Теория развивающего обучения В. В. Давыдова
В. В. Давыдов, формулируя свою теорию, отталкивается от специфики анализа эмпирического мышления в педагогической психологии, показывает способ восхождения от абстрактного к конкретному, выявляет особенности содержательного обобщения и теоретического мышления. Как и Л. В. Занков, особое внимание он уделяет реформированию начальной школы. Однако результаты экспериментальных исследований привели к возникновению другого взгляда на структуру учебной деятельности не только ученика начальной школы, но и средней. Известно, что сама учебная деятельность предметом исследования Л. В. Занкова не была. Вероятно, это и повлияло на разработку концепции начального обучения. Остановимся на принципах развивающего обучения, выдвинутых В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным: 1. Содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы 2. Усвоение научных понятий имеет такую динамику: анализ усло 3. Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на 4. Школьники усваивают научные понятия в процессе учебной дея Рассмотрим подробнее возможность обнаружения данных принципов. По мнению В. В. Давыдова, при эмпирическом мышлении отражаются только внешние связи. Оно затрудняет проникновение в сущ- Теория развивающего обучения В. В. Давыдова 163 ность явлений, поскольку главной формой является индуктивное умозаключение.
Это необходимо при накоплении научных знаний об определенных объектах и в обыденной жизни. Усваивать информацию благодаря эмпирическому мышлению реально потому, что помогают внешне сходные признаки предметов и явлений окружающего мира. При посредстве такого мышления каждая задача выполняется отдельно, решения достигаются путем проб и ошибок. Даже при обобщении принципов вновь воспроизводятся отдельные пути решений и их динамика, поэтому ученики медленно усваивают интегральные способы. В. В. Давыдов указывает, что учителя-практики чаще всего при формировании понятий опираются на представления, которые в результате оказываются неточными, хаотичными, частичными. Современное же состояние дидактики требует от учащихся научного мировоззрения и теоретического, а не конкретного мышления. Объектом исследования были курсы математики и грамматики, а затем и изобразительного искусства. Традиционная система обучения математики основана на эмпирическом подходе к формированию понятий и знаний. Наглядный образ мало помогает ознакомлению с существенными свойствами предмета. Такой формой является знаковая, или символическая, модель: формирование теоретического мышления осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. Доминирует дедуктивная форма умозаключений1. При построении курса математики ученый исходил из того, что в конце 1-го класса ученики должны усвоить понятие натурального числа, в основе которого лежит идея величины. В обычной традиционной программе это понятие формируется на основе конкретных чисел — частных проявлений «величины». Вопрос заключался в том, можно ли сначала познакомить детей с этим общим объектом, а затем перейти к частным случаям его проявления. С детьми работали так. Сначала учащиеся сравнивали разные вещи (тяжесть, объем, площадь, длину и др.) по величине, определяли их равенство или неравенство (больше/меньше). В первом полугодии ученики не оперировали числами. Этот период был назван дочисло-вым. Равенство/неравенство записывалось знаками. Ученики изображали отношения величин (тяжестей, емкостей, площадей) с помощью
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — С. 153. 6* 164 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий линий, которые рисовались на бумаге. К примеру, цилиндрические упаковки молока объемом в 1 и 2 литра изображались в виде линий и их соотношений (рис. 4.1).
а=а 2л > U Ь>а а <Ь Рис. 4.1 Затем это записывали с помощью букв. К этому времени выяснялись величины, их соотношения. Далее фиксировались изменения величин с помощью знаков «+» и «-». После этого дети переходили к простым уравнениям. Например, если a < b, то a + x = в, после чего определялся х. На следующем этапе учащиеся знакомились с более сложными формами сложения - такими, как a + b = b + а или a + (b + с) = (a + + b) + c. После того как школьники овладевают понятием величины с помощью знаков и символики, можно перейти к конкретным проявлениям величин. Понятие величины связано с отношениями «равно», «больше», «меньше». Множество предметов становится величиной лишь в том случае, когда устанавливаются критерии, позволяющие определить, будет ли а равно, больше или меньше Ь. «Свойства величин раскрываются при оперировании человеком реальными длинами, объемами, грузами, промежутками времени... Возможность организации реальных действий по преобразованию величин допускает введение соответствующего учебного материала уже в 1-м классе»1. Как только у школьников сформировался общий способ решения задачи, они должны были применить его в конкретных условиях частных задач практического характера. Давалась определенная арифметическая задача, в которую включались отношения целого и частей. Сначала ученики фиксировали содержание с помощью пространственно-графической схемы или уравнения. Это позволяло видеть ка- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. — С. 179.
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова 165 тегории целого и частей и находить правильное решение. В результате возможность применить общий способ к частным задачам приводила к решению с «места». В. В. Давыдов оценивал эффективность экспериментальной программы по математике по таким критериям: ♦ За 3 года обучения в экспериментальных классах дети осваивали ♦ Учащиеся экспериментального класса показали более высокие ре Оказалось, что 93% детей задания выполнили правильно, причем при сравнении третьеклассников и пятиклассников внушительнее результаты оказались у первых. Особенным образом удалось выстроить и преподавание изобразительного искусства. Здесь надо указать несколько оснований. Эстетическое сознание детей проявляется не только в понимании художественных произведений, но и в том, как они учитывают законы красоты в своих поступках, желаниях и пр. Чтобы ученик понял это, необходимо раскрыть образцы эстетического отношения к окружающему миру. Соответственно ему необходимо усвоить знания о цвете, объеме, звуках, которые используются скульптором, музыкантом, поэтом. Эстетическое освоение искусства возможно только при развитом восприятии и воображении. Понятно, что обучение должно учитывать их специфику (например, целостность восприятия, характер соотношения между частями предмета)1. В 1-м классе дети усваивают главное требование композиции как целостности: соединяют и составляют разные по тону цвета, устанавливают между ними отношения — холодные или теплые, т. е. начинают усваивать колорит. Во 2-м и 3-м классах начинают осознавать
1 Вспомним закономерности восприятия, открытые гештальт-психологами, — избирательность, целостность, правило фигуры и фона, апперцепция, постоянство. Их следует учитывать на уроках эстетического цикла: что видит ученик, воспринимая картину, вокруг какого элемента строится композиция, почему; как разворачивается музыкальная тема, какие мелодии ее сопровождают, как они трансформируются, и т. п. 166 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии способ построения художественных форм на основе композиционного равновесия (симметрия, ритм, свободное расположение) и смысловых отношений между изображениями. За период начального обучения дети последовательно осваивают основные действия общего способа композиции. Уровень сформированное™ перцептивных действий (умения видеть картину художника и собственные рисунки) влияет на введение в обучение действий по созданию равновесной композиции, а это необходимо для того, чтобы расположить фигуры на рисунке и отобразить отношения динамики/статики. Естественно, понять способ художественно-изобразительной деятельности помогают произведения классиков, благодаря которым учащиеся проделывают весь путь создания картины, но в обратном направлении. Возникают сенсорные эталоны по восприятию цвета, формы, ритма. Вот как выглядела программа экспериментального обучения изобразительному искусству в начальной школе. Она включала семь циклов на трех этапах. Первый этап. I цикл — соединение детьми цветов на основе замысла рисунка. II цикл — перцептивное обобщение цветов. III цикл — эмоционально-смысловое обобщение цветов по признаку теплый/холодный. Этот этап последовательно осваивают первоклассники. Второй этап. IV цикл — композиционное равновесие (симметрия, ритм, свободное расположение). V цикл — композиция динамических отношений. Этот этап осваивают учащиеся 2-го класса. Третий этап. VI цикл — изображение очертаний живых и неживых объектов (формы, связи, пропорции, динамика). VII цикл — пространственно-временные и эмоционально-смысловые отношения композиции. Это усваивают ученики 3-го класса. Все дети обсуждали рисунки то как «художники», то как «зрители», что позволяло им производить оценку степени овладения тем или иным способом и контролировать обоснованность самостоятельных действий. Оказалось, что уровень овладения ребенком мастерством композиции и его умение формулировать замыслы рисунков находятся в прямой зависимости друг от друга1. Пример урока, построенного на основе содержательного обобщения, приводится в приложении ЗБ.
1 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986. — С. 188-197. Проблемное обучение 167 Таким образом, теория содержательного обобщения, положенная в основу развивающего обучения В. В. Давыдова, показала потенциал умственного развития учащихся начальной школы, что необходимо для раскрытия их интеллектуальных возможностей на следующих этапах обучения. Проблемное обучение Основная идея проблемного обучения — развитие творческих способностей учащихся средствами проблемных заданий. Истоки его — в гештальт-психологии, распространившей свои постулаты не только на восприятие, но и на мышление. Один из родоначальников данного направления М. Вертгеймер в 1940-е гг. пишет книгу «Продуктивное мышление», которая и заложила фундамент проблемного обучения. В ней содержится несколько любопытных примеров, характеризующих «схватывание» структуры необычной ситуации. 6-летний Пауль Гаусс, впоследствии великий математик, на уроке математики решал одну задачу не так, как остальные дети. Надо было найти сумму чисел: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9+10 (она равняется 55). Пауль быстро сказал ответ, остальные же последовательно складывали все цифры первого десятка. Оказалось, что он «усмотрел» структуру натуральных чисел: в этом ряду пять пар чисел, которые в сумме дают 11. Умножив 11 на 5, мальчик получил искомое 55. Еще один пример, наиболее характерный для практики. Ученики умеют вычислять площадь квадрата (надо сторону возвести в квадрат), прямоугольника (одну сторону (я) умножить на другую (Ь)), но затрудняются при нахождении площади параллелограмма (его надо преобразовать в прямоугольник, опустив высоту на основание). Самая большая трудность — вычислить площади неправильных фигур, которые необходимо преобразовать или в квадрат, или в прямоугольник (рис. 4.2).
168 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии Для нахождения площади квадрата надо умножить одну сторону (а) на другую, также равную а. Отсюда площадь квадрата 5 = о2 (рис. 4.2, а). Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить одну сторону (а) на другую (Ь). Поэтому площадь прямоугольника S = ab (рис. 4.2, б). Для нахождения площади параллелограмма необходимо преобразовать его в прямоугольник, опустив для этого высоту h на основание. Высота становится стороной прямоугольника, а площадь соответственно 5 = ab (рис. 4.2, в). Чтобы найти площадь неправильной фигуры, сначала надо преобразовать ее в паралеллограмм, а затем — в прямоугольник. Площадь неправильной фигуры S = ab (рис. 4.2, г). Мышление порождается проблемной ситуацией. ► Проблемная ситуация — это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную потребность в поиске новых знаний или принципов действия, а также построения новых его способов. Далеко не каждая задача приводит к проблемной ситуации. Это возможно тогда, когда возникает потребность разрешить ее, но субъект это сделать не может, потому что у него нет соответствующих знаний, их нужно открыть, устранив противоречие между имеющимися знаниями и требуемыми. Как известно, еще С. Л. Рубинштейн основным механизмом мышления считал анализ через синтез, т. е. включение объекта в новую систему связей. При этом субъект как бы «вычерпывает» новое содержание, дающее новый ракурс видения. Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, человек переходит на другой этап развития. Именно невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных познаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые позволили бы разрешить возникшее противоречие. Поведение ученика в проблемной ситуации аналогично поведению ученого, совершающего научное открытие; разрешая ее, он и делает свое микрооткрытие. Вопросы, задаваемые учащимся самому себе, по сути, есть его взаимодействие с условиями, с объектом, которые составляют предмет поиска, или неизвестное. В процессе обучения возникают и проблемные ситуации, и задач-ные. Вторые предполагают, что решение опирается на прошлый опыт ученика, в котором можно найти ответы по аналогии или сходству. При проблемной ситуации почерпнуть ответ из опыта нельзя, необ-
Проблемное обучение 169 ходимо построить новый способ решения или обнаружить новую закономерность. Соответственно важными условиями появления проблемной ситуации служат степень новизны познавательного элемента и уровень его обобщенности. Если в проблемной ситуации требуемое известно, зачем его искать? Но если человек ищет то, чего не знает, что же это за требуемое искомое? Этот парадокс творческого мышления очень важен, поскольку он приводит к новому уровню обобщения, открывая возможности для развития. Остановимся на таких аспектах проблемного обучения, как типы проблемных ситуаций, правила их создания и возможность управления умственным развитием. По мнению А. А. Матюшкина, существуют 2 основных типа проблемных ситуаций (а всего их 27, что вызвано рассогласованием в основных элементах действия, различных этапах его становления, а также степенью рассогласования в процессе становления и регуляции действия). Проблемные ситуации, для которых характерно рассогласование на уровне предмета действия, составляют теоретические ситуации. В них надо раскрыть новую закономерность, отношение... необходимые для объяснения некоторого явления или для доказательства истинности определенного положения1. Если же неизвестное составляет способ действия, то возникает практическая проблемная ситуация. Приведем пример из нашего исследования. Нужно было классифицировать 30 карточек по 6 группам (5 карточек в каждой). На карточках были изображены тюльпаны, варежки и бабочки красного, черного и желтого цвета. Основанием классификации было отсутствие признака: какого-либо предмета (бабочек, тюльпанов, варежек) или цвета. В жизни человек никогда не сталкивался с классифицированием по отсутствию признаков, чаще всего исходил из их наличия. В нашем случае нужно было открыть новый способ действия — вопреки сложившемуся. Возникла проблемная ситуация, так как известными способами карточки разложить было нельзя (получались или лишние группы, или в них — лишние карточки). Испытуемые выполняли задания, группируя по количеству предметов, по колориту и пр. Для разрешения проблемной ситуации надо 1 МатюшкипА. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. — С. 39. 170 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий было преодолеть психологический барьер, навязанный имеющимся опытом, открыть основание классификации и выполнить задание так, как требовалось1. Следует указать 6 правил создания проблемных ситуаций в процессе обучения: 1. Ученикам надо предложить такое задание, при выполнении кото 2. Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным 3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению учеб 4. Проблемные задания включают учебные задачи, вопросы и прак 5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными 6. Возникшую проблемную ситуацию формулирует учитель, указы определяют последовательность проблемных ситуаций. 1. Проблемное усвоение знаний возможно при последовательной си 2. Система проблемных ситуаций должна быть направлена на по 3. Функция разных проблемных ситуаций — стимуляция познава 4. Последовательность проблемных ситуаций определяет цепь ша ' Казанская В. Г. Исследование психологических барьеров прошлого опыта при выполнении логических заданий (в разном возрасте): Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М, 1976.
Проблемное обучение 1 71 испытываемых учеником при решении задания. Меньшие возможности в интеллектуальном развитии потребуют большего числа шагов. 5. При разработке системы проблемных ситуаций надо сначала выделить основные единицы знаний, которые ученику следует усвоить. Наконец, отметим правила управления усвоением знаний в проблемной ситуации. 1. Изложение учебного материала должно следовать за возникшей 2. Роль учителя в усвоении зависит от степени подготовленности 3. Ученик использует полученные знания для объяснения закона, 4. Если проблемное задание очень сложное, необходимо представить Как видим, проблемное обучение помогает выявить уровень обучаемости ученика, поскольку совершаемые учащимся «микрооткрытия» очень ярко демонстрируют интеллектуальные возможности. Однако и в рамках традиционного обучения есть место элементам проблемного: например, сам учитель может излагать проблемно материал или ставить проблему и разрешать ее (доказывая теорему, выводя формулы), зная, в принципе, как это сделать. В. А. Крутецкий выделял уровни и критерии проблемного обучения. Среди них — степень теоретической подготовленности учащихся и готовности самого учителя к проведению проблемных уроков. Первый уровень проблемного обучения проявляется в том, что учитель ставит проблему, формулирует ее и направляет ученика в поисках решения. Второй — когда педагог указывает проблему, а ученики пытаются ее сформулировать, а затем и разрешить. Третий связан с деятельностью самих учащихся, которые сначала формулируют проблему, потом анализируют ее и решают. Приведем примеры этого при изучении теоремы Пифагора. На первом уровне учитель формулирует проблему: «Для всякого прямоугольного треугольника характерно, что квадрат гипотенузы равен 1 Матюшкип А. М. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. — С. 181 — 186. 172 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий сумме квадратов катетов. Подумайте, как можно доказать эту теорему». Ученики доказывают ее сами. На втором уровне возникает другая формулировка задания: надо найти соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. На третьем проблема не указывается. Ученик должен исследовать свойства прямоугольного треугольника и обнаружить соотношение его сторон1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|