Психологические основы образовательных технологий
Понятие образовательной технологии Слово «технология» происходит от двух греческих: techne — «искусство», «ремесло», «наука» и logos — «понятие», «учение». ► Технология — это совокупность знаний о способах и средствах осуществления образовательной программы на разных этапах обучения (на начальном, среднем и в старшем звеньях школы). Образовательные технологии связаны с обработкой учебного содержания — последовательностью усвоения базовых знаний, умений и навыков, их отражением в учебных текстах; рациональными способами усвоения учебной информации; дидактическим общением учителя и ученика. Анализируя свою интеллектуальную деятельность, учитель определяет, какие мыслительные операции необходимы для усвоения учебного материала, стратегию их становления, создает условия для формирования наиболее продуктивных, содействуя «технологии мысли» (И. С. Якиманская). Таким образом, в образовательных технологиях обучение и учебная деятельность предстают взаимообусловленными и взаимозависимыми: не только учитель продуцирует и стимулирует психические новообразования у учеников, но и школьники своими учебными действиями способствуют изменению каких-то отдельных сторон преподавания, если таковые недостаточно эффективны. Это относится к разработке дидактических материалов и их использованию. Можно сказать, что конструирование и реализация образовательных технологий возможны только при учете психологических закономерностей (к ним относятся особенности восприятия, сукцессив-ное и симультанное отражение образов, характер развития ведущих психических функций на определенном возрастном этапе).
К новым образовательным технологиям подталкивает появление неизвестных данных о психическом развитии и изменениях личности 156 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии Понятие образовательной технологии 157
в процессе обучения, о чем было сказано выше, когда анализировалось соотношение созревания, развития и обучения. Примеров можно привести немало. Напомним о проникновении идей бихевиоризма сначала в американскую школу, а затем — в отечественную. Бригадно-лабораторный метод обучения возник в США как реакция на требование сделать знания нужными в жизни каждого ученика. Для этого Э. Паркхер'ст предложил Дальтон-план, согласно которому учащиеся объединялись в группы (бригады) и решали какую-либо задачу сообща, а затем, спустя месяц, отчитывались перед учителем в сделанном. Положительным в этом методе было то, что школьники учились объединяться для совместного выполнения задания, а следовательно, учитывать мнение друг друга, перераспределять между собой деятельность. Вместе с тем данный метод не учитывал индивидуальных особенностей детей. Оценить качество усвоения знаний и выработку навыков было очень сложно. Согласно другому методу — комплексов — дети должны были показывать связь знаний с жизнью. Например, тема «Хлеб» могла изучаться так: на уроках географии учащиеся исследовали почву и ландшафт местности, где высевалась пшеница. На занятиях по английскому языку писали письмо мистеру Гераци, булочнику, с просьбой продать несколько батонов хлеба ученикам ближайшей школы. На уроках же математики измеряли расстояние от школы до булочной и определяли, на сколько кусков можно нарезать батон хлеба. Справедливости ради следует сказать, что идея связи школы с жизнью была не чужда и отечественным педагогам. В системе обучения С. Т. Шацкого ставилась цель ликвидировать детскую безработицу, для чего ученики занимались посильным трудом. Привлекательными в такой системе выглядят и начала будущего проблемного обучения, а также и личностно-ориентированного образования.
Различные поиски перемен и совершенствования учебно-воспитательного процесса привели к созданию его оригинальных проектов и технологий. В. В. Давыдов высоко оценивал В. Ф. Шаталова, профессиональное и гражданское мужество которого состояло в попытке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. К ним в первую очередь относились ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности. Наряду с В. Ф. Шаталовым с 1970-х гг. стали известны имена ученых, учителей школ, оставивших заметный след в психолого-педаго- гической науке в связи с новыми идеями, формами, методами работы учителя или педагогического коллектива. Подтверждение положительных результатов в течение ряда лет, возможность творческого применения данного опыта другими учителями в зависимости от их индивидуальных качеств и условий, в которых протекает обучение, — вот что отличало методы Кобахидзе, директора школы № 77 г. Тбилиси, С. А. Дзенушкайте, директора Куршенайского детского дома в Литве, учителей-новаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкову, В. Ф. Шаталова и др. Все они развили идеи выдающихся педагогов и психологов XX в. Так, Ш. А. Амонашвили научно разработал и доказал на практике условия, содержание и особенности обучения детей с 6 лет, становление их социально значимых мотивов учения и гуманизации знаний. С. Н. Лысенкова продемонстрировала, что при управлении учением младших школьников у них появляется радость от успехов в учебной деятельности, развивается саморегуляция в процессе учения. И. П. Волков, ученый и учитель рисования, на уроках творчества у младших школьников выявлял и целенаправленно развивал задатки и способности, вырабатывал качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества и инициативы в любой сфере деятельности. В. Ф. Шаталов на основе опорных конспектов обнаружил резервы словесно-логической памяти и творческого мышления школьников, изучающих точные науки, а затем и гуманитарные. С помощью опорных конспектов оказалось возможным выявить новые принципы обучения — посильности и открытых перспектив.
Внесение новых элементов в методику преподавания (например, использование листов открытого учета знаний) позволило увидеть иные возможности оценки, ее воспитательного характера. Каждая оценка, получаемая учеником, заносилась на большой лист — открытого учета знаний. Классный журнал не был тайной. Отметки становились сразу известны не только классу, но и всей школе. Кроме того, учитель в листах взаимоконтроля видел циклы усвоения программы. Если что-то осталось непонятным, сразу же после уроков ученик прикреплялся к кому-то из детей-консультантов. Общее представление об образовательных технологиях завершим упоминанием воспитательной системы И. П. Иванова. Это важно, потому что обучение формирует не только познавательные психические новообразования (скажем, способы запоминания или умствен- 158 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий ные действия), но и изменения в нравственной, эмоциональной, волевой и ценностной сферах. И. П. Иванов считал, что, используя наследие отечественных педагогов, опираясь на опыт коллективной организаторской деятельности, методику творческого содружества поколений, надо заботиться о педагогах и школьниках и организовывать коллективные творческие дела, основанные на общей заботе. Студенты-педагоги обсуждали, как и чем они могли помочь школам. Этому предшествовали встречи с педагогами и изучение педагогической литературы. Затем проекты сравнивались и отбирались те, которые были наиболее целесообразны. В назначенный день студенты и педагоги приезжали в школу и создавали там разновозрастные объединения. Далее рассказывалось, какую радость или пользу и кому можно принести. Выбирался совет из представителей каждого объединения. Этот совет детально продумывал предстоящую операцию. Такая встреча проходила обычно в субботу, а в воскресенье совершалось задуманное. После выполнения операции подводились итоги и проводился «огонек», где любой мог высказаться о проделанной работе. Каждый школьник учился на опыте других. Затем определялись результаты открытой и незаметной воспитательной заботы о старших и детях, делались замечания и предложения педагогов.
Были проведены операции «Салют ветеранам», «Золотая фантазия», «Снежная сказка», эстафета любимых занятий и др. Их итогом было создание гирлянд из опавших листьев и украшение ими школы или создание ледяных теремов, лабиринтов, волшебных замков и т. п. Под коллективным творческим делом понималось общественно важное действие, поскольку дети искали лучшие пути, способы, средства решения жизненно значимых вопросов. Коллективное творческое дело — это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве практической, организаторской, воспитательной сторон. И. П. Иванов разработал алгоритмы содружества и стадии успешности таких дел: ♦ предварительная работа воспитателей; ♦ коллективное планирование; ♦ коллективная подготовка дела; ♦ проведение его; ♦ коллективное подведение итогов; ♦ ближайшее последействие коллективного творческого дела. Обучение на основе теории Л. В. Занкова 159 И хотя содержание проводимого дела нередко оказывалось идеологизированным и ангажированным, все же нельзя не увидеть роль взаимопомощи и содружества, которые относятся к вечным ценностям. В этом разделе мы попытались дать общее представление об образовательных технологиях. В дальнейшем остановимся непосредственно на тех, что способствуют умственному развитию и раскрытию творческих способностей личности, как наиболее интегративных показателях изменений психических функций и чаще всего применяемых в школах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|