Занятие 41. Тема: «Звук „Нь"». Ход занятия. 2. Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук». . Тема: «Дифференциация „Н"-„Нь"»
Занятие 41 Тема: «Звук „Нь" » Цели: 1. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Нь» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. 2. Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук». 3. Формировать умение определять позицию звука в слове. 4. Обучать навыкам звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. 5. Развивать внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки, просодическую сторону речи. Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, мягкого, звонкого звука (см. задание на дом 41), схемы звуко-слогового анализа, красные, синие и зеленые ручки, кассы букв, тетради логопедических заданий, тетради в широкую линейку, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия 1. Организационный момент. - Садится на место тот, кто произнесет слово со звуком «Н».
2. Упражнение « Новый звук». - Фея Фонетика принесла нам картинки и новые задания. Логопед выставляет предметные картинки и называет их. Предлагает детям догадаться, какой звук слышится во всех этих словах: Ника, Ник, кони, пони, нитки, сани, незабудки, пень, тень, плетень, земляника, снегирь, сирень, конь, ремень.
3. Упражнение «Звук „Нь" ». Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию. Выставить маркер согласного, мягкого, звонкого звука и задать детям вопросы: - Какой звук «Нь», гласный или согласный? Почему вы так даиаете? - Какой он, твердый или мягкий? Попросить детей положить руку на горло и произнести звук «Нь». Обратить внимание на то, что горло дрожит, так как звук произносится с добавлением голоса* звонко.
- Вывод: звук «Нь» согласный, мягкий, звонкий (сопоставить с маркером).
4. Упражнение «Повтори, не ошибись». Попросить детей произнести ряды слогов, слов: ня-не-ню; ни-ня- ню-не; ань-онь-ень; кони-пони-сани; тень-пень-день и т. д.
5. Упражнение « Где звук? ». Вызванный ребенок произносит слово (см. слова в п. 2), определяет в нем позицию звука «Нь», забирает соответствующую картинку и садится на место.
6. Упражнение «Составь предложение». Дети составляют предложение по своей картинке.
7. Физкультминутка.
8. Упражнение «Составь схему». Попросить детей составить схемы слов: Ника, Ник, пони, нитка, и проанализировать их.
9. Работа с кассой букв. Попросить детей выложить в кассах слова: Ника, Ник, пони, нитка и прочитать их.
10. Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда.
11. Работа в тетради. Логопед пишет на доске слова: Ника, Ник, пони, нитка красным, синим, зеленым мелом и предлагает детям списать их в тетрадь в широкую линейку.
12. Работа в тетради логопедических заданий. Попросить детей прочитать предложения п. 6 и 7 задания на дом 41.
13. Итог занятия. На дом: задание 41.
Занятие 42 Тема: «Дифференциация „Н" -„Нь" » Цели: 1. Учить дифференцировать звуки «Н»-«Нь» в устной речи и на письме. 2. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. 3. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки. Оборудование: предметные картинки, портреты королей и изображения их замков, маркеры согласных звонких звуков - твердого и мягкого, схемы звуко-слогового анализа, мяч, кассы букв, тетради в широкую линейку, красные, зеленые и синие ручки, ребристые карацдацш, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия 1. Организационный момент. - Садится на место тот, кто назовет слово со звуком «Н» или «Нь».
2. Упражнение « Звуки „Н" —„Нь" ». На наборном полотне два портрета королей и изображения Синего и Зеленого замков. - Жили-были два короля, два родных брата. Они очень дружили и построили себе дворцы на вершине одного холма. Один из королей был строгий, стройный и звали его Твердыш, а другой был толстый, добродушный и звали его Мякиш. Братья никогда не ссорились, а жители королевств спокойно ходили друг к другу в гости. Но, попадая в чужое королевство, они подчинялись его законам. В королевстве, которым управлял Твердыш, все звучало твердо (Синий замок), а у Мякиша - мягко (Зеленый замок). Выставить маркеры звуков около соответствующих замков. - Угадайте, в чьем королевстве живет звук «Н» («Нь»)? Дети высказывают свои предположения и объясняют их (дают характеристику звукам).
3. Упражнение «Слушай внимательно». - Будьте внимательны, звуки «Н», «Нь» спрятались в слогах. Поднимите синий кружочек, когда услышите «Н», и зеленый - когда услышите «Нь». Логопед произносит слоги: АН, АНЬ, НА, НЯ и т. д. Дети поднимают соответствующий кружочек.
4. Упражнение «Где звук? ». У детей предметные картинки. Каждый ребенок выходит к доске, называет свою картинку и отдает ее одному из королей, объясняя свой выбор и определяя позицию звука «Н» («Нь») в слове.
5. Физкультминутка. Игра «Наоборот». Логопед произносит «АН» и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит «АНЬ» и возвращает мяч логопеду. И т. д.
6. Упражнение «Составь схему». Попросить детей выложить схему слова «сон» (сани, Нина, нитка) и проанализировать его.
7. Работа с кассой букв. Попросить детей выложить в кассах слова: сон, сани, Нина, нитка и прочитать их.
8. Работа в тетради. Предложить детям записать эти слова в тетрадях в широкую линейку.
9. Пальчиковая гимнастика. Дети прокатывают между ладонями ребристый карандаш, удерживая его тремя (двумя) пальцами ведущей руки.
10. Работа в тетради логопедических заданий. Попросить детей прочитать предложения п. 4 задания на дом 42.
11. Итог занятия. На дом: задание 42.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|