Педагогика начального образования
У карачаевцев и балкарцев широко развиты межэтнические браки, что также способствует дальнейшему развитию толерантности, восприятию культуры других этносов, уважение к людям другой национальности. На протяжении веков все кавказские народы показали высокую толерантность в межнациональных отношениях, о чем свидетельствует полиэтнический состав населенных мест. Сторонники многих религиозных общин (сект) находили на Кавказе свою вторую родину. Пестрый в национальном отношении регион не знал крупных конфликтов. Вдумаемся в слова великого русского мыслителя" И.А. Ильина: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, — хотят они этого или не хотят; сознают ли они это, или не осознают; умеют или не умеют; радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом». В этих двух фразах сконцентрировано все многоцветье человеческих Отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов. Естественным образом тема человеческих взаимоотношений пронизывает устное народное творчество всех этносов на Земле. Колоссальный по объему фонд составляют пословицы и поговорки о чести и совести: «Где страх, там и стыд» (армянская); «Мой враг — моя совесть» (грузинская); «В ком стыд, в том и совесть» (русская); «Совесть — половина веры, а может быть, и вся» (азербайджанская). Формирование позитивных качество личности — одна из ведущих тем фольклора: «Кто меня хвалит — тот мой враг» (корейская); «Хваленого берегись хуже хаяного» (русская); «У кого много недостатков, тот легко находит их и у других» (адыго-абхазская);
«Венец мужества — скромность» (восточная мудрость). Народная мудрость — неиссякаемый источник знания. У всех народов мира испокон веков воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у иудеев, и у мусульман, и у буддистов, а значение старшего поколения в воспитании детей лучше всего отражено в адыго-абхазской пословице: «де нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи». ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В свое время Альберт Энштейн писал: «Наука без религии ущербна, религия без науки слепа». Во всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей. Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом. Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе. Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому. Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибыль, его потерю — своей потерей. Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает брату или сестре своим того же, чего желает себе. Христианство: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Межэтнические и межконфессиональные конфликты, захлестнувшие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. Являясь одним из самых пестрых в этнокультурном плане уголков Земли, Северный Кавказ преподносит нам поучительные уроки народной дипломатии. Надо лишь знать суть этих уроков и считаться с их значимостью. Важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней. Хан-Гирей гостеприимство считал главной добродетелью черкесов, а В. Миллер — выдающейся чертой осетинского народа.
Гостеприимство на Кавказе распространялось не только на близких людей, но и на всякого ищущего приюта. За нанесение обиды гостю виновники изгонялись из общества. В условиях племенной раздробленности институт покровительства гостям и куначества («кунак» — друг) являлся не только сдерживающим фактором межнациональной вражды, но и средством упрочения мира между народами, важным воспитательным фактором. Разве можно забывать это наследие сейчас, когда нашу планету сотрясают межконфессиональные и межнациональные конфликты? ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие XXI века десятилетием толерантности. В воспитании этого качества личности немалую роль играет этнопедагогика, базирующаяся на народной мудрости. Например, чеченская пословица гласит: «Умному — весь мир Родина». Две осетинские пословицы не менее мудры: «Стремись завоевать не мир, а его знание»; «Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого». Русская поговорка гласит: «Худой мир лучше доброй ссоры».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|