Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.

Исследования показывают, что в основе тенденций гуманизации и возрастания роли этнических факторов лежат три основные при­чины их возникновения:

• осознание кризисного характера развития человеческой ци­вилизации, проявляющегося в обострении и актуализации це­лого ряда политических, экономических, национальных, ду­ховно-нравственных и других проблем;

• переоценка исторического опыта и выработка новых, отвеча­ющих современным требованиям человеческого общества куль­турно-ценностных ориентации развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе даль­нейшей эволюции планеты;

• интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.

Однако разграничивать проблемы воспитания на этнические ком­поненты представляется нецелесообразным, поскольку воспитание — процесс интегрированный, направленный на формирование всесто­ронне развитой, планетарно значимой личности. Важно, чтобы наци­ональное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Толь­ко гуманизация — гуманитаризация образования предоставляет ши­рокие возможности для передачи подлинного этнокультурного плю­рализма.

Необходимо реализовывать выстраданную человечеством пропис­ную истину: культура — не технический прогресс, не танки, не самолеты и не сверхдальние ракеты, хотя и это значимо, а уровень развития нравственности, морали, зародившихся и развивавшихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизаций.

В процессе этнопедагогизации школы доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся.

Этнопедагогическое обоснование воспитания — сложнейший про­цесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему вос­питания накопленных народом приемов и методов воспитания дос­тойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности.

Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Следо­вательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагоги­ческие взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

уровне так называемого «обыденного сознания». Отсюда следует, что функция народной педагогики проявляется при решении прак­тических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует формированию в сознании людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культу­ры, трудовых навыков.

Например, формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны:

- правильное движение;

- традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера;

- умелая организация жизни;

- своевременное обучение;

- полезный отдых с преобладанием активных форм;

- доверительное отношение к людям;

- интеллектуальное развитие;

- традиционные верования;

- эффективная деятельность.

По существу, это главные направления самовоспитания. Эти на­правления эффективно передают молодому поколению саха (яку­тов) подлинные народные ценности жизни предков: изучение на­родного творчества, осуществление преемственности между поколе­ниями, трансляция социального опыта предков, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур.

У многих народов Кавказа сохранились традиции геронтотамии — обычай почитания старших, который играет важную роль и в ны­нешней общественной жизни. Например, у карачаевцев и балкар-цев высок был не только культ старших, но и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми. Мудрость наро­да заключается не только в том, что сохраняется уважительное от­ношение младших к старшим. Отношение родителей, учителей к детям — подчеркнуто суровое, но бережное, внимательное, справед­ливое.

У балкарцев терпимость, миролюбие, ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрости и спо­койствия основа — чистое золото». Их народная педагогика была ориентирована на воспитание квинтэссенции нравственности — «адамлыкъ» (человечность). Адамлыкъ ценился превыше всего. В это понятие включались благородство, справедливость, честность, сердечность, терпимость, честь, достоинство, безупречные манеры поведения.382

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...