Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




У карачаевцев и балкарцев широко развиты межэтнические бра­ки, что также способствует дальнейшему развитию толерантности, восприятию культуры других этносов, уважение к людям другой национальности.

На протяжении веков все кавказские народы показали высокую толерантность в межнациональных отношениях, о чем свидетель­ствует полиэтнический состав населенных мест. Сторонники мно­гих религиозных общин (сект) находили на Кавказе свою вторую родину. Пестрый в национальном отношении регион не знал круп­ных конфликтов.

Вдумаемся в слова великого русского мыслителя" И.А. Ильина: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, — хотят они этого или не хотят; сознают ли они это, или не осознают; умеют или не умеют; радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее от­сутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом». В этих двух фра­зах сконцентрировано все многоцветье человеческих Отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов.

Естественным образом тема человеческих взаимоотношений про­низывает устное народное творчество всех этносов на Земле. Колос­сальный по объему фонд составляют пословицы и поговорки о чес­ти и совести:

«Где страх, там и стыд» (армянская);

«Мой враг — моя совесть» (грузинская);

«В ком стыд, в том и совесть» (русская);

«Совесть — половина веры, а может быть, и вся» (азербайджан­ская).

Формирование позитивных качество личности — одна из веду­щих тем фольклора:

«Кто меня хвалит — тот мой враг» (корейская);

«Хваленого берегись хуже хаяного» (русская);

«У кого много недостатков, тот легко находит их и у других» (адыго-абхазская);

«Венец мужества — скромность» (восточная мудрость).

Народная мудрость — неиссякаемый источник знания. У всех народов мира испокон веков воспитанием подрастающего поколе­ния занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авто­ритет пожилых людей и у христиан, и у иудеев, и у мусульман, и у буддистов, а значение старшего поколения в воспитании детей луч­ше всего отражено в адыго-абхазской пословице: «де нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В свое время Альберт Энштейн писал: «Наука без религии ущерб­на, религия без науки слепа». Во всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей.

Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибыль, его поте­рю — своей потерей.

Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает брату или сестре своим того же, чего желает себе.

Христианство: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы по­ступали с тобой.

Межэтнические и межконфессиональные конфликты, захлестнув­шие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоот­ношениях.

Являясь одним из самых пестрых в этнокультурном плане угол­ков Земли, Северный Кавказ преподносит нам поучительные уро­ки народной дипломатии. Надо лишь знать суть этих уроков и считаться с их значимостью.

Важную роль в воспитании детей в духе межнационального со­гласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней. Хан-Гирей гостеприимство считал главной добродетелью черкесов, а В. Миллер — выдающейся чертой осетинского народа.

Гостеприимство на Кавказе распространялось не только на близ­ких людей, но и на всякого ищущего приюта. За нанесение обиды гостю виновники изгонялись из общества. В условиях племенной раз­дробленности институт покровительства гостям и куначества («ку­нак» — друг) являлся не только сдерживающим фактором межнаци­ональной вражды, но и средством упрочения мира между народами, важным воспитательным фактором.

Разве можно забывать это наследие сейчас, когда нашу планету сотрясают межконфессиональные и межнациональные конфликты? ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие XXI века десятиле­тием толерантности. В воспитании этого качества личности нема­лую роль играет этнопедагогика, базирующаяся на народной муд­рости. Например, чеченская пословица гласит: «Умному — весь мир Родина».

Две осетинские пословицы не менее мудры:

«Стремись завоевать не мир, а его знание»;

«Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого».

Русская поговорка гласит: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...