Темы логопедических занятий и коррекционные задачи
Стр 1 из 54Следующая ⇒
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с. ISBN 978-5-98527-168-3 В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 117 занятий рассчитаны на весь учебный год. Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления. К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома. В тетради логопедических заданий для детей подготовительной к школе группы проиллюстрированы игры и упражнения в доступной для ребенка и его родителей форме. Издание адресовано логопедам и дефектологам. ВВЕДЕНИЕ Цель данного пособия - помочь логопедам в организации и проведении занятий по развитию речи детей 6-7 лет с системными нарушениями речи. Содержание занятий и заданий логопедической тетради базируется на положениях Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (М., 2009), технологиях и методических рекомендациях по коррекции ОНР (общего недоразвития речи) детей 6—7 лет. Конспекты занятий рассчитаны на ведь учебный год. Продолжительность каждого занятия примерно 30 минут. При необходимости занятия по темам «Звук и буква... » могут быть разделены на два отдельно «Звук... » и отдельно «Буква... ». Все задания в книге направлены на развитие и совершенствование фонетического, лексико -грамматического строя языка, связной речи, а также подготовку детей к овладению навыками чтения и письма.
Конспекты составлены с учетом последовательности изучения звуков, рекомендуемой программой, и знакомят со всеми буквами алфавита. В них включены задания на формирование понятий: слова - предметы (живое — неживое), слова-действия, слова-признаки, предлоги - с опорой на символы. На занятиях формируются навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа. Дети знакомятся с некоторыми правилами русской орфографии (использование заглавной буквы в именах собственник и начале предложения, правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Опыт работы по обучению дошкольников чтению позволил авторам предложить систему упражнений послогового чтения слов с постепенным переходом на чтение без деления слов на слоги, что способгя ствует формированию у детей целостного восприятия слов, облегчает видение структуры предложения, улучшает понимание прочитанного текста. В конспекты также включены материалы по развитию графо- моторных навыков. Для совершенствования слухо-речевого восприятия применяется, такой вид работы, как объяснительный диктант. Регулярная работа по этой книге поможет специалисту успещно подготовить ребенка к школе. Благодарим всех авторов, чьи методики, технологии, рекомендации, игры и стихи были использованы в наших конспектах и заданиях. Темы логопедических занятий и коррекционные задачи Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь (1-й период обучения) 1. Лексические темы: «Наша группа», «Наш детский сад», «Ряд», «Слова-предметы», «Слова-действия», «Слова-признаки», «Предложение», «В огороде», «Гласные звуки», «Гласные буквы», «Осень», «Деревья и их части», «Лес», «Звуки и буквы М, П, Т, К», «Деление на слоги», «Фрукты», «Звук и буква X», «Звуки и буквы К-Х», «Овощи - фрукты», «Звук и буква С», «Предзимье», «Гигиена», «Дифференциация „С" -„Сь" », «Звук и букваН», «Дикие животные», «Дифференциация „Н" -„Нь" », «Звук й буква 3», «Дифференциация „С" —„3" », «Дифференциация „З»- «Зь" », «Зима», «Дифференциация „С" —„Сь", „3" —„Зь" », «Елка», «Новый год».
2. Коррекционные задачи: а) Формирование словаря и грамматичеекогб строя речи: • расширять лексическийзапас в процессе изучения новых текстов; • формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог»; • активизировать процессы словообразования и словоизменения; • формировать умение преобразовывать одну грамматическую категорию в другую; • формировать умение подбирать синонимы и антонимы; • формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных; • учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги; • упражнять в умении подбирать родственные слова; • формировать умение понимать и объяснять значения слов. б) Развитие связной речи: • упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов; • совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера; • формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы; • формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности; • совершенствовать навыки пересказа текстов; • учить составлять рассказы с элементами творчества. в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения: • развивать слуховое и зрительное внимание, память; • закреплять навыки четкого произношения звуков; • формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные (согласные) звуки», «твердый (мягкий), звонкий (глухой) согласный звук», «слог», «слово» • формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов; • формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; • упражнять в произношении слов сложной слоговой структура; • формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
г) Формирование навыков чтения и письма: • познакомить с буквами по темам; • учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки; • формировать графические навыки; • формировать навыки буквенного анализа и синтеза; • познакомить с правилами орфографии: правило написания предложения, заглавная буква в именах собственных; • учить читать и писать слоги, слова, предложения. д) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики: • развивать артикуляторную моторику; • формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела; • формировать общую моторику и координацию движений; • формировать мелкую моторику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|