Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздаяние для каждого вида любви, распутной и супружеской




523 Господь говорит: «Не судите и да не будете осуждены»*. Это ни в малейшей мере не означает суд над моральной и граждан­ской жизнью в природном мире, но суд над жизнью духовной и небесной. Разве не очевидно, что, если бы люди не имели воз­можности судить о морали тех, кто живет с ними в мире, общест­во распалось бы? Что сталось бы с обществом, если бы не сущест­вовало судов и если бы никому не дозволялось судить других? Но судить о том, каков внутренний ум или душа человека, а следова­тельно, каковы его духовное состояние и судьба после смерти, — никому не дозволено, ибо сие известно одному Господу. И сам Господь открывает это лишь после смерти для того, чтобы каж­дый свободно содеял то, что может, а добро и зло могли бы ис­ходить от него и пребывать в нем, так чтобы каждый человек имел возможность прожить свою жизнь и быть самим собой для вечности. Внутренние свойства ума, сокрытые в мире, раскрыва­ются после смерти потому, что благотворно воздействуют на со­общества, в которые человек попадает; ибо там все духовно. Эти внутренние свойства предстают тогда воочию, что видно из слов Господа: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайною, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в тем­ноте, тоуслышится во свете и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лука 12:2,3).

Позволительно, таким образом, общее утверждение, которое гласит: «Если вы в своих внутренних свойствах таковы, каковы во внешних, вы будете спасены или осуждены». Однако частное суждение вроде: «Вы обладаете таким-то и таким-то характером

' Согласно переводу Себастьяна Шмидта.

в своих внутренних свойствах, а следовательно, будете спасены, либо осуждены», — непозволительно.

Суждение о духовной жизни человека или внутренней жизни души и-есть то, что именуется здесь воздаянием. Кто из смертных знает, какой человек распутен, а какой предан супружеству в сердце своем? И тем не менее именно по помыслам сердца, или намерениям воли, судится каждый.

Этот предмет будет рассмотрен в следующем порядке.

(1) Ксшдому после смерти воздается за зло, к которому он был причастен, а равно и за добро.

(2) Перенос добра с одного человека на другого невозможен.

(3) Если под воздаянием понимается такой перенос, то воздаяниенепозволительный термин.

(4) За зло человеку воздается в соответствии с природой его воли и понимания; так же и за добро.

(5) Так воздается человеку за распутную любовь.

(6) И так же за супружескую любовь. Ниже следует разъяснение этих положений.

524 (1). Каждому после смерти воздается за зло, к которому он был причастен, а равно и за добро. Чтобы как можно лучше уяснить это суждение, оно будет рассмотрено по частям в следу­ющем порядке.-

1. Каждый обладает своей собственной жизнью. 2. Собствен­ная жизнь ожидает каждого после смерти. 3. Злой человек полу­чает в качестве воздаяния злую сущность своей жизни, а добрый человек — добрую.

Первое: каждый обладает своей собственной жизнью. Лю­ди знают, что каждый обладает своей собственной жизнью и тем каждый из нас отличается один от другого. Ибо во всем есть не­исчерпаемое разнообразие, и ни одна вещь не тождественна дру­гой. Следовательно, каждый обладает своей собственной иден­тичностью. Сие вполне очевидно уже при рассмотрении человеческих лиц. Ни одно из них не является полностью иден­тичным другому и не может во всем быть похожим на другое в вечности. Воистину, в противном случае не могли бы существо­вать и небеса, ибо небеса бесконечно разнообразны. Их форма происходит из разнообразия душ и умов, расположенных таким образом, что они образуют единое целое, и это проистекает от

Единого, Чья жизнь присутствует в каждой их части, как душа присутствует в человеке. Если бы это было не так, Небо рассея­лось бы, ибо его форма перестала бы существовать. Тот Единый, от Кого каждый во всех своих составляющих получает жизнь и Кто удерживает форму в ее целостности, есть Господь. В целом каждая форма состоит из множества элементов, и ее характер за­висит от гармонического сочетания и устроения их в одном. Тако­ва форма человека. Вот почему, имея в себе такое множество чле­нов и органов, личность ощущает все ее составляющие, равно как и все совершающееся в себе как одно целое.

Второе: собственная жизнь ожидает каждого после смер­ти. Люди воцерковленные знают это из Писания, а именно из следующих цитат:

«Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матфей 16:27).

«И у видел я, что книги раскрыты были... и судимы были мертвые... сообразно с делами своими» (Откровение 20:12,13).

«На день гнева и откровения праведного суда от Бога, Ко­торый воздаст каждому по делам его» (Римлянам 2:5,6; Ко­ринфянам 5:10).

Деяния, сообразно которым каждому воздастся, — это и есть жизнь человека, ибо они совершаются в его жизни и согласуются с ней.

Поскольку мне было дано в течение многих лет находиться в обществе ангелов и говорить с вновь прибывшими из этого ми­ра, могу засвидетельствовать с определенностью, что каждого там изучают, чтобы определить, какого рода жизнь он вел на земле, так что он наследует жизнь, которую заслужил в природ­ном мире, на веки вечные. Я говорил с людьми, которые жили столетия тому назад и чья жизнь была известна мне из историче­ских записей, и я увидел, что она соответствует моему описанию. Кроме того, ангелы поведали мне, что после смерти жизнь чело­века невозможно изменить, ибо она уже сложилась в соответст­вии с его любовью и последующими деяниями. Более того, если бы она была изменена после смерти, строение мира было бы на­рушено, чего никогда не может случиться. Мне было также ска­зано, что изменения в строении возможны лишь для материаль­ного тела и совершенно невозможны для тела духовного, после того как материальное тело отброшено.

Третье: злой человек получает в качестве воздаяния злую сущность своей жизни, а добрый человек — добрую.

Воздаяние за зло не требует обвинения, доказательства и приго­вора, как на земле, но все это навлекается самим злом. Ибо злые лю­ди по собственной свободной воле отделяются от добрых, так как те и другие не могут быть вместе. Наслаждения злой любви не терпят наслаждений любви доброй, и эти два вида наслаждения имеют свою эманацию, подобно запаху, испускаемому каждым растением на земле. Эти эманации не поглощаются и не утаиваются материаль­ным телом, как прежде, но свободно изливаются от их любви в ду­ховную атмосферу. Таким образом, поскольку зло в духовном мире опознается уже по запаху, это и служит одновременно обвинением, доказательством и приговором, которые совершаются не в присут­ствии судьи, но в присутствии всех, кто пребывает в состоянии бла­га. Вот что имеется здесь в виду под воздаянием. Более того, злой че­ловек выбирает себе товарищей, с которыми будет жить далее в своем наслаждении, а так как ему отвратительно наслаждение блага, он по собственной воле отправляется к себе подобным в ад.

Воздаяние за добро совершается сходным образом. Это про­исходит с теми, кто, живя в мире, признавал, что все благое в них от Господа, а не от них самих. Когда их должным образом подго­тавливают, их вводят во внутреннее наслаждение блага, и тогда для них открывается путь на Небо, в сообщество, где наслажде-' ния подобны их собственным. И ведет их Господь.

(2) Перенос добра с одного человека на другого невозможен.

Ясное свидетельство этого можно получить из следующего:

1. Каждый человек рождается во зле. 2. Он приводится в со­стояние блага Господом посредством нового рождения. 3. Это получает свое завершение благодаря жизни в соответствии с за­поведями Господними. 4. Следовательно, благо, вкорененное та­ким образом, не может быть перенесено на других.

Первое: каждый человек рождается во зле. Это известно Церкви. Принято считать, что зло человек наследует от Адама, но оно передается родителями. Каждый получает от них внутрен­ний характер в форме наклонностей. И разум, и опыт говорят в пользу того, что это именно так. Ибо сходство с родителями проявляется в лицах, характере и привычках потомства, как в пер­вом поколении, так и в последующих. Многие понимают, каковы семейные свойства других, и судят об их характере соответствую­щим образом. Следовательно, родители усваивают зло и переда­ют его по наследству своим потомкам. Люди думают, что вина Адама передалась всему человеческому роду потому, что немно­гие размышляют о зле в себе, пытаясь опознать его. Поэтому они думают, что оно спрятано так глубоко, что никто не может его видеть, кроме самого Бога.

Второе: человек приводится в состояние блага Господом посредством нового рождения. То, что новое рождение воз­можно и что до тех пор, пока человек не прошел через новое рождение, он не может войти в царство небесное, ясно видно из слов Господа (Иоанн 3:3,5). Нельзя не знать в христианском ми­ре, что новое рождение есть очищение от зла, то есть возобнов­ление жизни, ибо разум видит это, когда признает, что каждый рождается в состоянии зла и что зло не может быть смыто, как грязь, водой и мылом, но устраняется лишь покаянием.

Третье: человек приводится в состояние блага Господом посредством жизни в соответствии с заповедями Господии-ми. Существуют пять заповедей, необходимых для нового рожде­ния, и они были названы в № 82. В их число входят следующие: от зла нужно отречься, ибо оно принадлежит дьяволу и от дьяво­ла, а добро следует творить, ибо оно принадлежит Богу и от Бога; также люди должны обратиться к Господу, чтобы их наставили в осуществлении блага. Пусть каждый помыслит сам и определит, получает ли человек благо из какого-либо другого источника. И ежели человек не стяжает блага, он не получит спасения.

Четвертое: благо, вкорененное таким образом, не может быть перенесено на других. Из сделанных выше наблюдений следует, что благодаря новому рождению человек становится со­вершенно иным по отношению к своему духу и что это происхо­дит благодаря жизни в соответствии с заповедями Господними. Кто не видит, что такое обновление может совершиться лишь со временем, подобно тому, как дерево постепенно пускает свои корни, растет из семени и достигает завершенности? Люди, кото­рые имеют иное представление о новом рождении, ничего не знают ни о состояниях человека, ни о противоположности зла и блага, ни о том, что благо можно усвоить лишь в той мере, в ка­кой человек отрекается от зла. Не знают они и того, что до тех пор пока человек пребывает во зле, он испытывает неприязнь ко всякому благу, которое есть благо само по себе. Следовательно, если бы благо в одном человеке можно было перенести на друго­го, пребывающего во зле, это было бы подобно подношению яг­ненка волку или метанию бисера перед свиньями. Из этого ясно, что перенесение блага невозможно.

526 (3) Если под воздаянием понимается такой перенос, то воз­даяние — непозволительный термин. Выше в № 524 было пока­зано, что каждому после смерти воздается за зло, к которому он причастен, а равным образом и за добро. Из этого ясно видно, что та­кое воздаяние. Если же под воздаянием имеется в виду перенесение блага на пребывающего во зле, то данный термин непозволителен, поскольку такое невозможно, как было показано выше в № 525.

Среди людей в мире добро в известном смысле может быть пере­дано другим, например: добро может быть оказано детям благодаря их родителям, как милость может быть оказана друзьям помощника. Однако такое благо не может войти в душу и способно быть лишь внешне присоединенным к личности. Подобная передача невозмож­на в отношении духовной жизни людей. Это, как было показано, должно быть укоренено в них, и если благо не соотносится с его жиз­нью в соответствии с заповедями Господними, указанными выше, че­ловек остается в состоянии зла, в котором родился. Пока в его духов­ном состоянии не произошло никаких перемен, никакое благо не может его пронизать. А если это и происходит, благо тотчас отбрасы­вается прочь, как если бы резиновый мяч ударился о скалу, или же оно бесследно пропадает, как бриллиант, поглощенный болотом.

Человек, не переживший преображения в духе, напоминает пантеру или сову и может быть уподоблен колючему кустарнику и крапиве. Со своей стороны, преображенный человек напомина­ет ягненка или голубя и может быть уподоблен оливковому дереву и виноградной лозе. Если под воздаянием понимать передачу чего бы то ни было, то невозможно представить, каким образом благо­даря воздаянию человек-шнтера может превратиться в человека-ягненка, сова — в голубя, колючий кустарник — в оливковое дере­во, а крапива — в виноградную лозу. Каким образом свершается воздаяние, Господь также учит нас в Евангелии (Иоанн 15:1—7).

527 (4) За зло человеку воздается в соответствии с природой его воли и его понимания; так же и за добро. Люди знают, что человеческая жизнь состоит из двух компонентов: воли и ума; все совершаемое человеком истекает из его воли и ума; без этих двух составляющих человек был бы неспособен к какому бы то ни бы­ло действию или высказыванию, кроме чисто механических. Из этого ясно, что характер человека таков, каковы его воля и ум. А также то, что сам характер поступков человека таков, каково качество воли, порождающей их, и что характер речи человека сам по себе таков же, как мысль ума, его порождающая. Таким об­разом, множество людей могут говорить и вести себя одинаково, и все же действия и речи их различны, ибо одни поступают так вследствие извращенной воли и мысли, а другие — вследствие правильной воли и мысли.

Отсюда ясно, что имеется в виду под делами и словами, в со­ответствии с которыми каждый будет судим, а именно: речь идет о воле и уме. Следовательно, под злыми делами подразумевают­ся деяния злой воли, как бы они ни выглядели внешне, а под до­брыми подразумеваются деяния доброй воли, даже если внешне они кажутся действиями, исходящими от злого человека. Все, что человек делает по своей внутренней воле, делается намеренно, ибо, к чему бы воля ни склонялась, она преследует свою цель. И все, что человек делает по своему разумению, делается также с умыслом, поскольку разум мыслит. Можно видеть, таким обра­зом, что каждый навлекает на себя зло или добро в соответствии с природой своей воли в этих поступках и в соответствии с при­родой относящегося к ним своего понимания.

Могу подтвердить сие следующим рассказом. В духовном мире мне повстречалось много духов, которые в природном мире жили" как другие: хорошо одевались, вкусно ели, занимались, как все, торговлей ради получения прибыли, посещали театры, шутили над поступками влюбленных, как бы даже завидуя им, и тому по­добное. И тем не менее ангелы одним приписывали эти деяния как греховные, а в отношении других греховными их не считали, объявляя вторых безвинными, а первых — грешными. Когда я, спросил, в чем причина столь различных суждений об одних и тех же поступках, ангелы отвечали мне, что видят каждого в свете его цели, помысла и венца и проводят соответствующие различия. И что, следовательно, милуют или осуждают в зависимости от то­го, позволяют ли намерения тех людей миловать или осуждать их, ибо благо — венец всему на Небе, как зло — венец всему в аду.

528 К этому присовокуплю следующий рассказ. В церкви говорят, что никто не может исполнить закон, тем более что тот, кто гре­шит хотя бы против одной заповеди, грешит против всех десяти. Но это общепринятое суждение не таково, каким кажется. Ибо его следует понимать в том смысле, что речь идет о всяком, кто намеренно и произвольно поступает противно одной заповеди, отвергая и прочие, поскольку действовать намеренно и произ­вольно означает полностью отрицать, что такое действие есть грех, а тот, кто отрицает существование греха, не считается с ним, если поступает противно прочим заповедям.

Кто не знает, что совершивший прелюбодеяние не является на этом основании также убийцей, вором и лжесвидетелем и не хочет быть таковым? Но тот, кто совершает прелюбодеяние наме­ренно и произвольно, ни во что не ставит все относящееся к ре­лигии, включая убийство, воровство и лжесвидетельство. И если он избегает их, то не потому, что считает грехом, а потому, что бо­ится закона и ущерба для своей репутации. Выше в № 490-493, а также в рассказах в № 500,521,522, можно было видеть, что те, кто совершил прелюбодеяние намеренно и произвольно, ни во что не ставят святость Церкви и религии. Таковы же и те, кто на­меренно и произвольно действует противно одной из десяти за­поведей, ибо они поступают противно и всем прочим, поскольку не считают свой поступок грехом.

529 Нечто подобное справедливо и в отношении тех, кто пребы­вает в состоянии блага от Господа. Если они по собственной воле и пониманию, то есть намеренно и произвольно, воздерживаются от одного вида зла, поскольку оно есть грех, они воздерживаются от прочих; тем более если они воздерживаются от нескольких ви­дов прегрешений. Ибо ежели кто-либо намеренно и произвольно воздерживается от какого-либо вида зла, поскольку оно грехов­но, Господь удерживает его от всех прочих. Как следствие, если он опрометчиво или под действием неудержимой похоти тела совершает зло, он не получает за него воздаяния, поскольку не мыслил его для себя и не защищал его в себе. Человек входит в это состояние, если раз или два в году всматривается в себя и раскаивается во зле, которое в себе обнаружил. Не так с теми, кто никогда не судит себя. Из этого ясно, кому не воздается за грех, а кому воздается.

530 (5) Так воздается человеку за распутную любовь. За такую любовь человеку воздается в соответствии с его деяниями, кото­рые предстают не такими, какими представляются внешне дру­гим людям, и не такими, какими представляются судьям, но таки­ми, какими они предстают в своей внутренней сущности перед Господом и от Него перед ангелами, и эта сущность зависит от природы воли и понимания человека в его деяниях.

В природном мире встречаются различные обстоятельства, которые уменьшают и облегчают прегрешения или, напротив, увеличивают и отягощают их. И все же воздаяние после смерти творится не в соответствии с внешними обстоятельствами, со­путствовавшими поступку, но в соответствии с внутренним со­стоянием ума. И это последнее рассматривается в соответствии с состоянием Церкви в данном человеке. Так происходит, напри­мер, с человеком порочным в воле и понимании, не имеющим в себе ни страха Божия, ни любви к ближнему и, следовательно, никакого почитания Церкви. После смерти его объявляют винов­ным во всех прегрешениях, совершенных телесно, о добрых же делах его не вспоминают. Ибо сердце его, из которого его пре­грешения проливались, как из источника, отвернулось от Неба и повернулось к аду, а поступки проистекают из того места, где пребывает сердце.

Чтобы втолковать это, я должен раскрыть одну тайну. Небо разделяется на бесчисленное множество сообществ, и так же ус­троен, в противоположность ему, ад. Каждый человек умом сво­им обитает в соответствии со своей волей и пониманием в одном из таких сообществ, мысля совершенно единообразно с другими его обитателями. Если ум пребывает в одном из небесных сооб­ществ, он желает и мыслит так же, как и все прочие его обитате­ли. А если ум находится в каком-либо сообществе ада, он действу­ет так же, как и прочие его обитатели. Пока человек живет в мире, он переходит из одного сообщества в другое в соответст­вии с наклонностями его воли и мыслями его ума. После же смер­ти пути его прошлых скитаний складываются вместе, образуя один путь, и так человеку определяется место в аду, если он зол, или на небесах, если он добр.

Поскольку все обитающие в аду имеют волю к злу, они оцени­ваются в соответствии с этим; а поскольку на Небе все волят благу, они тоже оцениваются в соответствии с этим. Это означает, что воздаяние после смерти вершится в соответствии с природой воли и понимания данного человека. То же самое происходит в случаях распутства, будь то блудливость, связь с продажной женщиной, сожительство или прелюбодеяние: за все это челове­ку воздается не в соответствии с деяниями, а в соответствии с со­стоянием ума в его деяниях. Ибо деяния уходят вместе с телом в могилу, а ум возносится вверх.

531 (6) И так же за супружескую любовь. Существуют браки, в которых супружеская любовь не видна и тем не менее присутст­вует, и существуют браки, в которых супружеская любовь по ви­димости присутствует, а на самом деле ее нет. В обоих случаях причин тому множество, и их можно частично опознать по опи­санию истинно супружеской любви (№№ 57—73), причин холод­ности и разделения (№№ 234—260) и причин видимой любви и дружбы. Но видимость и ее внешние проявления не определя­ют характера воздаяния. Единственное определяющее его обсто­ятельство — наклонность к супружеству, присутствующая в воле человека, каково бы ни было состояние брака, в котором он пре­бывает. Эта наклонность к супружеству подобна стрелке весов, на которых взвешивается любовь; ибо супружеский союз мужчи­ны и женщины есть драгоценный бриллиант человеческой жиз­ни и вместилище христианской религии, как было показано выше в № 457, 458. Поэтому супружеская любовь может пребывать в одном партнере и в то же самое время отсутствовать в другом. Она может также быть схороненной столь глубоко, что человек даже не сознает ее. И, кроме того, она может войти в человека в течение его жизни. Причина этого в том, что супружеская лю­бовь в своем росте сопутствует религии; и поскольку религия есть супружество Господа и Церкви, вера и есть то, что творит и про­ницает собой эту любовь. Поэтому за супружескую любовь чело­веку воздается после смерти в соответствии с его разумной духов­ной жизнью. Более того, тот, кому воздается за такую любовь, удостаивается супружества после смерти на Небе, каким бы ни был тот брак, в котором он состоял, живя в мире.

Из этого вытекает следующее заключение: нельзя судить по видимости супружества или распутной любви о том, обладал ли некто супружеской любовью. Следовательно, «не суди, и да не су­дим будешь» (Матфей 7:1).

532 К этому прибавлю следующий рассказ. Однажды, будучи в ду­хе, был я поднят в одно из сообществ ангельских небес, и некото­рые из мудрых, обитавшие там, подошли ко мне и сказали: «Какие новости ты принес с земли?»

«Новое там то, — сказал я, — что Господь раскрыл тайны, ко­торые по величию своему превосходят все раскрытые с тех пор, как создалась Церковь».

«Что же это за тайны?» — спросили меня.

И я сказал, что тайны эти следующие:

1. В каждом фрагменте Писания имеется духовный смысл, соответствующий природному смыслу; посредством этого духовного смысла люди Церкви приближаются к Госпо­ду и соединяются с ангелами; в нем пребывает святость Пи­сания.

2. Раскрыты соответствия, составляющие духовный смысл Писания.

Ангелы спросили, знали ли что-нибудь о соответствиях люди на земле прежде. Я ответил, что нет. Эти соответствия лежали втуне несколько тысяч лет, а именно — со времен Иова. Среди людей, живших в те времена и ранее, изучение соответствий бы­ло наукой из наук, поскольку из него извлекалось знание духов­ных предметов, относящихся к небесам и Церкви. Но так как та­кое изучение выродилось в идолопоклонство, Божественным Провидением оно было так рассеяно и утрачено, что никто более не мог видеть даже его следа. И тем не менее теперь знание о нем вновь раскрыто Господом, сказал я, для того чтобы люди Церкви смогли приблизиться к Нему и соединиться с ангелами. Это дости­жение и соединение осуществляется через Писание, каждая часть которого имеет соответствующую форму.

Ангелы очень обрадовались тому, что Господу угодно раскрыть эту великую тайну, которая была так глубоко спрятана в продолже­ние нескольких тысяч лет. И они сказали, что это сделано для то­го, чтобы христианская Церковь, имеющая своим основанием Писа­ние а теперь приближающаяся к своему концу, могла возродиться и вновь обрести свою духовную силу через Небо от Господа.

Они спросили также, раскрыто ли вследствие нового знания, что символизируют собой крещение и Тайная Вечеря, — таинст­ва, относительно которых люди до сих пор придерживались раз­ных.мнений. И я ответил, что сие раскрыто.

Я сказал далее, что Господь открыл ныне участь людей по­сле смерти.

Ангелы спросили: «Что же говорить о жизни после смерти? Кто не знает, что есть жизнь после смерти?»

«Люди знают и не знают этого, — отвечал я. — Они говорят, что то, что живет после смерти, — это не человек, а его душа, и что он живет как дух, о котором они имеют приблизительно та­кое же понятие, как о ветре или эфире, говоря, что он не являет­ся личностью до дня Страшного Суда. В тот день, говорят они, ча­сти его тела,, оставшиеся в мире, даже источенные червями, мышами или рыбами, будут снова собраны воедино и составят те­ло, и таким образом люди восстанут еще раз».

«Что ты такое говоришь? — сказали ангелы. — Кто не знает, что человек продолжает жить после смерти как человек с той лишь разницей, что он становится чисто духовным человеком? И кто не знает, что духовный человек видит только духовных лю­дей точно так же, как природный человек видит лишь людей природных, не замечая никакой перемены, за исключением того, что духовные люди пребывают в более совершенном состоянии?»

Тогда ангелы спросили: «Что люди знают о нашем мире, о не­бесах и об аде?»

Я ответил, что люди ничего не знают об этих предметах, но что Господь открыл теперь природу мира,1 в котором жи­вут ангелы и духи и тем самым — природу Неба и ада; а так­же то, что ангелы и духи живут в общении с людьми, помимо иных чудес, относящихся к ним,

Ангелы обрадовались тому, что Господу было угодно открыть эти предметы, чтобы люди более не страдали от своего неведе­ния относительно того, бессмертны они или нет.

Засим я сказал: «Господь открыл теперь, что в вашем мире есть солнце, отличное от солнца нашего мира; что солнце вашего мира есть чистая любовь, а солнце нашего мира — не что иное, как огонь; следовательно, поскольку ваше солнце есть чистая любовь, все, исходящее от него, несет с собой жизнь, а поскольку солнце нашего мира — это просто огонь, исходящее от него не несет с со­бой жизни; и также что это есть начало различия между тем, что относится к духовному, и тем, что относится к природному, — раз­личие, которое доселе было неизвестно, теперь же оно раскрыто».

Вследствие этого стало ясно, сказал я, из какого источника проистекает свет, который озаряет мудростью человеческий ум, и из какого источника проистекает тепло, которое согревает лю­бовью человеческую волю.

И еще было открыто, что существуют три степени жизни и, соответственно, три неба, что человеческий ум разделя­ется на три ступени, а человеческое бытие соответствует трем небесам.

«Знали ли люди об этом прежде?» — спросили ангелы.

И я ответил, что люди кое-что представляли себе об этих уровнях, но им ничего не было известно об их соотношении и по­следовательности.

Ангелы спросили меня, было ли открыто еще что-либо поми­мо названных откровений. И я ответил, что было открыто и мно­гое другое, а именно: касательно Страшного Суда; касатель­но Господачто он есть Бог неба и земли, что Бог один как в личности, так и в сущности, и в нем Божественная Трои­ца и что онГосподь; а также касательно Новой Церкви, которая должна быть воздвигнута Им, и учения этой Церк­ви; касательно божественности Священного Писания; а также об Откровении, в котором ничто, вплоть до по­следнего стиха, не могло исходить откуда бы то ни было, кроме как от Господа.

Было дано, сказал я, также откровение касательно обитателей других планет и других миров во Вселенной; а также было сооб­щено о множестве событий и чудес в духовном мире, посредством чего было раскрыто от Неба многое другое, касающееся мудрости.

533 Услышав эти сообщения, ангелы весьма обрадовались. Но ког­да они заметили, что я печален и стали расспрашивать меня, отче­го я печален, я ответил, что, хотя все эти тайны, открытые мне те-. перь Господом, превосходят своим величием и важностью все прежние понятия, на земле их все еще считают незначительными. Ангелы удивились этому и попросили Господа позволить им взгля­нуть на природный мир; и, взглянув на этот мир, они увидели там только мрак.

Им было сказано тогда записать эти тайны на листке бумаги и бро­сить листок на землю, чтобы можно было увидеть знамение. И вот листок бумаги с написанными на нем тайнами был брошен вниз с небес, и пока он летел через духовный мир, он светился, подобно звез­де, когда же опустился в природный, его свечение стало бледнеть, и чем ниже опускался листок, тем слабее становился свет.

Когда же ангелы направили его в общество неких весьма об­разованных и ученых представителей духовенства и мирян, мно­гие из них стали роптать, и в ропоте том можно было разобрать такие слова: «Что это такое? К чему это ведет? Какое имеет значе­ние, знаем мы это или нет? Не есть ли это измышления ума?»

Более того, многие из тех людей, взяв листок в руки, тут же принимались складывать, скручивать и комкать его, словно же­лая стереть то, что на нем написано; некоторые, казалось, хотели порвать его; иные же принимались топтать ногами. Но Господь удержал их от такого злодеяния, и ангелам было приказано взять бумагу обратно и сохранить ее. После этого, поскольку ангелы были опечалены и сами недоумевали, сколь долго так будет про­должаться, им было сказано: «В продолжение времени, времен и полвремени» (Откровение 12:14).

534 Впоследствии я беседовал с ангелами, сказав им, что Господь открыл миру еще нечто. Когда они спросили меня, что именно, я ответил: «Почитание истинно супружеской любви и ее небесных наслаждений».

«Кто же не знает, — сказали ангелы, — что наслаждения супру­жеской любви превосходят все прочие? И кто не видит, что есть любовь, в которой собираются вся благодать, все блаженства и наслаждения, какие может ниспослать Господь, и что их вмес­тилище есть истинная супружеская любовь, способная сполна принимать и усваивать их?»

Я ответил, что люди не знают об этом, поскольку не желают придти к Господу и жить в соответствии с Его заповедями, воз­держиваясь от зла как от греха и творя благо. Ибо истинная супру­жеская любовь проистекает единственно от Господа и дается тем, кто живет согласно десяти заповедям. И так она дана тем, кто принят в Новую Церковь Господа, и об этой Церкви сказано в Откровении под именем Нового Иерусалима.

К этому я добавил, что не был уверен, захотят ли люди в сего­дняшнем мире верить, что такая любовь сама по себе есть духов­ная любовь и исходит от веры, ибо они имеют представление лищь о плотской любви.

Тогда ангелы сказали мне: «Напиши об этом и раскрой до кон­ца откровения, а мы возьмем потом написанную тобой книгу и позволим ей спуститься с небес. Тогда и поглядим, примут ли ее люди и захотят ли они признать, что природа супружеской люб­ви соответствует вере человека — ибо она духовна в духовном че­ловеке, природна в природном и телесна в прелюбодеях».

535 После этого я услышал враждебное ворчанье внизу и громкий крик: «Сотвори чудо, и мы уверуем!»

В ответ я спросил, не являются ли эти откровения сами по се­бе чудом, и в ответ услышал: «Нет!»

Тогда я спросил, о каких чудесах они говорят, и мне ответили: «Покажи и открой нам то, что случится в будущем».

Но я ответил: «Такое знание не дается с небес, ибо в той мере, в какой человек знает будущее, его разум и понимание, а вместе с ними его предусмотрительность и мудрость становятся бездея­тельными и умирают».

Тогда я снова спросил: «Какие же чудеса я должен сотворить?»

И в ответ мне закричали: «Сделай чудеса подобные тем, кото­рые сотворил Моисей в Египте!»

На что я ответил: «Но тогда сердца ваши могут ожесточиться, как это случилось с фараоном и египтянами».

И они стали уверять меня, что этого не будет.

Но я опять спросил: «Поклянитесь мне, что не будете плясать вокруг Золотого Тельца и поклоняться ему, как потомки Иакова, целый месяц поклонявшиеся ему после того, как увидели сияние - на горе Синай и услышали, как Сам Иегова говорил с ними из ог­ня, что было величайшим из всех чудес. Золотой Телец в духов­ном смысле — это удовольствие плоти».

И люди снизу ответили мне: «Мы не уподобимся потомкам Иа­кова».

Но тут я услышал, как с небес было им возвещено: «Если вы не верите Моисею и пророкам, то есть самому Слову Господню, вы и чудесам поверите не больше, чем дети Иакова в пустыне; и не больше, чем те, кто собственными глазами видел чудеса, сотво­ренные Самим Господом, когда Он был в мире».

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...