Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВСТУПЛЕНИЕ. Обследование речи.. —плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;




ВСТУПЛЕНИЕ

нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультаци­ей к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за кон­сультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка. (Е. Косинова. «Гимнастика для развития речи». Москва, ЭКСМО, 2004. )

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального фи­зического слуха и интеллекта):

—плохое различение звуков на слух, т. е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)
слух;

—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесе­
ния сложных звуков;

—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое»)
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д. );

—отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих,
«сюсюканье» и т. д. ).

Обследование речи.

Перед тем как начать заниматься по книге, протестируйте вашего ребёнка (стр. 6-8). Это обследование поможет установить, какие нарушения речи у него есть. Иногда при повторе­нии за взрослым или при чтении стихов наизусть ребёнок может произносить звуки лучше, чем в обычной речи. Поэтому предложите ему самому назвать изображения на картинках (стр. 6-8) и внимательно слушайте, как он произносит звуки. Отметьте для себя, как малыш произносит тот или иной звук, и, если вы обнаружили ошибки в произнесении слов, опреде­лите, к какой группе нарушений это можно отнести.

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для это­го предложите малышу выполнить несколько движений.

1. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.
Вас должно насторожить, если:

—ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, по­
дёргивается;

—кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;

—язык отклоняется в ту или иную сторону;

—отмечается повышенное слюноотделение.

2. Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к
правому.

Должно насторожить, если:

— язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается
слюноотделение.


ВСТУПЛЕНИЕ

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если;

—ребёнок не может вообще поднять язык;

—поднимает язык при помощи нижней губы.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима кон­сультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобят­ся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправле­нию звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа
по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз­
душной струи для произнесения многих звуков.

2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью спе­
циальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной ре­
чи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и на­выков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...