Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы образовательных технологий




Понятие образовательной технологии

Слово «технология» происходит от двух греческих: techne — «искус­ство», «ремесло», «наука» и logos — «понятие», «учение».

► Технология — это совокупность знаний о способах и средствах осуще­ствления образовательной программы на разных этапах обучения (на начальном, среднем и в старшем звеньях школы).

Образовательные технологии связаны с обработкой учебного со­держания — последовательностью усвоения базовых знаний, умений и навыков, их отражением в учебных текстах; рациональными спосо­бами усвоения учебной информации; дидактическим общением учи­теля и ученика.

Анализируя свою интеллектуальную деятельность, учитель опре­деляет, какие мыслительные операции необходимы для усвоения учебного материала, стратегию их становления, создает условия для формирования наиболее продуктивных, содействуя «технологии мысли» (И. С. Якиманская).

Таким образом, в образовательных технологиях обучение и учеб­ная деятельность предстают взаимообусловленными и взаимозави­симыми: не только учитель продуцирует и стимулирует психические новообразования у учеников, но и школьники своими учебными дей­ствиями способствуют изменению каких-то отдельных сторон пре­подавания, если таковые недостаточно эффективны. Это относится к разработке дидактических материалов и их использованию.

Можно сказать, что конструирование и реализация образователь­ных технологий возможны только при учете психологических зако­номерностей (к ним относятся особенности восприятия, сукцессив-ное и симультанное отражение образов, характер развития ведущих психических функций на определенном возрастном этапе).

К новым образовательным технологиям подталкивает появление неизвестных данных о психическом развитии и изменениях личности


156 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии


Понятие образовательной технологии 157


 


в процессе обучения, о чем было сказано выше, когда анализирова­лось соотношение созревания, развития и обучения.

Примеров можно привести немало. Напомним о проникновении идей бихевиоризма сначала в американскую школу, а затем — в оте­чественную. Бригадно-лабораторный метод обучения возник в США как реакция на требование сделать знания нужными в жизни каждого ученика. Для этого Э. Паркхер'ст предложил Дальтон-план, согласно которому учащиеся объединялись в группы (бригады) и решали ка­кую-либо задачу сообща, а затем, спустя месяц, отчитывались перед учителем в сделанном.

Положительным в этом методе было то, что школьники учились объединяться для совместного выполнения задания, а следовательно, учитывать мнение друг друга, перераспределять между собой дея­тельность. Вместе с тем данный метод не учитывал индивидуальных особенностей детей. Оценить качество усвоения знаний и выработку навыков было очень сложно.

Согласно другому методу — комплексов — дети должны были пока­зывать связь знаний с жизнью. Например, тема «Хлеб» могла изучаться так: на уроках географии учащиеся исследовали почву и ландшафт местности, где высевалась пшеница. На занятиях по английскому язы­ку писали письмо мистеру Гераци, булочнику, с просьбой продать несколько батонов хлеба ученикам ближайшей школы. На уроках же математики измеряли расстояние от школы до булочной и определя­ли, на сколько кусков можно нарезать батон хлеба.

Справедливости ради следует сказать, что идея связи школы с жиз­нью была не чужда и отечественным педагогам. В системе обучения С. Т. Шацкого ставилась цель ликвидировать детскую безработицу, для чего ученики занимались посильным трудом. Привлекательны­ми в такой системе выглядят и начала будущего проблемного обуче­ния, а также и личностно-ориентированного образования.

Различные поиски перемен и совершенствования учебно-воспи­тательного процесса привели к созданию его оригинальных проектов и технологий. В. В. Давыдов высоко оценивал В. Ф. Шаталова, про­фессиональное и гражданское мужество которого состояло в попыт­ке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образо­вания. К ним в первую очередь относились ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и са­мостоятельности.

Наряду с В. Ф. Шаталовым с 1970-х гг. стали известны имена уче­ных, учителей школ, оставивших заметный след в психолого-педаго-


гической науке в связи с новыми идеями, формами, методами работы учителя или педагогического коллектива. Подтверждение положи­тельных результатов в течение ряда лет, возможность творческого применения данного опыта другими учителями в зависимости от их индивидуальных качеств и условий, в которых протекает обучение, — вот что отличало методы Кобахидзе, директора школы № 77 г. Тби­лиси, С. А. Дзенушкайте, директора Куршенайского детского дома в Литве, учителей-новаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкову, В. Ф. Шаталова и др.

Все они развили идеи выдающихся педагогов и психологов XX в. Так, Ш. А. Амонашвили научно разработал и доказал на практике условия, содержание и особенности обучения детей с 6 лет, становле­ние их социально значимых мотивов учения и гуманизации знаний.

С. Н. Лысенкова продемонстрировала, что при управлении учени­ем младших школьников у них появляется радость от успехов в учеб­ной деятельности, развивается саморегуляция в процессе учения.

И. П. Волков, ученый и учитель рисования, на уроках творчества у младших школьников выявлял и целенаправленно развивал задат­ки и способности, вырабатывал качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества и инициативы в любой сфе­ре деятельности.

В. Ф. Шаталов на основе опорных конспектов обнаружил резер­вы словесно-логической памяти и творческого мышления школьни­ков, изучающих точные науки, а затем и гуманитарные. С помощью опорных конспектов оказалось возможным выявить новые принци­пы обучения — посильности и открытых перспектив.

Внесение новых элементов в методику преподавания (например, использование листов открытого учета знаний) позволило увидеть иные возможности оценки, ее воспитательного характера.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносилась на большой лист — открытого учета знаний. Классный журнал не был тайной. Отметки становились сразу известны не только классу, но и всей школе. Кроме того, учитель в листах взаимоконтроля видел циклы усвоения программы. Если что-то осталось непонятным, сразу же по­сле уроков ученик прикреплялся к кому-то из детей-консультантов.

Общее представление об образовательных технологиях завершим упоминанием воспитательной системы И. П. Иванова. Это важно, потому что обучение формирует не только познавательные психиче­ские новообразования (скажем, способы запоминания или умствен-


158 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий

ные действия), но и изменения в нравственной, эмоциональной, во­левой и ценностной сферах.

И. П. Иванов считал, что, используя наследие отечественных пе­дагогов, опираясь на опыт коллективной организаторской деятель­ности, методику творческого содружества поколений, надо заботиться о педагогах и школьниках и организовывать коллективные творче­ские дела, основанные на общей заботе. Студенты-педагоги обсуждали, как и чем они могли помочь школам. Этому предшествовали встречи с педагогами и изучение педагогической литературы. Затем проекты сравнивались и отбирались те, которые были наиболее целесообразны.

В назначенный день студенты и педагоги приезжали в школу и создавали там разновозрастные объединения. Далее рассказывалось, какую радость или пользу и кому можно принести. Выбирался совет из представителей каждого объединения. Этот совет детально проду­мывал предстоящую операцию.

Такая встреча проходила обычно в субботу, а в воскресенье совер­шалось задуманное. После выполнения операции подводились итоги и проводился «огонек», где любой мог высказаться о проделанной работе. Каждый школьник учился на опыте других. Затем определя­лись результаты открытой и незаметной воспитательной заботы о стар­ших и детях, делались замечания и предложения педагогов.

Были проведены операции «Салют ветеранам», «Золотая фанта­зия», «Снежная сказка», эстафета любимых занятий и др. Их итогом было создание гирлянд из опавших листьев и украшение ими школы или создание ледяных теремов, лабиринтов, волшебных замков и т. п.

Под коллективным творческим делом понималось общественно важное действие, поскольку дети искали лучшие пути, способы, сред­ства решения жизненно значимых вопросов. Коллективное творче­ское дело — это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве практической, организаторской, воспитательной сторон.

И. П. Иванов разработал алгоритмы содружества и стадии успеш­ности таких дел:

♦ предварительная работа воспитателей;

♦ коллективное планирование;

♦ коллективная подготовка дела;

♦ проведение его;

♦ коллективное подведение итогов;

♦ ближайшее последействие коллективного творческого дела.


Обучение на основе теории Л. В. Занкова 159

И хотя содержание проводимого дела нередко оказывалось идео­логизированным и ангажированным, все же нельзя не увидеть роль взаимопомощи и содружества, которые относятся к вечным ценностям.

В этом разделе мы попытались дать общее представление об обра­зовательных технологиях. В дальнейшем остановимся непосредственно на тех, что способствуют умственному развитию и раскрытию творче­ских способностей личности, как наиболее интегративных показателях изменений психических функций и чаще всего применяемых в шко­лах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...