Педагогика начального образования
- творческая работа учащихся: из различных по характеру, содержанию, форме предметов и символов материальной культуры разных эпох и народов создать собственную художественную композицию, содержащую определенный историко-эсте-тический смысл. - Технологию творческого моделирования идеальных образовательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был президентом...». Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витагенный опыт и информация, полученная в процессе обучения. Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора. Алгоритм использования витагенных технологий на уроках человековедения представлен на рис. 21. В зависимости от возраста учащихся уровни педагогического сотрудничества в системе «учитель — ученик» могут быть различными: - Опека (дошкольный возраст). - Наставничество (младший школьный возраст). - Партнерство (младший школьный — младший подростковый). - Сотрудничество (младший и старший подростковый возраст). - Содружество (юношеский возраст). Следует также оговориться, что перечисленные выше 7 витагенных технологий носят всеобщий характер. Каждая школа и каждый учитель должны осмысленно выбирать только то, что соответствует уровню развития детей, типу школы и характеру обслуживаемого социума. Для ростовской СШ № 2 художественно-эстетического профиля, являющейся базовой площадкой Ростовской государственной академии архитектуры и искусств, востребованными оказались следующие витагенные технологии:
- творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого — формирование у учащихся художественного языка и образа эпохи, навыков ее многоаспектного изображения. В этом помогают различные технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды); - творческое моделирование заданных образов. Например, учащиеся различными изобразительными средствами и техниками должны создать образ Весны, Юности, Матери-Родины, Победы и др.; - витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Например, на уроке литературы пишут сочинение на тему I ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
нормам Социальный человек — Что общего между мной и другими людьми? — Какое я занимаю место в обществе? Вывод: Человек живет в обществе по законам общества. Биологический человек
'— Для чего мне нужны знания? — Как человек добывает знания? — Каким путем передает знания другим? Вывод: Человек наделен мышлением и речью. Чем больше знает, тем богаче |ОН. Творческий человек — Кто я такой, как человек? Животное или нет? — Чем я отличаюсь от других животных?
Вывод: Человек — часть биологического мира. - Знаю ли я свой организм? - Как я берегу свое здоровье? Вывод: Человек познает себя, чтобы сберечь себя. А значит, сберечь мир. - Что значит творить? - Чем отличается деятельность пчелы и паука от деятельности человека? Вывод: Творческая деятельность меняет человека. Рис. 21. Технология витагенного обучения на уроках курса «Человековедение» (автор — учитель СШ № 109 г. Екатеринбурга В.В. Патракова) «О чем поет лесной ручей?», «Что рассказала мне веселая синица?», «Откуда прилетел беснующийся ветер?» и др. Учащимся может быть дано домашнее задание (типа вузовской курсовой работы) на тему: «Я — старый дом», «Я — плакучая ива», «Я — степной орел». Вхождение ребенка в образ живой или неживой природы побуждает его искать в своей памяти мельчайшие детали виденного когда-то ранее, развивает его эмоциональную сферу, наблюдательность; иллюстрирование произведений художественной (и даже технической) литературы. В ростовской школе № 2 несколько лет назад шестиклассникам было предложено проиллюстрировать произведение И.С. Тургенева «Муму», выбрав любой фрагмент сюжета. Несмотря на усталость (синхронный урок литературы и изобразительного искусства длился 3 часа), дети настолько увлеклись работой, что просили продлить занятие еще на час378
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|