Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике
Каждая наука, пытающаяся изучать человека, обязательно опирается на определенную философскую базу, определенное понимание сущности человека. Поэтому философская антропология служит фундаментом педагогики, и в частности этнопедагогики. Антропологический принцип педагогики ориентирует на возвышение роли человеческого фактора, ведет к росту социальных ожиданий относительно «единичного человека», способствует учету его особенностей, интересов, предпочтений, потребностей, воз- можностей в становлении личности. (Термин «педагогическая антропология» ввел К.Д.Ушинский.) Педагогическая антропология базировалась на идее природообусловленного саморазвития как важной потребности «осуществления себя», «образования себя». Еще Аристотель отмечал, что развитие самого себя — это реализация основной тенденции человеческой природы — тенденции, проявляющейся в самых элементарных человеческих действиях и реакциях. У Дж.Дьюи мы находим идею, что в педагогике следует различать линию формирования и линию саморазвития. Он утверждал, что цели воспитания личности не могут быть заданы никем, кроме нее самой: хорошая цель — та, которая исходит от самих вос-питуемых, от их природообусловленного саморазвития. Саморазвитие само по себе — моральная цель и ценность, природообус-ловленный внутренний механизм реализации сущностных сил человека, а при определенных условиях — устойчивое свойство личности, обнаруживающее себя в стремлении к самовозвышению, самопознанию, самосохранению. Самосохранение — общий термин, используемый для обозначения любых моделей поведения, направленного на увеличение шансов выживания организма.
К примеру, стремление человека к самосохранению с наклонностью к борьбе и самозащите как проявление элементарных психических способностей. Некоторые способности из перечня, составленного основоположником науки о характерах Й. Галлем еще в XIX в., получили не только теоретическое, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX в. В проблеме самосохранения в единый комплекс связываются вопросы духовной культуры личности, ее судьбы, места в обществе и предназначенность. В первобытном обществе человек принадлежал своему роду, преобладало общественное (стадное) чувство, что позволяло выжить. Среди очень многих человекоподобных видов выжил тот, в котором было сильно развито чувство взаимной поддержки, тот, у кого чувство общественного самосохранения брало верх над чувством сохранения личного, которое могло иногда приносить ущерб роду или племени (П.А.Кропоткин). Из общественного инстинкта вырабатывались первые ценностные ориентации и нравственные чувства, направленные исключительно на общественные интересы. У первобытных людей поступки считались хорошими или дурными, смотря по тому, насколько они могли быть непосредственно полезны племени, а не виду или отдельному члену племени (Ч.Дарвин). Человек существовал только как единица рода, принадлежность роду, и родовые представления определяли его индивидуальные интересы. Таким образом, самосохранение рода — подчине- ние личного общественному. Речь здесь идет об осознании факта сосуществования человечества и долга человека перед самим собой за собственное существование. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», в осознании принадлежности к которой он ищет опору в жизни. Расширяя индивидуальные границы в новой идентичности, личность ищет успокоение и устойчивость. И если общество в целом оказывается бессильным в удовлетворении этой потребности, уверенность людям дает этническая группа. В поликультурном обществе в кризисные периоды его развития именно этничность (этническая общность) становится главным инструментом, посредством которого группе удается очертить наиболее заметные и надежные границы самосохранения.
Обычно для определения понятия этнической общности (народа) выделяют такие признаки, как язык, территория, культура и др. Взаимодействие этих признаков, их суммарное влияние на сохранение этнической общности выражаются в виде вторичного явления — этнического самосознания, которое оказывается решающим для определения принадлежности отдельных людей или целых человеческих коллективов к той или иной этнической общности. Этническое самосознание характеризуется как важный компонент и непременное условие функционирования каждого этноса. Вместе с тем «нет оснований сводить этническое (национальное) самосознание лишь к осознанию этнической (национальной) принадлежности... Этническое самосознание включает суждения членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях... Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах... Таким образом, понятие этнического (национального) самосознания несколько расширяется, хотя и не смыкается, как у некоторых философов, с понятием "этнического (национального) сознания"»1. Этническое самосознание возникает и развивается вместе с самой этнической общностью, проходя различные исторические стадии, и проявляется у разных групп людей с различной степенью — от слабо осознанной принадлежности к своему народу, нередко оттесняемой на задний план чувством принадлежности к другим общностям (религиозной, соседско-территориальной и т.д.), до сильно развитого национального чувства, заставляющего членов нации связывать свои личные судьбы с судьбой нации, подчинять свои частные интересы общим национальным интересам и даже жертвовать жизнью во имя этих интересов. В этническом самосознании отражаются не только особенности материальной, духовной культуры этноса и специфика его Брошей Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973. — С. 98.
социального бытия. Важный компонент этнического самосознания — осознание группой своего морального и психологического единства — не только знание об особенностях своей этнической группы, но и сложные эмоциональные переживания, органически включенные в его структуру. Самоотражение этнической группы, сопровождаясь переживанием отражаемых этнодифференцирующих признаков, проявляется в целой гамме чувств, непосредственно связанных с членством в этнической группе. Источником формирования психологической общности этноса наряду с другими элементами духовной культуры могут выступать обычаи и ритуалы. К обычаям относятся исторически сложившиеся, стереотипные формы массового поведения, которые представляют собой стандартные действия, воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического времени. Формой проявления обычая служит ритуал (обряд). Способ его исполнения лишен непосредственной целесообразности и выступает лишь обозначением (символом) определенного социального отношения (социального порядка, признания каких-либо ценностей или авторитетов и т.д.). В обычае действия подобного рода сочетаются с действиями непосредственно целесообразными, направленными на преобразование и использование какого-либо объекта действия. Ритуал воплощает некоторые состояния общественного знания и поэтому способствует организации индивидуальных чувств. Посредством ритуала общество не только направляет в единое русло индивидуальные переживания, приводя их в соответствие с определенной ситуацией, но и обеспечивает специфический способ выражения индивидуальных чувств у членов той или иной этнической группы. По отношению к своей этнической группе чаще характерны позитивные чувства, выражающиеся в основном в любви, восхищении, удовольствии, ликовании и др. Однако позитивные этнические чувства к собственной этнической группе не исключают критического отношения к устаревшим, изжившим себя, мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни, проявляясь в элементах фольклора (пословицах, поговорках, анекдотах и пр.).
Этнокультурное самосохранение группы предполагает предупреждение ассимиляции, понимаемой как полное исчезновение этнической группы. Члены ее часто страдают из-за низкого морального духа и высокого уровня абсентеизма (неучастия), способствующего ассимиляции, что особенно опасно по отношению к группам малочисленных народов. Реальной представляется модель ассимиляции, основанная на сочетании плюрализма и конкуренции, когда различные этнические группы конкурируют между собой в системе образования, при устройстве на работу, в борьбе за политическую власть. Конкуренция на основе плюрализма будет длительным и бесперспек- тивным процессом, который никогда не достигнет равновесия или стабильности. Существует модель ассимиляции коренных изменений, предполагающая, что в результате смешения различных этнических групп образуется некий однородный сплав. Ассимиляция может происходить мирно, изнутри этнической группы, постепенно, с усвоением чуждой для себя культуры, путем отказа от собственного языка, культуры и самобытности. Выживание этнических групп предполагает этническую мобилизацию, направленную на самосохранение этноса, диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, массовое истребление людей (войны), алкоголизм, наркомания, что отвечает потребности в сохранении, сбережении и освоении общечеловеческого культурного генофонда. В этом проявляется сила культуры как выразителя, охранителя и носителя гуманистических ценностей человечества. Начавшийся в наше время научный, философский, педагогический поиск сопряжения научного и ценностного подходов к пониманию сущности человека и его места в бытии говорит о вызревании новой мыслительной парадигмы. Человек — субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-эстетическими качествами. Анализ тенденций в развитии человека приводит к осознанию значимости аксиологического подхода. Аксиологический подход позволяет сформулировать принцип включения категории человека во все сферы познания. В соответствии с ним приоритетной ценностью утверждается ценность человеческой жизни. Понятие о ценности открывается во всей полноте в объективной реальности в целостном отношении человека «Я — Мир». Определяя жизнедеятельность человека, становление индивидуальности среди других людей, эти отношения представляют определенные ценности объективной реальности.
Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориен- тиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентации, определяют содержание самосознания и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и их поведения. Отношение к своему здоровью — один из основных показателей нравственности и гражданской зрелости человека. В этом смысле особой ценностью обладает народно-педагогическая система знаний о защите от неблагоприятных для жизни природных факторов, поддержании физического и психического здоровья. Народно-педагогические традиции наглядно демонстрируют ценность идей, лежащих в основе здорового образа жизни и этно-гигиены. Народные традиции связывают самым непосредственным образом психофизическое здоровье человека с состоянием его души. Радость, оптимизм, принятый как мировоззрение и образ жизни, предписываются многими народными культурами. Таким образом, самосохранение личности человека этнического в этнопедагогике — это процесс или особый вид деятельности, предметом которого является формирование специфической иерархии личностных ценностей, этнического самосознания, которые служат связующим звеном между духовной культурой этноса и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. В современном пол и культурном обществе во взаимосвязи этнических культур проявляется объективная тенденция общекультурного прогресса и безопасности развития в нем человека мира. Духовные связи народов, близких по культурному происхождению, тесным образом переплетены, интегрированы в общей исторической судьбе и объединены в едином геоисторическом пространстве. Безусловно, в полиэтнической образовательной среде ориентация на самосохранение личности как представителя конкретного этноса и культуры будет способствовать этнокультурному самосохранению и перспективному развитию групп малочисленных народов. Задания для самоконтроля 1. Обоснуйте понятие идеала человека у разных народов с позиций аксиологии и антропологии. 2. Раскройте пути решения проблемы самосохранения в этнопедагогике. 3. Проведите с учащимися ситуацию-пробу «Необитаемый остров». Представьте, что вам предстоит жить на необитаемом острове. Вы можете выбрать трех человек и три вещи, которые возьмете с собой. Что должны уметь люди и какими должны быть вещи, которые вы выбрали, чтобы обеспечить ваше выживание на острове? Обоснуйте свой выбор. Подсказка. Социально-приемлемые позиции: - активизация всего жизненного опыта и способностей; - вера в свои собственные силы; -адекватная самооценка (по материалам Г. К.Селевко, И.Н.Закато-ва, О.Г.Левина). ГЛАВА 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|