Педагогика начального образования
образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении. Исследования показывают, что в основе тенденций гуманизации и возрастания роли этнических факторов лежат три основные причины их возникновения: • осознание кризисного характера развития человеческой цивилизации, проявляющегося в обострении и актуализации целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных и других проблем; • переоценка исторического опыта и выработка новых, отвечающих современным требованиям человеческого общества культурно-ценностных ориентации развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты; • интенсификация процесса познания и интеграция научного знания. Однако разграничивать проблемы воспитания на этнические компоненты представляется нецелесообразным, поскольку воспитание — процесс интегрированный, направленный на формирование всесторонне развитой, планетарно значимой личности. Важно, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Только гуманизация — гуманитаризация образования предоставляет широкие возможности для передачи подлинного этнокультурного плюрализма. Необходимо реализовывать выстраданную человечеством прописную истину: культура — не технический прогресс, не танки, не самолеты и не сверхдальние ракеты, хотя и это значимо, а уровень развития нравственности, морали, зародившихся и развивавшихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизаций. В процессе этнопедагогизации школы доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся.
Этнопедагогическое обоснование воспитания — сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Следовательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ уровне так называемого «обыденного сознания». Отсюда следует, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует формированию в сознании людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков. Например, формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны: - правильное движение; - традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера; - умелая организация жизни; - своевременное обучение; - полезный отдых с преобладанием активных форм; - доверительное отношение к людям; - интеллектуальное развитие; - традиционные верования; - эффективная деятельность. По существу, это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению саха (якутов) подлинные народные ценности жизни предков: изучение народного творчества, осуществление преемственности между поколениями, трансляция социального опыта предков, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур.
У многих народов Кавказа сохранились традиции геронтотамии — обычай почитания старших, который играет важную роль и в нынешней общественной жизни. Например, у карачаевцев и балкар-цев высок был не только культ старших, но и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми. Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим. Отношение родителей, учителей к детям — подчеркнуто суровое, но бережное, внимательное, справедливое. У балкарцев терпимость, миролюбие, ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрости и спокойствия основа — чистое золото». Их народная педагогика была ориентирована на воспитание квинтэссенции нравственности — «адамлыкъ» (человечность). Адамлыкъ ценился превыше всего. В это понятие включались благородство, справедливость, честность, сердечность, терпимость, честь, достоинство, безупречные манеры поведения.382
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|