Организационная структура управления предприятием
Всего работающих в системе УП «Проектстрой» ОО «БелОИ» по состоянию на 01.01.2009 г. 16 человек, в том числе: руководителей – 4 чел., специалистов и служащих – 7 чел., совместителей – 5 чел. В состав УП «Проектстрой» ОО «БелОИ» не входят филиалы и другие структурные подразделения. Структура УП «Проектстрой» ОО «БелОИ» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура УП «Проектстрой» ОО «БелОИ» Как видно из рисунка, структура предприятия является линейно-функциональной. Линейно-функциональная организационная структура управления – ступенчатая иерархическая структура. Ее также называют линейно-штабной. При данной структуре линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом [12]. При данной структуре директору подчиняются непосредственно линейные руководители. При этом к линейным руководителям относятся: - главный бухгалтер; - главный архитектор проекта; - главный инженер проекта; - главный специалист. Главный бухгалтер осуществляет постановку и ведение бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
Обеспечивает: рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий; разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины. Организует: учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; учет финансовых, расчетных и кредитных операций; проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях предприятия. Обеспечивает: законность, своевременность и правильность оформления документов; правильное начисление и перечисление налогов и сборов в республиканский и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений. Осуществляет контроль за: соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств; расходованием фонда заработной платы; взаимодействие с банками. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат. Главный архитектор проекта выполняет творческое, организационное и техническое руководство закрепленным за ним коллективом проектировщиков, обеспечивая высокий архитектурно-художественный и технико-экономический уровень проектируемых объектов на основе использования достижений архитектуры, науки и техники, наиболее экономичных проектных решений.
Принимает принципиальные градостроительные и объемно-планировочные решения по закрепленным объектам жилищно-гражданского назначения. Разрабатывает принципиальные планировочные, объемно-пространственные и архитектурно – художественные решения зданий и сооружений, а также их комплексов. Обеспечивает разработку проектной документации, соответствующей требованиям исходных данных и предыдущих стадий проектирования. Согласовывает обоснованные отступления от действующих норм, правил, инструкций с органами государственного надзора и другими организациями, утвердившими их. Принимает участие в экспертизе проектов, подготовке публикаций и составлении заявок на изобретения, в работе семинаров и конференций по своей специальности. Главный инженер проекта обеспечивает необходимый уровень проектных работ и их постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество работ. Возглавляет работу по аттестации рабочих мест и производственных процессов по условиям труда и соответствие их требованиям охраны труда. Осуществляет контроль над соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, требований органов, осуществляющих технический надзор. Обеспечивает авторский надзор на каждом объекте независимо от численности работающих на нем. Участвует в организации обучения и повышения квалификации рабочих и инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное совершенствование подготовки персонала. Организует: выполнение постановлений, решений и предписаний государственных органов надзора и контроля; разработку изменений и дополнений в технологические регламенты (процессы), инструкции по охране труда по профессиям и видам работ; пропаганду безопасных методов труда и внедрение передового опыта работы по улучшению условий труда; Непосредственно подчиняется директору предприятия. Главный специалист разрабатывает наиболее важные проектные решения по отдельному разделу (части) проекта.
Организует проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности. Подготавливает предложения об использовании в проекте наиболее прогрессивных и экономичных конкурентоспособных проектных решений. Формирует задания на разработку разделов (частей) проекта и выдает их исполнителям. Проверяет соответствие разработанных проектных решений выданному заданию. Участвует в согласовании проектных решений и в обсуждении проекта в вышестоящих организациях и органах экспертизы. С учетом фактического состояния строительства подготавливает предложения о внесении изменений в рабочую документацию при введении в действие новых нормативных документов. Принимает участие в экспертизе проектов, подготовке публикаций и составлении заявок на изобретения, работе семинаров и конференций по своей специальности. При данной структуре управления наибольший объем организационных работ возлагается на директора. Так как в штате отсутствует должность юриста, директор занимается поиском заказчиков на проектные работы, составляет договора и является ответственным за поступление денег от покупателей. Директор контролирует работу линейных руководителей и руководит своим заместителем. На директора предприятия возлагаются следующие функции: - общее руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия; - организация взаимодействия всех структурных подразделений; - обеспечение выполнения всех принимаемых предприятием обязательств; - создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда; - принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии; - контроль за соблюдением законности в деятельности всех служб; - защита имущественных интересов предприятия в суде и органах государственной власти и управления. Заместитель директора руководит производственно-хозяйственной службой.
В должностные обязанности заместителя директора входит: - возглавлять работы по улучшению и удешевлению проектно-изыскательских работ, совершенствованию организации производства и внедрению прогрессивных методов проектирования, сокращению издержек на осуществление проектных работ и повышению качества, а также сокращению сроков их проведения; - принимать меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с подрядными организациями на проектно-изыскательские работы; - согласовывать задания на проектирование и готовить их к утверждению вышестоящими организациями; - организовать оформление банковских операций по заключенным договорам с заказчиками и субподрядными организациями и обеспечивать представление в установленные сроки необходимой документации по проектированию объектов; - обеспечивать контроль за: своевременностью выдачи проектно-сметной и другой технической документации; целевым использованием инвестиционных средств; соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды; - обеспечивать внедрение прогрессивных форм организации труда, целесообразное использование профессионально-квалификационного потенциала работников, занятых в подчиненных ему подразделениях. При данной структуре предоставляется возможность для более глубокой подготовки управленческих решений и плановых заданий; создаются хорошие условия для профессионального и служебного роста сотрудников. Однако усиливаются тенденции к выполнению только своих функций; возникает тенденция к чрезмерной централизации; возникает необходимость координации работы подчиненных. Недостатком организационной структуры данного предприятия также является то, что вся финансово-экономическая и учетная деятельность осуществляется только главным бухгалтером. Хотя предприятие относится к малому, на нем осуществляется весь спектр экономических, бухгалтерских, юридических и кадровых работ: - прием, увольнение и перевод работников; - заключение договоров, в том числе договоров подряда с физическими лицами; - составление бизнес-плана; - составление бухгалтерского баланса со всеми приложениями; - анализ экономических показателей и др. То есть достаточно четко видно, что все выше перечисленные работы выполняются одним специалистом – главным бухгалтером. Для усовершенствования работы главного бухгалтера будет приобретен программный комплекс «ИНЭК-Аналитик», который благодаря своей универсальности позволит улучшить организационно-финансовую работу главного бухгалтера без дополнительного привлечения новых работников.
Для выполнения проектных работ высокого уровня сложности, к которым относятся проектные работы по реконструкции и модернизации жилого фонда, необходим укомплектованный штат высококвалифицированных специалистов. Для выполнения данных работ в штат УП «Проектстрой» ОО «БелОИ» необходимо привлечь квалифицированных специалистов в должности: - главного специалиста по вентиляции и отоплению; - главного специалиста по генеральному плану; - главного специалиста по водопроводу и канализации; - инженера-электрика. Привлечение данных работников может стать резервом получения дополнительной выручки, несмотря на новые расходы по приему данных специалистов. Можно выделить основные преимущества и недостатки линейно-функциональной организационной структуры управления. Преимуществами данной структуры УП «Проектстрой» ОО «БелОИ» являются: - более глубокая подготовка проектов и решений, связанных со специализацией работников; - освобождение руководителя от глубокого анализа проблем; - создание благоприятных условий для профессионального роста сотрудников. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие:- усиление тенденций к выполнению только своих функций;- отсутствие гибкости системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам;- медленная передача и переработка информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали);- замедление исполнения управленческих решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|