Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программированное обучение




Одной из попыток управления познавательной деятельностью уча­щихся является программированное обучение. В «Психологическом словаре» указывается, что оно представляет собой систему теорети-


178 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий

ческих представлений и организационных форм, которые могут по­мочь учащемуся самостоятельно приобретать знания, умения, навыки.

В 1954 г., когда возникла идея программированного обучения, ре­шалась главная задача — повысить эффективность преподавания бла­годаря управлению учебной деятельностью, выступающему системо­образующим фактором. Данный подход помогает формализовать про­цесс образования.

Можно выделить несколько центральных вопросов в системе про­граммированного обучения. Прежде всего это моделирование, конст­руирование учебных программ, учебных пособий, учебников, эври­стическое программирование и др.

Специфика состоит в том, что программированное пособие при­нимает на себя функции учителя. Ученик может с помощью специ­альных дидактических средств приобретать необходимые знания и навыки. Фактически это способствует научению, которое, как мы от­мечали выше, может быть более эмоциональным, результативным, свободным и целенаправленным.

Значит, программированное обучение в отличие от традиционно­го или проблемного предполагает такую программу, где четко распи­саны действия (ходы) учителя и ученика (своеобразная бинарность), но в роли учителя могут выступать не только педагог, но и учебник, обучающая программа и пр.

В 1960-е гг. Дж. Гилфорд, А. Ньюэлл, Г. А. Саймон и другие пыта­лись проанализировать мышление с тем, чтобы наиболее общие фор­мализованные закономерности помогли в разработке вычислительных машин и формального интеллекта. Необходимо было создать теорию процессов, лежащих в основе поведения человека, когда он работает над задачей. Его возможно объяснить как проявление последователь­ности символов, оперирование ими, их копирование и т. п. Ученые указывали, что поведение человека подчиняется определенной про­грамме, включающей группу элементарных информационных про­цессов1.

В программированном обучении заметны общие и частные дидак­тические принципы — последовательности, доступности, систематич­ности. На всех его этапах самой существенной остается возможность управлять усвоением с помощью прямой и обратной связи.


Программированное обучение 179

Некоторые ученые (А. М. Матюшкин) указывают и на такие прин­ципы программированного обучения:

1. Дробление материала на отдельные порции-кадры, соответствую­
щие одному «шагу» в процессе усвоения.

2. Активность процесса усвоения, обеспечиваемая необходимостью
выполнить задания, предлагаемые в каждом кадре.

3. Наличие обратной связи (самоконтроля) при выполнении каждо­
го задания.

4. Возможность индивидуализации процесса обучения1.

Реализация этих принципов привела к созданию программ-мате­риалов и использованию обучающих машин. В настоящее время наи­более распространенными являются линейная, разветвленная и сме­шанная системы учебного программирования.

Основатель линейного программирования Б. Ф. Скиннер указал основные его черты. Прежде всего оно рассчитано на процедуру, со­гласно которой все обучаемые должны выполнить одни и те же дей­ствия последовательно. Соответственно такие линейные программы рассчитаны на четкое представление умственных возможностей уче­ников при изучении определенной темы.

Принципом линейного программирования является изложение учебного материала, позволяющее его усвоить без ошибок. Напри­мер, объясняя разбор предложения «Старый плотник строит дом» по членам предложения, учитель пользуется такой последовательностью шагов:

1-й шаг. Задай вопрос: «Кто?» или «Что?». Ответ: «Плотник». Это подле­жащее.

2-й шаг. Что делает плотник? (Что сказано о плотнике?) Ответ: «Стро­ит». Это сказуемое.

3-й шаг. Найди слова, связанные по смыслу с подлежащим, и задай во­прос: «Плотник какой?» Ответ: «Старый». Это определение. 4-й шаг. Найди слова, связанные по смыслу со сказуемым, и задай вопрос: «Строит что?» Ответ: «Дом». Это дополнение.

На рис. 4.3 показана схема задания для самопроверки с использо­ванием последовательных шагов.

Инструкция: (Т) ------------- *■ (г) ---------- >■ Гз") -------- *■ ■■■ п

Рис. 4.3. Линейное программирование


 


1 Ньюэлл А., Саймон Г. А. Имитация мышления человека с помощью электронно-вы­числительной машины // Психология мышления. — М., 1965. — С. 461.


1 Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. — С. 122.


180 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий

Порции учебного материала разработаны для того, чтобы вклю­чать задание минимальной сложности.

В этом подходе очевидно преломление идей бихевиоризма, свя­занных с определением единиц навыка, — оперантного обучения и закона эффекта как стимула к новому обучению. Б. Ф. Скиннер счи­тал, что особенность поведения человека в линейном программиро­вании характеризуется вербальностью. Отсюда пропуск в кадре (шаге) слова — это и является основным заданием (найти слова, словосоче­тания, понятия и т. п., которые составляют часть материала, которую надо усвоить).

Приведем еще пример линейной программы.

Учащимся дается такое предложение: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» (М. Ю. Лермонтов). Инструкция: «Разберите предложение по членам». 1-й шаг. Прочитайте предложение.

2-й шаг. Задайте вопрос: «Кто? Что?» Это подлежащее («парус»). 3-й шаг. От подлежащего «парус» задайте вопрос: «Что делает?» Это ска­зуемое («белеет»).

4-й шаг. От подлежащего «парус» задайте вопрос: «Какой?» Это опреде­ление («одинокий»).

5-й шаг. От сказуемого «белеет» задайте вопрос: «Где?» Это обстоятель­ство («в тумане»).

6-й шаг. От обстоятельства «в тумане» задайте вопрос: «В каком?» Это определение («голубом»).

7-й шаг. От обстоятельства «в тумане» задайте вопрос: «Чего?» Это до­полнение («моря»).

8-й шаг. Если вы правильно поставили вопросы и нашли нужные слова, то предложение разобрано по членам верно и можно приступать к разбо­ру следующего по такой же схеме.

Как уже упоминалось, в линейном программировании ученикам предлагаются задания для самоконтроля. Их выполнение свидетель­ствует об усвоенном знании или навыке. Как указывают исследова­тели, безошибочность выполнения заданий на основе линейного про­граммирования достигается в 90% случаев, но только тогда, когда условия заданий идентичны, различается лишь содержание. Иными словами, если задания раньше встречались детям, то и выполнять их легко. Данное обстоятельство свидетельствует о косности навыков и ограниченных условиях их применения.

Учитель создает систему подкреплений, подсказок, ведущих уче­ника к правильному результату, отчего ученик идет к нему достаточ-


Программированное обучение 181

но легко и просто. Однако не сам он ищет правильный путь усвоения знаний и формирования навыков, за него это делает педагог или про­граммированное пособие.

Разветвленное программирование разрабатывалось Н. А. Крауде-ром.

Соответствующая программа предполагает, что наиболее подго­товленные учащиеся могут воспользоваться ею, если свойственный им темп продвижения успешен. Главным оказывается здесь принцип индивидуализации.

Разветвленная программа предполагает различные пути усвоения знания. Школьник минует разветвления, идя по главным шагам и усваивая более сложные порции материала.

Кроме того, важным оказывается и учет возможных затруднений учеников. Критики такой программы указывают, что плохо успеваю­щие ученики усваивают новые знания своеобразно: прочитав зада­ние, они возвращаются к инструкции, где содержатся необходимые сведения. Фактически усвоение нового идет не в прямом порядке, а в обратном — не с усвоения и последующего применения.

В исследовании А. М. Матюшкина разветвленная программа была поделена на две части: содержащую основные сведения, необходи­мые для усвоения, и включающую задание, которое надо было вы­полнить на основе этих сведений. Но этот материал предлагался де­тям не сразу, а поступательно. Правильные и неправильные ответы не давались. Приведем пример.

Первая часть. Отдельные элементы деления обозначены на приведенной

ниже схеме.

Частное

Делимое

Л- = 6-

Делитель

Задание. Найти делимое в выражении:

24: 4 = 6.

Деление часто выражают в форме дроби, как показано ниже, поэтому чис­ло 24 в нашем примере мы называем делимым.

Делимое

"~~-*. п/1 Частное

Делитель

Теперь мы можем сформулировать правило деления числовой степени на другую степень с тем же основанием.


182 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий


Вопросы для повторения 183


 


В виде формулы это правило может быть записано следующим образом:

Ь"

где b — основание степени, атип — показатели степени. Это правило мы можем сформулировать таким образом: когда одна степень с некоторым основанием делится на другую степень с тем же основанием, показатель степени частного есть разность между показателем степени делимого и показателем степени делителя.

Следовательно, при делении степеней производится вычитание одного показателя степени из другого подобно тому, как они складываются при умножении — 3 х 2. Задание. Надо найти частное от деления b на Ь.

В экспериментах, проведенных А. М. Матюшкиным, оказалось, что ни один ученик не сумел выполнить задания, если не смотрел первую часть, содержащую разъяснения. После этого учащиеся вновь возвра­щались к заданию о нахождении делимого в выражении: 24: 4 = 6.

Путь выполнения этого задания позволил исследователю утвер­ждать, что «процесс усвоения учебного материала при разветвлен­ной системе программирования происходит не благодаря, а вопреки предлагаемой системе регулирования процесса усвоения», который требует использовать соответствующие знания. Ученик понимает их смысл и запоминает их для решения поставленной задачи1.

В смешанных системах программированного обучения соединя­лись линейная и разветвленная (сетевидная) программы. Трудности выполнения заданий учениками, когда использовалась вторая из упо­мянутых двух программ, позволили ученым соединить проблемный подход в обучении с программированным. Однако последнее вместе с алгоритмизацией применяется в некоторых средних образователь­ных учреждениях.

Вопросам алгоритмизации обучения посвятил свои исследования Л. Н. Ланда.

Приведем пример использования алгоритмов в обучении.

Чтобы найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел х и у, надо:

1. Разложить оба числа х и у на простые множители (х = Пх,: Щ/;).

2. Найти наименьший множитель первого числа (min х;).

3. Проверить, существует ли хотя бы один множитель в разложении вто­
рого числа, равный наименьшему множителю первого числа (существует
ли t/j - min х,).


Если нет, то переходить к указанию 4. Если да, то переходить к указанию 5.

4. Вычеркнуть наименьший множитель из разложения первого числа и
переходить к указанию 7.

5. Выписать множитель из разложения второго числа, равный наимень­
шему множителю первого числа (выписать y-s = min х,).

6. Вычеркнуть этот множитель из обоих разложений.

7. Проверить, остался ли в разложении первого числа хотя бы один невы-
черкнутый множитель.

Если нет, то переходить к указанию 8. Если да, то переходить к указанию 2.

8. Перемножить все выписанные множители и закончить работу по алго­
ритму1.

Несмотря на известную критику программированного обучения и алгоритмизации, следует иметь в виду, что это позволяет делить учебный материал на порции (дозировать), которые ученику усво­ить легче. Важно также проверочное задание, предлагаемое учаще­муся для самоконтроля. Велика и роль указаний в зависимости от ошибочного результата.

Надежность того, что учебная программа усвоена правильно, со­стоит в обязательной обратной связи, которая как бы «дает старт» к следующему шагу. Вместе с положительными моментами, которые способствуют научению, внутренние процессы усвоения, его трудно­сти и их преодоление остаются вне поля внимания в рамках про­граммированного обучения.

Мы рассмотрели наиболее часто используемые в практике обуче­ния образовательные технологии, построенные на основе теоретиче­ских позиций П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, про­блемного и программированного обучения. Каждый учитель может выбрать в соответствии со своими способностями и особенностями детей наиболее приемлемые.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под образовательными технологиями?

2. Какие образовательные технологии являются наиболее распростра­
ненными?


 


1 Матюшкин А. М. - С. 132-135.


Ланда Л. Н. Алгоритмизация обучения. — М, 1966.


184 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии

3. Какие принципы лежат в обучении, основанном на теории Л. В. Зан-
кова?

4. Что называется умственным действием? Назовите его виды.

5. Какая образовательная технология основана на формировании
умственных действий?

6. Назовите этапы формирования умственных действий.

7. Что такое ориентировочная основа умственного действия?

8. Назовите виды ориентировок в процессе формирования умствен­
ных действий.

9. Придумайте игру, в которой учащиеся могут усвоить непроизно­
симые согласные.

 

10. Почему образовательная технология В. В. Давыдова основана на
теоретическом обобщении?

11. Какой ученый стоял у истоков проблемного обучения? Какие не­
обычные ситуации в обучении свидетельствуют о его проблем­
ном характере?

12. Что такое проблемная ситуация? Назовите типы проблемных си­
туаций.

13. Какие правила создания проблемных ситуаций вы знаете?

14. Каковы правила управления усвоением учебного материала?

15. Почему проблемные ситуации должны создаваться постепенно и ка­
ковы правила этого?

16. Каковы принципы программированного обучения?

17. Что называется шагом в программированном обучении?

18. Какие системы программирования вы знаете? Кто их автор?

19. Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки программи­
рованного обучения?

20. Почему при программированном обучении важна обратная связь?


Рекомендуемая литература 185

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретиче­ского и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.

Запков Л. В. Обучение и развитие. — М., 1975.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2001.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — Рос­тов-на-Дону: Феникс, 1998.

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М., 1976.

Кондратьева С. В. Педагогическая и возрастная психология. — Грод­но, 1990.

Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. - М., 1982. - Вып. 3.

Лайда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. — М., 1966.

Матюшкип А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеря­кова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М, 1981.

Хуторской А. В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001.

ЭльконииД. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.


 


Рекомендуемая литература

Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л. Н. Ланды. - М., 1973. - Вып. 2.

Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умствен­ных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., 1959. - Т. 1.


 


 


Глава 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...