и отличительной особенностью этноса — этнографии известны случаи, когда этносы не имеют собственного языка, а говорят на языке соседнего племени. Обязательным остается только то, что относится к этническому самосознанию — признанию единства своего происхождения с другими членами этнической общности и отличия от других. А это фиксируется в имени этноса — этнониме. Теоретическая разработка этого понятия может быть отнесена к достижениям отечественной этнологической науки, и, что особо важно для этнопедагогики, она раскрывает существенные стороны не только формирования этнической общности, но и межэтнической коммуникации. Концепции этноса Л. Н. Гумилева. Рассмотрим ее эвристический смысл и применимость ее положений для этнопедагогики. Главное отличие гумилевской концепции этноса от пока еще функционирующей в отечественном обществознании теории этноса заключается в том, что Л. Н. Гумилев дает не описательную, а объясняющую характеристику этноса, его происхождения и особенностей развития. Неприятие теории этногенеза Л.Н.Гумилева многими этнологами и этнографами (как ориентирующимися на традиционную отечественную теорию, так и сторонниками новейших западных концепций), на наш взгляд, вызвано скорее недопониманием ее или защитой собственных взглядов. Концепция этноса Л. Н. Гумилева затрагивает настолько фундаментальные и при этом междисциплинарные вопросы, что современная наука пока не готова оценить ее объективно. Чрезвычайно важен и перспективен и ее междисциплинарный характер: концепция строится на стыке
1 Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993. -С. 41. этнографии, истории, психологии, социологии, теории культуры с общим естествознанием, географией, биологией. И это единственно верный путь к будущему непротиворечивому и самодостаточному определению сущности той фундаментальной стороны действительности (природной и социальной), которая сегодня отражена в понятиях «этнос», «этничность», «этнические процессы», «этническая идентичность» и т.п. Прежде всего отметим главное: в концепции Л. Н. Гумилева этнос, понимаемый как «специфическая форма существования человека», как «оригинальная форма адаптации человека в биоценозе ландшафта», в своем развитии подчиняется не особым (несоциальным и небиологическим) закономерностям, а законам развития этносферы — законам, по сути, энергетическим. Этносфера представляет собой земную оболочку, — «мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли»1. Ученый разработал собственный понятийно-терминологический аппарат (поэтому во многих его книгах есть специальный терминологический словарь). Так, понятие «этноценоз» отражает очень важную сторону концепции Л.Н.Гумилева — этнос неотделим от природного ландшафта, в котором он возникает и к которому адаптируется. Этноценоз — это биогеоценоз, в пределах которого происходит развитие данного этноса. Наконец, биогеоценоз (или биоценоз), по Л.Н.Гумилеву, это «законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования»2.
Два основных теоретических основания концепции Л. Н. Гумилева — открытая на рубеже XIX —XX вв. В. И. Вернадским «энергия живого вещества биосферы» и появившаяся в середине XX в. общенаучная теория систем. Биогеохимическая энергия живого вещества, по Вернадскому, представляет собой преобразованную энергию Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Связь биосферы с энергетическими всплесками в космосе доказал А.Л.Чижевский. Этими всплесками объясняются и многие, на первый взгляд необъяснимые, явления в живой природе — массовые и совершенно неожиданные миграции животных, насекомых и многое другое. Гипотеза Л. Н. Гумилева, на которой строится его концепция, состоит в том, что при воздействии определенного типа космического излучения на Землю (оно происходит несколько раз за тысячелетие) возникает пассионарный толчок — мутация гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. И тогда человек способен воспринять энергии больше, чем ему обычно необходимо. Такой человек становится
1 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1980. — С. 500. 2 Там же. — С. 296. пассионарием, т.е. человеком с повышенной тягой к действию. Его энергия направляется на активные действия — от завоевательных походов до научных экспедиций и открытий. Начало этногенеза, по Гумилеву, связано с тем, что такие пассионарии оказываются объединены общей целью и собираются в благоприятных климатических (природно-ландшафтных) условиях. Это и есть зародыш нового этноса, реализующий себя в начальной стадии этногенеза. У Л.Н.Гумилева нет единственного определения этноса — их несколько, и все они направлены на раскрытие каких-то существенных сторон этого сложного феномена и дополняют друг друга. Этнос — «естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (выделено нами. — И.Н.) (структура), противопоставляющая себя другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности»1.
В то же время ученый дает широкое определение этноса, не сводя его к человеческой общности. Здесь этнос или этническая общность — «система социальных и природных единиц с присущими им элементами. Этнос — не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы»2 (выделено нами. — И.Н.). Таким образом, этнос имеет сложное внутреннее строение, отражающее взаимодействие человека, культуры (им создаваемой) и природы. С точки зрения применяемого Л.Н.Гумилевым системного подхода этнос — это «замкнутая система дискретного типа», т.е. система, которая, с одной стороны, функционирует, не постоянно обмениваясь энергией со средой, а получив однажды заряд энергии и растрачивая его (замкнутый тип). Но она дискретна, т.е. это система, в которой нет жесткой, раз и навсегда заданной связи элементов. Вот здесь и заключены те гипотетические идеи Л. Н. Гумилева, которые вызывают наибольшие критические возражения. Во-первых, заряд биохимической энергии этнос получает из космоса; во-вторых, движущая сила этноса — пассионарность, т.е. избыток у отдельных людей (пассионариев) этой энергии, приводящий путем «пассионарного взрыва» к возникновению этноса, а затем определяющий его этногенез (по Л.Н.Гумилеву — весь период жизни этноса). Затем этнос переходит в инерционный период и постепенно теряет энергию, вплоть до распадения (на последней стадии своего существования) на составные части. Цикл жиз- 1 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1980. — С. 500.
2 Там же. -С. 103. ни этноса, опираясь на свои энциклопедические, географические и исторические, знания, Л.Н.Гумилев определил по продолжительности примерно в 1200— 1500 лет. Это, разумеется, иной, непривычный, резко отличающийся от общепринятого взгляд на историю человечества, иное понимание причинной обусловленности исторических событий, взаимосвязи этногенеза и биосферы Земли. «Гумилевская» социология исходит из других по сравнению с традиционной принципов понимания стратификации общества, разделения его на те или иные социальные группы. Состояние этноса в каждый исторический момент (или, по выражению Л. Н. Гумилева, «колебания напряженности этнического поля») зависит от соотношения в нем особей с различной степенью «пассионарности»: пассионарных (способных на самопожертвование); субпассионарных (пассивных, послушных); гармоничных (спокойных, благополучных). Согласно схеме Л.Н.Гумилева каждая этническая система проходит в процессе этногенеза следующие стадии: инкубационную фазу (150—160 лет), на которой определенное количество пассионариев объединяются в рамках старого этноса или нескольких этносов; фазу подъема (примерно 200—300 лет), на которой число пассионариев растет, они ставят задачу формирования нового сильного государства, не считаются с неизбежными жертвами, основной императив их поведения — «Будь тем, кем ты должен быть»; акмеатическую фазу (примерно 300 лет), характеризующуюся максимальным числом пассионариев, пассионарное напряжение достигает высшей точки, но теперь пассионариев волнуют уже не достигнутые на предыдущей стадии цели, а новые. Распространены индивидуализм, внутренние конфликты, господствует поведенческий императив «Будь тем, кем я хочу». В результате пассионарии истребляют друг друга, а уровень пассионарного напряжения падает (характерный пример — европейские страны периода феодальной раздробленности); фазу надлома (примерно 150 — 200 лет) — кризисную фазу, на которой пассионариев постепенно сменяют субпассионарии, не способные воспринимать даже норму энергии, — бродяги, люмпены и т.д. (Западная Европа переживала эту фазу в периоды Реформации и Контрреформации); инерционную фазу, на которой продолжается медленное снижение числа пассионариев, происходит некоторая стабилизация, пассионарное напряжение на время даже несколько нарастает, укрепляется государственность, накапливаются духовные и материальные ценности, воспринимающиеся как непреходящие, растет законопослушание, господствует императив «Будь таким, как я» (примером могут служить современные западноевропейские государства);
фазу обскурации — фазу старости этноса, подготовленную нарастающим кризисом в предыдущей фазе. Господствуют субпассионарии, губящие этнос, ширятся коррупция, преступность, преобладают люди нетворческие, нетрудолюбивые, умственно неразвитые, основной поведенческий императив которых — «Будь таким, как мы» (в этот момент этносу примерно 1100 лет, классический пример — Рим эпохи поздней империи); фазу гомеостаза (иногда переходящую в реликтовую фазу) — завершение этногенеза, что связано с окончательной утратой пассионарности, хотя на этой стадии возможно временное восстановление этноса — его регенерация. Этнос может очень долго существовать на стадии гомеостаза, если не станет жертвой агрессии соседей, стихийного бедствия или ассимиляции. Принципиально важно то, что Л.Н.Гумилев, выводя на основе огромного исторического материала эту цикличность жизни этноса, имеет в виду не столько отдельных людей, сколько этническую систему, динамику ее изменений, характер ее жизни. Эта цикличность призвана объяснить причины и характер прежде всего макроизменений в жизни человеческого общества, но сама эта жизнь чрезвычайно сложна, насыщена микроизменениями. «Умирание» этноса, утрата им пассионарной энергии отнюдь не означают всеобщей умственной и культурной деградации. Даже наоборот: этнос на стадии этнического гомеостаза может состоять из вполне гармоничных и трудолюбивых людей, но людей, утративших потребность в каких-либо жизненных переменах. Разумеется, эта схема этногенеза (несколько пугающая своей фатальностью) может быть принята только в случае применимости ко всем известным ситуациям в истории народов, и она зависит от уровня современных научных знаний истории. Во всяком случае, чтобы принять или опровергнуть ее, необходимо обладать тем же уровнем знания истории, что и Л.Н.Гумилев. Именно эта сложность, очевидно, обусловила ситуацию, когда многочисленные критики его концепции, отвергая его теоретические построения, не приводят достаточного числа убедительных исторических фактов. Тем более что здесь речь идет не о привычной формационной социально-классовой истории, а о малоизученной истории этносов. Л.Н.Гумилева обвинили прежде всего в биологизме, в биоло-гизации этноса, хотя его можно было бы заподозрить скорее в «географизации» или «энерготизации», так как и этнологию он называл географической или естественной наукой, изучающей этносферу, наукой «о происхождении и смене этнических целост-ностей, комбинациях элементов в разнообразном пространстве и необратимом времени»1. На самом деле речь идет об открытии (хотя 1 Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993. — С. 22. и не признанном всеми) иного (не биологического и не социального) уровня закономерностей, иной, особой (пользуясь материалистической терминологией) формы движения материи. И это закономерный вывод, вытекающий из понимания бесплодности чисто биологического или чисто социологического объяснения этноса и этничности. Наконец, интересна позиция ученого в одном из самых дискуссионных и сложных для этнологии вопросов — вопросе об «укорененности» этноса, этничности в человеке (или этнофоре — носителе этничности, своеобразной минимальной «единице» этноса). Здесь Л. Н. Гумилев связывает вопрос о единстве и преемственности в развитии этнической общности с удивительным и пока трудно объяснимым явлением — периодически фиксируемым наличием у отдельных людей «смутных воспоминаний о непережитом», «смутных эмоций», традиционно объясняемых, например, в Китае, Индии, теорией переселения душ, или реинкарнации. Опираясь на идеи российского биолога и генетика Н. В.Тимофеева-Ресовского, касающиеся «аварийного гена», Л.Н.Гумилев пишет: «Пусть этот ген выскакивает наружу крайне редко и не по заказу, но он переносит фрагменты информации, объединяющие человечество, которое в каждую отдельную эпоху, и даже за 50 тысяч лет известной нам истории, представляется как мозаика этносов. Именно наличие генетической памяти объединяет антропо-сферу»1. Поэтому и этническая принадлежность, по Л.Н.Гумилеву, не является продуктом самостоятельного сознания — «она отражает какую-то сторону природы человека (выделено нами. — И.Н.), гораздо более глубокую, биологическую, лежащую на грани физиологии, внешнюю по отношению к сознанию и психологии...»2. Для этнопедагогики чрезвычайно существенна еще одна идея выдающегося ученого, связанная с одной из центральных категорий его концепции, — стереотипом поведения. Каждому этносу свойственен свой, оригинальный стереотип поведения. Но как он формируется? Здесь Л.Н.Гумилев опирается на идеи некоторых отечественных генетиков, в частности М.Е.Лобашева. Речь идет об условно-рефлекторной сигнальной преемственности между поколениями, которая осуществляется через контакт новорожденного с родителями и членами сообщества. Это и означает, по Л. Н. Гумилеву, традицию, т.е. стереотип поведения, передающийся путем сигнальной наследственности. Идея сигнальной наследственности полностью опровергает расовые различия духовных свойств человека, поскольку в семье происходит бессознательное «впи- 1 Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993. — С. 20. 2 Там же. — С. 41. тывание» определенных моделей поведения. Здесь особая роль принадлежит речи. «Речь — "сигнал сигналов", — цитирует Гумилев М.Е.Лобашева, — создает условия для возрастания роли сигнальной, или условной, наследственности, обеспечивающей преемственность опыта между поколениями на основе физиологического механизма временной связи»1. Переводя выводы генетика на «язык этнолога», Л.Н.Гумилев отмечает: «Условные связи с действительностью, приобретаемые в онтогенезе [т.е. индивидуальном, не родовом, формировании, развитии человеческой особи), — это воспитание ребенка и обучение его тому, чем он будет всю жизнь кормиться и защищаться от врагов»2. И наконец, вывод Л.Н.Гумилева, который имеет самое непосредственное отношение к широко обсуждаемой проблеме этнической и гражданской идентичности и может рассматриваться как один из центральных выводов всей концепции этноса и этногенеза выдающегося ученого: «...Нет людей вне этноса. Человек может не знать своего происхождения, забыть родной язык, не иметь никаких религиозных или атеистических представлений, но без поведения в коллективе он жить не может. А поскольку именно характером поведения определяется этническая принадлежность (выделено нами. — И.Н.), то все люди сопричастны этносфере...»3. Этот вывод, на наш взгляд, может быть одним из фундаментальных оснований этнопедагогической науки, занимающейся изучением процессов этносоциализации личности, определением условий и факторов этого процесса. В то же время было бы неверным полагать, что концепция Л.Н.Гумилева дала исчерпывающие ответы на все вопросы теории этноса. Это касается, в частности, и вопроса о соотношении биологического и социального (врожденного и приобретенного) в формировании «этнической ипостаси» личности, который остается одним из самых дискуссионных. Особую роль эта концепция играет в понимании сущности этноса и этничности. Сторонники нового социобиологического направления в науке, идеи которого были впервые сформулированы в книге американского биолога Э.О.Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975), пытаются согласовать данные генетики, экологии, этологии (науки о поведении), эволюционной теории и осуществить их интеграцию с социально-гуманитарными науками. Концепция геннокультурной коэволюции. Социобиологи считают, что биологическая (органическая) и культурная эволюции протекают совместно и синхронно, т.е. природное и социальное 1 Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993. — С. 61. 2 Там же. -С. 62. 3Там же. выступает в единстве. При этом «протосоциальные» модели поведения человека запрограммированы биологически, что позволяет на основе знания генома человека предсказать его поведение в будущем. Это, безусловно, противоречит и свойственному эпохе Просвещения представлению о способности социальной среды преобразить человека, и марксистской концепции «снятия» биологического социальным в процессе исторической эволюции общества. В то же время эти идеи, требующие, по замечанию отечественного философа П.С. Гуревича, «критической проверки», возможно, помогут разобраться, в частности, в причинах низкой эффективности современного педагогического воздействия школы и наполнить принципиально новым содержанием один из основных принципов этнопедагогической деятельности — «природо-сообразность». Л.Н.Гумилев четко обозначил в своей теории ключевую проблему этнологической науки — проблему этногенеза в его филогенетическом (родовом) и онтогенетическом (индивидуальном) измерениях. Здесь на первый план выходит проблема соотношения этногенеза и антропогенеза — формирования человечества как вида. Антропогенез — изучение происхождения человека как вида — раздел антропологии. Причем отмеченные нами ранее различия в подходе западноевропейской и американской и отечественной науки, занимающейся изучением человека и человеческих сообществ, особенно очевидны. Если в западной традиции антропологией называют практически все науки о человеке (физическая антропология, этнология, культурология, психология и многое другое), то в отечественной традиции антропологией принято считать именно физическую антропологию, которая включает следующие разделы: антропогенез, расоведение (этническую антропологию) и морфологию человека. Первый раздел изучает эволюцию биологической природы высших антропоморфных приматов, ближайших предшественников человека; второй — сходство и различия рас современного человека, причины, время и места их возникновения; третий — факторы и закономерности биологической природы человека: возрастную динамику, типы конституции и пр. Изучая эволюцию человека как качественно своеобразный биологический процесс, антропология решает чрезвычайно важную, имеющую общечеловеческий смысл, гуманитарную и политическую проблему — доказывает принадлежность всех современных человеческих рас к одному виду, т.е. дает научное опровержение расизма, утверждающего идею расового превосходства по якобы особому происхождению той или иной человеческой расы. Сложная природа человека не позволяет изучать его биологическую эволюцию отдельно от других ее линий — социальной, этнической, культурной. Поэтому проблема антропогенеза не является прерогативой только физической антропологии как биологической науки, а предполагает взаимодействие разных наук. Антропогенез, т.е. процесс происхождения человека и становления его как биологического вида, может быть понят только в рамках становления общественных отношений (социогенез), этнических общностей (этногенез), культуры (культурогенез). В XVIII — XIX вв. было множество попыток объяснить происхождение человека. Эту проблему рассматривали и философы, и естествоиспытатели: И.Кант, Дж. Монбодло, А.Каверзнев, А. Н. Радищев, Ж. Б. Ламарк и многие другие. Особняком стоит оригинальная концепция Ж. Б. Робине, который утверждал, что животные представляют собой всего лишь неудачную попытку природы породить наиболее совершенную форму — человека. Теория Ч.Дарвина. Данная теория стала главной опорой для современной антропологии, строящейся на эволюционных принципах. Формирование человека Ч.Дарвин связывал с борьбой за существование, естественным отбором и адаптацией к условиям окружающей среды. Основные отличительные особенности человека — двуногость, специфическое строение руки, развитый мозг и членораздельная речь, по Ч.Дарвину, есть результаты адаптации, и созданы они в процессе естественного отбора. Интересно, что ученый не рассматривал особую роль труда в антропогенезе. Эта идея, затрагивающая фактор, отсутствующий в других линиях эволюции и связываемый именно с эволюцией человека, стал центральным несколько позже и лег в основу антропологической концепции марксизма и марксистской социологии (исторического материализма) с ее приматом производственных отношений. Современные научные данные, в частности новые археологические находки, отодвигают момент появления человека современного типа все далее в глубь истории, но не опровергают, а лишь подтверждают главный вывод Ч.Дарвина — человек произошел от одной общей исходной формы. Сегодня выделяют четыре условные стадии антропогенеза, которые характеризуются не только определенными биологическими особенностями, но и уровнем развития материальной культуры, уровнем развития социальных отношений: австралопитеки (предшественники человека) — древность находок представителей данного вида — в пределах 4— 1 млн лет; питекантропы (древнейшие люди, архантропы) — время существования в интервале 1,8 млн лет — менее 200 тыс. лет; неандертальцы (древние люди, палеантропы) обитали в Европе, Азии и Африке в период от 300 тыс. до 30 тыс. лет назад; человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы). Ранее считалось, что возраст Ното заргепз тр1епз (человек разумный разумный — именно так правильно обозначается название этого вида в отличие от предшествующего — Ното зар'гепз пеапёепИа1епз15 — человек неандертальский разумный) примерно 30—40 тыс. лет назад, но находки последних лет, в частности на территории Китая, позволяют отодвинуть этот рубеж до 200 тыс. лет назад. Стремительное расселение неоантропов по планете началось около 40 тыс. лет назад. Здесь, очевидно, и находится точка отсчета для процесса, именуемого расообразованием: единый вид человека начинает распадаться на более мелкие подразделения, расы\ Решающее значение в формировании расовых признаков и отличий принадлежит природной среде, географическому расселению неоантропов. Расовые признаки (телесные, физиологические особенности — цвет кожи и многое другое), передающиеся по наследству, непосредственно зависят от особенностей ареала — территории расселения. Связь расогенеза (формирования рас) и этногенеза (формирования этносов), как мы увидим позже, сложна. В современной антропологии нет единой точки зрения на временные границы периода сложения современных рас человека. Чаще всего этот важнейший этап в формировании человека современного типа (со всеми его расовыми различиями) связывается с периодом, который называют верхним или поздним палеолитом (буквально: древнекаменный), — в Европе примерно 35—10 тыс. лет назад. Именно этим периодом датируются найденные в Европе в середине XIX в. памятники первобытной культуры и искусства — скульптура малых форм и наскальная живопись. Кроме того, богатую информацию дают погребения этого периода, принадлежащие, в частности, кроманьонцам и отражающие некоторые важные особенности культуры этих древних охотников-собирателей, — наличие обычаев и обрядов, свидетельствующих о формирующейся системе духовной культуры, мировоззрении, социальной организации, художественно-эстетического сознания. Чрезвычайно важен еще один вывод современных антропологов, отражающий'особенности изменения форм естественного отбора, характерного для гоминоидов (и заставляющий вспомнить об определении стереотипа поведения как отличительной особенности этносов, данном Л. Н. Гумилевым): изменения в морфологическом плане постепенно отступают на второй план, а на первый — выходят изменения в поведении, обеспечивающие успешную адаптацию человека к среде. В то же время некоторые отечественные антропологи сегодня выступают против сложив- 1 Происхождение этого термина связывают с французским языком (хотя оно созвучно арабскому газ — начало, происхождение и итальянскому гатда — раса, племя). шейся в марксистской антропологии традиции некоторого преувеличения роли труда как решающего, главного фактора антропогенеза (это выразилось в известном упрощенном представлении о «роли труда в превращении обезьяны в человека»). Безусловно, труд, непосредственно связанный с формированием человеческой руки, — важнейший фактор этой адаптации, но сама она — процесс, несомненно, многофакторный. Понимание его, очевидно, дело будущего, так как это напрямую зависит от решения фундаментальной проблемы соотношения биологического и социального. Исследования этногенеза. Исследования этногенеза в отличие от антропогенеза, изучение которого основывается на объективных данных археологии и других наук, строятся в основном на косвенных, опосредованных источниках. Практически невозможно определить хронологические рамки формирования первых общностей, которые могут быть названы этническими, тем более, как мы уже показали, в современной науке существуют расхождения в понимании признаков этих общностей. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой этногенез — формирование этносов — начинается одновременно с формированием рас, т.е. в эпоху верхнего палеолита, и связан он с формированием современного человека — Ното заргепз (примерно 40 тыс. лет назад). Такое положение соответствует в определенной степени и «неэволюционной» концепции Л. Н. Гумилева (вспомним рассмотренное нами его понимание этноса как «оригинальной формы адаптации» человека к ландшафту и особую роль стереотипа поведения). В то же время идея пассионарного взрыва как источника этногенеза уводит проблему хронологических рамок этого процесса в иную плоскость, не связанную непосредственно с историей формирования человека как вида. Согласно Л.Н.Гумилеву, этногенез — процесс непрерывный, непрекращающийся, и определение его исходной точки вне идеи пассионарного толчка не имеет смысла. В последовательно эволюционистской формационной концепции, сформулированной во второй половине XX в. в теории этноса Ю. В. Бромлея, этногенез завершается с формированием устойчивой общности, обладающей набором признаков, в числе которых (вспомним его определение этноса) особое место принадлежит языку и самосознанию (сознанию общности и отличия от других общностей подобного рода). По завершении этногенеза начинается этническая история. Поскольку историческое развитие человеческого общества, по Марксу, определяется последовательной сменой социально-экономических формаций, то с этой сменой связывается и история этносов. Так возникла знаменитая триада племя —народность—нация. Речь идет о последовательной смене трех форм существования этноса. Племя соответствует доклассовому (первобытно-общинному) состоянию общественного развития, народность — его раннеклассовому состоянию, нация — классовому обществу, в результате разделяясь на нации капиталистические и социалистические. Нация рассматривалась как высшая форма существования этноса, связанная с высоким уровнем экономического и культурного развития, а главное — с обладанием собственным государством (национальным государством). В работах Ю. В. Бромлея и его последователей было приведено большое число фактов, подтверждающих закономерность такой исторической схемы и такого «ранжирования» этносов по «уровню развития». Но последнее и стало камнем преткновения для указанной теории: этносы выстраивались «по рангу», делились на развитые и неразвитые, в результате игнорировалось самое главное — своеобразие, самобытность этнических общностей, их культуры, их исторически сложившихся отношений с природной средой, в которой они сформировались. Между тем свидетельством ценности народов и культур, не попадавших в указанной квалификации на высшую степень «этнической эволюции», может служить усиливающийся сегодня к ним интерес у представителей «развитых» этносов, в частности западноевропейских. Речь идет о нарастании своеобразной ностальгии по тем качествам культуры, которыми обладают якобы отставшие в своем развитии народы и которых не хватает народам (нациям) «высокоразвитым». Это те качества, которые, очевидно, наиболее полно соответствуют сущности человека, его неразрывной связи с природой, внутренней и внешней гармонии и которые были утрачены в процессе «цивилизационного» развития, критериями которого служили в основном наука, техника и технологии. Кстати, еще классики марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс, отмечая неравномерность развития разных сторон общества и культуры, сформулировали идею об относительной самостоятельности духовного производства. Она была призвана объяснить «выпадающие» из концепции причинной обусловленности духовной надстройки развитием социально-экономического базиса общества факты художественно-эстетического совершенства, например античной культуры. На самом деле здесь чисто эволюционистская концепция общего прогресса наталкивалась на необъяснимые факты. Сказанное касается и уже упомянутых шедевров первобытного искусства. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Как соотносятся понятия «этногенез» и «антропогенез»? 2. Назовите основные факторы расогенеза — становления человеческих рас. 3. В чем главное отличие в понимании этноса в концепции Л. Н. Гумилева от традиционных его трактовок? 4. Объясните связь пассионарности и этногенеза в концепции Л. Н. Гумилева. 5. Каковы основные стадии жизни этноса, по Гумилеву? 6. На какой основе формируется этнический стереотип поведения в концепции Л.Н.Гумилева? 7. Объясните с точки зрения эволюционизма смысл этнологической триады «племя —народность —нация» для понимания характера и уровня развития этносов, а также их ранжирования — оценки их места в современной мировой культуре. 8. В чем основные различия в понимании этноса и этногенеза в концепции Л.Н.Гумилева и теории Ю.В.Бромлея? 9. Сформулируйте, какую теоретическую базу для развития современной этнопедагогики дают идеи Л.Н.Гумилева и Ю.В.Бромлея. 10. Чем можно объяснить повышение интереса к аборигенным народам и их культурам в современной науке и общественном сознании? 11. Какое значение для этнопедагогики имеет один из главных вопросов теории этноса о соотношении социального и биологического в человеке?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|