Роль управления финансами на предприятии
На ранних этапах формирования самостоятельной предметной области за финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса по схеме «ресурсы – производство – сбыт». Выделение финансовых операций, выработки и контроля за финансовыми нормативами вполне может быть соотнесено со школой научного управления. С этих позиций данный менеджмент определяется как область управления финансами предприятия в целях контроля (снижения) издержек, своевременного и правильного проведения финансовых операций [10]. Управление финансами включает: управление активами, управление текущими активами, управление основными активами.При управлении активами существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.- Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля – все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.- Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.- Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года:- Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.- Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам.Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством: планирования закупок необходимых материалов; введения жестких производственных систем; использования современных складов; совершенствования прогнозирования спроса; быстрой доставки.Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредитной политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы.Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку «плюсы» добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.
В процессе своей работы многие предприятия в современных условиях сталкиваются со множеством разнообразных проблем: поиск новых рынков сбыта, своевременная поставка сырья, своевременность расчетов и многое другое. Профессиональное управление данными проблемами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации и вовремя принять нужное решение. Однако, для предприятий различных отраслей приоритет того или иного выбора зависит от специфики данной отрасли.
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия со следующими проблемами: 1. Поиск новых клиентов. Основными направлениями поиска новых клиентов и, соответственно, расширения рынка сбыта, являются реклама в печатных изданиях, поиск в сети Интернет, самостоятельный поиск на основании проводимых тендеров. Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя тот иной путь. При этом нельзя жалеть деньги на рекламу, а затрачиваемые средства должны быть соизмеримы с полученным результатом.
2. Приобретение вычислительной техники. Современная вычислительная техника дает большие преимущества в организации работы, позволяет повысить работоспособность работников за счет эргономических показателей. Образуя локальную компьютерную сеть, на предприятиях экономится до трети рабочего времени сотрудников по передаче информации между собой. 3. Поиск высококвалифицированных специалистов. В настоящее время квалификационный состав работников весьма разнообразен. В свою очередь, недоукомплектованный штат высококвалифицированных работников, профессионалов своего дела, является прямым убытком работы предприятия ввиду невозможности выполнения сложных, и в тоже время дорогостоящих работ. 4. Высокая себестоимость работ. Одной из самых острых проблем современных предприятий является высокая себестоимость товаров (работ, услуг). Поэтому необходимо постатейное изучение затрат и поиск направлений их сокращения, т. к. снижение себестоимости является прямым резервом увеличения прибыли предприятия. 5. Качество предлагаемых услуг. Для успешного привлечения новых клиентов необходимо качественное предложение своих услуг. Поэтому внедрение международных стандартов качества внутри предприятия и успешная их реализация позволяют успешно продвигаться не только на внутренний, но и зарубежный рынки сбыта. 6. Автоматизация процесса управления. Покупка дорогостоящих программных комплексов для финансовых, юридических, кадровых, инженерных служб обычно является одноразовым и дорогостоящим приобретением обычно на весь срок работы предприятия. Однако, ввиду упрощения, сокращения сроков работы и повышения ее качества, данные расходы уже окупаются через несколько лет. 7. Сокращение налоговой нагрузки. В настоящее время в Республике Беларусь весьма активен переход на новые налоговые режимы. Так, с каждого отчетного года у предприятий согласно учетной политике есть вариант перехода с метода «по оплате» на метод «по отгрузке» и наоборот, который определяет момент определения выручки. За 2008–2009 гг. также весьма популярен переход на упрощенную систему налогообложения. Данная система позволяет снизить нагрузку главного бухгалтера ввиду применения одного общего налога вместо всех налогов, которые рассчитываются по общей системе налогообложения. Основными путями оптимизации финансового состояния являются мероприятия по увеличению собственного капитала: - увеличение уставного капитала; - направление чистой прибыли в увеличение собственного капитала; - распродажа не использующихся активов; - привлечение дополнительных долгосрочных источников финансирования. Также необходимо проводить мероприятия по повышению оперативности и действенности учетной информации, используя современные проекты комплексной автоматизации бухгалтерского учета и системной оперативной компьютерной обработки учетно-экономической информации с применением современных ЭВМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|