Программированное обучение
Одной из попыток управления познавательной деятельностью учащихся является программированное обучение. В «Психологическом словаре» указывается, что оно представляет собой систему теорети- 178 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий ческих представлений и организационных форм, которые могут помочь учащемуся самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. В 1954 г., когда возникла идея программированного обучения, решалась главная задача — повысить эффективность преподавания благодаря управлению учебной деятельностью, выступающему системообразующим фактором. Данный подход помогает формализовать процесс образования. Можно выделить несколько центральных вопросов в системе программированного обучения. Прежде всего это моделирование, конструирование учебных программ, учебных пособий, учебников, эвристическое программирование и др. Специфика состоит в том, что программированное пособие принимает на себя функции учителя. Ученик может с помощью специальных дидактических средств приобретать необходимые знания и навыки. Фактически это способствует научению, которое, как мы отмечали выше, может быть более эмоциональным, результативным, свободным и целенаправленным. Значит, программированное обучение в отличие от традиционного или проблемного предполагает такую программу, где четко расписаны действия (ходы) учителя и ученика (своеобразная бинарность), но в роли учителя могут выступать не только педагог, но и учебник, обучающая программа и пр. В 1960-е гг. Дж. Гилфорд, А. Ньюэлл, Г. А. Саймон и другие пытались проанализировать мышление с тем, чтобы наиболее общие формализованные закономерности помогли в разработке вычислительных машин и формального интеллекта. Необходимо было создать теорию процессов, лежащих в основе поведения человека, когда он работает над задачей. Его возможно объяснить как проявление последовательности символов, оперирование ими, их копирование и т. п. Ученые указывали, что поведение человека подчиняется определенной программе, включающей группу элементарных информационных процессов1.
В программированном обучении заметны общие и частные дидактические принципы — последовательности, доступности, систематичности. На всех его этапах самой существенной остается возможность управлять усвоением с помощью прямой и обратной связи. Программированное обучение 179 Некоторые ученые (А. М. Матюшкин) указывают и на такие принципы программированного обучения: 1. Дробление материала на отдельные порции-кадры, соответствую 2. Активность процесса усвоения, обеспечиваемая необходимостью 3. Наличие обратной связи (самоконтроля) при выполнении каждо 4. Возможность индивидуализации процесса обучения1. Реализация этих принципов привела к созданию программ-материалов и использованию обучающих машин. В настоящее время наиболее распространенными являются линейная, разветвленная и смешанная системы учебного программирования. Основатель линейного программирования Б. Ф. Скиннер указал основные его черты. Прежде всего оно рассчитано на процедуру, согласно которой все обучаемые должны выполнить одни и те же действия последовательно. Соответственно такие линейные программы рассчитаны на четкое представление умственных возможностей учеников при изучении определенной темы. Принципом линейного программирования является изложение учебного материала, позволяющее его усвоить без ошибок. Например, объясняя разбор предложения «Старый плотник строит дом» по членам предложения, учитель пользуется такой последовательностью шагов:
1-й шаг. Задай вопрос: «Кто?» или «Что?». Ответ: «Плотник». Это подлежащее. 2-й шаг. Что делает плотник? (Что сказано о плотнике?) Ответ: «Строит». Это сказуемое. 3-й шаг. Найди слова, связанные по смыслу с подлежащим, и задай вопрос: «Плотник какой?» Ответ: «Старый». Это определение. 4-й шаг. Найди слова, связанные по смыслу со сказуемым, и задай вопрос: «Строит что?» Ответ: «Дом». Это дополнение. На рис. 4.3 показана схема задания для самопроверки с использованием последовательных шагов. Инструкция: (Т) ------------- *■ (г) ---------- >■ Гз") -------- *■ ■■■ п Рис. 4.3. Линейное программирование
1 Ньюэлл А., Саймон Г. А. Имитация мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Психология мышления. — М., 1965. — С. 461. 1 Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972. — С. 122. 180 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий Порции учебного материала разработаны для того, чтобы включать задание минимальной сложности. В этом подходе очевидно преломление идей бихевиоризма, связанных с определением единиц навыка, — оперантного обучения и закона эффекта как стимула к новому обучению. Б. Ф. Скиннер считал, что особенность поведения человека в линейном программировании характеризуется вербальностью. Отсюда пропуск в кадре (шаге) слова — это и является основным заданием (найти слова, словосочетания, понятия и т. п., которые составляют часть материала, которую надо усвоить). Приведем еще пример линейной программы. Учащимся дается такое предложение: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» (М. Ю. Лермонтов). Инструкция: «Разберите предложение по членам». 1-й шаг. Прочитайте предложение. 2-й шаг. Задайте вопрос: «Кто? Что?» Это подлежащее («парус»). 3-й шаг. От подлежащего «парус» задайте вопрос: «Что делает?» Это сказуемое («белеет»). 4-й шаг. От подлежащего «парус» задайте вопрос: «Какой?» Это определение («одинокий»). 5-й шаг. От сказуемого «белеет» задайте вопрос: «Где?» Это обстоятельство («в тумане»). 6-й шаг. От обстоятельства «в тумане» задайте вопрос: «В каком?» Это определение («голубом»).
7-й шаг. От обстоятельства «в тумане» задайте вопрос: «Чего?» Это дополнение («моря»). 8-й шаг. Если вы правильно поставили вопросы и нашли нужные слова, то предложение разобрано по членам верно и можно приступать к разбору следующего по такой же схеме. Как уже упоминалось, в линейном программировании ученикам предлагаются задания для самоконтроля. Их выполнение свидетельствует об усвоенном знании или навыке. Как указывают исследователи, безошибочность выполнения заданий на основе линейного программирования достигается в 90% случаев, но только тогда, когда условия заданий идентичны, различается лишь содержание. Иными словами, если задания раньше встречались детям, то и выполнять их легко. Данное обстоятельство свидетельствует о косности навыков и ограниченных условиях их применения. Учитель создает систему подкреплений, подсказок, ведущих ученика к правильному результату, отчего ученик идет к нему достаточ- Программированное обучение 181 но легко и просто. Однако не сам он ищет правильный путь усвоения знаний и формирования навыков, за него это делает педагог или программированное пособие. Разветвленное программирование разрабатывалось Н. А. Крауде-ром. Соответствующая программа предполагает, что наиболее подготовленные учащиеся могут воспользоваться ею, если свойственный им темп продвижения успешен. Главным оказывается здесь принцип индивидуализации. Разветвленная программа предполагает различные пути усвоения знания. Школьник минует разветвления, идя по главным шагам и усваивая более сложные порции материала. Кроме того, важным оказывается и учет возможных затруднений учеников. Критики такой программы указывают, что плохо успевающие ученики усваивают новые знания своеобразно: прочитав задание, они возвращаются к инструкции, где содержатся необходимые сведения. Фактически усвоение нового идет не в прямом порядке, а в обратном — не с усвоения и последующего применения.
В исследовании А. М. Матюшкина разветвленная программа была поделена на две части: содержащую основные сведения, необходимые для усвоения, и включающую задание, которое надо было выполнить на основе этих сведений. Но этот материал предлагался детям не сразу, а поступательно. Правильные и неправильные ответы не давались. Приведем пример. Первая часть. Отдельные элементы деления обозначены на приведенной ниже схеме.
Делимое Л- = 6- Делитель Задание. Найти делимое в выражении: 24: 4 = 6. Деление часто выражают в форме дроби, как показано ниже, поэтому число 24 в нашем примере мы называем делимым. Делимое "~~-*. п/1 Частное Делитель Теперь мы можем сформулировать правило деления числовой степени на другую степень с тем же основанием. 182 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий Вопросы для повторения 183
В виде формулы это правило может быть записано следующим образом: Ь" где b — основание степени, атип — показатели степени. Это правило мы можем сформулировать таким образом: когда одна степень с некоторым основанием делится на другую степень с тем же основанием, показатель степени частного есть разность между показателем степени делимого и показателем степени делителя. Следовательно, при делении степеней производится вычитание одного показателя степени из другого подобно тому, как они складываются при умножении — 3 х 2. Задание. Надо найти частное от деления b на Ь. В экспериментах, проведенных А. М. Матюшкиным, оказалось, что ни один ученик не сумел выполнить задания, если не смотрел первую часть, содержащую разъяснения. После этого учащиеся вновь возвращались к заданию о нахождении делимого в выражении: 24: 4 = 6. Путь выполнения этого задания позволил исследователю утверждать, что «процесс усвоения учебного материала при разветвленной системе программирования происходит не благодаря, а вопреки предлагаемой системе регулирования процесса усвоения», который требует использовать соответствующие знания. Ученик понимает их смысл и запоминает их для решения поставленной задачи1. В смешанных системах программированного обучения соединялись линейная и разветвленная (сетевидная) программы. Трудности выполнения заданий учениками, когда использовалась вторая из упомянутых двух программ, позволили ученым соединить проблемный подход в обучении с программированным. Однако последнее вместе с алгоритмизацией применяется в некоторых средних образовательных учреждениях. Вопросам алгоритмизации обучения посвятил свои исследования Л. Н. Ланда.
Приведем пример использования алгоритмов в обучении. Чтобы найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел х и у, надо: 1. Разложить оба числа х и у на простые множители (х = Пх,: Щ/;). 2. Найти наименьший множитель первого числа (min х;). 3. Проверить, существует ли хотя бы один множитель в разложении вто Если нет, то переходить к указанию 4. Если да, то переходить к указанию 5. 4. Вычеркнуть наименьший множитель из разложения первого числа и 5. Выписать множитель из разложения второго числа, равный наимень 6. Вычеркнуть этот множитель из обоих разложений. 7. Проверить, остался ли в разложении первого числа хотя бы один невы- Если нет, то переходить к указанию 8. Если да, то переходить к указанию 2. 8. Перемножить все выписанные множители и закончить работу по алго Несмотря на известную критику программированного обучения и алгоритмизации, следует иметь в виду, что это позволяет делить учебный материал на порции (дозировать), которые ученику усвоить легче. Важно также проверочное задание, предлагаемое учащемуся для самоконтроля. Велика и роль указаний в зависимости от ошибочного результата. Надежность того, что учебная программа усвоена правильно, состоит в обязательной обратной связи, которая как бы «дает старт» к следующему шагу. Вместе с положительными моментами, которые способствуют научению, внутренние процессы усвоения, его трудности и их преодоление остаются вне поля внимания в рамках программированного обучения. Мы рассмотрели наиболее часто используемые в практике обучения образовательные технологии, построенные на основе теоретических позиций П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, проблемного и программированного обучения. Каждый учитель может выбрать в соответствии со своими способностями и особенностями детей наиболее приемлемые. Вопросы для повторения 1. Что понимается под образовательными технологиями? 2. Какие образовательные технологии являются наиболее распростра
1 Матюшкин А. М. - С. 132-135. Ланда Л. Н. Алгоритмизация обучения. — М, 1966. 184 Глава 4. Психологические основы образовательных технологии 3. Какие принципы лежат в обучении, основанном на теории Л. В. Зан- 4. Что называется умственным действием? Назовите его виды. 5. Какая образовательная технология основана на формировании 6. Назовите этапы формирования умственных действий. 7. Что такое ориентировочная основа умственного действия? 8. Назовите виды ориентировок в процессе формирования умствен 9. Придумайте игру, в которой учащиеся могут усвоить непроизно
10. Почему образовательная технология В. В. Давыдова основана на 11. Какой ученый стоял у истоков проблемного обучения? Какие не 12. Что такое проблемная ситуация? Назовите типы проблемных си 13. Какие правила создания проблемных ситуаций вы знаете? 14. Каковы правила управления усвоением учебного материала? 15. Почему проблемные ситуации должны создаваться постепенно и ка 16. Каковы принципы программированного обучения? 17. Что называется шагом в программированном обучении? 18. Какие системы программирования вы знаете? Кто их автор? 19. Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки программи 20. Почему при программированном обучении важна обратная связь? Рекомендуемая литература 185 Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. Запков Л. В. Обучение и развитие. — М., 1975. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2001. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М., 1976. Кондратьева С. В. Педагогическая и возрастная психология. — Гродно, 1990. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. - М., 1982. - Вып. 3. Лайда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. — М., 1966. Матюшкип А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М, 1981. Хуторской А. В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001. ЭльконииД. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
Рекомендуемая литература Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л. Н. Ланды. - М., 1973. - Вып. 2. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., 1959. - Т. 1.
Глава 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|