Психологический анализ урока как основной формы организации обучения
Долгое время педагогическая наука рассматривала урок с позиции функционализма, расчленяя его на отдельные части, — изучалось влияние дидактических средств на те или иные стороны личности ученика. Например, выяснялось, как воздействуют разные наглядные формы на восприятие учащихся или как формируется на уроках литературы гуманное отношение к окружающему. В принципе такое понимание урока возможно, поскольку оно ориентирует практиков на методическую составляющую. Однако ученик не сторонний наблюдатель, от него зависит деятельность педагога. При функциональном же подходе учащийся не рассматривался как активный участник учебного процесса. Целостность урока в качестве психолого-педагогической системы состоит в том, что он продуцирует определенное психическое новообразование. Согласно особенностям дидактического общения, цели, средства, используемые учителем, выбор методов обучения «сплавляются» с жизненным опытом ученика. Образованные в результате знания, навыки и умения — субъект-субъектные сращения, возникающие между учащимся и учителем. Проигнорировать личность первого, в которой трансформируются дидактические действия, совершенно невозможно. Современный урок — это система, где педагогическое, психологическое, социальное, физиологическое объединены вследствие внутренних зависимостей и закономерностей. Психологические компоненты урока вытекают из методических и дидактических его сторон. Вместе с тем они сами становятся условиями для их появления. Необходимо заметить, что психологическое, внутреннее, «устройство» урока по сравнению с другими элементами — определяющий фактор.
Известно, что учитель может дать «правильный» с точки зрения современной методики и дидактики урок, но для конкретного учащегося результаты окажутся минимальными. Он не затронул его души, не заставил посмотреть на себя иначе, не пробудил потребностей, личности в целом. Стало быть, психологические компоненты должны играть интегрирующую роль, потому что они не только раскрывают сущность усвоения новых знаний, но и показывают процесс воспитания и формирования новых качеств личности. Воспитание же и обучение едины. К сожалению, на практике зачастую бывает как раз наоборот: преобладают назидательность, морализаторство, что затушевывает творческую, активную деятельность и педагога и учащихся. Нередки и такие уроки, когда изучаются правила, усваиваются формулы, запоминаются уравнения и нет малейшего намека на то, что они значат для будущей деятельности школьников. В учебной деятельности проявляется отношение ученика ко всему, что делает педагог. Именно поэтому воздействия последнего преломляются сквозь внутренний мир учащегося, а урок представляет собой систему отношений и ценностей. В ходе его должна развертываться не разнонаправленная, а взаимообусловленная, совместная деятельность учителя и обучающегося. Кроме того, педагогу крайне важно видеть себя глазами своих своих учеников. Практика показывает: когда учитель понимает отношение учащихся к излагаемому, осознает, как те в целом воспринимают преподавание, возможно изменить взаимодействие с ними, что способствует успеху всего педагогического процесса. 5-1063 130 Глава 3. Психология обучения Психологический анализ урока 131
Воспринимать урок как коммуникативную систему, в которой деятельность и личность учителя связаны с деятельностью и личностью учеников, — значит, подходить к нему с позиций единства сознания, деятельности и общения. Об этом можно прочитать уже в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского, где он высказывает идеи о коллективной форме обучения. В отечественной науке об общении и деятельности в обучении много рассуждали Б. Г. Ананьев, П. П. Блон-ский, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев. Роль общения в процессе умственного развития ребенка доказывала М. И. Лисина.
Направленность урока на развитие личностных функций способствует организации личностно-ориентированного образовательного процесса, предполагающего специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием учащихся. И. С. Якиманская формулирует основные требования к дидактическому обеспечению такого процесса. Они таковы: ♦ учебный материал должен выявлять субъектный опыт учащихся; ♦ изложение знаний должно быть направлено на преобразование ♦ на уроке необходимо согласование субъективного опыта с науч ♦ необходимо стимулировать ученика к самоценной познаватель ♦ необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результа Как видим, эти требования в первую очередь направлены на развитие мышления учащихся. В системе личностно-ориентированного образовательного процесса меняются функция и организация урока. Он начинает подчиняться главному требованию — развитию мышления. И. С. Якиманская указывает: учитель выделяет различные семантические «коды», помогающие ему отобрать знания, какие может усвоить конкретный ученик. Она обращает внимание, что отраженная в знании или понятии информация не всегда значима для учащегося, поэтому учитель и ученик по-разному к ней относятся и ее ис- пользуют. Например, понятия фигура, форма, поверхность имеются не только в математике, но и в естествознании, а также известны житейскому опыту. Необходимо эти знания использовать, постепенно наполняя их научным содержанием: Для овладения геометрией как научной дисциплиной важно использовать субъектный опыт, накопленный детьми при ориентации в окружающем пространстве (предметном, геометрическом). Ведь этот опыт чрезвычайно богат и разнообразен. Важно не просто его использовать, а постепенно наполнять математическим содержанием, отбирая в нем все ценное, что необходимо для овладения геометрией1.
На личностно-ориентированном уроке учащиеся должны понять, каково содержание понятий в толковании различных наук. В результате такие учебные занятия становятся «микрооткрытиями», возможными лишь при сотрудничестве с учителем. И. С. Якиманская формулирует основные требования к подобному уроку. Приведем их полностью. Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения этой цели: ♦ использование разнообразных форм и методов организации учебной ♦ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе ♦ стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различ ♦ использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ♦ оценка деятельности ученика не только по конечному результату (пра ♦ поощрение стремления ученика находить свой способ работы (реше ♦ создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих ка
1 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. - С. 42. 1 Якиманская И. С. Указ. соч. — С. 43. 2 Там же. — С. 46. 132 Глава 3. Психология обучения Психологический анализ урока 133
Важно отметить, что отличает на личностно-ориентированном уроке деятельность учителя. Учитель:
♦ использует проблемные творческие задания; ♦ применяет задания, предполагающие, что ученики могут выбирать создает положительные взаимоотношения между учениками; организует учебную деятельность; обсуждает отношение учащихся к изученному материалу; стимулирует учеников к самостоятельному поиску способов выполнения заданий; поощряет рассуждения учащихся; аргументирует выставляемую оценку — за рассуждения, поиск ответов и пр.; ♦ разъясняет возможность рациональной организации учебной дея Если сопоставить традиционное и ориентированное на личность обучение, нельзя не заметить, что во втором случае значительно возрастает креативность развивающейся личности ученика. Покажем эти различия, а затем обратимся к тому, какие требования предъявляются в связи с этим к уроку1. Успех урока зависит от ряда психологических факторов, к которым относятся: ♦ конструктивные; ♦ организационные; ♦ коммуникативные. Первые связаны с отбором, композицией, проектированием урока, проблемных ситуаций и структур познавательной деятельности. Опираясь на программу, учебный план, методические пособия, педагог в каждом конкретном случае адаптирует и преобразует их так, чтобы включить личность ученика в дидактический процесс. Это требует от учителя корректировки и своей собственной деятельности, о чем пишет И. С. Якиманская. 1 Анализируя эти различия, мы используем работу: Сериков В. В. Личностно-ориенти-рованное образование // Педагогика. — 1994. — № 8. Таблица 3.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|