Занятие 4. Тема: «Слова-предметы». Ход занятия. 3. Повторить обобщающее понятие «игрушки». . Тема: «Слова-предметы (продолжение)»
Занятие 4 Тема: «Слова-предметы» Цели: 1. Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет». 2. Закрепить понятие «ряд». 3. Повторить обобщающее понятие «игрушки». 4. Формировать умение ориентироваться относительно своего тела. 5. Развивать внимание, память. 6. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. Оборудование: предметы ближайшего окружения, игрушки, картинки, полоски, обозначающие слова, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия 1. Организационный момент. Построить детей в ряд (шеренгу) и предложить им поочередно выполнять задания: - Подними правую руку, покажи левую щеку. И т. д.
2. Упражнение «Предмет и слово». - Нас окружают разные предметы: окно, шторы, доска и т. д. (показать). А теперь вы покажите и назовите окружающие вас предметы. - Вывод: когда мы называем какой-либо предмет, то произносим слово.
3. Упражнение «Сосчитай слова». Раздать детям полоски. Объяснить, что надо выкладывать на стол столько полосок (горизонтально), сколько прозвучит слов. - Слушайте и считайте, сколько слов я произнесу: - Машина. Сколько слов я произнесла? - Окно, книга. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе) слово? - Доска, часы, дверь. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе, третье) слово?
4. Физкультминутка (см. Занятие 3).
5. Упражнение « Измени и посчитай слова». Положить несколько игрушек в ряд и задать вопрос: - Что это все вместе? (Игрушки. ) —Игрушки — это одно слово. Попросить детей назвать каждую игрушку во множественном числе, затем ласково и сосчитать, сколько слов произнесли. - Вывод: когда мы называем один предмет, мы произносим одно слово. Когда мы называем несколько одинаковых предметов, мы тоже произносим одно слово. Когда мы называем предмет ласково, мы произносим одно слово. Машина ^ это одно слово. Машины — тоже одно слово. Машинка — и это одно слово. Машинки — тоже одно слово.
6. Упражнение «Что появилось? ». Поставить на наборное полотно 3 картинки с изображением игрушек. Попросить детей назвать игрушки и сосчитать, сколько слов они сказали. Потом предложить им закрыть глаза и поставить еще картинки с изображением игрушек. По сигналу логопеда дети должны открыть глаза и ответить на вопрос: «Что появилось? » Затем назвать все предметы, изображенные на картинках, и посчитать, сколько слов сказали.
7. Упражнение « Подумай и скажи». Попросить детей назвать 1 (2, 3) слово, обозначающее предмет.
8. Итог занятия. На дом: задание 4, Занятие 5 Тема: «Слова-предметы (продолжение)» Цели: 1. Формировать понятия «слово», «слово-предмет»; 2. Формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. 3. Учить задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы. 4. Закрепить понятие «ряд». 5. Развивать внимание, память, мышление. 6. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. Оборудование: предметы ближайшего окружения (одушевленные, неодушевленные), предметные и сюжетные картинки, карточки- символы слов-предметов, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия 1. Организационный момент (см. занятие 4).
2. Упражнение « Подумай и ответь» — Что нас окружает? (Предметы. ) - Что мы произносим, когда называем предметы? (Слова. ) - Как называются эти слова? (Слова-предметы. )
3. Упражнение «Сосчитай, не ошибись». Послушайте и сосчитайте, сколько слов я произнесу.
Произнести 1 (2, 3, 4, 5) слово.
4. Упражнение « Подумай и скажи». Попросить детей произнести 1 (2, 3) слово, которое обозначает предмет.
5. Упражнение «Живое — неживое». Сообщить детям, что предметы делятся на живое и неживое. Затем назвать предметы и попросить угадать, про какие можно сказать «живое», а про какие — «неживое». Попросить детей самостоятельно найти в группе и назвать живые и неживые предметы. (Мальчик, девочка, дети, логопед, воспитатель, стол, стулья и т. д. )
6. Упражнение «Кто это? Что это? ». Про каждый предмет можно спросить. Слушайте, как я буду спрашивать про предметы, и отвечайте одним словом. Логопед показывает на стол (стул, шкаф и т. п. ) и спрашивает: «Что это? » Затем логопед задает вопросы: - Про какие предметы я спрашивала? (Про неживые. ) - Как я спрашивала про эти неживые предметы? Уточняет: - Про неживое мы спрашиваем: «Что это? » - Слушайте, как я буду спрашивать про живые предметы. Отвечайте одним словом. - Как я спрашивала про живые предметы? - Про живое мы спрашиваем: «Кто это? ».... - Вывод: про живое спрашиваем «кто это? », про неживое - «что это? ». Обозначать слова-предметы живые будем символом (человечек), неживые - (квадратик).
7. Физкультминутка.
Игра «Живое — беги, неживое — замри». Дети бегают врассыпную по группе, а логопед называет предметы: живые - дети продолжают бегать, неживые - останавливаются.
8. Игра «Найди свою команду ». У детей картинки с изображением живых и неживых предметов. Справа на доске прикреплена карточка с символом «человечек», а слева - с символом «квадратик». По сигналу логопеда дети ищут свою команду.
9. Игра « Вопрос - ответ». Дети делятся на пары. Уодногоребеика картинка с изображением живого, а у другого с изображением неживого предмета. Играющие по очереди спрашивают про предмет, изображенный на своей картинке. Партнеры отвечают на вопрос.
10. Итог занятия. На дом: задание 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|