Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 83. Тема: «Звук и буква Ж». Ход занятия. 2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук». . Тема: «Слог ЖИ»




Занятие 83

Тема: «Звук и буква Ж»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой Ж, закрепить правильное произношение звука «Ж» в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».

3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного ана­лиза и синтеза.

4. Формировать умение подбирать и определять родственные слова.

5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки-символы слов-признаков, слов-действий, маркер согласного, твердого, звонко­го звука, маркеры с обозначением позиции звука в слове (для каждого ребенка), звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или сло­говые таблицы, карточка с буквой Ж, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить детям поочередно назвать детенышей и птенцов раз­личных животных и птиц в единственном и множественном числе: ежа, ужа, моржа, медведя, верблюда, журавля, стрижа.

 


2. Упражнение «Звук „Ж" ».

—К нам в гости прилетел Жук (выставить картинку), чтобы познакомить нас с новым звуком. Послушайте его внимательно: ж-ж-ж-ж-ж

—Какой звук вы услышали?

—Как вы думаете, какой это звук? (Выставить маркер звука. )

Предложить детям произнести звук перед зеркалами и рассказать о его артикуляции.

 

3. Упражнение «Послушай и запомни слова».

Предложить детям послушать рассказ и запомнить слова со зву­ком «Ж», которые они услышат.

 

Жили-были важный жук, осторожный ежик и жадная жаба.

Однажды важный жук и осторожный ежик решили покрасить свой домик в желтый цвет. Но у них было мало желтой краски. Тогда они отправились к жабе за краской. Жаба жила на болоте. Пришли к ней ежик и жук, а жаба в это время ела джем из ежевики. Увидела жаба жука и ежа и спрятала джем, потому что была очень жадная. Попросили жук и ежик у жабы желтую краску, а она не дает - жалко. Рассердился жук и жутко зажужжал. Испугалась жаба, задрожала и упала в бочку с желтой крас­кой. Вылезла оттуда вся жёлтая и заплакала желтыми слезами. Но никто не стал жалеть желтую жадную жабу.

 


—Какие слова со звуком «Ж» вы услышали в этом рассказе?

По мере называния слов выставлять предметные картинки или символы слов-признаков, слов-действий.

 

4. Упражнение « Где звук? ».

Логопед называет слово по выставленным картинкам и символам, а дети поднимают маркеры с обозначением позиции звука в слове.

 

5. Упражнение « Родственные слова».

Предложить детям подобрать родственные слова к слову «еж». (Еж — ежик — ежонок - ежата — ежиха — ежовый и т. д. )

— Как вы думаете, будет ли слово «ежевика» тоже родственным словом? Почему?

 

6. Физкультминутка.

Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали. Дети шагают.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он промок. Приседают на корточки.
Лучик ежика коснулся, еж колючий Обтянулся. Поднимаются и потягиваются.
Раз, два, три, четыре, пять - Будем с ежиком играть, бегать, прыгать и скакать. Бегают и прыгают.

 

7. Упражнение «Новая буква».

Показать детям букву Ж. Сообщить, что в алфавите эта буква называется Ж (жэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ж» без добавления гласного.

Прочитать детям стихотворение:

Эта буква широка

 И похожа на жука.

 

8. Упражнение « Почитай-ка»

Предложить детям прочитать слоги с буквой Ж по карточкам или слоговым таблицам.

 

9. Упражнение «Составь схему».

Выставить картинку жука и картинки с изображением детей, назвать их имена: Жора, Жанна. Составить схемы этих слов.

 

10. Работа с кассой букв.

Попросить детей выложить в кассах эти слова и прочитать их.

 

11. Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку букву Ж, слова «жук», «Жора», «Жанна» и списать с доски предложение после его анализа: «У Жоры и Жанны жук».

 

12. Итог занятия.

На дом: задание 83.

 

Занятие 84

Тема: «Слог ЖИ»

Цели:

1. Закрепить правильное произношение звука «Ж» в слогах, сло­вах, предложениях.

2. Формировать практический навык правильного написания слога ЖИ.

3. Обучать чтению и письму.

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: предметные картинки, маркер согласного, твердого, звонкого звука, карточка со слогом ЖИ, буквы Ы, И, JI, Ж, кассы букв, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Садится на место тот, кто назовет слог со звуком «Ж».

 

2. Упражнение «Звук „Ж" ».

Предложить детям вспомнить характеристику звука «Ж» с опорой на маркер, а затем без нее.

 

3. Упражнение «Слог  ЖИ».

Выставить на наборное полотно картинки и предложить назвать предметы во множественном числе: уж, еж, паж, этаж, нож, лужа, пляж, экипаж.

—Какой слог со звуком «Ж» слышится в каждом из этих слов?

—Сколько звуков в слоге ЖИ?

—Какой первый звук?

—Какой вы слышите второй звук?

Предложить детям рассмотреть карточку со слогом ЖИ, прочи­тать ее.

—Какая буква написана после буквы Ж?

—Вывод: в слоге ЖИ слышится гласный звук «Ы», а писать надо букву И.

 

4. Упражнение «Повтори, не ошибись».

· Жи-жи-жи - в лесу живут ужм.

· Жи-жи-жи - в этом доме этажи.

 

5. Работа с кассой букв.

Предложить детям вспомнить из чистоговорок слова со слогом ЖИ и самостоятельно выложить эти слова. Напомнить, что после Ж в слоге ЖИ должна быть буква И.

 

6. Упражнение «Рассыпавшиеся буквы».

Предложить детям из заданных букв 1? 1, И, JI, Ж составить слово и прочитать его.

 


7. Физкультминутка (см. занятие 83).

 

8. Пальчиковая гимнастика: 2—3 упражнения по выбору логопеда.

 

9. Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку слова: ужи, этажи, лыжи.

 

10. Упражнение «Придумай предложение».

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

 

11. Упражнение «Собери слова в предложение».

Попросить детей составить предложение из слов: ужи, Жора, живут. (У Жоры живут ужи. ) Записать его в тетрадях в узкую линей­ку.

 

12. Итог занятия.

На дом: задание 84.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...