Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




- творческая работа учащихся: из различных по характеру, со­держанию, форме предметов и символов материальной куль­туры разных эпох и народов создать собственную художествен­ную композицию, содержащую определенный историко-эсте-тический смысл.

- Технологию творческого моделирования идеальных образо­вательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был президентом...».

Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возмож­ность построить в своем воображении идеальную модель образова­тельного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витагенный опыт и информация, полученная в процессе обу­чения. Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жиз­ни проект, иллюстрирующий главную идею автора.

Алгоритм использования витагенных технологий на уроках че­ловековедения представлен на рис. 21.

В зависимости от возраста учащихся уровни педагогического со­трудничества в системе «учитель — ученик» могут быть различными:

- Опека (дошкольный возраст).

- Наставничество (младший школьный возраст).

- Партнерство (младший школьный — младший подростковый).

- Сотрудничество (младший и старший подростковый возраст).

- Содружество (юношеский возраст).

Следует также оговориться, что перечисленные выше 7 витаген­ных технологий носят всеобщий характер. Каждая школа и каж­дый учитель должны осмысленно выбирать только то, что соответ­ствует уровню развития детей, типу школы и характеру обслужива­емого социума. Для ростовской СШ № 2 художественно-эстетического профиля, являющейся базовой площадкой Ростовской государствен­ной академии архитектуры и искусств, востребованными оказались следующие витагенные технологии:

- творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого — формирование у учащихся художественного язы­ка и образа эпохи, навыков ее многоаспектного изображения. В этом помогают различные технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды);

- творческое моделирование заданных образов. Например, уча­щиеся различными изобразительными средствами и техника­ми должны создать образ Весны, Юности, Матери-Родины, Победы и др.;

- витагенное одухотворение объектов живой и неживой приро­ды. Например, на уроке литературы пишут сочинение на тему

I

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Трудящийся человек   ti       Духовно богатый человек  
^            
— Что такой труд? - Для чего трудится человек? — Меняет ли труд человека? бо/бо<Э:Труд должен приносить эезультат. Человек создает материальные ценности. 1   — Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? — Всегда ли я поступаю по правилам поведения? Вывод: Нравственный человек живет согласно этическим   — Что выше: материальное или духовное? — Может ли другое животное создавать искусство? Вывод: Только человек создает искусство. Духовное г начало выше материального.  
           

нормам

Социальный человек

— Что общего между мной и другими людьми?

— Какое я занимаю место в обществе?

Вывод: Человек живет в обществе по законам общества.

Биологический человек

Умный   чело   ек  

'— Для чего мне нужны знания?

— Как человек добывает знания?

— Каким путем передает знания другим?

Вывод: Человек наделен мышлением и речью. Чем больше знает, тем богаче

|ОН.

Творческий человек

— Кто я такой, как человек? Животное или нет?

— Чем я отличаюсь от других животных?

Вывод: Человек — часть биологического мира.

- Знаю ли я свой организм?

- Как я берегу свое здоровье?

Вывод: Человек познает себя, чтобы сберечь себя. А значит, сберечь мир.

- Что значит творить?

- Чем отличается деятельность пчелы и паука от деятельности человека? Вывод: Творческая деятельность меняет человека.

Рис. 21. Технология витагенного обучения на уроках курса

«Человековедение» (автор — учитель СШ 109 г. Екатеринбурга

В.В. Патракова)

«О чем поет лесной ручей?», «Что рассказала мне веселая си­ница?», «Откуда прилетел беснующийся ветер?» и др. Уча­щимся может быть дано домашнее задание (типа вузовской курсовой работы) на тему: «Я — старый дом», «Я — плаку­чая ива», «Я — степной орел». Вхождение ребенка в образ живой или неживой природы побуждает его искать в своей памяти мельчайшие детали виденного когда-то ранее, разви­вает его эмоциональную сферу, наблюдательность; иллюстрирование произведений художественной (и даже тех­нической) литературы. В ростовской школе № 2 несколько лет назад шестиклассникам было предложено проиллюстрировать произведение И.С. Тургенева «Муму», выбрав любой фрагмент сюжета. Несмотря на усталость (синхронный урок литературы и изобразительного искусства длился 3 часа), дети настолько увлеклись работой, что просили продлить занятие еще на час378

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...