Занятие 6. Тема: «Слова-действия». Ход занятия. 2. Учить задавать вопросы к словам-действиям. . Тема: «Слова-признаки»
Занятие 6 Тема: «Слова-действия» Цели: 1. Формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово - действие). 2. Учить задавать вопросы к словам-действиям. 3. Учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом. 4. Формировать элементы диалогической речи. 5. Развивать внимание, память, мышление. 6. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-символы слов-действий, мяч, юла и другие шрушки, наборное полотно или магнитная доска. Ход занятия 1. Организационный момент.
2. Упражнение « Подумай и ответь - Что нас окружает? - Что мы говорим, когда называем предмет? - На какие две группы делятся все предметы? (Живые - неживые. ) - Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы? - Произнесите 2 слова, которые обозначают живое (неживое).
3. Упражнение «Что делает? ». Рассказать детям, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия. Логопед катит мяч и спрашивает: «Что делает? » (Катится. ) Крутит юлу и спрашивает: «Что делает? » (Крутится. ) И т. д. Дети должны назвать только действие. Затем логопед предлагает вызванному ребенку выполнить действие, а остальным детям - назвать это действие. - Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово. Сообщить детям, что слова-действия обозначаются стрелочкой
4. Упражнение «Считай слова» Раздать детям карточки со стрелочкой. Логопед называет 1 (2, 3) действие, а дети должны сосчитать, сколько слов сказал логопед, и выложить на столе столько же карточек со стрелочкой.
5. Упражнение « Смотри внимательно, выполняй старательно »
Выставить на наборное полотно 1 (2, 3, 4) карточку - символ слова-действия и попросить детей назвать столько же слов-действий.
6. Физкультминутка. Игра « Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем ». Выбранный водящий должен назвать действие, которое совершают остальные играющие.
7. Упражнение «Что делает? ». Сообщить детям, что про каждое действие можно спросить. -Слушайте, как я буду спрашивать про действия различных предметов, и отвечайте одним словом: «Самолет. Что делает? Лягушка. Что делает? » И т. д. Затем логопед задает вопрос: «Как я спрашивала про действия предметов? » и уточняет: - Про действия предметов мы спрашиваем: «Что делает? Что делает? »
8. Игра «Вопрос - ответ». Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением действия какого-либо предмета. Каждый играющий должен спросить про действие предмета, который изображен на картинке товарища.
9. Упражнение «Подбери словечко». Попросить детей подобрать слова-действия к картинкам, на кото рых изображены различные человеческие эмоции.
10. Итог занятия. На дом: задание б.
Занятие 7 Тема: «Слова-признаки» Цели: 1. Расширять и обогащать словарь по теме относительными и качественными прилагательными. 2. Учить точно отвечать на поставленный вопрос. 3. Формировать понятие о слове, обозначающем признак предмета (слово-признак). 4. Учить задавать вопросы к словам-признакам. 5. Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы. 6. Развивать внимание, память, мышление. 7. Воспитывать навыки организованного поведения, бережного отношения к окружающим предметам.
Оборудование: предметные картинки, игрушки (в том числе мячи, кубики), карточки-символы слов-признаков, карточки с маркерами - глаз, ухо, рука, нос, язык; картинно-графический план описательного рассказа - на карточках (см. задание на дом 7), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия 1. Организационный момент.
2. Упражнение «Кто это? Что это? ». Задать детям вопросы: - Что нас окружает? - Какими бывают предметы? - Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?
3. Упражнение «Признаки предмета». - Предметы мы можем увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Выставить на наборное полотно соответствующие маркеры: глаз, ухо, рука, нос, язык. - Когда мы видим предмет (выставить на наборное полотно маркер «глаз»), то можем сказать, какой он по размеру, форме, цвету, из какого материала он сделан. (Около маркера «глаз» поставить перечисленные символы из плана описательного рассказа. ) Показать детям мяч. - Когда мы смотрим на мяч, мы видим, что по размеру он... (большой). Большой - это признак мяча. По форме он круглый. Круглый - это признак мяча. По цвету он... (желтый). Желтый - это еще один признак мяча. Он сделан из резины, и, значит, он... (резиновый). Резиновый - это тоже признак мяча. - Мяч можно потрогать (выставить маркер «рука»). Дать детям потрогать мяч и, передавая его друг другу, ответить, какой он на ощупь. - Гладкий. Мягкий. Упругий. Это еще 3 признака мяча. - Запомните! Когда мы называем признак предмета, мы произносим слово. - Слово-признак мы будем обозначать треугольником . (Показать карточку-символ. ) - Какие слова-признаки мы произносили про мяч? - По мере называния слов-признаков выставлять на наборное полотно карточки-символы. - Сколько слов-признаков мяча мы сказали? (7 слов-признаков. ) Показать детям деревянный кубик и предложить назвал его признаки. По мере называния признаков выставлять на наборное полотно карточки-символы с изображением треугольника. - Сколько слов-признаков вы сказали?
4. Физкультминутка. Попрыгаем, как мячики. Девочки и мальчики прыгают, как мячики!
5. Упражнение «Какой, какая, какое, какие? ». Перед ребенком 2-3 мяча, разных по величине, цвету и материалу. Попросить ребенка: «Дай мне мяч». Отказываться от предложенного мяча, подводя дошкольника к тому, чтобы он спросил: «Какой? ».
Назвать признак, по которому ребенок выберет мяч. Так же попросить одну из 2-3 кукол (пирамидок, ведер, кубиков). - Вывод: про признаки предмета мы можем спросить: «Какой? Какая? Какое? Какие? »
6. Упражнение «Угадай по описанию». Предложить детям угадать игрушку (зайчик) по ее признакам: - Большой, белый, плюшевый, мягкий, пушистый. Назову игрушку. Попросить 2-3 детей составить аналогичные загадки о ведре, кубике, пирамидке, используя карточки-символы описательного рассказа.
7. Итог занятия. - С какими словами мы познакомились? - Как мы спрашиваем про признаки предмета? На дом: задание 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|